![]() В середине Второй мировой войны нацистская Германия решила взять свою огромную 128-миллиметровую зенитную пушку и прикрепить ее к самому большому и опасному танку. Результатом стал чудовищный Ягдтигр («Охотящийся тигр») – самый тяжелый танк за всё время Второй мировой войны, даже тяжелее, чем современные M1 Abrams и Leopard 2. Но ужасающая масса машины оказалась ее слабым звеном. фото: youtube.com Во время Второй мировой немецкие фабрики производили многочисленные безбашенные штурмовые (Sturmgeschutz) и противотанковые орудия (Jagdpanzers), разработанные на базе главных танковых корпусов. Хотя отсутствие турели сделало их менее эффективными в наступательных операциях, в них было множество плюсов. Строительство обходилось дешевле, они могли нести более тяжелые орудия и броню, оставались высокоэффективными для засады на вражеские танки или обеспечения огневой поддержки. Таким образом, безбашенная версия огромного танка Тигр II рассматривалась как естественная платформа для 128-миллиметровой пушки. Полномасштабный деревянный макет Ягдтигра был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года, и фюрер с энтузиазмом одобрил производство. Ягдтигр был почти одиннадцать метров в длину и три метра в высоту. Его вес составлял семьдесят девять тонн – или восемьдесят три, с учетом боеприпасов и экипажа из шести человек. Большая часть этого веса ушла на 250-миллиметровую казематированную защитную броню, в которой размещалось основное орудие. Однако нижний корпус был толщиной всего пятнадцать сантиметров, а боковые и задние по восемь. Таким образом, хотя передняя броня была практически неуязвимой, танк оставался не защищенным от выстрелов сбоку, сзади и сверху. ПТ-САУ «Ягдтигр» Sd.Kfz.186 – «Охотящийся тигр»Гигантская машина сохранила тот же двигатель Maybach HL 230 P30 на 690 л. с., который использовался на танке Пантера, хотя Ягдтигр был на 60% тяжелее. Теоретически способный преодолевать 21 милю в час, «движущийся бункер» остановился на практическом показателе 9 миль в час по пересеченной местности, а его характеристики потребления топлива были ограничены диапазоном от пятидесяти до семидесяти пяти миль. Мотор просто не имел достаточной мощности и, как и ожидалось, ломался с пугающей частотой. Брошенный Ягдтигр – местная достопримечательность 128-миллиметровое орудие Pak 44 имело только 10 градусов поворота с каждой стороны. Его 27 килограммовые снаряды летели со скоростью 950 метров в секунду, с дальностью до 24 км., при использовании их для непрямого огня. Сорок двухсоставных боеприпасов должны были поставляться двумя погрузчиками, а пушку нужно было постоянно выравнивать после выстрела. У Ягдтигра также был установленный в корпусе пулемет, а иногда и второй зенитный пулемет в задней части двигателя. Специалист по Тиграм танкист-ас Отто Кариус (на его счету более 150 танков и САУ) не был в восторге от этого «секретного оружия, которое все еще могло спасти Германию», как сказано в его автобиографии «Тигры в грязи»: «Любое значительное перемещение пушки требовало перемещения всего транспортного средства. Из-за этого коробка передач и рулевые дифференциалы вскоре вышли из строя. ... Также потребовалась лучшая идея для шлюза восьмиметровой пушки нашего «Охотящегося тигра». Его нужно было убирать извне при столкновении с противником. Конечно, было необходимо заблокировать ствол во время передвижения по дороге. В противном случае горные кронштейны износились бы слишком быстро, и точное прицеливание было бы невозможно. ... Мы обнаружили, что пушка из-за ее огромной длины сильно страдала даже в результате короткого движения на дороге, и при наведении она больше не совпадала с положением оптики». Ягдтигр предназначался для «отстреливания» вражеских танков с расстояния в 3-4 км., при котором он оставался неуязвимым для ответного огня. Это была прекрасная концепция – в Германии уже был Pak 43 – противотанковая пушка 71 калибра, которая могла пробивать самые тяжелые танки союзников (такие как Черчилль VII и ИС-2). Она уже успешно работала на Ягдпантере, 50-тонном истребителе танков с превосходной мобильностью и все еще грозной броневой защитой. У Pak 44 было примерно такое же максимальное проникновение, как и у Pak 43. Хотя по общему признанию, его более тяжелые снаряды сохраняли большую энергию для дальних выстрелов. Однако, даже стандартные немецкие 75-миллиметровые орудия были очень эффективны против многочисленных типов танков союзников – американского M4 Шерман, советского T-34. Несмотря на свои отдельные преимущества, Pak 44 был классическим вариантом оружия избыточной мощности. Корпуса САУ Ягдтигр в цехе В период с февраля 1944 года по май 1945 года завод Nibelungenwerk (Нибелунгенверке) в Санкт-Валентин, Австрия, произвел только 80-88 корпусов Ягдтигр. У большинства были системы подвески с девятью колесами, хотя 11 имели более дешевую, но менее крепкую конфигурацию с восемью колесами, разработанную Порше. По сообщениям, из-за нехватки 128-миллиметровых пушек четыре Ягдтигра были экипированы Pak 43. 653-й опоздал на битву в АрденнахК концу Второй мировой войны боевой дух немецких сил был подорван ограниченными запасами топлива, быстрой потерей территории и ухудшением линий снабжения. В этой неблагоприятной ситуации Ягдтигр требовал много топлива и деталей, часто ломался при попытках передвигаться на короткие расстояния. Его было трудно буксировать – по сообщениям, требовался восстановительный Bergepanther (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и два первопроходца Sd.Kfz.9 (полугусеничный бронированный тягач). В результате несколько эвакуационных машин приходилось на каждый Ягдтигр, уничтоженный огнем противника, заброшенный или подорванный собственным экипажем из-за поломок двигателя, закончившегося топлива или незначительных боевых повреждений. 653-й тяжелый танковый батальон, в котором ранее действовали негабаритные противотанковые орудия «Элефант» (StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger), начал получать свои первые Ягдтигры в сентябре 1944 года. Хотя Ягдтигр был бы хорошим противодействием советским тяжелым танкам ИС-2, Гитлер лично поручил танковым истребителям сражаться с западными союзниками в Арденнском наступлении, полагая, что они преуспеют там с большей вероятностью. Однако, несмотря на то, что некоторые американские подразделения по ошибке утверждали, что столкнулись с Ягдтиграми в битве при Арденнах, в действительности зимняя погода и механические проблемы не позволили им даже достичь линии фронта. Взвод из трех Ягдтигров действительно участвовал в «операции Нордвинд» и последующем наступлении, нацеленном на французский Страсбург. Боевой дебют 4 января 1945 года был неудачным: при наблюдении со склона недалеко от французского города Римлинг, Ягдтигр 134 был поражен в уязвимую боковую броню из гранатомета или САУ М36, вызвав взрыв боеприпасов и гибель экипажа. Два сопровождающих Ягдтигра скрылись. Позже, в этом месяце, охотники за тяжелыми танками добились большего успеха в уничтожении нескольких вновь занятых бункеров линии Мажино и пары Шерманов. Уничтоженная и брошенная самоходка Ягдтигр К 23 января 653-й, наконец, достиг своей полной силы в сорок два Ягдтигра, при поддержке шести зенитных танков Möbelwagen и Wirbelwind. Однако через неделю, после 200 километрового дорожного марша, из-за поломок, осталось только двадцать два Ягдтигра в рабочем состоянии. В феврале подразделение использовало свои пушки в качестве самодельной артиллерии, а с 14 марта вступило в серию острых сражений, начиная с уничтожения танковой колонны Шерманов. На следующий день батальон начал контратаку, но пятеро танков были быстро выбиты истребителями-бомбардировщиками P-47 Thunderbolt и артиллерийским огнем. 22 марта три Ягдтигра заняли позиции недалеко от Нойштадта и устроили засаду на колонну Шерманов и истребителей M10 Wolverine. Подразделение Ягдтигров уничтожило ведущие и задние машины колонны. Затем было заявлено, что уничтожено еще 23 бронемашины. В тот же день взвод Ягдтигров в Бёль уничтожил девять танков и две полугусеничные машины, но один из огромных танков сломался, а другой был уничтожен артиллерией. 653-й танковый батальон не мог похвастаться своими успехами. В серии боев в Шветцингене, Кирхене и Клингенберге, несколько Ягдтигров были подбиты французскими и американскими танками, а десять брошены и уничтожены своими же экипажами во время отступления. Один из танков взорвался, когда обслуживающий персонал выпустил сжатый кислород не в тот трубопровод. Еще один был потерян, когда мост Мангфолл в Колберморе, Австрия, обвалился под его весом. Последние четыре Ягдтигра были отделены для участия в последнем сражении вместе с Первой танковой дивизией СС, но в итоге сдались советским войскам 5 мая в Амштеттене, Австрия. 512-й батальон и провал Рурской операцииЕще в феврале был сформирован дополнительный батальон Panzerjäger с участием ветеранов на танках Тигр, которые не были рады служить в безбашенных машинах. Максимальная численность 512-го составила только две роты из десяти Ягдтигров, под командованием Альберта Эрнста и Отто Кариуса. Также была третья рота, работавшая в пол силы, едва участвовавшая в боевых действиях вместе с танками Тигр II при защите Падерборна. В марте 512-й был отправлен для контратаки после прорыва союзников через мост Ремаген, но отряду потребовалось десять дней, чтобы достичь линии фронта. Снова «Тигры-охотники» прибыли слишком поздно. Пытаясь перехватить танки Шерман на автобане, четыре драгоценных Ягдтигра сломались, и командам пришлось их уничтожить. Американские солдаты рассматривают сгоревший Ягдтигр Еще больше танков было потеряно в различных нелепых ситуациях. Один дружественная пехота приняла за вражеский танк и уничтожила из гранатомета. Другой застрял ночью в воронке от снаряда. Кариус рассказывает об инциденте, в котором два Ягдтигра заметили приближающуюся американскую колонну на большом расстоянии, но командир взвода отказался открывать огонь, опасаясь подвергнуть себя удару авиации. Вместо этого он отступил, но обе машины сломались и были заброшены. Однако, когда немецкие войска оказались в ловушке в так называемом «Рурском кармане», Ягдтигры наконец начали сражаться в тех битвах, для которых и были предназначены. В Эрборне подразделение Эрнста утверждало, что уничтожило тридцать танков Шерман выстрелами с расстояния в 3 км. Затем, 8 апреля, вторая рота Кариуса развернулась в засадной позиции в Унне и сообщила о том, что выбила двадцать Шерманов и броневиков ценой потери одной машины. Оставшиеся четыре Ягдтигра Эрнста были усилены взводом из средних танков Panzer IV, штурмовых орудий Stug IV и самоходных зенитных орудий Sd.Kfz.7/2. 11 апреля они развернулись на хребте с видом на дорогу к Лангшеде. Когда американская колонна из восьмой дивизии прошла через долину под ними, боевая группа Эрнста выпустила град бронебойных снарядов, выбив одиннадцать Шерманов и еще сорок машин. Американская колонна отступила в панике и призвала поддержку с воздуха. Три волны истребителей-бомбардировщиков P-47 подорвали один Ягдтигр, при этом зенитные орудия подбили два истребителя P-47. Важная оговорка: в заявлении немецкой стороны, вероятно, преувеличены фактические потери союзников, поскольку танкисты обеих сторон имели склонность приукрашивать свои подвиги. Однако эту битву описал также британский офицер Джордж Форти в своей книге «Немецкие танки Второй мировой войны»:
Американский тягач увозит САУ Таким образом, Ягдтигры могли оправдать свою пугающую репутацию в тех редких случаях, когда им удавалось развернуться на хороших засадных позициях, вдалеке от вражеских сил, что позволяло им в полной мере использовать преимущество своих орудий и минимизировать воздействие фланговых атак. Но рейхсмарки и человеко-часы, необходимые для создания одного Ягдтигра, могли использоваться для производства целого взвода Пантер или Ягдпантер, которые были почти такими же эффективными (в большинстве обстоятельств) и реже ломались. Неисправный, пожирающий топливо супер-танк не мог принести много пользы отчаявшейся нацистской Германии. В период с 12 по 15 апреля Ягдтигр Эрнста продолжал препятствовать плохо скоординированным действиям США. Огнем на большие расстояния были выбиты еще как минимум четыре Шермана, но в итоге подразделение было вынуждено затопить шесть сломанных Ягдтигров. Однако, когда позиции Германии рухнули, капитан Эрнст остался на посту старшего офицера в регионе. Желая уберечь от разрушения Изерлон, заполненный беженцами, 16 апреля Эрнст встретился с подполковником Робертом Крисом из девяносто девятой пехотной дивизии США, чтобы договориться о капитуляции немецких войск. По иронии судьбы, лучшая из существующих видеозаписей огромных танков была сделана, когда последние три Ягдтигра Эрнста скатились в стройном порядке на площадь Шиллера в Изерлоне, прежде чем собрались американские войска и местные жители. Достойный акт капитуляции был, возможно, лучшим моментом в истории этого зверского орудия войны. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |