up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Армия / ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

ПТ-САУ «Ягдтигр»  гитлеровское чудовище  потерпевшее колоссальный крах

В середине Второй мировой войны нацистская Германия решила взять свою огромную 128-миллиметровую зенитную пушку и прикрепить ее к самому большому и опасному танку. Результатом стал чудовищный Ягдтигр («Охотящийся тигр») – самый тяжелый танк за всё время Второй мировой войны, даже тяжелее, чем современные M1 Abrams и Leopard 2. Но ужасающая масса машины оказалась ее слабым звеном.

pt_sau_yagdtigr

фото: youtube.com

Во время Второй мировой немецкие фабрики производили многочисленные безбашенные штурмовые (Sturmgeschutz) и противотанковые орудия (Jagdpanzers), разработанные на базе главных танковых корпусов. Хотя отсутствие турели сделало их менее эффективными в наступательных операциях, в них было множество плюсов. Строительство обходилось дешевле, они могли нести более тяжелые орудия и броню, оставались высокоэффективными для засады на вражеские танки или обеспечения огневой поддержки. Таким образом, безбашенная версия огромного танка Тигр II рассматривалась как естественная платформа для 128-миллиметровой пушки. Полномасштабный деревянный макет Ягдтигра был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года, и фюрер с энтузиазмом одобрил производство.

Ягдтигр был почти одиннадцать метров в длину и три метра в высоту. Его вес составлял семьдесят девять тонн – или восемьдесят три, с учетом боеприпасов и экипажа из шести человек. Большая часть этого веса ушла на 250-миллиметровую казематированную защитную броню, в которой размещалось основное орудие. Однако нижний корпус был толщиной всего пятнадцать сантиметров, а боковые и задние по восемь. Таким образом, хотя передняя броня была практически неуязвимой, танк оставался не защищенным от выстрелов сбоку, сзади и сверху.

ПТ-САУ «Ягдтигр» Sd.Kfz.186 «Охотящийся тигр»

Гигантская машина сохранила тот же двигатель Maybach HL 230 P30 на 690 л. с., который использовался на танке Пантера, хотя Ягдтигр был на 60% тяжелее. Теоретически способный преодолевать 21 милю в час, «движущийся бункер» остановился на практическом показателе 9 миль в час по пересеченной местности, а его характеристики потребления топлива были ограничены диапазоном от пятидесяти до семидесяти пяти миль. Мотор просто не имел достаточной мощности и, как и ожидалось, ломался с пугающей частотой.

sau_yagdtigr

Брошенный Ягдтигр – местная достопримечательность 

128-миллиметровое орудие Pak 44 имело только 10 градусов поворота с каждой стороны. Его 27 килограммовые снаряды летели со скоростью 950 метров в секунду, с дальностью до 24 км., при использовании их для непрямого огня. Сорок двухсоставных боеприпасов должны были поставляться двумя погрузчиками, а пушку нужно было постоянно выравнивать после выстрела. У Ягдтигра также был установленный в корпусе пулемет, а иногда и второй зенитный пулемет в задней части двигателя.

Специалист по Тиграм танкист-ас Отто Кариус (на его счету более 150 танков и САУ) не был в восторге от этого «секретного оружия, которое все еще могло спасти Германию», как сказано в его автобиографии «Тигры в грязи»:

тяжелый советский танк КВ-2 

КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк 

«Любое значительное перемещение пушки требовало перемещения всего транспортного средства. Из-за этого коробка передач и рулевые дифференциалы вскоре вышли из строя. ... Также потребовалась лучшая идея для шлюза восьмиметровой пушки нашего «Охотящегося тигра». Его нужно было убирать извне при столкновении с противником. Конечно, было необходимо заблокировать ствол во время передвижения по дороге. В противном случае горные кронштейны износились бы слишком быстро, и точное прицеливание было бы невозможно. ... Мы обнаружили, что пушка из-за ее огромной длины сильно страдала даже в результате короткого движения на дороге, и при наведении она больше не совпадала с положением оптики».

Ягдтигр предназначался для «отстреливания» вражеских танков с расстояния в 3-4 км., при котором он оставался неуязвимым для ответного огня. Это была прекрасная концепция – в Германии уже был Pak 43 – противотанковая пушка 71 калибра, которая могла пробивать самые тяжелые танки союзников (такие как Черчилль VII и ИС-2). Она уже успешно работала на Ягдпантере, 50-тонном истребителе танков с превосходной мобильностью и все еще грозной броневой защитой.

У Pak 44 было примерно такое же максимальное проникновение, как и у Pak 43. Хотя по общему признанию, его более тяжелые снаряды сохраняли большую энергию для дальних выстрелов. Однако, даже стандартные немецкие 75-миллиметровые орудия были очень эффективны против многочисленных типов танков союзников – американского M4 Шерман, советского T-34. Несмотря на свои отдельные преимущества, Pak 44 был классическим вариантом оружия избыточной мощности.

proizvodstvo_sau_yagdtigr

Корпуса САУ Ягдтигр в цехе

В период с февраля 1944 года по май 1945 года завод Nibelungenwerk (Нибелунгенверке) в Санкт-Валентин, Австрия, произвел только 80-88 корпусов Ягдтигр. У большинства были системы подвески с девятью колесами, хотя 11 имели более дешевую, но менее крепкую конфигурацию с восемью колесами, разработанную Порше. По сообщениям, из-за нехватки 128-миллиметровых пушек четыре Ягдтигра были экипированы Pak 43.

653-й опоздал на битву в Арденнах

К концу Второй мировой войны боевой дух немецких сил был подорван ограниченными запасами топлива, быстрой потерей территории и ухудшением линий снабжения. В этой неблагоприятной ситуации Ягдтигр требовал много топлива и деталей, часто ломался при попытках передвигаться на короткие расстояния.

Его было трудно буксировать – по сообщениям, требовался восстановительный Bergepanther (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и два первопроходца Sd.Kfz.9 (полугусеничный бронированный тягач). В результате несколько эвакуационных машин приходилось на каждый Ягдтигр, уничтоженный огнем противника, заброшенный или подорванный собственным экипажем из-за поломок двигателя, закончившегося топлива или незначительных боевых повреждений.

653-й тяжелый танковый батальон, в котором ранее действовали негабаритные противотанковые орудия «Элефант» (StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger), начал получать свои первые Ягдтигры в сентябре 1944 года. Хотя Ягдтигр был бы хорошим противодействием советским тяжелым танкам ИС-2, Гитлер лично поручил танковым истребителям сражаться с западными союзниками в Арденнском наступлении, полагая, что они преуспеют там с большей вероятностью. Однако, несмотря на то, что некоторые американские подразделения по ошибке утверждали, что столкнулись с Ягдтиграми в битве при Арденнах, в действительности зимняя погода и механические проблемы не позволили им даже достичь линии фронта.

Взвод из трех Ягдтигров действительно участвовал в «операции Нордвинд» и последующем наступлении, нацеленном на французский Страсбург. Боевой дебют 4 января 1945 года был неудачным: при наблюдении со склона недалеко от французского города Римлинг, Ягдтигр 134 был поражен в уязвимую боковую броню из гранатомета или САУ М36, вызвав взрыв боеприпасов и гибель экипажа. Два сопровождающих Ягдтигра скрылись. Позже, в этом месяце, охотники за тяжелыми танками добились большего успеха в уничтожении нескольких вновь занятых бункеров линии Мажино и пары Шерманов.

podbityy_yagdtigr_foto

Уничтоженная и брошенная самоходка Ягдтигр

К 23 января 653-й, наконец, достиг своей полной силы в сорок два Ягдтигра, при поддержке шести зенитных танков Möbelwagen и Wirbelwind. Однако через неделю, после 200 километрового дорожного марша, из-за поломок, осталось только двадцать два Ягдтигра в рабочем состоянии. В феврале подразделение использовало свои пушки в качестве самодельной артиллерии, а с 14 марта вступило в серию острых сражений, начиная с уничтожения танковой колонны Шерманов. На следующий день батальон начал контратаку, но пятеро танков были быстро выбиты истребителями-бомбардировщиками P-47 Thunderbolt и артиллерийским огнем.

chemberlen_i_gitler.jpg

Вторая мировая война: закулисные тайны

22 марта три Ягдтигра заняли позиции недалеко от Нойштадта и устроили засаду на колонну Шерманов и истребителей M10 Wolverine. Подразделение Ягдтигров уничтожило ведущие и задние машины колонны. Затем было заявлено, что уничтожено еще 23 бронемашины. В тот же день взвод Ягдтигров в Бёль уничтожил девять танков и две полугусеничные машины, но один из огромных танков сломался, а другой был уничтожен артиллерией.

653-й танковый батальон не мог похвастаться своими успехами. В серии боев в Шветцингене, Кирхене и Клингенберге, несколько Ягдтигров были подбиты французскими и американскими танками, а десять брошены и уничтожены своими же экипажами во время отступления. Один из танков взорвался, когда обслуживающий персонал выпустил сжатый кислород не в тот трубопровод. Еще один был потерян, когда мост Мангфолл в Колберморе, Австрия, обвалился под его весом. Последние четыре Ягдтигра были отделены для участия в последнем сражении вместе с Первой танковой дивизией СС, но в итоге сдались советским войскам 5 мая в Амштеттене, Австрия.

512-й батальон и провал Рурской операции

Еще в феврале был сформирован дополнительный батальон Panzerjäger с участием ветеранов на танках Тигр, которые не были рады служить в безбашенных машинах. Максимальная численность 512-го составила только две роты из десяти Ягдтигров, под командованием Альберта Эрнста и Отто Кариуса. Также была третья рота, работавшая в пол силы, едва участвовавшая в боевых действиях вместе с танками Тигр II при защите Падерборна.

В марте 512-й был отправлен для контратаки после прорыва союзников через мост Ремаген, но отряду потребовалось десять дней, чтобы достичь линии фронта. Снова «Тигры-охотники» прибыли слишком поздно. Пытаясь перехватить танки Шерман на автобане, четыре драгоценных Ягдтигра сломались, и командам пришлось их уничтожить.

podbityy_i_broshennyy_yagdtigr

Американские солдаты рассматривают сгоревший Ягдтигр

Еще больше танков было потеряно в различных нелепых ситуациях. Один дружественная пехота приняла за вражеский танк и уничтожила из гранатомета. Другой застрял ночью в воронке от снаряда. Кариус рассказывает об инциденте, в котором два Ягдтигра заметили приближающуюся американскую колонну на большом расстоянии, но командир взвода отказался открывать огонь, опасаясь подвергнуть себя удару авиации. Вместо этого он отступил, но обе машины сломались и были заброшены.

Однако, когда немецкие войска оказались в ловушке в так называемом «Рурском кармане», Ягдтигры наконец начали сражаться в тех битвах, для которых и были предназначены. В Эрборне подразделение Эрнста утверждало, что уничтожило тридцать танков Шерман выстрелами с расстояния в 3 км. Затем, 8 апреля, вторая рота Кариуса развернулась в засадной позиции в Унне и сообщила о том, что выбила двадцать Шерманов и броневиков ценой потери одной машины.

Танк Маус опытный образец

Танк Маус: гигантское чудо инженерии третьего Рейха

Оставшиеся четыре Ягдтигра Эрнста были усилены взводом из средних танков Panzer IV, штурмовых орудий Stug IV и самоходных зенитных орудий Sd.Kfz.7/2. 11 апреля они развернулись на хребте с видом на дорогу к Лангшеде. Когда американская колонна из восьмой дивизии прошла через долину под ними, боевая группа Эрнста выпустила град бронебойных снарядов, выбив одиннадцать Шерманов и еще сорок машин. Американская колонна отступила в панике и призвала поддержку с воздуха. Три волны истребителей-бомбардировщиков P-47 подорвали один Ягдтигр, при этом зенитные орудия подбили два истребителя P-47.

Важная оговорка: в заявлении немецкой стороны, вероятно, преувеличены фактические потери союзников, поскольку танкисты обеих сторон имели склонность приукрашивать свои подвиги. Однако эту битву описал также британский офицер Джордж Форти в своей книге «Немецкие танки Второй мировой войны»:

«Я хорошо помню, как натолкнулся на то, что казалось целым полком танков Шерман, который был полностью уничтожен. Горы Шерманов валялись везде, куда только ни посмотри: сорванные башни, разорванные корпуса, большинство явно было сожжено... Они шли вперед и были явно застигнуты врасплох атакой с фланга. Затем, последующий эшелон повернул направо к атакующим, но не смог укрыться вдоль новой линии продвижения. Автором всей этой резни был один Ягдтигр, огромная масса которого все еще занимала превосходную огневую позицию на фермерском дворе, на вершине холма».

jagdtiger

Американский тягач увозит САУ

Таким образом, Ягдтигры могли оправдать свою пугающую репутацию в тех редких случаях, когда им удавалось развернуться на хороших засадных позициях, вдалеке от вражеских сил, что позволяло им в полной мере использовать преимущество своих орудий и минимизировать воздействие фланговых атак. Но рейхсмарки и человеко-часы, необходимые для создания одного Ягдтигра, могли использоваться для производства целого взвода Пантер или Ягдпантер, которые были почти такими же эффективными (в большинстве обстоятельств) и реже ломались. Неисправный, пожирающий топливо супер-танк не мог принести много пользы отчаявшейся нацистской Германии.

В период с 12 по 15 апреля Ягдтигр Эрнста продолжал препятствовать плохо скоординированным действиям США. Огнем на большие расстояния были выбиты еще как минимум четыре Шермана, но в итоге подразделение было вынуждено затопить шесть сломанных Ягдтигров. Однако, когда позиции Германии рухнули, капитан Эрнст остался на посту старшего офицера в регионе.

Желая уберечь от разрушения Изерлон, заполненный беженцами, 16 апреля Эрнст встретился с подполковником Робертом Крисом из девяносто девятой пехотной дивизии США, чтобы договориться о капитуляции немецких войск.

По иронии судьбы, лучшая из существующих видеозаписей огромных танков была сделана, когда последние три Ягдтигра Эрнста скатились в стройном порядке на площадь Шиллера в Изерлоне, прежде чем собрались американские войска и местные жители. Достойный акт капитуляции был, возможно, лучшим моментом в истории этого зверского орудия войны.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее