up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно-аналитическое издание 

Главная / Армия / Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34 признан военными историками лучшим танком периода Второй мировой войны. Его технические характеристики и особенности конструкции давали огромное преимущество в бою. Можно сказать, что наличие на вооружении этого танка, во многом определило исход многих битв Великой Отечественной и результат войны в целом.

История появления Т-34

Первые танки в России начали разрабатываться еще в дореволюционное время. Прародителем первой русской машины стал французский трофейный танк Рено ФT-17. Танкостроение берет свое начало в 1914 году с создания бронированной машины на колесно-гусеничном ходу «Вездеход». Позже появились и другие прототипы, но недостатки их конструкции пока не позволяли им выполнять боевые задачи.

Рено FT-17

фото: format72.ru  Французский танк Рено FT-17

В 1919 году в СССР вновь взялись за создание боевых машин, но теперь за основу брались разработки западных, в частности, французских и английских конструкторов.

Танк Т-24 и БТ

В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

танк Т-24

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

В мае 1938-го года Иосиф Виссарионович Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании. Перед ними был поставлен вопрос – какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании транспортного средства на полностью гусеничном ходу. До этого машины использовали гусенично-колесный ход.

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины. Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И. Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин. Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

легкий танк БТ-5

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

Т-34 в Великой Отечественной войне

Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

подбитые танки Т-34 во время Отечественной войны

Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний. Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети.

КВ-2 оставленый из-за поломки

КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк

Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

Т-34 в Великой Отечественной войне

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

королевский тигр брошенный

Нацистский танк «Королевский Тигр»: сверхоружие или супермиф?

Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.

Битва на Курской дуге

Самым масштабным танковым сражением за всю историю Второй мировой является Курская битва. В бою участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км., большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват полумиллиона советских солдат в районе города Курск, было последним шансом переломить ход войны для немецкого командования. Обширная операция готовилась три месяца, под Курск стекались крупные силы фашистской армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.

Курская битва 1943 год

Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского Союза было собрано около 2 млн. человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км. противотанковых траншей, подготовлены минные поля.

подбитый и брошенный Ягдтигр

ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям. Причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед.

Вопреки ожиданиям немцев прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км., 9-я дивизия на севере – только на 10 км., неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотнями сожженных, догорающих танков.

С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление, и фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, что победа в битве на Курской дуге была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительных больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составили:

  • убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;

  • раненые – более 600 тыс. солдат и офицеров;

  • потери танков и САУ – 6 064 шт.

Со стороны Германии эти цифры выглядят так:

  • убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек;

  • раненые – 433 933 солдат и офицеров,

  • потери танков и САУ – 2 900 шт.

Немецкие танки «Тигр» и «Фердинанд»

Основным советским танком в битве на Курской дуге был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».

Новые танки владели рядом преимуществ. «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим.

САУ Фердинанд немцев подбитые на Курской дуге

Уничтоженные самоходные артиллерийские установки "Фердинанд" на Курской дуге

Преимущество новых танков фашистской Германии стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают. Если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км., для «Пантеры» 1,5 км., то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не более чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.

Задачей советских конструкторов стало усиление брони и бронебойной силы Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны было важно, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.

Дора и Толстый Густав

Пушка "Дора" железнодорожное орудие Третьего Рейха

Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм. калибром, вместо 76 мм., башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство машины по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось – скорость.

Танк Т-34-85: модифицированный Т-34

Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».

Т-34-85 в Великую Отечественную войну

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.

В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

  • стержневой шрапнелью;

  • пулевой шрапнелью;

  • бронебойно-трассирующие;

  • фугасные;

  • осколочно-фугасные дальнобойные;

  • бронепрожигающие;

  • с картечью.

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.

танкисты Т-34 в Великую Отечественную войну

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее