Маленький автомобильчик "Тата Нано" (Tata Nano) считается одним из самых известных индийских авто за пределами Индии - его разрекламировали как самый дешевый автомобиль в мире, и автомобильные журналы по всему свету рассказывали о "Нано" как о "народном автомобиле" XXI века. Казалось бы, он идеально подходит для огромного и не слишком богатого индийского рынка. Но увы, на уходящей неделе СМИ сообщили, что производство "Нано" на заводе в штате Гуджарат упало до двух автомобилей в день, а дилеры и вовсе перестали размещать новые заказы на это авто. Народ Индии не принял "народный автомобиль", отметила в этой связи газета "Хинду". фото: za-rulem.org Легенда, распространенная местными СМИ, гласит, что идея маленького, дешевого, но современного автомобильчика появилась у главы индийского промышленного конгломерата "Тата Груп" Ратана Таты около 10 лет назад дождливым днем, когда тот ехал куда-то по Мумбаи. Глядя из окна своего лимузина, магнат увидел, как простые индийцы, многие с детьми, с трудом едут на велосипедах по залитому холодным муссонным ливнем городу. Тогда-то он и решил, что пришло время создать авто для тех, кто ездит на велосипедах, для небогатых людей, которых в огромной Индии подавляющее большинство. Инженеры в компании "Тата" начали было выдвигать различные предложения для народного транспортного средства: говорили и о большом семейном скутере, и о чем-то вроде автотележки-багги для сельских районов. Но Ратан-джи, известный жестким характером, уже принял решение: у новой Индии должен быть свой "народный автомобиль". Никто не хочет выглядеть бедняком…Концепт "Тата Нано" был впервые представлен выставке "Экспо-2008" в Нью-Дели. Авто, имевшее достаточно интересный дизайн (отчасти отсылавший к легендарному немецкому "народному автомобилю" Фольксваген Жук), привлекало прежде всего ценой: 100 тыс. рупий (менее 2,5 тыс. долларов). Тогда автомобиль встретили с восторгом. Все предсказывали большой успех машинке, которая была призвана превратить Индию (особенно ее глубинку) из страны велосипедов и мотоциклов в автомобильную державу. На "Нано" поначалу даже выстроились очереди, первые покупатели боролись за право приобрести "народный автомобиль" через лотерею. Но довольно быстро пришло разочарование. Продажи, которые начались в 2009 году, так и не поднялись до ожидаемого уровня, а потом и вовсе стали падать. О причинах этого эксперты спорят до сих пор, но, как считают многие, основных было две - имидж и цена. Автомобиль "Нано" присвоил себе и с гордостью носил титул "самого дешевого автомобиля мира" и "авто для тех, кто ездит на велосипеде", но авторы этих рекламных слоганов не учли психологию индийского среднего класса, отмечают сегодня специалисты. Никто в Индии, особенно среди небогатых людей, не хочет выглядеть бедняком, а обладание автомобилем "Нано" словно подчеркивало - я бедный и могу позволить себе только велосипед или такую машинку. Это, кстати, давно поняли другие производители авто для индийского рынка, например, "Марути-Сузуки" или "Махиндра", которые даже свои недорогие модели рекламируют как престижные. Еще один автомобиль "для масс"?Вторая проблема: несоответствие, по мнению потребителей, цены - пусть и небольшой, слишком "спартанскому" характеру автомобиля. За 2,5 тыс. долларов можно было "приобрести" четыре сидения, четыре колеса, руль и три педали. А также не слишком экономичный и не очень надежный двухцилиндровый двигатель. Больше, фактически, в машине "ничего нет". Компания сделала все, чтобы удешевить модель - в базовой комплектации не было ни только радио или простых стеклоподъемников, но даже резиновых уплотнителей на дверях, обычного кондиционера (что для индийского климата вовсе не роскошь), усилителей руля и тормозов. В погоне за дешевизной пожертвовали и мерами безопасности - например, ненадежный двигатель на первых моделях имел привычку самовозгораться. При этом цена для простого индийца не так уж и мала. А те, у кого есть небольшие средства, предпочитают не слишком много подкопить и купить какой-нибудь недорогой "Марути- Судзуки", который больше похож на привычное авто. Чтобы вернуть интерес покупателя, "Тата" стала устанавливать на "Нано" различные дополнительные опции, что тут же сказалось на цене. Автомобиль не перестал быть простоватым и не слишком надежным, но перестал быть самым дешевым. Сегодня "Нано", в зависимости от комплектации, предлагают купить по цене 3,8-5,4 тыс. долларов. Но за такие деньги "народный автомобиль" в Индии никому не интересен. Однако, "Тата" не собирается сдаваться. Как сообщила недавно пресс-служба "Тата Моторс", концерн намерен производить "Нано" "еще некоторое время", несмотря на проблемы. При этом в недрах концерна вроде бы зреет идея нового "автомобиля для масс", который разрабатывается с учетом ошибок первого. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|