Выбор имени новорожденному ребенку включает в себя различные социологические, психологические и культурологические факторы, характеризующие как индивидуума, так и сообщество в целом. Яркой иллюстрацией этого утверждения для Сербии могут стать два примера из Словаря сербского языка лингвиста Вука Стефановича Караджича. "Если у какой-то женщины не выживают дети, она дает ребенку имя Вук (серб: Волк), так как думает, что ведьмы едят ее детей, а волка не посмеют. Поэтому и меня так назвали", - написал "отец" сербского языка еще в XIX веке. фото: en.wiki2.org Вера в магическую силу слова и имени, а также в его способность защитить человека от злых сил и несчастий являлась одной из основ языческого видения мира. Например, защитно-профилактический характер имели в прошлом сербские имена Дабижив (да будет жив), Живан, Живко. А вот имена Станимир, Станислав, Станое, Стана преследовали цель остановить дальнейшее рождение детей. В этой ситуации появление среди массива языческих имен библейского календарного Николы, Луки или Петра явно указывало на принадлежность к христианской цивилизационной общности. Сербская газета "Политика" задалась целью исследовать тенденции выбора имен в современной Сербии, выбрать самые популярные и попытаться объяснить логику их отбора. Основываясь на исследованиях Филолого-искусствоведческого факультета Крагуевацкого университета, издание пришло к выводу, что современные родители все чаще останавливаются на христианских именах. С начала XXI века в Крагуевце мальчиков чаще всего называли именами Никола, Лазар, Лука, Стефан, Александр, Марко, Неманя, Йован, Милош, Душан, Богдан и Милан, девочек именами Милица, Анджела, Йована, Мария, Кристина, Анастасия, Катарина, Теодора, Ана, Мина, Ива. Отмечается, что помимо общехристианских, часто встречаются имена, попавшие в сербский язык посредством русского, например, Тамара и Наджя. При этом языческих имен стало значительно меньше. Лингвисты объясняют популярность христианских имен в современной Сербии двумя тенденциями. С одной стороны, это связано с возобновлением интереса к православной традиции после периода коммунистической Югославии. С другой стороны, христианские имена в отличие от славянских - интернациональные, и с таким именем больше шансов найти себя в современном мире глобализации. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |