up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно-аналитическое издание 

Главная / История / Царь Давид: миф или реальность?

Царь Давид: миф или реальность?

Царь Давид: миф или реальность?

Несколько лет назад профессор Йосеф Гарфинкель открыл израильские Помпеи. Так ученые стали называть его раскопки в местечке Хирбет-Кияфа, что в 30 км от Иерусалима в долине Эла. Это целый город X века до нашей эры. Удивительна и древность находки, и ее сохранность, высокие городские стены, узнаваемые очертания ворот, постов охраны и жилых домов.

профессор Йосеф Гарфинкель, открыл израильские Помпеи

фото: thetrumpet.com

«В ходе раскопок мы нашли оливковые косточки, отправили их в Оксфордский университет на радиоуглеродный анализ. Анализ показал точную датировку 1000 лет до нашей эры, то есть, эпоха царя Давида - это была революция» - профессор археологии Израиль, Йосеф Гарфинкель.

Здесь же была найдена глиняная табличка с надписями, которую специалисты тоже признали современницей царя Давида. Находки разрешили давний спор между учеными и стали самым убедительным доказательством того, что в X веке до нашей эры Израильское царство действительно существовало.

Именно тогда, 3000 лет назад, этим царством, согласно Библии, правил царь Давид. Историки-минималисты, которые считают, что библейские герои выдуманы, раньше утверждали, что люди в то время не умели читать и писать. Теперь, когда есть фрагменты надписи той эпохи, картина совершенно изменилась.

«Есть еще одна надпись из Тель-Дана, в которой упоминается династия Давида, дом Давида. Если существовала целая царствующая династия, восходящая к Давиду, значит, и сам Давид был реальным человеком» - Гершон Галиль, профессор Хайфа, Израиль.

Каким же человеком был царь Давид? Как простой пастух из Вифлеема стал величайшим правителем Израиля? Зачем, для своего царства, Давид основал новую столицу — Иерусалим, почему Псалтырь носит имя Давида, зачем Библия рассказывает о грехопадении пророка и почему Иисуса Христа называют сыном Давидовым?

С тех пор как Моисей вывел евреев из египетского рабства, у них был один верховный правитель — Господь Бог. Но в X веке до нашей эры народ просит пророка Самуила поставить над ними царя. Первый монарх Саул не оправдывает возложенных на него надежд и тогда пророк Самуил ищет нового царя. По наитию он приходит в Вифлеем.

«И вот находится человек, которого ему указывает Бог, и спрашивает Самуил: - У тебя сыновья есть? Он еще не знает, кого Бог избрал. Начинают разговаривать со старшими сыновьями. Нет, тот и этот не тот, и вот уже 6 сыновей отринуто. - А есть у тебя еще кто-нибудь? Спрашивает Самуил. - Есть младший, он пасет овец, - отвечает отец. - Зови немедленно, мы не будем есть, будем ждать, - сказал пророк Самуил». Илья Гриц, библеист Иерусалим.

На полях вифлеемских сильный и ловкий юноша Давид охраняет отцовские стада от львов и медведей.

«И вот он приходит с этого поля, и его помазывают на царство, он становится царем, помазанником, что в переводе означает Царь-мессия». Ехиэль Фишзон, культуролог Израиль

С этих же полей, спустя тысячу лет, пастухи пойдут в Вифлеем поклониться младенцу Христу, мессии из рода Давида. Он является его потомком, он из рода Давидова, во всех еврейских пророчествах, во всех еврейских традициях и в Талмуде сказано, что мессия может родиться только в одном месте - это Вифлеем-Ефрафа.

Давид и первый царь Израиля Саул

Давид и Саул — художник Эрнст Юсефсон

Но до царского трона Давиду пока еще далеко. Вначале он становится псалмопевцем при дворе царя Саула, придворным бардом.

