Александр Маринеско - одна из самых противоречивых фигур Великой Отечественной войны, которая до сих пор является предметом многих споров и находится в центре внимания жарких дебатов. Есть разные мнения о нем, начиная от похвалы до обвинений в военном преступлении. Человек, покрытый множеством мифов и легенд, он был незаслуженно забыт только для того, чтобы воскреснуть позже. фото: russkievesti.ru В наши дни в России гордятся им и воспринимают его как национального героя. В прошлом году в Калининграде был установлен памятник, посвященный ему, а его имя было зарегистрировано в "Золотой книге Санкт-Петербурга". Стоит отметить, что немцы до сих пор не могут простить его за потопление своего большого корабля “Вильгельм Густлофф”. В России этот легендарный исторический эпизод называется "торпедная атака века“, в то время как немцы считают, что это морская катастрофа, почти такая же ужасная и разрушительная, как крушение ”Титаника". Думаю, не будет преувеличением сказать, что имя Маринеско известно почти всем, а тема немецкого "Густлоффа", все еще вызывает горе и общественный ажиотаж. Особенно в последние годы после нашумевшего романа “Crabwalk”, которому суждено было стать бестселлером, был опубликован в Германии. Его автор, Гюнтер Грасс, является известным немецким писателем, лауреатом Нобелевской премии, который раскрывает неизвестные факты о том, как восточные немцы бежали на север и ярко описывает в деталях затопление "Вильгельма Густлоффа", который, на самом деле, находится в центре внимания этой истории. Для многих немцев этот роман оказался своего рода откровением. Неслучайно потопление “Густлоффа” называют “скрытой трагедией”, потому что ни одна из сторон не раскрывала о нем никакой информации, а правда скрывалась очень долго. Говорили, что на борту этого корабля были высококвалифицированные и опытные немецкие подводники, элита немецкого флота, а также тысячи беженцев. Только после крушения Берлинской стены и вступления Германии в Европейский Союз стало возможным более свободно говорить обо всех этих вещах и смотреть в восточном направлении с меньшей агитацией и тревогой. Цена "атаки века"Что же Маринеско потопил, в конце концов? Был ли это немецкий военный корабль, на котором были специалисты высшего класса, печально известного подводного флота Гитлера, или это был просто госпиталь с беженцами и ранеными на борту? Что на самом деле произошло в Балтийском море 30 января 1945 года? Еще в те времена Советская армия стремительно продвигалась на север в направлении Кенигсберга и Данцига. Паникующие и боящиеся возмездия за нацистские преступления, тысячи немцев стали беженцами и пытались пробраться в город-порт Гдынь, немцы называли его Готенхафен. 21 января Гросс-Адмирал Карл Дёниц дал следующий приказ: ”все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны быть отправлены спасать от Советского Союза все, что можно спасти". Офицерам было приказано передислоцировать студентов-подводников и их военное оружие и технику, разместить беженцев, прежде всего женщин и детей, в пустующих уголках их кораблей. Операция под кодовым названием "Ганнибал" стала самой большой эвакуацией населения в истории мореплавания: более двух миллионов человек были перевезены на север. Для многих беженцев Готенхафен был последней надеждой, потому что в этом городе были не только большие военные корабли, но и большие лайнеры, каждый из которых был способен принять на борт тысячи беженцев. Одним из таких лайнеров был "Вильгельм Густлофф", считавшийся немцами непотопляемым. Построенный в 1937 году, этот замечательный круизный лайнер с кинотеатром и бассейном был третьей гордостью и радостью Рейха, он был построен с целью, продемонстрировать всему миру впечатляющие достижения нацистской Германии. Сам Гитлер участвовал в запуске этого корабля, где располагалась его личная каюта. Для того чтобы организовать культурное времяпрепровождение, известное как “сила через радость” и популярное развлечение для Гитлера и его ближайших людей. В начале второй мировой войны, корабль стал плавучей казармой для студентов 2-го подводного учебного подразделения. 30 января 1945 г. день, когда “Густлофф” отправился из Готенхафена в свое последнее путешествие. Германские источники дают противоречивую информацию о том, сколько беженцев и военных находилось на борту в тот день. Что касается беженцев, то до 1990 года эти цифры были стабильными и неизменными, поскольку многие люди, пережившие эту трагедию, жили в Германской Демократической Республике, где этот вопрос не имел права обсуждаться. Сейчас они вольны давать свидетельские показания, а общая цифра беженцев составляет десять тысяч человек. Что касается военнослужащих, то цифры остались более – менее неизменными, они находятся в диапазоне полутора тысяч солдат. Эти расчеты были проведены "пассажирскими бортпроводниками“, одним из таких людей был Хайнц Шен, который позже стал летописцем крушения ”Густлоффа“ и автором нескольких документальных книг, посвященных этой теме, в том числе ”катастрофа Густлоффа“ и ”СОС – Вильгельм Густлофф". Подводная лодка “с-13 " (типа с (Сталинец), под командованием Александра Маринеско, ударила по лайнеру тремя торпедами. У пассажиров, которым удалось выжить, остались самые страшные и ужасные воспоминания о последних минутах "Густлоффа". Люди пытались спастись, используя спасательные плоты и спасательные лодки, большинство из них могли остаться в ледяной воде не более нескольких минут. В спасательной операции “Густлофф” приняли участие девять кораблей. Ужасные сцены навсегда запечатлелись в памяти немцев: детские головы были тяжелее, чем ноги, и поэтому на поверхности воды были только ноги. Сколько из них удалось пережить эту ужасную катастрофу? Согласно данным, представленным Шеном, 1239 человек, половина из которых, 528 человек, были членами немецкого экипажа ВМФ и стажеров подводных лодок, выжили, а также 123 человека женщин-помощников ВМФ, 86 раненых солдат, 83 экипажа и только 419 беженцев. Эти цифры хорошо известны в Германии. Подводя итог, 50% немецких подводников и только 5% беженцев смогли выжить. Это была цена "атаки века". Беженцы стали заложниками безжалостной и беспощадной военной машиныДаже самая праведная, оборонительная война бесчеловечна и безжалостна, потому что от нее страдает мирное. Следуя строгим, неумолимым законам войны, Маринеско должен был уничтожить вражеский военный корабль, и он не виноват в том, что этот корабль перевозил беженцев на борту. Огромная доля ответственности за эту трагедию ложится на плечи германского штаба, который следовал только своим военным интересам, полностью пренебрегая мирными жителями. Дело в том, что” Густлофф" покинул Готенхафен без надлежащего сопровождения и до назначенной даты, потому что возникла острая необходимость в переносе немецких подводников из Восточной Пруссии, которые к тому времени уже были окружены. Немцы прекрасно знали, что этот сектор особенно опасен для кораблей. Роковую роль в этой морской катастрофе сыграли боковые огни, которые были включены на "Гусло" после того, как они получили сообщение о том, что немецкие саперы и траулеры должны были встретиться с ней. Это были те боковые огни, которые помогли Маринеско обнаружить лайнер. И, наконец, лайнер был отправлен в последний рейс не как госпитальное судно, а как военный транспорт, обозначенный серым цветом и оснащенный сложным зенитным вооружением. На “Густлоффе”, было 3 700 моряков, достаточно людей, чтобы сформировать целые 70 до 80 подводных экипажей. Это число, взятое из докладов, опубликованных в шведской газете “Афтонбладет” от 2 февраля 1945 года, было признано неоспоримым и никогда не подвергалось сомнению. Даже в наши дни записи, созданные еще в 1960 году с помощью писателя Сергея Сергеевича Смирнова, пользуются большой популярностью. Он раскрыл неизвестные страницы той войны: героический поступок Маринеско и самоотверженная оборона Брестской крепости. Маринеско никогда не был "личным врагом Адольфа Гитлера“, и правительство Германии не объявляло трехдневный траур по затонувшему ”Густлоффу". Причины этого были вполне очевидны, еще тысячи людей ждали своей очереди на эвакуацию по морю, и информация об этой катастрофе распространила бы панику среди всех них. Траурный период, однако, был объявлен для самого Вильгельма Густлоффа, лидера швейцарской национал-Социалистической партии, который был убит в 1936 году, его убийца студент Дэвид Франкфуртер был назван личным врагом Гитлера. Сегодня многие немцы понимают, что немецкая сторона действительно спровоцировала Маринеско и заставила его совершить это историческое нападение. «Это была блестящая военная операция, благодаря которой советские подводники сумели овладеть инициативой и доминировать на поле боя на Балтийском море совершенно и полностью», - сообщил сотрудник музея российских подводных мил. Величие дела Маринеско заключается в том, что он уничтожил сам символ нацизма, который казался непотопляемым, мечту-корабль, подчеркивающий и пропагандирующий мощь Третьего Рейха. Гражданские лица, оказавшиеся на корабле, стали заложниками немецкой военной машины. Вот почему именно Гитлеровская Германия, а не Маринеско, должна быть обвинена в трагической смерти “Густлоффа”. Вопрос с Маринеско и “Густлоффом” очень сложный и деликатный, поскольку он касается не только прошлого, но и серьезно влияет на будущие отношения между Россией и Германией. Не случайно во время своего недавнего визита в музей подводных войск России им.А. И. Маринеско, генеральный консул Германии Ульрих Шенинг, оставил в книге почетных посетителей следующее примечание: “спустя шестьдесят лет после тех трагических событий Второй Мировой Войны пришло время, наконец, для того, чтобы немецкий и русский люди смогли вместе построить будущее. Потопление немецкого лайнера "Wilhelm Gustloff" в январе 1945 года требует от нас этого”. Уникальность и необычность Маринеско заключается в том, что его личность никого не оставляет равнодушным. Вполне возможно, что эта героическая фигура обречена на бессмертие. Он стал легендой и останется один. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |