up
Свернуть

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно аналитическое издание 

Люфтваффе асы вермахта: история самой эффективной авиации

Люфтваффе асы вермахта: история самой эффективной авиации

Люфтваффе (нем. Luftwaffe воздушные силы Германии) был одной из самых элитных военных подразделений нацистской Германии от начала его существования вплоть до мая 1945 года, когда страна капитулировала по результатам Второй Мировой войны. Мальчишки мечтали служить в летных эскадрильях, собирали статьи о легендарных летчиках, знали все самолеты. Сформированные в рекордные сроки, ВВС Германии обеспечили ей победу во многих военных операциях, сыграли огромную роль, как в истории Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом.

asy_lyuftvafeye.jpg

фото: feldgrau.info

Люфтваффе имело четко организованную структуру. Все военно-воздушные силы были поделены на воздушные флоты, отвечающие каждый за определенную территорию, всего их было 5 (позже цифра выросла до 9). Каждый флот состоял из корпусов и дивизий.

Структура и задачи Люфтваффе

Основные боевые единицы люфтваффе – эскадры подразделялись на группы, а те на эскадрильи. Каждая эскадра выполняла определенные задачи. Были такие эскадры: истребители, ночные истребители, тяжелые истребители, штурмовики, ночные штурмовики, бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, скоростные бомбардировщики, транспортники, учебно-боевые, специального назначения.

Помимо этого, отдельную структуру имели морские и разведывательные части люфтваффе, части специального назначения и наземные воинские подразделения: части связи, зенитно - артиллерийская, парашютно-десантная и пехотная части.

Тактика воздушного боя Люфтваффе

Хорошо продуманная тактика Люфтваффе обеспечивала победы в воздушных боях и перенималась авиацией других стран. Вот основные из ее принципов.

1. Немецкая армия первая стала применять авиацию не просто, как отдельный вид войск, но и как сопровождение других родов войск, сообщая о слабых местах в строю противника и расчищая дорогу налетами перед атакой танков и пехоты.

Люфтваффе в небе

2. Воздушные бои проводились продуманно. Вылеты истребители совершали не поодиночке, а двойками или четверками, отрабатывая совместные маневры многие летные часы. При этом, в отличие от авиации других стран того времени, пилоты Люфтваффе предпочитали маневры не в горизонтальных плоскостях, а в вертикальных. Так, нападая с большой высоты, они пикировали на самолеты противника, а оказываясь ниже самолета врага, обстреливали его «брюхо».

3. Еще одна особенность, подлет проводили максимально незаметно, либо со стороны облаков, либо со стороны солнца и всегда на максимальной скорости – это давало преимущество за счет неожиданности и стремительности, и не оставляло времени противнику приготовиться к бою. При этом, сразу после внезапной атаки, летчики уходили от врага, не вступая в маневренный бой.

4. Тактическим ходом было и сохранение численного превосходства. Если самолетов противника было больше, пилоты люфтваффе просто покидали поле боя для перегруппировки.

5. Нельзя не отметить и того, что проводить воздушно-десантные операции первыми стали также ВВС Германии. В 1940 году была произведена первая в мире воздушно-десантная операция, по захвату укрепленного бельгийского форта Эбен-Эмаля. Десантники сыграли значительную роль в капитуляции Норвегии в период Второй мировой войны, участвовал во многих других военных операциях.

История создания Люфтваффе

История Люфтваффе (в переводе «Воздушное оружие») начинается еще во времена Первой Мировой войны, когда со стороны Германии поддержку с воздуха осуществляли «Имперские военно-воздушные силы». По окончании войны в 1918 году, проигравшей Германии, по результатам Версальского договора, запрещалось иметь авиацию, воздушный флот был расформирован.

КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк

Однако уже в 1922 году, запрет на создание гражданской авиации был снят, и начался ее бурный расцвет. Крупные заводы такие как «Дюнкерс», «Хейнкель», «Дорньер» занимались самолетостроением, разрабатывая новые конструкции и совершенствуя летающие машины.

Авиакомпания «Люфтганза» получила вторую жизнь и обеспечила коммерческие рейсы в страны Западной Европы. При этом, она была признана лучшей авиакомпанией того времени – современные самолеты на порядок обходили деревянные бипланы авиакомпаний других стран. Это время для Германии ознаменовано массовой заинтересованностью в авиации – повсеместно создаются авиационные клубы, летные кружки, а планеризм становится спортом №1.

Герман Геринг в Первой мировой войне

Герман Геринг в Первой мировой войне

15 мая 1933 года создается Имперское министерство авиации, что и считается датой создания Люфтваффе. На это время, Германия имела уже солидный арсенал самолетов. На пост командующего был назначен Герман Геринг, бывший летчик-истребитель времен Первой Мировой войны. Под его руководством появляются военные разработки, хоть пока еще в режиме секретности. Но уже в 1934 году в Германии была создана эскадрилья истребителей. Далее были созданы эскадрильи всех других типов авиации. Удивительно, но, несмотря на явное нарушение Версальского договора, ни одна из стран его подписавших, не высказала претензий к Германии по этому поводу.

Секретные разработки Третьего Рейха: проект "Колокол"

26 февраля 1935 года Гитлер подписал указ о создании военно-воздушных сил. После этого началась усиленная подготовка летчиков-истребителей, наращивалась военная авиация. Для проверки новых самолетов, а также для подготовки летчиков высокого класса, не хватало реальных военных операций. Подходящей возможностью стала Гражданская война в Испании в 1936 году. Несмотря на официальные уверения о невмешательстве, Германия отправила в поддержку лидера националистов Франциско Франко порядка 15 000 бойцов.

Испания стала полигоном для испытания новых Юнкерс-87 «Штука» (Junkers Ju 87) и истребителей Мессершмитт – 109. Именно там Люфтваффе продемонстрировала новую жесткую тактику ведения боя – массированная бомбардировка городов. Обстрел Герники остался в истории примером эффективного и беспощадного способа ведения войны, которая впоследствии не раз будет применяться нацистской Германией.

немецкий Юнкерс-87 Штука

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87 «Штука»

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, ознаменовав начало Второй Мировой войны. Люфтваффе сыграла в нападении первостепенную роль. Точечная бомбардировка центров связи, командных пунктов, узлов снабжения сеяли панику в рядах противника. Массированная бомбардировка столицы Варшавы полностью соответствовало плану «блицкриг» - Польша капитулировала через три недели после начала бомбардировки своей столицы.

В апреле 1940-го года, нацистская Германия продолжила реализацию «блицкрига» и Люфтваффе вновь были передовым отрядом для его осуществления. Так бомбардировки мостов и узлов связи, командных пунктов, авиабаз помогли захватить Данию буквально за несколько часов.

Относительно быстрым был захват Югославии, а также Франции, которая в тот момент проводила реорганизацию своих войск и не могла дать должного отпора захватчикам.

Тем не менее, авианалеты и обстрел берегов Британии, в попытке вынудить ее подписать капитуляцию, не привел к желаемому. Завязывались воздушные бои, в которых Люфтваффе теряло и опытных пилотов, и боевые машины. У английских пилотов было огромное преимущество, возможность читать немецкие шифровки, что давало им возможность упреждать удары авиации Люфтваффе. Началось самое длительное авиационное сражение в истории, длившееся с июля 1940 года по май 1941-го, получившее название «Битва за Британию».

атака люфтваффе на Лондон

Бомбардировки Люфтваффе над Лондоном

Нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года началось, как обычно с налета авиации, которая уничтожала стратегические цели, в том числе и военные самолеты на авиабазах. Первые дни атак имели головокружительный успех для Люфтваффе, как обычно. Тем не менее, командование Германии не учитывало возможности своего врага.

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Промышленность СССР производила колоссальное количество военных машин, советские летчики перенимали тактику у пилотов Люфтваффе, инженеры изучали конструкции немецких самолетов. К тому же дальность расстояния, которое требовало большого расхода топлива и климатические условия Советской России – все это играло против военно-воздушных сил фашистской Германии.

На Люфтваффе в этой войне накладывались и дополнительные обязанности. Помимо точечных бомбардировок, тактического сопровождения войск, разведки, значительные силы ВВС должны были обеспечивать снабжение армии по воздуху. Для этого были разработаны новые самолеты, один из них Мессершмитт Ме-323 «Гигант» имел грузоподъемность до 23 тонн, что превосходило все возможности авиации до этого. Так, транспортник Ju-52, применявшийся ранее, Ме-323 превосходил по грузоподъемности почти в пять раз при меньшем (почти в два раза) расходе топлива.

Мессершмитт Ме-323

Военно-транспортный самолёт Германии Messerschmitt Me.323 Gigant

Битва под Москвой была первой неудачей плана «Барбаросса», оказалось, что бомбардировщики не в состоянии вести продолжительные бои, кроме того опытные летчики столкнулись с невиданной самоотверженностью советских пилотов.

Войска Германии отступили, в 1942 году основной удар был направлен по южной части СССР. Стратегия точечной бомбардировки, показавшая свою эффективность во многих боях, принесла свои плоды, массированные удары наносились по крупным городам, почти полностью был разрушен Севастополь. Ключевой вехой стала битва за Сталинград, сюда были собраны колоссальные силы, в том числе и воздушного флота. Победить своего противника, однако Германии в этой битве не удалось.

В качестве оправдания неудачи, Люфтваффе отмечали и износ техники, и резко сократившееся число опытных пилотов: старые погибали в многочисленных боях, а летные часы для подготовки новых летчиков были сокращены на треть для скорейшей их отправки на боевые операции. Отмечалось также, что часть сил оттягивали западный фронт, велась бомбардировка городов Британии и защита своих городов от ответных бомбардировок. Но даже тогда Люфтваффе оставался элитным военным подразделением, куда стекались тысячи добровольцев.

Люфтваффе сбитый самолет

Крестьяне рассматривают сбитый самолёт Люфтваффе

Впоследствии, после перехода СССР в наступление, помимо оборонительных воздушных боев у ВВС оставалось еще немало задач: снабжение, поддержка войск. Гибло огромное количество самолетов, всего за два месяца отступления после Курского сражения авиация потеряла порядка 2000 боевых машин. Инженеры-конструкторы, увлеченные бомбардировкой Великобритании, тратили громадные средства на разработку и строительство самолетов-снарядов Фау-1 и Фау-2, в то время как фронт нуждался в истребителях и бомбардировщиках.

ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

История Люфтваффе заканчивается в день падения нацистской Германии, возглавлял ВВС на тот момент генерал-фельдмаршал Роберт риттер фон Грейм, Герман Геринг сложил свои полномочия после неудачного государственного переворота 23 апреля 1945 года, он был арестован в начале СС Гитлера, а 8 мая союзными войсками.

Историки признают Люфтваффе самой эффективной авиацией времен Второй Мировой войны. Использование новейших конструкторских особенностей, тщательно разработанная тактика, опытность пилотов обеспечило фашистской Германии преимущество в воздухе на целое десятилетие существования Люфтваффе.

24.02.2019 11:50

Что будет, если в джунглях поставить зеркало: интересный эксперимент
Интересно, как будут дикие животные джунглей реагировать на зеркало, увидев в нем свое отражение?
«Охотник» выходит из тени: на форуме «Армия» впервые покажут российский ударный БПЛА
Ударный беспилотник будет представлен на открытой площадке конгрессно-выставочного центра «Патриот».
Город мусорщиков: Заббалин
Когда среднестатистический россиянин выбрасывает пакет с мусором в мусорный бак, он, как правило, не задумывается о дальнейшей судьбе.
Субтеррины: подземные лодки секретные разработки СССР и Германии
Субтеррины – это не только придумка писателей-фантастов. Над подземными лодками работали выдающиеся ученые сразу нескольких стран.