«Саул стал болеть, иногда он начинал просто беситься, и его умные придворные, посоветовали найти человека, который бы его успокаивал. Известно было, что музыка успокаивает. И находят такого человека, приводят, и он нравится царю Саулу, он умеет играть» - Гершон Галиль, профессор Хайфа, Израиль.

Всенародную популярность Давид завоевывает в битве израильтян с филистимлянами, в той самой долине Эла, неподалеку от Хирбет-Кияфа.

Давид и Голиаф

Битва Давида и Голиафа произошла в долине Эла. Когда пришел Давид, он сразу вызвался сразиться с непобедимым Голиафом, его хотели вооружить, дать меч, щит, но он сказал, что не привык ко всему этому. Он пошел в долину и просто набрал несколько камней для своей пращи.

Микеланджело запечатлел ветхозаветного героя именно в этот момент. Его знаменитая статуя «Давид» изображает юношу с пращой, перекинутой через плечо за секунду до победного броска. Что сделал Давид, он не стал ждать, а сразу же запустил пращей, эти камни и попали Голиафу прямо в лоб, тот упал, а Давид быстро подбежал, выхватил меч у Голиафа и отрубил ему голову. Он сыграл на опережение и, тем самым, победил вооруженного до зубов Голиафа.

Микеланджело скульптура Давид

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело

С самого начала он берет оружие не воина, а пастуха, которым защищает свое стадо, раньше он защищал это стадо от хищников, теперь он защищает народ Израиля от врага. Кто это, как не мессия? И царь Саул это прекрасно понимает.

Впавшему в немилость Давиду приходится бежать от репрессии и даже ненадолго стать политэмигрантом, он скрывается от царя Саула на вражеской территории у филистимлян.

Вокруг Давида собирается отряд огорченных душой, как называет их Библия, люди, отвергнутые обществом. Какое-то время будущий царь прячется среди филистимлян и даже поступает на службу к ним.

Воцарение Давида

После бесславной гибели царя Саула, Давид возвращается на родину, сначала он становится царем Иудеи и несколько лет правит в Хевроне, а потом объединяет под своей властью весь Израиль.

Гюстав Доре Смерть Саула

Смерть Саула — французский живописец и иллюстратор Гюстав Доре

Почти за 2000 лет до Давида эта земля контролировалась городами-государствами. Важнейшая роль Давида в том, что он стал первым, кто завоевал всю эту разрозненную территорию и установил здесь центральную власть. Он был первым, кто создал национальное государство в древнем Израиле.

Непрочный союз городов Израиля Давид превращает в могущественное государство и решает основать новую столицу, на нейтральной территории, на границе нескольких племен.

Иерусалим в то время не принадлежал ни одному из племен, это как Вашингтон в США сегодня просто отдельный город, который не относится ни к одному из штатов. Именно поэтому Давид выбрал это место.

Завоевав неприступную крепость Сион, около 1000 года до нашей эры, Давид начинает строить Иерусалим. Город, который на века станет священным для миллионов верующих Востока и Запада.

В Израиле и сейчас верят, что, задолго до Давида Авраам пошел приносить в жертву сына именно сюда. Именно здесь Бог испытывал Авраам и показывал ему свою слабость на этом холме. Давид, выбрал место, освещенное еще раньше.

Караваджо жертвопринашение Авраама

Жертвоприношение Авраама —  Меризи да Караваджо

Давид, избранный Богом и верный Богу царь, он переносит в Иерусалим Ковчег Завета - главную святыню израильтян.

Проведя полжизни в походных палатках, в новой столице, Давид строит себе роскошный дворец из ливанского кедра и собирается возвести такой же великолепный храм Божий. Но Бог возвестил царю через пророка Нафана (Натана): «Еще не время строить мне дворец, ты пролил слишком много крови. Твой сын построит его для меня».

Псалтырь

Давид оставит после себя другой памятник, нерукотворный, свои бессмертные псалмы. За проникновенные стихи и молитвы, написанные по вдохновению свыше, Давида, позже и причислят к пророкам, и именно с его именем в Библии на века будет связана самая поэтическая книга, книга хвалений — Псалтырь.

«Псалтырь как книга сложилась не сразу, в ней явно есть псалмы, которые Давид написать не мог. На реках вавилонских, псалмы о вавилонских племенах, которые появились спустя несколько веков после смерти Давида. Конечно, он не мог об этом писать, так же как и, например, Ломоносов не мог писать о советской власти, потому что умер задолго до ее наступления. Сам жанр псалмов был, не то чтобы им изобретен, наверняка какие-то песни слагали и до Давида, но доведен до некоторого совершенства. Так, русская поэзия начинается с Пушкина, хотя Пушкин не первый поэт, который написал по-русски, много кто писал до него, но вот Пушкин довел поэзию на русском языке до такого высокого уровня, что с тех пор, наверно, мы можем сказать, у нас это есть - в каком-то смысле всякая дальнейшей русская поэзия - она опирается на Пушкина".  - Андрей Десницкий библеист, институт востоковедения РАН.

Псалтырь - это задушевный разговор человека с Богом, обращение к творцу небесному, в самых разных обстоятельствах земной жизни. Из глубины отчаяния и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому Псалтырь и стала универсальной молитвой на долгие века, строки из нее и сегодня звучат в православных церквях, на каждом богослужении.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», мы знаем хорошо эти строки по-славянски, но так начинается Псалтырь на еврейском языке. И, может быть, это одно из главных его открытий, что для того, чтобы жить с Богом, надо отчего-то отказаться, не ходить по пути нечестивых, не вставать на путь грешников, не сидеть в собрании насмешников, наглецов, развратителей, можно по-разному переводить эти слова с еврейского языка. Может быть, не он первый об этом сказал, но так красиво, как он, не сказал никто. Что отношения с Богом, это отношения глубоко личные всегда, если они есть. Не как к интересной книге, не как к развлечению, а как животное, которое стремится к источнику чистой прохладной воды, без нее просто жить не может - вот это образ Давида, может быть, один из самых ярких.

В Бога вдохновенных Псалмах Давида записаны подробные пророчества о мессии и искупителе человечества - Христе и о его царстве. Однако, многие современные ученые сомневаются, в том, что чистые возвышенные молитвы могли принадлежать перво-израильскому царю, по обычаям того времени — человека жестокого, беспощадного.

«Давид был, в первую очередь — убийца, очень сильным и жестоким лидером. Он погубил много людей, так что, называть его поэтом, это нечто, вроде пропаганды. Большинство царей в то время не знали даже алфавита, у них были писари, которые писали и читали им, а они сами этого не умели. Они могли слагать поэмы устно, но записывать вряд ли. Царь должен был не заниматься писательством, а побеждать в битвах, расширять свое царство, в общем, быть героем».  - Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль.

За 40 лет правления Давиду удается расширить израильское царство до границ, когда-то обетованных Богом, от Египта до Ливана и от Египта до Евфрата, до Средиземного моря.

Грехопадение

Но, библия рассказывает не только о высоких и славных достижениях царя Давида, но и о его грехопадении.

«Он увидел эту красавицу — Вирсавию, жену своего военачальника Урия, благородного и отважного человека, который верно ему служил. Давид воспылал к ней страстью, увидев, как она купается у стен его дворца. Он забрал ее во дворец, спустя время она забеременела, а муж ее, Урия, в это время был в походе. Давид вызвал Урия и попытался сделать так, чтоб тот переночевал дома, чтоб якобы она забеременела от него, но Урий проявил благородство, объявив, что мои соратники там терпят бедствие в битвах, а я тут буду наслаждаться комфортом, и ночевал на голой земле. Давиду пришлось устранить Урия, так как забирать жену у живого мужа даже царь бы не посмел». - Евгения Смагина библеист, переводчик института востоковедения РАН.

И Давид потом кается, потому что приходит пророк Нафан и говорит: «Что же ты наделал?» Давид начинает каяться. В словаре пословиц и поговорок В. Даля, есть такая замечательная русская пословица; «Давидски согрешаем, да не давидски каемся».

Джованни Баттиста Нальдини Вирсавия в купальне

Вирсавия в купальне (фрагмент) — Джованни Баттиста Нальдини

Но Давид кается и кается так, что Господь утешает его и говорит: «Из тебя произойдет мессия, помазанник». Второй сын Давида и Вирсавии, Соломон - станет наследником царства.

Даже в Евангелие, евангелист Матфей, приводя родословную Иисуса Христа, специально подчеркивает, что Вирсавия — вот та самая чужая жена, взятая Давидом, была матерью Соломона, будущего царя и предка Христа по плоти. Может быть, очень важно нарисовать портрет реалистичного живого человека и вывести из этого какие-то уроки.

На закате жизни Давида на его престол претендуют старшие сыновья, и, кажется, что у его 10-го сына Соломона совсем нет шансов получить власть.

Некой божьей карой можно считать то, что у него было такое потомство. Третий сын Давида - Авессалом, поднимает восстание, чтобы свергнуть своего отца и самому вступить на престол. Ему даже удается выгнать царя из Иерусалима и занять город.

Какое-то время он правит в Иерусалиме, здесь и сейчас, но очень недолго, Давид собирает своих верных людей, он старается сохранить жизнь Авессалому, но его убивают в бою, и Соломон даже как-то не очень готов к этой борьбе за власть. Тут приходится вступить в действие его матери Вирсавии, которая вместе с некоторыми другими придворными Давида, поддерживающими Соломона, собственно, возводят его на престол еще при жизни Давида, по воле Давида.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

По преданию, царь Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме и неслучайно, потом, спустя 10 веков, именно здесь, в сионской горнице, Христос соберет своих учеников на тайную вечу. Давид стал не только далеким предком Иисуса Христа, но и его ветхозаветным прообразом.

Давид, в отличие от Иисуса, не безгрешен, он не все делает так, как надо, не все делает правильно, но чего у него не отнять-того, что каждый шаг его жизни делается перед Богом, а не просто с периодическим посещением святилищ с исполнением заповедей, а именно жизнь с Богом и перед Богом - это то, что, наверное, очень созвучно евангельскому образу Иисуса.

В Новом Завете у Иисуса было много разных имен: учитель, раввин, но было одно его именование, на которое он всегда отвлекался - сын Давидов. Есть потрясающая сцена, когда он, идет из Иерихона в Иерусалим идет среди толпы таких знатных именитых очень разумных людей, о чем-то с ними беседует. И сидит у дороги человек слепой, орет, вопит: "Сын Давидов, помилуй меня!" И Иисус подходит к нему, и исцеляет его.

Образ Давида на века станет идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа Израиля и символом упования на его возрождение в будущем.

«Я думаю, что царь Давид самая важная фигура в истории Израиля вообще». - Гершон Галиль, профессор Хайфа, Израиль.

Хотя он был убийцей, был жестоким, убил много людей, чтобы завоевать новые территории, он был уверен, что все от Бога, он поверил, что он избранный и его потомки тоже. Династия Давида правила 400 лет, в этом тоже всегда видели божье избрание.

Самый известный еврейский символ в мире - шестиконечная звезда тоже носит имя Давида, когда в середине прошлого века, как при царе Давиде, Израиль воссоединился, на флаге нового государства засияла звезда Давида. А почему шестиконечной звезде дали такое название «Маген-Давид», то есть – «щит Давида», это очень просто понять, потому что, Давид — основатель династии древнего Израиля, второй царь после Саула, поэтому, конечно же, вся символика государства и по сей день, связана с Давидом.

Центр мира или пуп земли, так сегодня, спустя 3000 лет после правления царя Давида, называют город, который он построил. Иерусалим, в наши дни - единственная в мире святыня, сразу 3-х крупнейших религий.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее