Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно аналитическое издание 

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34 признан военными историками лучшим танком периода Второй мировой войны, его технические характеристики и особенности конструкции давали огромное преимущество в бою. Можно сказать, что наличие на вооружении этого танка во многом определило исход многих битв Великой Отечественной войны и результат войны в целом.

История появления Т-34

Первые танки в России начали разрабатываться еще в дореволюционное время прародителем первого русского легкого танка стал французский трофейный танк Рено ФT-17. Танкостроение берет свое начало в 1914 году с создания бронированной машины на колесно-гусеничном ходу «Вездеход». Позже появились и другие прототипы танка, но недостатки их конструкции пока не позволяли им выполнять боевые задачи.

Рено ФT-17

фото: format72.ru  Французский танк Рено FT-17

В 1919 году в СССР вновь взялись за создание боевых машин, но теперь за основу брались разработки западных, в частности, французских и английских конструкторов. В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнено идеями и новыми конструкторскими решениями.

Танк Т-24 и БТ

Это период создания и Т-24 с 45-мм орудием и серия легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако все они имели ряд существенных недостатков, в их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

Танк Т-24

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодой СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

В мае 1938-го года И. В. Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании, для решения вопроса, какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании танка на полностью гусеничном ходу, до этого машины использовали гусенично-колесный ход.

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако без непосредственного контроля верховного главнокомандующего еще в октябре 1937 года на территории Харьковского паровозостроительного завода глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель, толстые листы брони толщиной 4-7 см располагались под крутым углом (60⁰), чтобы снаряды противника в случае лобовой атаки рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

2 опытных образца нового танка в марте 1940 года совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами, целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины. Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И. Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся танков. Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем успешно выиграли оба танковых сражения, развернувших в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

легкий танк БТ-5

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие танки были сожжены прямо на платформах. Те что остались не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины не кому было вести в бой: танкисты еще не обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все из них были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

Т-34 в Великой Отечественной войне

Однако, оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой и тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни один имеющийся в арсенале фашистов танков не может противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

подбитые танки Т-34 во время Отечественной войны

Потери СССР боевых машин сначала войны огромны. Так за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых, это именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции нового танка. Выполнять многие операции по производству могли низко квалифицированные рабочие без специальных знаний, что было важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети.

КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк

Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения, они непросто не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны, планировалось захватить основные группы армии «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара, танков по-прежнему не хватало и шанс был упущен.

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство танка Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз и, что важно, без угрозы качеству. Полевые испытания показали, сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

Т-34 в Великой Отечественной войне

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов, теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов танкам отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км до города танки Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

Нацистский танк «Королевский Тигр»: сверхоружие или супермиф?

Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили броню, которую не могли пробить орудия Т-34, а дальность стрельбы составляет порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имеет пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.

Битва на Курской дуге

Самым масштабным танковым сражением за всю историю является Курская битва. В сражении участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км, большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват порядка полумиллиона советских солдат в районе города Курск было последним шансом немецкого командования, чтобы переломить ход войны. Обширная операция готовилась 3 месяца, под Курск стекались крупные силы фашисткой армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.

Курская битва 1943 год

Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского союза было собрано около 2 млн человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км противотанковых траншей, подготовлены минные поля.

ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям, причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии по наступлению. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед. Основным советским танком в этой битве был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».

Немецкие танки "Тигр" и "Фердинанд"

Новые танки имели ряд преимуществ, так «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим. Вопреки ожиданиям немцев, однако, прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км, 9-я дивизия на севере – только на 10 км, неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотни сожженных, догорающих танков.

САУ Фердинанд немцев подбитые на Курской дуге

Уничтоженные самоходные артиллерийские установки "Фердинанд" на Курской дуге

С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление и, фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, победа в битве на Курской дуге Советским Союзом была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительно больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составляли:

  • убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;

  • раненные – более 600 тыс. солдат и офицеров;

  • потери танков и САУ – 6 064 шт.

Со стороны Германии эти цифры выглядят так:

  • убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек (по данным Германии, по данным, СССР более – 500 тыс. общих потерь),

  • ранены –  433 933 солдат и офицеров,

  • потери танков и – САУ 2 900 шт.

Преимущество новых танков фашистской Германии после Курской битвы стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают, если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км, для «Пантеры» - 1,5 км, то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не больше чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.

Т-34 в бою

Задачей советских конструкторов стала усилить броню и бронебойную силу Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны, к тому же важно было, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.

Пушка "Дора" железнодорожное орудие Третьего Рейха

Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм калибром, вместо 76 мм, башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство танка по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось - скорость.

Танк Т-34-85 модифицированный Т-34

Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии… Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».

Т-34 -85 в Великую Отечественную войну

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то «тридцать четверки» в течение 20 века стояли на вооружении более 40 стран. Т-34 участвовал в Корейской войне, Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля» без заимствования идей с танков других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован, его конструкция от начала создания в 1940 году претерпела разные изменения. Так, менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, танки на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки. В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

  • стержневой шрапнелью;

  • пулевой шрапнелью;

  • бронебойно-трассирующие;

  • фугасные;

  • осколочно-фугасные дальнобойные;

  • бронепрожигающие;

  • с картечью.

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях танкового боя. Важным достижением стала установка в 1943 г. качественных переговорных устройств и радиосвязи в танках.

танкисты Т-34 в Великую Отечественную войну

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже в модификации Т-34-85 членов экипажа стало 5, появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной войны, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

05.03.2019 10:15

Тайны Бермудского Треугольника
Бермудский треугольник, иногда называемый «дьявольским треугольником» - это участок Атлантического океана между полуостровом Флорида, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико.
Мегалодон мог погибнуть от радиации вызванной взрывом Сверхновой звезды
Ученые связывают астрономическое событие с массовым вымиранием морской мегафауны, глядя на всплеск радиации, который мог бы вызвать серьезные проблемы со здоровьем у крупных морских существ.
Причиной смещения оси Урана стал удар массивного астероида 4 млрд лет назад
"Возможно супер-объект, который ударил Уран все еще с нами, скрывается на краю Солнечной системы и когда-нибудь вернется", - полагает ведущий исследователь НАСА Джим Грин.
Самый дорогой мотоцикл в мире
Мотоцикл Blue Edition существует в единственном экземпляре, он был собран вручную в швейцарской мастерской Harley Davidson, Bünderbike.