up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационное издание 

История Османской империи: возвышение и крах величайшей империи Европы и Ближнего Востока

История Османской империи: возвышение и крах величайшей империи Европы и Ближнего Востока

Это нерассказанная история сотворения современного мира. Свежий взгляд на распространение цивилизации по всей планете. От истоков человечества, первых городов и империй до веры в одного бога. Путешествие цивилизации с Ближнего Востока, удивительного региона, который тысячи лет являлся экономическим, научным и культурным центром мира, связующим звеном между Азией, Африкой и Европой.

История Османской империи

фото: Turkiapro.ru

Стамбул - единственный город на планете, расположенный в двух частях света: Европе и в Азии. Когда-то он был столицей одной из величайших сверхдержав в истории - Османской империи.

Сбылась мечта великой династии - турецкий султанат превратился в мощнейшую империю эпохи Возрождения. Развитость и утонченность двора во дворце Топкапы вызывала страх и изумление не только в самой империи, но и за ее пределами. В период расцвета османы были непобедимы как на суше, так и на море. Империя задавала стандарты государственности, культуры и торговли. Однако, ветер перемен сулил окончание эпохи османского господства.

В XIX веке мир совершил огромный скачок вперед, тогда османы и поняли, что без Запада им не выжить. В то время именно отношения с Западом определяли судьбу Востока. Это история взаимодействия Османской империи и Европы.

Османская империя и западный мир

В XVI веке под властью турок-османов оказались три части света: большая часть Западной Азии, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Во главе империи стоял султан Сулейман, известный на Западе как Сулейман Великолепный.

1529 год, трехсоттысячное турецкое войско подступает к воротам Вены. Сулейман до основания потряс христианскую Европу, это событие стало переломным моментом в истории. Месяцы блокады не сломили жителей Вены. Затянувшаяся осада вкупе с приближением зимы заставили султана отступить. Но несмотря на неудачу в Вене, турки до сих пор представляли реальную угрозу для Европы. Внутри же их собственной империи все, казалось, благополучно.

пергаментная карта Сулеймана  1560 год.

Эта пергаментная карта была изготовлена для Сулеймана около 1560 года картографом Альхаджем абу аль Хасаном. Турецкие флаги над такими городами как Белград, Будда и Родос говорят о том, что, несмотря на неудачу под Веной, османы контролировали значительную часть Европы.

Османы на море

Турки представляли угрозу не только на суше: флот Сулеймана стал настоящим бичом христианского Запада. Реставрационные помещения военно-морского музея Стамбула, хранят уникальные объекты имперского прошлого.

Османские суда - это имперские лодки и галеры, бороздившие когда-то просторы Черного и Средиземного морей. Они принадлежат той эпохе, когда и союзники, и враги называли турок властителями морей.

галера 16 века времен османской империи

Это единственная сохранившаяся галера XVI века. Любой историк, занимающийся Средиземноморьем, оказавшийся рядом с подобным артефактом, будет крайне взволнован. На галере скамьи на три человека каждая, в ряду двадцать четыре места и того - сто сорок четыре гребца.

Наступила эпоха открытий, время, когда европейские государства начали колонизацию нового света, а торговля специями достигла Индийского океана. Османская империя решила монополизировать прибыльную торговлю с Востоком. Турки захватывали стратегически важные портовые города, превращая Средиземноморье в свою территорию.

Для получения контроля над морскими путями османы разработали хитроумный план. Гроза морей: пираты, корсары и каперы обычно не подчинялись законам, однако с помощью мудрых тактических союзов и соглашений Сулейман сделал самых смелых пиратов адмиралами собственного флота.

Султан Сулеймакн и корсар Хайреддин Барбаросса

Эта миниатюра XVI века изображает султана, принимающего самого удачливого корсара того времени - Хайреддина Барбароссу. Барбаросса - одна из самых харизматичных личностей XVI века. Герой, увековеченный в романах, стихах, песнях и даже на гобеленах. Под предводительством Барбароссы османскому флоту удалось остановить жизненно важную морскую торговлю европейцев.

В XVI веке Европу раздирали внутренние конфликты, но все страны Запада объединял общий враг. Османская угроза была столь серьезна, что в Европе была создана "Святая лига" - союз против турок. Два самых мощных флота в истории столкнулись у берегов Греции при Лепанто.

Битва при Лепанто

Сражение при Лепанто часто называют переломным моментом. Когда Османская империя захватила Кипр, Папа Римский, правители Испании и Венеции создали альянс, желая раз и навсегда положить конец турецкой угрозе.

Битва при Лепанто

Все закончилось поражением османов. В сражении турки потеряли в четыре раза больше кораблей и в два раза больше людей, чем европейцы. Эта победа стала важнейшим достижением "Святой лиги". Теперь европейцы надеялись вернуть себе контроль над Средиземноморьем.

Однако важнее всего осознание факта, что войска османов можно разбить. Для Запада сражение при Лепанто - поворотный момент в борьбе с Османской империей, для Востока же - просто неудача.

За год туркам удалось восстановить флот. Поражение при Лепанто не означало, что их власти пришел конец. Торговые отношения между Востоком и Западом балансировали на грани между союзом и враждой. Послы короля Франции Франциска I и королевы Англии Елизаветы I отправились ко двору султана с дипломатической миссией, так как этим странам торговля с Османской империи была жизненно необходима.

миниатюра король Венгрии Янош II Сигизмунд воздающий честь Сулейману

На этой турецкой миниатюре изображен король Венгрии Янош II Сигизмунд, воздающий честь Сулейману. Это служит доказательством сильного влияния империи на западный мир.

Невозможно понять Европу, не учитывая турецкого влияния, так же, как нельзя понять Османскую империю без учета влияния Запада. Это касается не только эпохи правления Сулеймана Великолепного, но и всей имперской истории. Европейская идентичность сложилась в противоречивых отношениях с Востоком, две эти цивилизации сформировали друг друга.

Приезжая во дворец Топкапы, европейцы видели, что местный двор не уступал любому европейскому королевскому двору ни богатством, ни вкусом, ни величием. Отчеты послов о роскошной придворной жизни и принесли Сулейману прозвище - Великолепный.

Сулейман Великолепный

Однако самой большой заслугой Сулеймана стало создание системы управления страной, актуальной и по сей день. Во второй половине правления Сулеймана было создано первое правительство в современном смысле слова. Появилась регулярная армия, эффективная система налогообложения и бюрократический аппарат, на который она опиралась. Европейские государства позаимствовали эту систему управления страной и до сих пор ею пользуется.

Дворец Топкапы стал не только центром управления империей, но и образцом художественного оформления. Здесь соединились традиции Востока и Запада, появились уникальные выразительные средства турок-османов. Приемники Сулеймана продолжали его архитектурные традиции, украшая комнаты дворца еще более замысловатыми художественными деталями. Изразцы дворца Топкапы - отличный пример керамики эпохи османов.

Дворец Топкапы убранство внутри

В середине правления в возрасте 54 лет Сулейман достигает расцвета своего могущества. Теперь он решает воздвигнуть в Стамбуле символ власти султана, нечто грандиозное и величественное. Выполнить задачу он поручил признанному гению по имени Синан. Будучи главным архитектором империи, он за пятьдесят лет спроектировал и построил сотни исторических зданий в крупных городах, начиная с Дамаска и заканчивая Стамбулом.

Мечеть Сулеймание

Теперь Сулейман заказал Синану самый масштабный архитектурный комплекс в истории столицы, мечеть Сулеймание. Это величайшее выражение власти Османской империи. Даже сегодня от одного вида этого здания захватывает дух. Помимо мечети Синан построил здесь: четыре школы, столовую, баню, хамам, караван-сарай, больницу и усыпальницу, ставшую в будущем последним пристанищем султана Сулеймана.

Мечеть Сулеймание, Стамбул

Комплекс Сулеймание быстро стал общественным центром города. В пятницу сюда стекались люди со всех уголков города, чтобы помолиться. После окончания религиозной церемонии они могли пообщаться с друзьями и знакомыми - теми, кого давно не видели. Здесь царила прекрасная атмосфера сплоченности, подобная той, что возникала на греческой агоре или римском форуме. Эти традиции сохранились и в XV - XVI веках.

В архитектуре о зданиях судят не с точки зрения их высоты или размера, а потому как много света проникает внутрь. Творения Синана самые светлые из всех сооружений с куполом. В церквях, к примеру, человек чувствует себя ничтожным, здесь же благодаря подвесным светильникам мы будто остаемся в знакомом нам измерение, здание не подавляет.

Единообразие замысловатых геометрических форм, кульминация стремления Синана создать единое, унифицированное пространство, запечатлеть в камне упорядоченный османский взгляд на мир.

Менталитет Османской империи

Для османской культуры характерен и крайне важен концепт миропорядка. Жизнь всей империи была строго организована. Мыслили турки, исключительно практично. Прилагая усилия, они добивались результата и делали все, чтобы закрепить его. Традиционно конец XVII, начало XVIII веков считаются началом распада Османской империи, однако на самом деле в то время она процветала. Турки властвовали в Африке, Азии и Европе, от Алжира до Мосула и от Медины до стен Вены. Империя контролировала все пересечения важнейших торговых путей Востока и Запада.

Однако пришел новый век, и турки столкнулись с новыми трудностями. Усиливающееся влияние европейцев почти достигло Стамбула. Мировоззрение османской элиты стало меняться. Путешествуя вдоль пролива Босфор в Стамбуле, можно увидеть, как постепенно перерождался османский мир. Босфор - отличный пример того, как преображался город. К XVIII веку старый центр и дворец стали разрастаться, выходя за его границы.

Босфор

Султан и его окружение начинают строить по берегам Босфора резиденции нового типа, чтобы похвастаться своим богатством. На берегах пролива появляются здания в утонченном западном стиле. Особняки выстроены так, чтобы можно было любоваться красотой Босфора. Позади дома, как правило, располагается огромный с

ад, где можно содержать гарем. Фасад же здания обращен к воде, такой манеры строительства ранее не существовало.

tsusimskoye_srazheniye_v_russko-yaponskoy_voyne.jpg

Русско-японская война 1904-1905 гг: начало, причины, итоги

Эту новую культуру наслаждения приняла не только турецкая аристократия. Все больше европейских дипломатов переезжали из посольства на набережную. Если сравнивать Стамбул с Венецией, то Босфор превратился в этакий Гранд-канал, где люди стремились продемонстрировать власть и богатство великолепием резиденцией и самим своим присутствием в престижном районе.

Этот пролив издревле являлся границей между Европой и Азией. Он был важнейшим торговым путем, однако теперь европейская торговля с новым светом значительно уменьшила роль Средиземноморского рынка. Мир стремительно менялся.

В XVIII веке старое общество уступило место новому. Средиземноморье отошло на второй план, что значительно повлияло на Османскую империю, Венецию и Испанию. Вперед вырвались страны, имеющие выход к Атлантике, такие как Голландия, Англия и в какой-то мере Франция. Баланс мировой экономики изменился, и в этом новом мире турки-османы потеряли свою абсолютную власть над происходящим.

Первая революция в Османской империи

После великой французской революции 1789 года искра национализма внутри империи превратилась в пламя. Первый индустриальный мир сотрясали волны политического и социального недовольства.

Заручившись поддержкой Европы, религиозные меньшинства Османской империи потребовали независимости. В 1827 году случилась беда: Англия, Франция и Россия, поддерживающие Грецию в борьбе за независимость, наголову разбили турецкий флот в сражение при на Наварине.

Навари́нское морское сражение 1827 года

Национализм рушил османский мир изнутри. В 1830 году туркам пришлось объявить о независимости Греции, а их контроль над Египтом оставался лишь чистой формальностью. В 1875 году независимыми стали Сербия, Черногория, Валахия и Молдавия. В 1878 отделились Болгария, Босния и Герцеговина, Румыния. Война перекроила карту Османской империи. Необходимо было срочно принять меры, чтобы не допустить полного распада империи.

Курс на Запад

Подписанный султаном указ о реформах под названием "Танзимат", что означает упорядочивание, навсегда изменил Османскую империю. Реорганизации подверглась система управления государства, теперь примером служили страны Запада. Более всего в переменах нуждалась армия, военную форму и оружие стали закупать в Англии и Франции. Постепенно появилась новая Османская армия.

Империи необходима была защита от угрозы извне, кроме того, были необходимы проявление власти даже в самых отдаленных уголках государства. Почти в полутора тысячах километров от Стамбула в восточной части Анатолии неподалеку от границы с Ираном находятся доказательства возникновения совершенно нового мира. Дворец Исхак-Паши, из которого открывается вид на гору Арарат

Дворец Исхак-Паши

Этот необыкновенный дворец-крепость на шелковом пути был гарантией контроля над неспокойными приграничными землями. Он был стратегически важным объектом двухлетней борьбы между Османской и Персидской империями в начале XIX века, стоящим на пересечении великих цивилизаций.

Вычурное архитектурное решение представляет собой смесь персидского, грузинского, армянского, сельджукского, османского и западного стилей. Внутри он во многом напоминает дворец Топкапы. Здесь есть все - и залы судов, и гарем, и великолепная мечеть, построенная с поистине имперским размахом. На стенах вырезаны цитаты из Корана.

Дворец, выстроенный по приказу правительства, в течение почти двух веков жестко контролировался Стамбулом. Это величайший символ власти османов в восточной Анатолии. Свидетельство их стараний сохранить власть даже над самыми отдаленными областями империи.

Точно так же правительство получило власть над маршрутом священного хаджа в Сирии. Дамаск - жемчужина в короне Османской империи, отражение ее богатства. Город расцвел за счет торговли на пути хаджа и европейской коммерции в портах Средиземноморья и превратился в прогрессивной мегаполис.

Однако, несмотря на попытки сохранить прежнее влияние, экономический и политический центр мира сместился к Западу. Новые фабрики индустриальной Европы выпускают множество продукции. Бытовые товары и даже хлопчатобумажные ткани европейского производства приобретают все большую популярность на восточных базарах. Имперская казна пустеет. Такие страны, как Великобритания, Франция, начинаю требовать более выгодных торговых условий, пользуюсь выигрышным экономическим положением.

Литературное влияние Османской империи на Запад

Культура Османской империи оказала огромное влияние на западное сознание. Увлечение миром Востока превратилось на Западе в целое течение под названием "Ориентализм". Впервые на западный рынок попадают творения великих поэтов и писателей ближнего Востока, "Рубайят" Омара Хайяма и книга "Тысяча и одна ночь", переводят их путешественники европейцы.

Ричард Фрэнсис Бёртон британский путешественник

На кладбище Mortlake в Лондоне находится склеп одного из самых известных исследователей ориенталистов Ричарда Бертона, он автор перевода сказок "Тысячи и одной ночи". Влияние этого произведения на литературу XVIII, XIX и XX веков просто огромно, возможно, ни одна книга в мире, за исключением Библии, так сильно не повлияла на английскую литературу. Внутри склепа находятся вещи, привезенные Бертоном с Ближнего Востока. Они были приобретены за время пребывания в Дамаске, где Бертон служил консулом. Он многое собирал.

Несколько раз Бертон тайно ездил в Мекку и Медину, он стал одним из первых европейцев, исследовавших далекие неизведанные земли хаджа. Эти рискованные путешествия несколько неохотно спонсировало королевское географическое общество. Опасность состояла в том, что в поездках Бертон переодевался паломником. Если бы его раскрыли, узнали в нем неверного, убили бы прямо на месте. Вероятно, корни любви ко всему восточному, лежали в глубинном протесте путешественника против конформизма, чопорности и предсказуемости британского общества викторианской эпохи - ислам был ему ближе христианства.

Творческая изюминка Ближнего Востока

Переводы Бертона считаются шедеврами литературы XIX века, кроме того, благодаря им сформировалось представление о Востоке как о таинственном крае загадок и тайн.

Художники, вдохновленные творчеством Бертона, создавали романтизированные изображения Востока. Зачастую в этих картинах появлялось нечто чувственное и при этом опасное. Восток изображали либо райским садом, либо краем полным опасностей. Было лишь два варианта: кровожадные мавры, жестокие турки или романтическое представление о мистической, полной сладострастия стране необыкновенной красоты, где воздух напоен сладким ароматом.

восточные образы в картинах художников

Это время эпохи колониализма, Запад словно говорит: "Сейчас мы приоткроем завесу над жизнью Востока, покажем ее вам". Однако добраться туда было не так-то легко, отсюда вся эта таинственность. Несмотря на то, что европейцы побывали во многих восточных странах, суть другой культуры так и осталась им недоступной.

В реальности сменяющие друг друга османские султаны изо всех сил пытались сохранить единство их разваливающейся империи. Реформы "Танзимата" упростили традиционную систему миллетов (конфессий), предоставив религиозным меньшинствам империи статус, равный с мусульманским населением.

В своем указе султан Абдул-Меджид I заявлял, что любое положение, делающее кого бы то ни было из его подданных низшим по отношению к другому на основании религии, языка или расовой принадлежности, должно быть вычеркнуто из административного протокола.

дворец Долмабахче

Стремясь во всем сравняться с Западом, султаны перенесли правительственный центр в иное место. По сей день дворец Долмабахче сохраняет особый корпус стражей. Построенный в стиле рококо, он прекрасно смотрелся бы рядом с французскими дворцами. Это роскошное здание знаменует апогей эпохи Танзимата. Однако, несмотря на все старания вестернизация Османской империи, носила поверхностный характер.

Великолепные дворцовые стены не могли скрыть от глаз ограниченность реформ Танзимата. Правительство было не в состоянии убедить этнические группы остаться в составе империи. В начале 40-50 годах XIX века Танзимат был встречен положительно, однако эти реформы были в каком-то смысле обречены на провал, ведь почти невозможно изменить империю так, чтобы удовлетворить интересы всех ее подданных. Танзимат изначально был чересчур сложной модернистской идеей для Османской империи.

Дворец Долмабахче наполнен изысканными украшениями и мебелью, в большинстве своем европейской. В центре потолка зала для приемов, самая огромная в мире люстра из богемского стекла - подарок английской королевы Виктории. Она доминирует над всем помещением, символизируя влияние и силу Европы в самом сердце империи.

Дворец Долмабахче огромная в мире люстра из богемского стекла - подарок английской королевы Виктории

Вестернизация оказалась крайне дорогостоящим процессом. До 1850 года Османская империя оставалась единственным государством без внешнего долга, но теперь турки полагались на европейский капитал.

Крах Османской империи

Дворец Долмабахче символизирует показную силу и власть, он, действительно, является воплощением империи, пытающейся провести модернизацию, цена которой - долг, и долг нужно выплачивать. Все началось в 1850 году с постройки дворца, но им, конечно, не закончилось, а именно эта гигантская внешняя задолженность и приведет государство к официальному банкротству в 1875 году.

Лишь политические реформы могли дать империи надежду на будущее. В 1876 году было объявлено о наступлении парламентского режима, но даже это не смогло удержать империю от распада. Несмотря на развитие и модернизацию государства, смещение полюсов экономического влияния на Запад стало началом конца османского владычества.

Однако турки предприняли еще одну попытку объединить мусульманское население империи. Забытая железнодорожная станция на юге Дамаска когда-то была одним из важнейших пунктов на паломническом пути к Мекке. Локомотивы были свидетелями одного крайне важного момента в истории Востока. Поезда, на которых в 1908 году осуществлялась первая перевозка паломников в Мекку.

Поезда, на которых в 1908 году осуществлялась первая перевозка паломников в Мекку

Люди путешествовали по хиджазской железной дороге, спроектированной и построенной при последнем османском султане Абдул-Хамиде II.

На протяжении всей истории мусульманской цивилизации султаны и халифы обязаны были охранять священный паломнический путь, это было их долгом. Защищая паломников и святые города, султан становился достойным мусульманским правителем. Абдул-Хамид соединил эту традицию с современными технологиями. Железная дорога из Стамбула в Медину шла там же, где пролегал путь караванов. Утомительное путешествие сократилось с сорока дней до четырех. Маршрут пролегал через Дамаск, а конечным пунктом была Медина.

Нововведения как раз были крайне нужны региону, кроме того, это усилило позиции османов на ключевых для ислама территориях в неспокойное время. Железная дорога стала воплощением плана султана по созданию исламского союза, соединяя мусульман как в империи, так и за ее пределами. Тысяча шестьсот километров протянулись через раскаленные пески пустыни в сердце Аравии и дальше в горы Хиджаза.

Дорога объединила турецких солдат, бельгийскую сталь, немецкую инженерную мысль и технологии. Султан Абдул-Хамид призвал на помощь европейцев, особенно активно в строительстве дороги участвовала Германия.

Хиджазская железная дорога строительство

Однако Османская империя погрязла в долгах, и проект "хиджазской дороги", оказался несбыточной мечтой. При этом на удивление почти треть затрат на него была покрыта благодаря благотворительным пожертвованиям. Мусульмане со всего света принимали участие в этом пан-исламистском строительстве, чтобы помочь братьям по вере достичь Мекки.

После открытия дороги поезда перевозили тысячи паломников. Крайне уязвимая железная дорога была практически уничтожена во время Первой мировой войны. Связь османов со святой землей утрачена, им никогда больше не добраться до Медины.

Хиджазский проект оказался важным достижением исламского мира, но и ему не суждено было остановить перемены. Истерзанная внутренними конфликтами, обремененная долгом османская династия подходила к концу. Первая мировая война окончательно уничтожила одну из самых великих и долговечных империй мира.

В период расцвета османам принадлежали земли от Алжира до Мосула и от Медины до стен Вены. Им удавалось управлять самым динамичным регионом в мире. С древнейших времен эти земли определяли облик современного мира. Оттуда пришло земледелие, городская цивилизация, единобожие. Это место стало колыбелью гениев, заложивших основы европейского ренессанса. Пересечение культур Востока и Запада диктовало историю цивилизации, и этой истории нет конца.

03.10.2020 16:43

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: