up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Индийский тук-тук - что это такое?

Индийский тук-тук - что это такое?

Есть в Индии вид общественного транспорта, которым лучше не пользоваться пассажирам с неустойчивой психикой, людям с расшатанными нервами и тем, кого не берут в космонавты - трусам и паникерам. Но если жизнь вам показалась пресной, а тяга к экзотике оказалась непереносимой, то обязательно прокатитесь на самом распространенном индийском транспортном средстве - моторикше, известном еще как авторикша или тук-тук.

моторикша индия

фото: flickr.com

Вам предстоит проделать путь в адском бензиновом чаду, "насладиться" солнцепеком улиц, проторчать в неизбежных пробках, оглохнуть от какофонии автомобильных клаксонов, зажмуривать глаза при неожиданных резких маневрах тук-тука, а в конце путешествия еще и поругаться с водителем, безбожно заломившем плату за проезд, но, несмотря на это, разве можно находясь в Индии, хотя бы разок не прокатиться на трехколесной моторикше! Особенно когда кошелек у вас не распух от рупий и нет желания в пути знакомиться с биржевыми новостями в утренней газете, комфортно устроившись в кондиционированном салоне престижного авто.

Моторикш в любом индийском городе хоть пруд пруди. Обычно они желто-черные, но в столице страны Нью-Дели попадаются и с оранжевым окрасом. Это "спецтранспорт" для женщин и только для них. Пассажиркам в сари в оранжевых тук- туках не надо бояться приставаний в пути. Водители таких моторикш тоже женщины, и мужчинам поездки в них возбраняются. Да и уважающий себя индийский мачо в такой транспорт не сядет даже под дулом пистолета - насмешки его будут преследовать до конца жизни. В индийской финансовой столице Мумбаи (Бомбее) с недавних пор стали бегать авторикши цвета поданного к столу нежного лосося. У них тоже водители женщины и предназначены они тоже в основном для перевозки представительниц прекрасной половины мумбайского населения, но в отличии от Нью-Дели они могут подвести и мужчин и те от таких предложений, говорят, не отказываются.

Степенная 45-летняя Чайя Мохит, первая женщина в Мумбаи, которая села в кабинку тук-тука. О ней сегодня пишет газета "Таймс оф Индиа" явно в расчете на то, что почин Чайи живо подхватят ее соотечественницы в других городах страны. А это очень важно. Власти решили трудоустроить женщин из малообеспеченных семей и предложили им стать водителями моторикш. В Мумбаи пока число таких охотниц ограничивается девятнадцатью, и лидер среди них Чайя Мохит. "Водить тук-тук интереснее, чем заниматься домашней работой. Я могу заработать больше денег и спокойнее смотреть в будущее, - призналась она в интервью газете, не без гордости добавив, что научилась управлению всего за два месяца. - Получив эту работу мне даже расхотелось ездить на велосипеде. Я стала независимой и от этого счастливой!" Чайя мечтает зарабатывать не меньше 1000 рупий (15 долларов) за день работы и желает такого заработка остальным коллегам. Для простых индийцев это неплохие деньги, поэтому скоро в Мумбаи будет больше авторикш лососевого цвета с женщинами водителями. Сейчас 40 жительниц этого мегаполиса обучаются этой профессии и интерес к ней проявили еще не меньше пяти сотен.

Тук-туки действительно могут подарить этим женщинам хороший шанс зарабатывать самим, стать независимыми и, не побоимся сказать, более современными, что ли. А между тем этот вид транспорта совсем не новый. Самые первые модели рикш, в которые впрягались люди, стали колесить во Франции еще при Людовике ХIV. В 1870 году какой-то предприимчивый американский миссионер сумел запатентовать эту повозку, чтобы возить в ней свою больную жену. Потом рикши во множестве появились в Японии, а оттуда позже "переехали" в Индию. Человек впрягался в их оглобли, тянул за собой коляску с ездоком и по сути вез его на себе самом. Во времена СССР нашим людям строго настрого запрещалось в Индии ездить на рикшах, чтобы не допускать тем самым эксплуатацию человека человеком. По сути этот запрет был правильным, ведь только бездушные капиталисты и могли поступать таким образом. Однако всякий рикша мечтал заработать, чтобы кормить свою семью, и отсутствие клиентов обрекло бы его на катастрофу. Об этом мы тогда особо не задумывались, а, наверное, зря. Прогресс тем временем не стоял на месте и в 1930 году появилась первая велорикша, конструкция которой напоминала трехколесный велосипед. "Водитель" нажимал на педали, а не бежал босоногий по раскаленному от солнца асфальту индийских городов. Но профессия рикши с приставкой "вело" все равно оставалась трудной и даже очень. Попробуйте подняться по горке с сидящими в коляске седоками, равнодушно взирающими на муки "водителя", который из последних сил пытается преодолеть подъем. А были и до сих пор есть в Индии и грузовые велорикши, и работающие ими люди напоминают ломовых лошадей, везущих неподъемную поклажу.

Картина сильно изменилась с появлением моторикш, оснащенных мотором экипажей на 2-3 человека. Индийский моторикша съедает 1 литр бензина на 35 км пути, он эффективен и поездка на нем обходится совсем недорого. Правда тук-тут не отнести к безопасным средствам передвижения. Аварийность у них высокая и это надо учитывать. Но все равно, разве можно в Индии хотя бы разок не проехаться на трехколесном создании с таким забавным названием. Ну что, садимся и в путь?



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее