up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно-аналитическое издание 

Главная / События / Индия глазами Хоттабыча - почему Волька ибн Алеша рассказал правду

Индия глазами Хоттабыча - почему Волька ибн Алеша рассказал правду

Индия глазами Хоттабыча - почему Волька ибн Алеша рассказал правду

Старик Хоттабыч наконец стал полноправным стариком - ему исполнилось 80 лет. Этот известный всем детям нашей страны персонаж появился на свет в 1938 году, когда сначала газета "Пионерская правда" и журнал "Пионер" начали публиковать сказочную повесть Лазаря Лагина по главам, а через некоторое время "Старик Хоттабыч" вышел и отдельной книгой. Повесть пережила несколько редакций, подчас весьма серьезных (1938, 1953, 1955 годов). Но самой, пожалуй, известной стала редакция 1955 года - возможно потому, что по ней в 1956 году был снят популярный фильм.

indiya_glazami_khottabycha

фото: tshuvaki.org

А одним из самых памятных мест и в этой редакции повести, и в фильме стала сцена экзамена по географии, на котором Волька Костыльков (Волька ибн Алеша, как прозвал его джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или просто Хоттабыч) рассказывает про Индию. А джинн тем временем прячется в раме портрета и отвечает за него. Помните?

"Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы..."

Экзамен Волька провалил. Особое недоумение преподавателей вызвал рассказ о том, что в Индии обитают муравьи, которые добывают золото, и что к северу и западу от Индии живут плешивые люди. Вольку, если помните, потом даже стали дразнить: "Плешивые люди". А напрасно! Ведь мудрый джинн вложил в уста пионера Вольки представления древних об Индостане, которые имели под собой вполне реальную почву.

den_rozhdeniya_starika_khottabycha

"Индия - очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах, а неустанно, день и ночь, добывают особые золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи", - сообщил потрясенным педагогам Волька.

Золото и муравьи

Источник сказки про муравьев-золотодобытчиков, рассказанной джинном, хорошо известен - это "отец истории" Геродот, который написал об этом со слов путешественников в V веке до н.э. Байка стала очень популярна - говорят, Александр Македонский, который в IV веке до н.э. направил свои фаланги в Индию, вдохновлялся рассказами о богатстве этой страны, в том числе и рассказом про золото и муравьев. Две с половиной тысячи лет историки и фольклористы спорят об этих насекомых.

Многие исследователи уверены, что "золотоносные пушистые муравьи", воспетые Геродотом, - это в действительности гималайские сурки. Грызуны и впрямь величиной почти с собаку, которые живут в предгорьях Гималаев почти у границы снегов в Кашмире, Ладакхе и соседних областях - в почти бесплодных горных регионах. Они роят свои норы, выбрасывая из-под земли песок. Оказалось, что жители гималайской долины Дансар собирали этот песок, поскольку в отвалах вокруг нор действительно были частицы золота - там находилось небольшое рассыпное месторождение драгоценного металла, и сурки, роя норы, "разрабатывали" его. Историкам, в том числе и известному исследователю Мишелю Песселю удалось установить, что и в наше время старики из горного народа минаро вспоминают, что их предки собирали "песок сурков".

Только как сурки стали муравьями? Ряд историков полагают, что ответ на этот вопрос в филологическом недоразумении - слово "муравей" на фарси (а от персов греки во многом получали информацию об Индии) напоминает слово "сурок" на местном наречии.

Плешивые люди северо-запада

"С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины, и женщины, и взрослые, и дети - все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками", - продолжал свой рассказ об Индии Волька Костыльков.

Представления о том, что в северных, западных и даже восточных землях Индостана живут некие плешивые племена, действительно бытовало у древних. В наши дни полагают, что речь идет о буддистах. Значительная часть населения Индостана исповедовала в древности эту религию, а буддийские монахи, в соответствии с религиозной традицией, бреют голову.

neprikasayemyye_v_indii.jpg

Пара молодых неприкасаемых отпраздновала в Индии пышную свадьбу под охраной полиции

Север полуострова - территория нынешнего Кашмира и северо-запад - долина Сват, Гандхара и прилегающие территории в старину были влиятельными буддийскими центрами. Здесь до сих пор сохранились развалины буддийских монастырей, в каждом из которых жили сотни последователей Будды.

Вероятно, прибывавшим сюда иностранным гостям или купцам странно было видеть огромное количество обритых наголо молодых людей, и потому истории о "плешивых людях" стали гулять по античному миру.

Есть и другое объяснение. Во многих племенных индийских культурах бритье головы - традиция. Голову бреют по разным поводам, например, в дни определенных религиозных праздников или в знак траура (в ряде племен, когда умирает глава рода, наголо обриваются все - и мужчины, и женщины, и дети).

"Катюша" в перьях

Неясной остается разве что третья история, рассказанная "наимудрейшим из учеников средней школы" (тоже почерпнутая у древних авторов) о "земле перьев".

"А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…"

Возможно речь идет о снеге, который купцы из жарких стран могли никогда не видеть? А именно рассказы купцов разносились потом по миру как источник информации о той или иной стране.

Как бы то ни было, выясняется, что не так уж был не прав Хоттабыч, рассказывая об Индии через пионера Вольку. Проблема в том, что экзаменаторы в советской школе не знали того, что знал джинн. И прогнали Вольку с экзамена. И совершенно несправедливо!

deti_v_indii.jpg

Сколько детей для индийской семьи в самый раз - один, два или больше?

В "Старике Хоттабыче" Индия упоминается еще несколько раз. Причем в разных редакциях по-разному. Так, во всех редакциях Хоттабыч отправляет приятеля Вольки Женьку Богорада в Индию (тогда еще британскую колонию). Но в 1938 году Лагин ничего про страну не рассказывает:

"Автор этой глубоко правдивой повести достиг довольно преклонного возраста и ни разу не обострил своих отношений с вице-королем Индии. Ему поэтому не хотелось бы испортить эти с таким трудом наладившиеся отношения. А рассказ Жени, совсем еще юного гражданина Советского Союза, о том, что он видел в Индии, придирчивые дипломаты могли бы определить как вмешательство во внутренние дела жемчужины британской короны. Аллах с ней, с этой жемчужиной!"

А в редакции 1955 года (Индия стала независимой страной в 1947-м) путешествию Жени в Индию отведено немало места - советского пионера индийцы встречают криками "хинди-руси бхаи-бхаи", кормят бананами, поют ему "Катюшу", а он им - "Гимн демократической молодежи". И этот рассказ, я полагаю, имеет под собой гораздо меньше реальных оснований, чем все истории, рассказанные уважаемым джинном Гассаном Абдуррахманом ибн Хоттабом.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее