![]() Несколько лет назад профессор Йосеф Гарфинкель открыл израильские Помпеи. Так ученые стали называть его раскопки в местечке Хирбет-Кияфа, что в 30 км от Иерусалима в долине Эла. Это целый город X века до нашей эры. Удивительна и древность находки, и ее сохранность, высокие городские стены, узнаваемые очертания ворот, постов охраны и жилых домов. фото: thetrumpet.com
Здесь же была найдена глиняная табличка с надписями, которую специалисты тоже признали современницей царя Давида. Находки разрешили давний спор между учеными и стали самым убедительным доказательством того, что в X веке до нашей эры Израильское царство действительно существовало. Именно тогда, 3000 лет назад, этим царством, согласно Библии, правил царь Давид. Историки-минималисты, которые считают, что библейские герои выдуманы, раньше утверждали, что люди в то время не умели читать и писать. Теперь, когда есть фрагменты надписи той эпохи, картина совершенно изменилась.
Каким же человеком был царь Давид? Как простой пастух из Вифлеема стал величайшим правителем Израиля? Зачем, для своего царства, Давид основал новую столицу — Иерусалим, почему Псалтырь носит имя Давида, зачем Библия рассказывает о грехопадении пророка и почему Иисуса Христа называют сыном Давидовым? С тех пор как Моисей вывел евреев из египетского рабства, у них был один верховный правитель — Господь Бог. Но в X веке до нашей эры народ просит пророка Самуила поставить над ними царя. Первый монарх Саул не оправдывает возложенных на него надежд и тогда пророк Самуил ищет нового царя. По наитию он приходит в Вифлеем.
На полях вифлеемских сильный и ловкий юноша Давид охраняет отцовские стада от львов и медведей.
С этих же полей, спустя тысячу лет, пастухи пойдут в Вифлеем поклониться младенцу Христу, мессии из рода Давида. Он является его потомком, он из рода Давидова, во всех еврейских пророчествах, во всех еврейских традициях и в Талмуде сказано, что мессия может родиться только в одном месте - это Вифлеем-Ефрафа. Давид и Саул — художник Эрнст Юсефсон Но до царского трона Давиду пока еще далеко. Вначале он становится псалмопевцем при дворе царя Саула, придворным бардом.
Всенародную популярность Давид завоевывает в битве израильтян с филистимлянами, в той самой долине Эла, неподалеку от Хирбет-Кияфа. Давид и ГолиафБитва Давида и Голиафа произошла в долине Эла. Когда пришел Давид, он сразу вызвался сразиться с непобедимым Голиафом, его хотели вооружить, дать меч, щит, но он сказал, что не привык ко всему этому. Он пошел в долину и просто набрал несколько камней для своей пращи. Микеланджело запечатлел ветхозаветного героя именно в этот момент. Его знаменитая статуя «Давид» изображает юношу с пращой, перекинутой через плечо за секунду до победного броска. Что сделал Давид, он не стал ждать, а сразу же запустил пращей, эти камни и попали Голиафу прямо в лоб, тот упал, а Давид быстро подбежал, выхватил меч у Голиафа и отрубил ему голову. Он сыграл на опережение и, тем самым, победил вооруженного до зубов Голиафа. Давид — мраморная статуя работы Микеланджело С самого начала он берет оружие не воина, а пастуха, которым защищает свое стадо, раньше он защищал это стадо от хищников, теперь он защищает народ Израиля от врага. Кто это, как не мессия? И царь Саул это прекрасно понимает. Впавшему в немилость Давиду приходится бежать от репрессии и даже ненадолго стать политэмигрантом, он скрывается от царя Саула на вражеской территории у филистимлян. Вокруг Давида собирается отряд огорченных душой, как называет их Библия, люди, отвергнутые обществом. Какое-то время будущий царь прячется среди филистимлян и даже поступает на службу к ним. Воцарение ДавидаПосле бесславной гибели царя Саула, Давид возвращается на родину, сначала он становится царем Иудеи и несколько лет правит в Хевроне, а потом объединяет под своей властью весь Израиль. Смерть Саула — французский живописец и иллюстратор Гюстав Доре Почти за 2000 лет до Давида эта земля контролировалась городами-государствами. Важнейшая роль Давида в том, что он стал первым, кто завоевал всю эту разрозненную территорию и установил здесь центральную власть. Он был первым, кто создал национальное государство в древнем Израиле. Непрочный союз городов Израиля Давид превращает в могущественное государство и решает основать новую столицу, на нейтральной территории, на границе нескольких племен. Иерусалим в то время не принадлежал ни одному из племен, это как Вашингтон в США сегодня просто отдельный город, который не относится ни к одному из штатов. Именно поэтому Давид выбрал это место. Завоевав неприступную крепость Сион, около 1000 года до нашей эры, Давид начинает строить Иерусалим. Город, который на века станет священным для миллионов верующих Востока и Запада. В Израиле и сейчас верят, что, задолго до Давида Авраам пошел приносить в жертву сына именно сюда. Именно здесь Бог испытывал Авраам и показывал ему свою слабость на этом холме. Давид, выбрал место, освещенное еще раньше. Жертвоприношение Авраама — Меризи да Караваджо Давид, избранный Богом и верный Богу царь, он переносит в Иерусалим Ковчег Завета - главную святыню израильтян. Проведя полжизни в походных палатках, в новой столице, Давид строит себе роскошный дворец из ливанского кедра и собирается возвести такой же великолепный храм Божий. Но Бог возвестил царю через пророка Нафана (Натана): «Еще не время строить мне дворец, ты пролил слишком много крови. Твой сын построит его для меня». ПсалтырьДавид оставит после себя другой памятник, нерукотворный, свои бессмертные псалмы. За проникновенные стихи и молитвы, написанные по вдохновению свыше, Давида, позже и причислят к пророкам, и именно с его именем в Библии на века будет связана самая поэтическая книга, книга хвалений — Псалтырь.
Псалтырь - это задушевный разговор человека с Богом, обращение к творцу небесному, в самых разных обстоятельствах земной жизни. Из глубины отчаяния и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому Псалтырь и стала универсальной молитвой на долгие века, строки из нее и сегодня звучат в православных церквях, на каждом богослужении.
В Бога вдохновенных Псалмах Давида записаны подробные пророчества о мессии и искупителе человечества - Христе и о его царстве. Однако, многие современные ученые сомневаются, в том, что чистые возвышенные молитвы могли принадлежать перво-израильскому царю, по обычаям того времени — человека жестокого, беспощадного.
За 40 лет правления Давиду удается расширить израильское царство до границ, когда-то обетованных Богом, от Египта до Ливана и от Египта до Евфрата, до Средиземного моря. ГрехопадениеНо, библия рассказывает не только о высоких и славных достижениях царя Давида, но и о его грехопадении.
И Давид потом кается, потому что приходит пророк Нафан и говорит: «Что же ты наделал?» Давид начинает каяться. В словаре пословиц и поговорок В. Даля, есть такая замечательная русская пословица; «Давидски согрешаем, да не давидски каемся». Вирсавия в купальне (фрагмент) — Джованни Баттиста Нальдини Но Давид кается и кается так, что Господь утешает его и говорит: «Из тебя произойдет мессия, помазанник». Второй сын Давида и Вирсавии, Соломон - станет наследником царства. Даже в Евангелие, евангелист Матфей, приводя родословную Иисуса Христа, специально подчеркивает, что Вирсавия — вот та самая чужая жена, взятая Давидом, была матерью Соломона, будущего царя и предка Христа по плоти. Может быть, очень важно нарисовать портрет реалистичного живого человека и вывести из этого какие-то уроки. На закате жизни Давида на его престол претендуют старшие сыновья, и, кажется, что у его 10-го сына Соломона совсем нет шансов получить власть. Некой божьей карой можно считать то, что у него было такое потомство. Третий сын Давида - Авессалом, поднимает восстание, чтобы свергнуть своего отца и самому вступить на престол. Ему даже удается выгнать царя из Иерусалима и занять город. Какое-то время он правит в Иерусалиме, здесь и сейчас, но очень недолго, Давид собирает своих верных людей, он старается сохранить жизнь Авессалому, но его убивают в бою, и Соломон даже как-то не очень готов к этой борьбе за власть. Тут приходится вступить в действие его матери Вирсавии, которая вместе с некоторыми другими придворными Давида, поддерживающими Соломона, собственно, возводят его на престол еще при жизни Давида, по воле Давида. По преданию, царь Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме и неслучайно, потом, спустя 10 веков, именно здесь, в сионской горнице, Христос соберет своих учеников на тайную вечу. Давид стал не только далеким предком Иисуса Христа, но и его ветхозаветным прообразом. Давид, в отличие от Иисуса, не безгрешен, он не все делает так, как надо, не все делает правильно, но чего у него не отнять-того, что каждый шаг его жизни делается перед Богом, а не просто с периодическим посещением святилищ с исполнением заповедей, а именно жизнь с Богом и перед Богом - это то, что, наверное, очень созвучно евангельскому образу Иисуса. В Новом Завете у Иисуса было много разных имен: учитель, раввин, но было одно его именование, на которое он всегда отвлекался - сын Давидов. Есть потрясающая сцена, когда он, идет из Иерихона в Иерусалим идет среди толпы таких знатных именитых очень разумных людей, о чем-то с ними беседует. И сидит у дороги человек слепой, орет, вопит: "Сын Давидов, помилуй меня!" И Иисус подходит к нему, и исцеляет его. Образ Давида на века станет идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа Израиля и символом упования на его возрождение в будущем.
Хотя он был убийцей, был жестоким, убил много людей, чтобы завоевать новые территории, он был уверен, что все от Бога, он поверил, что он избранный и его потомки тоже. Династия Давида правила 400 лет, в этом тоже всегда видели божье избрание. Самый известный еврейский символ в мире - шестиконечная звезда тоже носит имя Давида, когда в середине прошлого века, как при царе Давиде, Израиль воссоединился, на флаге нового государства засияла звезда Давида. А почему шестиконечной звезде дали такое название «Маген-Давид», то есть – «щит Давида», это очень просто понять, потому что, Давид — основатель династии древнего Израиля, второй царь после Саула, поэтому, конечно же, вся символика государства и по сей день, связана с Давидом. Центр мира или пуп земли, так сегодня, спустя 3000 лет после правления царя Давида, называют город, который он построил. Иерусалим, в наши дни - единственная в мире святыня, сразу 3-х крупнейших религий. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|