![]() Малоизвестная катастрофа на море. На протяжении многих лет возникают различные версии этого происшествия, поскольку официальный отчет сложно назвать исчерпывающим. Штатная комплектация подводного корабля проекта 035 предполагает 55-57 представителей личного состава. Однако к моменту аварии на борту лодки № 361 находились 70 человек. Формально китайская сторона указала наличие курсантов в качестве дополнительного персонала, но имеется ряд обстоятельств, которые позволяют в этом усомниться. Основаниями для вывода о том, что выход в море номера 361 не был обычным, являлось присутствие не только лиц сверх штата, но еще и контр-адмирала Чэна. фото: img.bemil.chosun.com 25 апреля 2003 года команда рыболовецкого судна обнаружила необычный предмет. Им оказался перископ в медленном дрейфе над поверхностью воды. Рыбаки уведомили о находке Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК). Те, в свою очередь, срочно отрядили два корабля для выполнения поисково-разведывательных мероприятий. Начальным предположением командования ВМС НОАК стали подозрения относительно действий японской либо южнокорейской субмарины. Но когда к объекту без признаков управляемости вышли китайские моряки, выяснилось: им оказалась одна из дизель-электрических подлодок КНР класса «Мин» (номер 361). Команда, выполнявшая досмотр субмарины 26 апреля, констатировала, что все 70 представителей личного состава на борту обнаружены на своих постах без признаков жизни. 2 мая 2003 года Цзян Цзэминь – председатель Центрального военного совета ЦК КПК и бывший Председатель КНР – признал факт трагического инцидента. В заявлении отмечалось, что военные моряки жертвенно выполнили свой долг, а причиной катастрофы расплывчато указана «техническая неполадка». Спустя месяц результаты расследования привели к отставке ряда высших офицеров, в том числе, политрука Северного флота Китайской Народной Республики и командующего этим же флотом. Кроме того, от шести до восьми представителей руководства ВМС были сняты со своих постов либо понижены в должности/звании за «ненадлежащее командование и контроль». Позже появилось сообщение о визите Цзяна и действующего Председателя КНР – Ху Цзиньтао – на восстановленную подлодку и встрече с семьями погибших. В целом, руководство Китая не замечено в стремлении предавать огласке данные об инцидентах в военной сфере. Например, КНР не оглашает результаты расследований катастроф реактивных истребителей, а ранее там никогда публично не признавали факты аварий на субмаринах. Некоторых комментаторов удивило то, что Пекин вообще признал подобный случай. Отдельные эксперты даже связали необычное поведение властей с современной критикой попыток китайского руководства скрыть масштабы распространения атипичной пневмонии. Субмарина проекта 035 (класс «Мин») – являлась образцом устаревшей подлодки второго поколения. Фактически, это – копия советских кораблей проекта 633 (класса «Ромео» по классификации НАТО), которые – в свою очередь – были сконструированы в Советском Союзе на основе так называемой «электрической» лодки кригсмарине (тип XXI). Последняя была создана немецкими кораблестроителями в конце Второй мировой войны. Проект 633 ROMEO Несмотря на то, что первые две субмарины - «нольтридцатьпятки» спущены на воду уже в 1975 году, они представляли довольно легкую для обнаружения мишень по сравнению с паритетными, но более современными «одноклассницами» российского и американского флотов. Китайское военное ведомство эксплуатировало множество дизельных подлодок, однако их низкая мореходность вынуждала командование в ту пору не отправлять их дальше прибрежных акваторий. Впрочем, даже с такими характеристиками обновленные корабли класса «Мин» сходили со стапелей китайских производств до 1990-х годов. Лодка с номером 361 относилась к поздней модификации класса, а именно – проекту 035G «Мин III», оснащенного подводными противолодочными торпедами. В строй китайских ВМС лодка с обозначением 361 вступила в 1995 году. Местом базирования 12-й бригады подплава, сформированной из нового корабля и таких же субмарин (номера от 359 до 362), стала провинция Ляонин. «Мин III» №361 принимала участие в учениях ВМС в акватории Бохайского залива Желтого моря восточнее Пекина и Тянцзина. Вне рамок привычной ситуации было то, что на ее борту пребывал старший морской офицер – контр-адмирал Чэн Фумин. Согласно последней записи в бортовом журнале от 16 апреля лодка начала скрытный переход от острова Чаншан в базу Вейхай провинции Шаньдун.
Поскольку экипаж соблюдал режим радиомолчания, чины ВМС НОАК не подозревали о дальнейших событиях еще в течение 10 дней. Сведения о том, в каком положении находился №361 на момент обнаружения, не достоверны. Некоторые сообщения указывают на то, что корабль пребывал в погруженном состоянии, однако тот факт, что его удалось попросту отбуксировать в гавань, свидетельствует: лодке удалось подвсплыть или даже оказаться на поверхности. На протяжении многих лет возникают различные версии этого происшествия, поскольку официальный отчет сложно назвать исчерпывающим. Штатная комплектация подводного корабля проекта 035 предполагает 55-57 представителей личного состава. Однако к моменту аварии на борту лодки № 361 находились 70 человек. Формально китайская сторона указала наличие курсантов в качестве дополнительного персонала, но имеется ряд обстоятельств, которые позволяют в этом усомниться. Основаниями для вывода о том, что выход в море номера 361 не был обычным, являлось присутствие не только лиц сверх штата, но еще и контр-адмирала Чэна. Так, часть комментаторов выступила с предположением: дополнительная команда проводила испытания автономной воздушной двигательной установки (Стирлинга). Этот движитель призван обеспечить дополнительную скрытность и длительность пребывания под водой. Известно, что в программе испытаний установки принимала участие подлодка того же класса № 308. Вскоре двигателем Стирлинга оснастили субмарины проекта 041 (класс «Юань»), которые остаются в строю и в наши дни. Проект 041 класс Юань Другая версия инцидента предполагает попадание забортной воды в аккумуляторные установки, что привело к ее смешиванию с кислотой, содержащейся в батареях. В результате реакции выделился токсичный газ – хлор, который и убил экипаж. Согласно публикации гонконгского издания «Син Тао Дэйли», субмарина выполняла учебную задачу, включавшую «опасное» противолодочное маневрирование. В результате «ошибки, спровоцированной человеческим фактором», развился неконтролируемый дифферент лодки на нос, и она застряла в грунте. Впрочем, наиболее распространенное сегодня объяснение причин катастрофы впервые появилось на станицах гонконгской газеты «Вэнь Вэй По». Издание, известное про-пекинской ориентацией, утверждало: моряки задохнулись из-за неполадок дизельного двигателя. Классические или ныряющие подлодки с дизель-электрической силовой установкой используют дизель для подзарядки аккумуляторов, обеспечивающих запас хода под водой. Обычно его запускают в надводном положении, но – для обеспечения скрытности – лодка может идти на этом двигателе/продолжать зарядку батарей, находясь на так называемой шнорхельной глубине. Это – глубина подвсплытия, которая обеспечивает подачу воздуха в дизель через специальную трубу (шнорхель). Сама труба оборудована системой клапанов автоматической герметизации, предотвращающих попадание в корабль забортной воды, если шнорхель окажется под морской поверхностью. По утверждению «Вэнь Вэй По», на 361-й лодке работала дизельная установка, когда клапан подачи воздуха оказался перекрытым из-за высокой волны либо возникла неисправность системы питания атмосферным воздухом. Как бы то ни было, автоматического отключения двигателя, штатно предусмотренного в таких ситуациях, не произошло. Судя по всему, дизель израсходовал большую часть воздуха в отсеках корабля всего за две минуты. Уже на первой минуте члены экипажа могли испытывать головокружение и затрудненность дыхания; на второй – наступила потеря сознания. Резкое снижение давления внутри корпуса лодки сделало практически невозможным открытие люков подводниками. Эту же версию повторила и статья агентства «Рейтерс» 2013 года, дополненная предположением о том, что к фатальным последствиям могло привести нештатное поступление во внутренний объем корабля выхлопных газов. Любой из описанных сценариев свидетельствует как о серьезных недочетах в подготовке экипажа, так и о конструктивных недостатках самой лодки. Недавняя трагическая гибель аргентинской субмарины «Сан-Хуан», пожар на российских подлодках класса «Кило» у швартовочной стенки бухты Владивостока (Москва утверждает, что это были плановые учения), затопление дорогостоящей атомной лодки «Арихант» индийских ВМС, к счастью, не повлекшее жертв – все эти инциденты позволяют сделать следующий вывод. Оставаясь едва ли не самым грозным классом вооружений на планете, подводный флот в ходе эксплуатации преподносит крайне опасные ситуации даже в мирное время. Даже малейшие нарушения правил этой самой эксплуатации, требований к дисциплине и выучке экипажей или отступления от надлежащего использования мат. части могут стремительно превратить скрытных морских хищников в подводные могилы. Предотвратить смертельные катастрофы в мирный период способно только неукоснительное следование нормам производства и сборки, технического обслуживания и требованиям к подготовке личного состава. Воплощать комплекс перечисленных стандартов под силу далеко не каждому государству. Но ВМС НОАК демонстрирует такое стремление, судя по необычайной скорости, с которой Китай наращивает численность и профессионализм своих вооруженных сил. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |