up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / История / Царь Соломон: мудрый правитель Израильского царства

Царь Соломон: мудрый правитель Израильского царства

Царь Соломон: мудрый правитель Израильского царства

Иерусалим времен Христа. В Израиле есть макет в масштабе 1:50, который стоит в музее под открытым небом. Здесь можно хорошо рассмотреть второй храм и представить, как выглядел первый храм царя Соломона, он был почти таким же. Несколько веков подряд этот храм служил центром еврейского мира.

Иерусалим времен Христа как мог выглядеть храм Соломона

фото: daverphillips.com

Храм Соломона войдет в историю как грандиозное сооружение. На самом деле, по размерам он был не больше Успенского собора в Московском Кремле, и, кстати, внутри был устроен очень похоже.

Почему же именно царь Соломон построил для своего народа первый храм Божий? В чем была легендарная мудрость царя Соломона? Мог ли он быть автором на самом деле «Книги Екклесиаста» и «Песнь песней»? Сколько жен было в гареме царя Соломона и как они вынудили его поклоняться идолам, и почему Соломона до сих пор считают идеальным правителем?

Великого израильского царя Давида на склоне лет пытаются свергнуть с трона его старшие сыновья. Сначала Авессалом, потом Адония, но оба терпят поражение. Давид назначает своим преемником 10-го сына, Соломона, рожденного от Вирсавии, той самой чужой жены, которую царь когда-то привел во дворец.

«Даже в Евангелие, евангелист Матфей, проводя родословие Иисуса Христа, специально подчеркивает, что Вирсавия – вот та самая, чужая жена, взятая Давидом, была матерью Соломона. Будущего царя и, соответственно, предка Христа по плоти. Может быть, это отмечено потому, что очень важно нарисовать не идеальный портрет идеального царя, а реалистичный портрет живого человека и вывести из этого какие-то уроки».

Царевич Соломон, не знавший ни войн, ни лишений, вступает на престол двадцатилетним юношей. Согласно Библии, сам Господь Бог является молодому царю во сне и обещает исполнить любое его желание. Соломон просит одного – мудрости, за что получает в придачу богатство и славу.

«В нашей традиции Соломон – это самый умный человек из всех когда-либо живших на земле. По преданию, он мог говорить не только на всех языках человеческих, но и на языках животных. Он был к тому же справедливым судьей. К примеру, однажды две женщины пришли к нему с одним ребенком. Они обе недавно родили, но у одной из них ребенок умер, и каждая уверяла, что живой ребенок и есть ее дитя. Соломон сказал: «Разрубить ребенка и дайте каждой по половине». И женщина, чей ребенок умер, ответила: «Хорошо, давайте». – А другая женщина сказала. – Нет, нет, отдайте ребенка ей, только не убивайте». И так сразу стало понятно, кто из них настоящая мать», – Амир Орли, библеист, Иерусалим.

Соломон считается автором 3000 притчей и нескольких библейских книг «Песнь песней», «Притчей Соломоновых» и «Екклесиаста».

«Мы не знаем точно про некоторые из них, насколько они действительно связаны с именем Соломона. Одна из них сама по себе уже в первой строке называет себя притчей Соломона, сына Давидова. Но мы точно не знаем, насколько связана книга «Песнь песней» с личностью Соломона. Есть книга «Екклесиаст», этот человек, лирический герой, от имени которого ведется рассказ очень похож на Соломона. Богатый славный царь, достигший мудрости и в конце несколько подуставший от жизни. Он все изведал, и он понял, что, в общем, это не имеет большого значения все эти удовольствия, все эти – слава, богатство, а вот Господа надо бояться, нужно ему служить и это, в общем-то, единственный вывод, довольно очевидный из всей его жизни.

Может быть, это творчество Соломона, может быть, это такой лирический рассказ, как, например, русские былины, они повествуют о Владимире Красном Солнышке, об Илье Муромце. Илья Муромец – это исторический персонаж, у него есть могила в Киево-Печерской лавре, но вряд ли он буквально делал все то, что ему приписывают былины. Есть такая точка зрения, что эти три книги отражают три возраста жизни: в юности Соломон пишет «Песнь песней»  о любви к прекрасной девушке, в зрелые годы «Притчи», размышления о том, как надо управлять своим домом и управлять государством одновременно. И в старости – «Екклесиаст», как такое печальное подведение итогов: все суета и суета сует, но вот только в Боге можно надежду какую-то найти», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

Как бы то ни было, Соломон для еврейского народа – это, прежде всего, идеальный царь. Его почти сорокалетнее правление станет эпохой стабильности и процветания, золотым веком Израиля.

«Экономика при нем процветала, кроме того, он наладил торговлю с соседними странами. Пожалуй, что он был довольно мирным, но в начале своего правления он расправлялся со своими политическими противниками – теми, кто представлял для него угрозу, но гораздо менее, чем его отец Давид, может, еще потому, что и обстановка в царстве была другая. А так это было мирное правление, была эпоха процветания».

В отличие от отца, Соломон не ищет новых завоеваний, и при нем народ живет спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею. Он одну за другой проводит реформы, устанавливает всеобщую воинскую повинность, создает налоговую службу, открывает школу мудрецов.

царь Соломон

Соломон

Соломон обладал сильнейшей армией в регионе, но он никогда не воевал. Царь занимался международной торговлей, и Соломон был богатейшим и знаменитейшим человеком своего времени. Принципиально торговля Соломона строилась на абсолютно уникальном местоположении земли Израиля, в чисто геополитическом отношении. Земля Израиля – это место в самой узкой, самой чувствительной части плодородного полумесяца, пласты плодородных земель, соединяющих Египет и Месопотамию, а с другой стороны, земля Израиля, пока не был прорыт Суэцкий канал, это кратчайший сухопутный путь между бассейном Средиземного моря и бассейном Индийского океана. Этим пользуются и по сей день японские автомобили, в Европу доехать дешевле, чем через Суэцкий канал. Ровно то же самое было и во времена царя Соломона, и царь, благодаря своим торговым связям, смог наладить торговую империю. Средиземноморскому народу он поставлял специи, золото и прочие товары из Индии и Африки.

Взгляните на местоположение Израиля на карте мира – уникальное государство, которое северной своей частью – головой, упирается в Европу, одним боком – в Азию, а другим – в Африку. Израиль лежит на пересечении частей света. Он словно центр, их связующий, точка, от которой лучи расходятся во все стороны.

Правление Соломона

Соломон извлек выгоду из этой позиции. Он посылал купцов на Север, на Юг, на Восток – по всему миру. Его очень уважали другие цари, даже египетский фараон в то время гораздо более могущественный властитель, отдал Соломону свою дочь в жены.

Дочь фараона – очень выгодная партия. Этот политический брак, обеспечивает мир и торговые связи с крупнейшей державой – Египтом. Добрососедские отношения с помощью брачных уз Соломон устанавливает и с другими странами, у него очень много жен. По преданию с дипломатическим визитом к Соломону приезжает и сама царица Савская.

Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа

Когда она приехала в Израиль, то привезла много подарков: слоновую кость, золото, обезьян и прочую невидаль. Эфиопы верят, что Соломон тоже сделал ей подарок, который она унесла в животе, он подарил ей ребенка, и когда она вернулась домой, родился мальчик, которого назвали Менелик. Он-то и стал основателем Эфиопской династии, которая продолжается до наших дней. Таким образом, одна из самых древних династий в мире началась здесь, в Иерусалиме, с царя Соломона.

Храм Соломона

Делом всей жизни царя Соломона становится строительство храма великолепного Дома Господня, где будет храниться Ковчег Завета и будут совершаться жертвоприношения единому Богу. До сих пор, пока еврейский народ странствовал и воевал, обиталищем Всевышнего был шатёр – скиния, теперь пришло время построить храм, один на всех.

«Это очень важный момент, что храм должен быть один, как до этого была одна скиния. Сегодня у нас есть возможность, конечно, построить в христианстве, в любой традиции, сколько угодно храмов в абсолютно любых местах. Тогда было важным подчеркнуть единство культа – Бог  един. Существует только единое место, где ему поклоняются, единство культа означает в конечном счете единство веры: но есть только одно место, только один обряд, только одна группа священников и, значит, невозможно представить себе, что богов много, а, значит, что на путь язычества ставится некоторый заслон», – Андрей Десницкий библеист, институт востоковедения РАН

Сегодня на месте первого храма – храма Соломона, на одном из холмов Иерусалима, стоит мечеть Эль-Акса. Дом Господень строили около 200 000 человек в течение семи лет. Опытных ремесленников и строителей Соломон выписывает из Финикии, в Израиле таких мастеров еще просто нет. От другого соседа, царя тирского Хирама, в Израиль доставляют самую ценную породу дерева – ливанский кедр.

Храм Соломона

реконструкция Храма Соломона

В то время в Ливане был довольно холодный климат для кедра, и некоторые деревья достигали огромных размеров. Плотники пилили их на доски и потом уже везли в Израиль. Большая часть храма изнутри была отделана кедром, поэтому он напоминал корабль.

За Ливанский кедр с царем Тира Соломон расплачивается не золотом и не товарами, а землями, городами на морском побережье в районе современной Хайфы.

«Некоторые ученые говорят, что у нас нет никаких оснований считать, что храм действительно был построен Соломоном, ведь нет никаких археологических находок, которые бы это подтверждали, поскольку, как известно, на Храмовой горе все было разрушено, так что ничего найти там не возможно. Раз храм всегда связывался с именем Соломона, значит, скорее всего, именно он его и построил», – Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль.

Как земная обитель Бога храм Соломона представляет собой модель Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах – цветы и плоды, но, главное, в этом храме нет изображения Бога, в его святая святых стоит Ковчег Завета.

Одна из функций царя – быть наместником Бога на Земле. Построив храм, Соломон как бы соединил свою власть с могуществом Бога. Дворец, где жил Соломон, и храм, где обитал Бог, вместе они показывали владычество Бога над страной и Соломона – над народом.

После долгих лет строительства происходит освящение Дома Господня, особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон: он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в храм и символически пребывать в нем.

«Вот это, пожалуй, единственный текст, который мы можем достаточно уверенно отнести к Соломону. Он говорит довольно разные вещи, просит у Господа благословения этому дому, он просит пребывать его в этом доме, но одновременно, он говорит очень интересную вещь. Ведь храм – это символический дворец Бога, дворец, где живет Бог. Вот царь живет во дворце одном, а Бог живет во дворце другом, и этот второй дворец мы называем словом «храм». И в этой молитве как раз Соломон, с одной стороны, очень четко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно вот это различие между символическим присутствием и заключение Бога в некоторую внешнюю форму. Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока. Святость Иерусалима, она создана людьми, Давид приносит туда Ковчег Завета и ставит здесь жертвенник, Соломон ставит здесь храм и говорит: «Сюда будут приходить на паломничество». И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня – местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира.

«Сейчас в старом городе в праздничные дни можно попасть в плотную толпу, идущую в разные стороны. Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху. Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», – Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма.

«Пророк мира, каким был Соломон, для него важно не только свое царство, а весь мир. Строительство Храма в Иерусалиме – это деяние, адресованное, скорее не еврейскому народу, а всем людям, всему свету. Бог обретает, так сказать, местоположение, определенные координаты, и любой человек теперь знает, куда обращаться. Соломон возводит не только своего рода обиталище Бога, а, можно сказать, Центр Мира», – Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль.

Однако со временем Соломон, получивший когда-то божье благословение, забыл слова Бога о том, чтобы не развратил своё сердце материальными благами и женами. Правитель Израильского царства не сумел пройти испытание славой и богатством – великолепие его дома, украшенного изделиями из ценных пород дерева,  минералами, самоцветами и золотом, чуть ли не затмевает возведенный до этого Храм.

Жены Соломона

В конце своих дней Соломон стал слишком развращен: сказано, что у него было 1000 жен и наложниц – это, вообще-то, было вполне обычно для царей того времени. Для восточных властителей тогда большой гарем был лишь одним из способов показать свое богатство. Они собирали предметы искусства, ювелирные драгоценности и точно так же они коллекционировали жен. И жены Соломона привозили с собой свои верования и традиции. Они не были иудейками и не были монотеистами.

Большой гарем – это вопрос престижа, а количество жен – показатель статуса правителя. Постепенно гарем Соломона превращается в целую колонию женщин из разных племен и народов, и они склоняют Соломона к вероотступничеству.

Царь приказывает построить в Иерусалиме святилище Астарты, Милхома, Хамоса и других сирийских богов. В угоду своим женам Соломон даже открыто участвует в языческих обрядах.

«Среди жен Соломона были иноплеменницы, дочери каких-то окрестных царей, и у каждой – своя религия. Каждая просит дать ей возможность жить по-своему, у каждой есть свое помещение, и в этом помещении, в этом дворце, есть какая-то своя маленькая комната для молитвы там какие-то, наверное, есть свои идолы и прочие святыни. В результате так возникает пространство все больше, и больше, и больше языческих культов в самом центре Иерусалима, в связи с этими женщинами. В этом есть тоже некоторый намек, к которому в дальнейшем будут возвращаться пророки, многобожие в стране многоженства. Многобожие сродни супружеской неверности, когда ты ходишь к разным женщинам или женщина общается с разными мужчинами – это очень похоже на то, как человек молится разным богам», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

Возможно, именно в это время и возникает «Песнь песней», цикл свадебных песен, где говорится о юной девушке, которая не желает идти в гарем Соломона, где шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, а предпочитает царю своего возлюбленного пастуха

В книге «Песнь песней», в которой упоминается Соломон в качестве то ли некого символа, то ли, может быть, лирического героя, а, может быть, это действительно какая-то романтическая история. Есть предание древних о том, что прекрасная девушка Суламифь понравилась царю Соломону, но он понимал, что если он как царь будет строить с нею отношения, то она будет подчиняться ему, как царю, полюбит его за богатство, за славу. Поэтому он встречался с ней инкогнито, переодевшись, как простой влюбленный в нее юноша, добился благосклонности, а потом удивил ее таким приятным образом, что вот он еще и царь, оказывается.

И пусть на закате дней мудрость царя Соломона изменила ему. В историю он все же вошел как один из величайших библейских героев, как мирный правитель золотого века Израиля, строитель первого храма Господня и как великий пророк, сказавший: «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего».



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее