Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно аналитическое издание 

Нацистский танк «Королевский Тигр»: сверхоружие или супермиф?

Линейка «Тигров», разработанная в нацистской Германии – группа одних из наиболее прославленных танков Второй Мировой. Машину первой серии, известной также под названием «Тигр I», отличали толстая броня и мощное 88-миллиметровое орудие. Такое сочетание обеспечило новой технике репутацию грозного противника на поле боя.

nemetskiy_tank_tigr_ii.jpg

фото: imgderp.com

«Тигру I», способному крушить линии обороны противника, отводилась роль тяжелого танка прорыва. И для этого у него имелось все: мощное вооружение, достаточное бронирование и довольно впечатляющая для машины разработки начала 1940-х маневренность (при том, что масса «котика» оказалась вполне паритетной весовым характеристикам современного «Абрамса»). Смертельной опасностью веяло даже от квадратных обводов «Тигра I», схожих на средневековый замок и дополненных длинноствольной пушкой.

Однако разработчики техники и гитлеровское командование на этом не успокоились. Оказалось, что тевтонский сумрачный гений склонен еще и к перфекционизму. Например, они жаловались на то, что KwK 36 – танковый вариант 88-миллиметрового орудия – оказался не самой мощной версией «Acht-acht» (88-миллиметровое зенитное орудие) экипажи бронетехники различий не заметили. В итоге, работа над следующим поколением танка началась еще до боевого дебюта «Тигра I» (финалом неумелого планирования наступления стало то, что машина увязла в болотах под Ленинградом).

тяжелый советский танк КВ-2

Легендарный советский тяжёлый штурмовой танк КВ-2

Итак, в противостояние включился «Тигр II» или «Кенигтигер» - «Королевский тигр». От предшественника новый образец техники отличался увеличенной до 75 тонн массой. Что касается артиллерийского вооружения, то новая версия 88-миллиметрового орудия – KwK 43 – обладала удлиненным стволом. Это увеличило начальную скорость снаряда и позволяло пробивать 5-дюймовую броню на дистанции до 2 километров (1,2 мили). Неудивительно, что экипажам «Шерманов» и Т-34, защищенных лобовым металлом толщиной не более 2-х дюймов, «прокачанный» представитель панцерваффе казался настоящим монстром натиска.

«Тигр II» от предшественника первой серии отличался рядом усовершенствований. Например, корпус машины ранней модификации формировался из вертикальных листов брони. Для обводов как Т-34, так и поздней разработки немцев – «Пантеры» – было характерно более удачное наклонное бронирование (что увеличивало эффективную толщину защиты). Спереди корпус «Королевского тигра» защищала 6-дюймовая броня, установленная под существенным углом. Появилась возможность разворачивать башню машины на 360 градусов за 19 секунд. Экипаж «Тигра I» такую операцию производил за 60 секунд, что теоретически давало шанс танкистам более юрких Т-34 и «Шерманов» заходить в тыл противника быстрее, чем тот успевал довернуть орудие.

Подобно профессиональному футболисту, «Тигр II» оказался довольно шустрым, несмотря на тяжеловесный экстерьер. На дорожном покрытии он развивал скорость до 25 миль в час; «Шерманы» и «тридцатьчетверки» разгонялись до 30. На пересеченной местности немецкий танк демонстрировал максимум около 10 миль в час на фоне 20, выжимаемых указанными машинами союзников. По утверждению профильного историка Томаса Йенца, габариты «Тигра II» не ограничивали его поразительно высокую мобильность. В отличие от немецкого плода мегаломании - 200-тонного проекта «Маус» (для которого даже большинство европейских мостов оказалось непреодолимым препятствием), «Кенигтигер» оказался жизнеспособной разработкой.

королевский тигр танк Германии

На финальном этапе войны за «Тиграми» и «Пантерами» закрепилась репутация избыточно сложных конструкций с привередливой механикой. Как любая сложная система вооружений, «Кенигтигер» неопытным экипажам со слабой подготовкой преподносил массу проблем.

Однако Йенц свидетельствует, что в руках слаженной команды ветеранов (при условии надлежащего снабжения) «Тигр II» был надежной машиной. Проблема как раз состояла в том, что к моменту боевого дебюта новой модификации тяжелого танка в Нормандии в июле 1944 года Германия столкнулась с острой нехваткой подготовленных и опытных танкистов. Начались перебои с поставками топлива и материальным обеспечением панцерваффе.

Становится понятной логика ключевого вопроса каждой исторической дискуссии: был ли «Королевский тигр» выдающимся танком? Как и в случае с иным оружием, ответ будет зависеть от массы факторов. С позиции сухих цифр технических характеристик бронетехники – огневой мощи, бронирования и маневренности – поздняя модификация «Тигра» впечатляет. Можно утверждать, что он превосходил более легкого и менее защищенного американского конкурента, в роли которого выступал 46-тонный американский М-26 «Першинг».

ИС-2 советский танк

Еще более интригующим является сопоставление немецкого тяжеловеса с ИС-2 «Иосиф Сталин». Так, и сегодня нет единого мнения о сражении ИС-2 с «Тиграми» второй модификации в августе 1944 года, в итоге которого каждая из сторон потеряла по 10 танков. С одной стороны, орудие советской машины могло пробивать 122-миллиметровыми снарядами хорошо защищенную башню «Кенига» на дистанции до 1 мили. С другой, к недостаткам ИС-ов относят низкую скорострельность и небольшой возимый боекомплект выстрелов.

Продлись война до 1946 года, теоретически «Тигр» мог бы вступить в схватку с британским «Центурионом» – одним из наиболее удачных танков в истории бронетехники, который применяется и в наши дни.

Аненербе

Аненербе загадка Третьего Рейха

Впрочем, самые красноречивые цифры связаны со статистикой выпуска машин. Если в Советском Союзе собрано почти 3900 ИС-2, то германское производство обеспечило войска всего 492 «Тиграми II». Вторая мировая оказалась состязанием промышленных баз, которое поглощало ресурсы и материалы в колоссальных масштабах; на советских заводах было собрано свыше 108 000 танов, ВПК Соединенных Штатов выдал 88 000 машин. Какими бы характеристиками не обладали почти пять сотен «Королевских тигров», на исход войны в целом повлиять они не могли.

По иронии судьбы, самыми опасными противниками «Кенигов» оказались не танки, а многомоторные британские бомбардировщики «Ланкастер». Панцерваффе заказали фирме «Хеншель» 1 500 «Тигров II», однако налеты Королевских ВВС на танковые заводы внесли коррективы в эти планы. Кроме того, даже модификация «Тигра I» обходилась в 250 000 рейхсмарок. Эта цифра в 2-3 раза превышала стоимость таких танков как более легкая «четверка» (Pz IV) либо тяжелая «Пантера». Вопрос о том, не предпочтительнее ли было Германии сосредоточиться на массовом выпуске средних танков и «Пантер», остается открытым.

королевский тигр брошенный

Эффективность вооружения – категория весьма ситуативная. Техника, хорошо зарекомендовавшая себя в одной обстановке, в иных обстоятельствах может не оправдать надежд. К моменту появления «Кенига» на театре военных действий в Нормандии 1944 года, нацистский рейх перешел к обороне. На ключевых направлениях «Тигры II» довольно удачно применялись в качестве подвижных укреплений и засадных позиций.

Однако в условиях обледеневших узких дорог битвы при Арденнах эти машины нередко становились помехой. К тому же, с «Тиграми» второй модификации была связана следующая проблема: они были настолько велики, что эвакуировать поврежденную машину мог только другой «Тигр». Поскольку наступление союзников развивалось как на Восточном, так и на Западном фронтах, множество бронированных левиафанов были взорваны либо просто оставлены собственными экипажами.

Ветвь развития тяжелых танков вроде «Королевского тигра» оказалась тупиковой. После Второй Мировой производители бронетехники переключились на создание так называемых основных боевых танков. Подобно тяжеловесам прежней эпохи, они располагают огневым могуществом и бронированием для взламывания обороны противника. В то же время, их отличает высокая мобильность, присущая легким и средним образцам техники и позволяющая оперативно развивать танковые прорывы.

Эпоха «Тигра» завершилась.

19.12.2018 20:22

Госдума приняла закон о суверенном Рунете
В случае одобрения Советом Федерации и утверждения президентом большая часть его норм вступит в силу с 1 ноября.
Россия поставила Китаю 24 истребителя Су-35
Китай стал первым покупателем российских истребителей Су-35. Контракт на поставку в КНР 24 истребителей был подписан в 2015 году.
Россиянам разрешили безнаказанно собирать мох и камыш
Депутаты Заксобрания Свердловской области приняли закон, позволяющий уральцам собирать в лесах мох, камыш и лесную подстилку.
Правнук Сталина назвал «моральными уродами» тех, кто восхищается его прадедом
Фигура Сталина начинается восприниматься как символ справедливости и альтернатива нынешней власти, которая оценивается как несправедливая, жестокая и не заботящаяся о людях.
Опрос показал рекордный уровень одобрения россиянами политики Сталина
Доля российских граждан, которые позитивно относятся к Иосифу Сталину, впервые превысила 50%. Об этом пишет Интерфакс со ссылкой на данные опроса «Левада-Центра».
Бывший завод Порошенко станет главной базой для ремонта кораблей ЧФ
Предприятие уже принимает на ремонт новейшие боевые корабли ЧФ. Недавно на СМЗ завершился плановое докование фрегата "Адмирал Григорович", вооруженного ракетами большой дальности "Калибр-НК".