up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / История / Орден Тамплиеров: духовно-рыцарское братство или спецназ XII века?

Орден Тамплиеров: духовно-рыцарское братство или спецназ XII века?

Орден Тамплиеров: духовно-рыцарское братство или спецназ XII века?

Об этих людях, которые оставили след в истории, сохранилась легенда, подарившая им славу. Белые мантии с легендарными красными крестами, несметные сокровища, дисциплина и свирепость в битве – элитные войска, спецназ XII века.

Орден Тамплиеров

фото: mobillegends.net

Спустя тысячи лет тайны до сих пор окружают этих солдат. Монахи, рыцари, кто они? Кто стоял за созданием Ордена Тамплиеров? Какова была его миссия и как они достигли могущества так быстро?

К концу XII  века тамплиеры стали влиятельной международной организацией. Рождение легендарного братства, уникального феномена – помеси монаха и солдата. Это нечто неслыханное – военный кодекс внутри религиозной общины.

От засушливых регионов востока до французского и английского двора. Мы рассмотрим зарождение первых тамплиеров и увидим, как они направили деяния Папы, королей и народов всей Европы на благо своей цели.

Люди начали предлагать огромные суммы, пожертвования Ордену Тамплиеров. В графстве Шампань, в Бургундии, в Иль-де-Франс дома тамплиеров появлялись через каждые 30-40 километров. Беспрецедентное распространение власти. Горстка людей, превративших простое солдатское братство в религиозный орден, способный возглавить правление Европой.

Рождение братства Тамплиеров

Иерусалим – именно здесь в разгар Средневековья зародились первые тамплиеры. В то время, это была лишь горстка рыцарей. Практически нищих, но набожных и обученных в бою. Они поклялись посвятить свои жизни одной цели – защите Святой земли и христианских паломников, которые прибывали сюда воздавать молитвы.

Первый крестовый поход

Чтобы понять их происхождение, следует вернуться в конец XI века. В тот момент религиозное сообщество разделилось. На западе Европы оно подчинялось христианской церкви и папе Римскому. Северной Африкой, южной Испанией и Ближним Востоком правил ислам. Турки угрожали Византийской империи и ее столице – Константинополю – территории православной церкви.

iisus_hristos_iz_nazareta.jpg

Иисус Христос: Сын Божий, рожденный в хлеву

По призыву Папы Урбана II тысячи христиан отправились в Первый крестовый поход на отвоевание Святой земли. Спустя три года жестоких боев крестоносцы заняли немало земель, в том числе, город Иерусалим, где был распят Иисус Христос и где находится его могила.

Они добрались до Иерусалима летом 1099 года и в течение месяца стояли лагерем под стенами города. Это была осада Иерусалима. Когда им, наконец, удалось прорваться за стену, началась кровавая бойня. Говорили, что кровь бежала по улицам по колено. Наверняка, это средневековые преувеличения – в средневековых хрониках любят приукрашать масштаб резни. Но битва была крупная, погибло много мусульман.

В Первом крестовом походе зародились государства крестоносцев: графство Эдесское, Антиохийское княжество, графство Триполи и Иерусалимское королевство.

Ирония в том, что после эпического похода длиной в три года, разорив множество городов, крестоносцы вернулись назад в Европу.

Захваченные территории

На заре XII века государствам крестоносцев опасность угрожала со всех сторон. Перед теми, кто остался на востоке после Первого крестового похода, стала задача удержать небольшие отвоеванные территории на долгое время.

Фатимиды

С военной точки зрения, у них были враги в Дамаске, способные поднять армию в несколько тысяч человек, в Алеппо – еще больше. Фатимидский халифат мог поднять до 15 тысяч воинов.

Учитывая то, что государства крестоносцев в первые годы были не способны собрать больше пары сотен рыцарей, причем в основном пеших, это серьезные угрозы.

В Иерусалиме началось христианское паломничество, организованное властями священного города, королем Иерусалима, латинским патриархом, стоявшим во главе церкви и предписаниями храма Гроба Господня, регулирующими религиозную жизнь города.

Храм Гроба Господня и христианство

Храм Гроба Господня – это церковь, положенная на месте распятия и захоронения Христа. Эта институция с самого начала привлекала верующих  христиан, а потому именно она стала главной церковью Иерусалима.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме Гравюра

Вокруг храма Гроба Господня, их патриарха и предписаний строилась вся иерархия религиозной жизни Востока. На ее стороне был орден братьев Иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя (Госпитальеры), они принимали паломников и ухаживали за больными.

Однако гарантировать безопасность становилось все труднее. Пилигримы, пребывающие в Иерусалим, подвергались опасности нападений партизан, то есть прямо вблизи священного города на тебя могли напасть. Укромные городские уголки ни в коем случае нельзя было назвать безопасными.

В те времена тамплиеров еще не существовало. Солдаты, отвечающие за безопасность пилигримов, назывались Militos Sancti Sepulchri – рыцари Гроба Господня. Это братство вооруженных граждан, которые самоорганизовались для защиты Гроба Господня, жителей и вообще Иерусалимского королевства.

Militos Sancti Sepulchri не были частью церковного ордена Гроба Господня или ордена св. Иоанна Крестителя. Можно сказать, что они занимались охраной паломников и предписаний, защитой в случае необходимости слабых областей. Это двойная зависимость: рыцари зависят от предписаний, которые руководят их духовной жизнью и от братьев Иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя, которые содержат и кормят их.

Гуго де Пейн

Среди рыцарей Гроба Господня оказался один, возжелавший независимости. Его целью было формирование более сильной группы – смешанного ордена, о котором никто ранее не помышлял, – солдатах нового типа: одновременно бойцах и представителях религии.

Гуго де Пейн основатель ордена тамплиеров

Этот рыцарь основал общину, которая позднее станет известна как Орден Тамплиеров. Его личность в истории впервые упоминается в хрониках XII века, написанных Михаилом Сирийцем, патриархом Антиохийской церкви.

В начале правления Балдуина II из Рима в Иерусалим пришел французский паломник. После трехлетней военной службы королю он дал клятву не возвращаться на родину, а стать монахом. Вместе с тридцатью рыцарями он собирался провести остаток жизни в Иерусалиме.

Узнав, что француз и его рыцари достигли выдающихся высот в сражениях, король и его бароны хотели переманить их на службу в ратниках, чтобы они защищали их земли, а не спасали лишь свои души, став монахами. И этот человек, чье имя было Гуго де Пейн, внял этому совету. Тридцать рыцарей присоединились к нему.

Гуго де Пейн родился примерно в 1070 году в маленькой деревушке региона Шампань в 12 км от города Труа. Он состоял на службе у графа Гуго Шампанского. Вместе со своим сюзереном в начале XII века Гуго де Пейн провел три года в Святой земле, а затем вернулся в Европу.

Гуго де Пейн был семейным человеком, имел жену и детей. А в 1114 году под влиянием глубокой набожности, которая, вероятно, была в нем уже долгое время, он отправился в Святую землю, служить.

Гуго – военный стратег, защитник Святой земли. Он проникся сущностью Иерусалима, и это стало для него прозрением. В Иерусалиме ты не можешь быть обычным рыцарем, только рыцарем Бога, посвятившим себя служению Христу. Видимо, эти мысли зародились в нем по приезду в Иерусалим.

В течение нескольких лет Гуго де Пейн обдумывал свой план. А в 1119 году одно событие круто изменило его судьбу.

Битва на Кровавом поле и ее значение

28 июня 1119 года мусульмане города Алеппо совершили нападение на Антиохийское княжество. Бои велись настолько суровые, что это событие было окрашено как Ager Sanguinis – Битва на Кровавом поле.

Битва на Кровавом поле

Балдуин II, новый король Иерусалима, собственной персоной вышел навстречу врагу. Битва укрепила подозрения государства о том, что угроза извне становится слишком велика.

Монарх осознавал, что необходима большая армия, чем есть в его распоряжении. Ему нужны охранники границ, дорожный эскорт для паломников, дополнительные силы.

16 января 1120 года в небольшом городке к северу от Иерусалима был собран совет, повернувший историю. Балдуин II и патриарх Вармунд собрали вместе церковнослужителей и аристократию государства. В этот день два правителя приняли план, разработанный Гуго де Пейном, – образование нового ордена рыцарей. Религиозный и военный, полностью посвященный обороне Святой земли.

istoriya_osmanskoj_imperii.jpg

История Османской империи: возвышение и крах величайшей империи Европы и Ближнего Востока

Король и патриарх вместе воспользовались этой возможностью – приставить к делу рыцарей. Патриарх пошел на риск, потому что было неизвестно, чем это решение обернется. Рыцари, собравшиеся под сенью Гроба Господня, получали власть, они отделялись от патриарха и объявляли о своей независимой духовной жизни. То есть они не подчинялись больше указаниям храма Гроба Господня, а только собственному предводителю, которого сами выбирали. При этом не теряя своей истинной сущности – того, кем они являлись.

Балдуин II предложил членам нового ордена место для проживания. Оно упомянуто в другом манускрипте, написанном Вильгельмом Тирским – первым историком крестоносцев. В течение того же года некоторые придворные рыцари посвятили себя служению Христу и приняли обет жизни в целомудрии, послушании и бедности.

Так как они не принадлежали ни к одной церкви и не имели места жительства, король одарил их палатами в своем дворце неподалеку от храма Господня. Балдуин II сделал широкий жест, предложив рыцарям для проживания крыло своего дворца в Иерусалиме. Оно лежало на территории мечети Аль-Акса – прежнего дворца царя Соломона. Гуго де Пейн и его рыцари приняли имя по ассоциации, назвавшись «Бедным братством Христа и храма Соломона».

Храмовники или Тамплиеры

Позднее это название сократилась. Община стала одним из самых влиятельных орденов в истории.

духовно-рыцарский орден тамплиеров

Так как конфликты в Святой земле продолжались, члены новоявленного братства должны были искать пути расширения. В 20-х годах XII века с целью роста тамплиеры должны были собрать войско, хорошо обученных солдат, а также им требовались деньги и земли в западной Европе, чтобы снабжать их ресурсами в походах.

Гуго де Пейн решил вернуться в Европу и развернуть там огромную операцию по сбору средств и рекрутингу. Он странствовал из одного края в другой, собирая войско. Побывал в графствах Шампань и Фландрия, заглянул в Англию, чтобы осуществить свой план.

В качестве агента, ищущего крестоносцев для короля Иерусалима, он посетил большую часть королевских дворов Европы. Людям было любопытно, кто он такой? Чего пытается добиться его орден? А узнав это, они впечатлялись и начинали предлагать крупные суммы. Большие пожертвования ордену Тамплиеров – настолько большие, что скоро рыцари сделались очень состоятельными.

Однако Гуго де Пейн и основатели ордена Тамплиеров знали, что ради получения еще большего количества людей и денег для Святой земли их должна признать высшая власть.

Поначалу люди спрашивали, кто это? Священники, монахи, рыцари – кто они? Ведь священник или монах не должны убивать, а эти – воины. Отдельные христианские мыслители считали, что смешивать молитву и битву в одном религиозном ордене – это кощунство.

Бернард Клервоский

Чтобы объединить общину и превратить ее в орден, Гуго де Пейну следовало получить разрешение римской церкви, а значит, Папы. Гуго воспользовался связями в регионе близ места его рождения в Бургундии.

Бернард Клервоский

Его первая жена Емелина Туёнская была родственницей семьи Де ман Бар, из которой происходил человек, связанный с христианской церковью и имеющий влияние в Европе – Бернард Клервоский, а после канонизации – Святой Бернард.

Святой Бернард входил в Цистерцианский орден и в 1115 году основал новое аббатство – монастырь Клерво. Родившись на границе Бургундии и Шампани, он имел благородное происхождение. У него были все данные воина, умение убеждать и склонность к аскетичному образу жизни. Он интенсивно работал в Цистерцианском ордене, игравшим крупную роль в церкви в начале XII века.

Уже в 1129 Святой Бернард считался значительной фигурой в церкви. Своего рода моральным компасом королевства Франции, как для духовенства, так и для мирского люда.

В ордене Тамплиеров он усмотрел не только способ поддержать оборону Иерусалима, но и возможность реформировать рыцарей Западной Европы. Более ста лет еще до Первого крестового похода католическая церковь стремилась к реформации рыцарского сословия. Рыцари устраивали беспорядки, находясь в постоянной вендетте (кровной мести) друг с другом. Их считали гордыми и высокомерными.

«Похвала новому рыцарству»

И Бернард Клервоский увидел в ордене Тамплиеров возможность предложить всем рыцарям, так сказать, ролевую модель – вот такими вам следует быть.

Рыцари тамплиеры

Он хотел отвлечь их от внутренних распрей и направить в русло более богоугодной деятельности. Уверенный, что орден Тамплиеров даст новую возможность католической церкви, Бернард Клервоский написал манифест, вошедший в историю. Он назывался «Похвала новому рыцарству».

«Это новый вид ополчения, ведущего битву с плотью и кровью и со злыми духами. Они живут отдельно от своих жен и детей, под одной крышей, не имея личной собственности. Они не страшатся греха убиения врага, так как это делается ради Христа. И ради Христа они либо убьют, либо умрут. Они смирнее овец и свирепее львов. Мы даже не знаем, называть их солдатами или монахами».

В этом труде, конечно же, содержится оправдание убийства врагов, но не только это. Что важнее, в нем противопоставление двух типов рыцарства. Оскверненное рыцарство, где рыцари богаты или ищут способ обогатиться, за что и сражаются – их любовь к красивой одежде, к красивым лошадям и т. д. И новый вид рыцарства, которых воплощают тамплиеры – не интересующиеся богатством, личным богатством, разумеется. Они посвящают свои жизни поддержке Иерусалима, Святой земли и христианства как такового.

Они сражаются не столько за себя, сколько за религию.

Манускрипт ордена Тамплиеров

13 января 1129 года верхушка христианской церкви под ведомством Бернарда Клервоского созвала собор в Труа. Там собрались представители Папы, духовенства, аристократии и ордена Тамплиеров. Во время этого сбора был зачитан и записан первый устав ордена Тамплиеров.

манускрипт ордена тамплиеров

В наши дни осталось всего десять оригинальных копий. Среди них есть и труд, написанный на древнем французском, хранящийся в национальной библиотеке Франции. Манускрипт содержит в себе весь устав ордена на 13 страницах. За ним следует список празднований, полученный тамплиерами от Папы, а затем – основной манускрипт о правилах ордена. Это, можно сказать, законодательство ордена.

На 12 страницах манускрипта, написанного на свитке пергамента из козьей шкуры, значатся все рекомендации собора членам ордена Тамплиеров: по ритму их молитвы в битве, по уходу за лошадьми, по питанию. Мясо приписывается есть три раза в неделю.

veshchij_oleg_knyaz.jpg

Вещий Олег: Великий Новгородский и Киевский князь

Все до мельчайших подробностей запечатлено на бумаге. В отличие от монахов, воины не могут позволить себе поститься или недосыпать. Они должны набираться сил и быть готовыми к битве. Братья, утомленные великой службой, могут пропускать пробуждения для ночных молитв с разрешения магистра.

Это само по себе необычно и прогрессивно – тот факт, что внутри религиозной общины содержатся военный элемент. Поэтому есть и военный кодекс, идеально вписанный в военные обряды тамплиеров. Новая эпоха христианской церкви.

«Мы считаем, что это новый тип религиозной жизни, который родился на Святой земле благодаря провидению. Это означает, что вооруженный отряд рыцарей может, не совершая греха, убивать врагов креста и по этой причине у вас есть истинное право называться рыцарями храма».

Впервые в истории церковь придала официальный статус идее убийства во имя Христа, и теперь вооруженный отряд Святой земли получил имя – Орден Тамплиеров.

Именно в соборе в Труа состоялось рождение ордена Тамплиеров и здесь же община, окружавшая Гуго де Пейна в Иерусалиме, превратилась в подразделение церкви.

«Новые монстры»

Некоторым сама идея ордена Тамплиеров казалась практически еретической. Один из хроникеров Англии по имени Генрих Хантингдонский называл их новыми монстрами.

рыцари тамплиеры крестоносцы

Собор в Труа обозначил начало новой эры в ордене Тамплиеров. И тут же по всей Европе начали распространяться слухи о новых рыцарях Господа.

После собора в Труа все стало очень быстро меняться, потому что этот новый орден показался западному миру интересным. В особенности, конечно же, представителям аристократии, которые нашли способ инвестировать свои средства в нечто, отличное от обычных монастырей. И пожертвования стали увеличиваться в размере, они постоянно росли. И уже через несколько лет к 30-м годам XII века в дополнение к своей влиятельности на Востоке тамплиеры обрели влиятельность и на Западе. Это стало отправной точкой ордена.

Он стал первой европейской армией со времен Римской империи. Рим закончил существование в V веке, так что это была первая действующая армия за 600-700 лет. Довольно радикальный сдвиг. На Востоке появилась постоянная военная сила, готовая защищать христианство и интересы христиан.

Как только начались регулярные денежные и земельные вливания, появилась возможность обучать солдат. Средневековый рыцарь – это эквивалент современного танка. В полном обмундировании на боевом коне – довольно устрашающая фигура. Беги и прячься. Это элитные войска – ударные войска.

Бедные рыцари Христа, или Новый имидж ордена

Именно в это время появились первые достижения тамплиеров, на основе которых возникла легенда об их выдающихся боевых качествах. Изначально рыцари не производили особого впечатления. Они называли себя бедными рыцарями Христа и храма Соломона, и они действительно были бедными.

новый имидж ордена Тамплиеров

У них не было ничего, лишь одежда, надетая на них, мечи и несколько коней. Но после собора в Труа они стали получать крупные пожертвования земель и денег. И внезапно стали состоятельными.

Частью нового имиджа стала белая мантия. Сейчас это называется ребрендингом, а в Средние века белый цвет, прежде всего, означал чистоту. Длинная белая мантия с красным – это символ данной ими клятвы. Ведь красный крест символизирует кровь, пролитую Христом ради искупления грехов человечества. А потому обязательство членов ордена состоит в том, чтобы положить собственную жизнь и кровь на алтарь защиты Святой земли и иерусалимского королевства.

Миссией тамплиеров является оборона Святой земли, а значит, они должны были не только сражаться, но и делать новое оружие, организовывать походы, строить крепости и защищать пилигримов.

Структура Ордена Тамплиеров

Благодаря пожертвованиям орден Тамплиеров мог нанимать неофитов (новообращенных). В целом в ордене тамплиеров было три уровня. Самыми известными были члены рыцарского братства. Чтобы войти в него, нужно обладать благородным происхождением. Обычно они уже проходили рыцарское обучение.

структура ордена тамплиеров

Если у тебя не было аристократического происхождения, а простое  крестьянское, или у тебя была купеческая семья, то ты становился тамплиерским десятником. Они участвовали в сражениях, а еще нанимали кораблестроителей, плотников, приказчиков и других ремесленников.

Третий уровень представляли братья священники – это тамплиеры, посвященные в духовный сан. Они исполняли обязанности капелланов.

Когда неофит вступал в орден, он обязывался делать множество вещей. Самым решающим моментом было надевание мантии на кандидата. Именно тогда он воистину вступал в братство тамплиеров и сразу затем принимал обет безбрачия, послушания и бедности. Обязывался сражаться всеми имеющимися силами за Святую землю.

Постепенно дома тамплиеров, которые называли командорствами, распространились во всей Европе. Братья проживали в них, скрупулезно соблюдая устав тамплиеров, следуя только одной миссии – подготовке к битвам с Востоком, а также приумножение богатства ордена с целью финансирования священной войны.

Командорство – это большое здание с жилыми помещениями, амбаром для хранения зерна, часовней. Именно здесь капеллан проводил службы для всех братьев.

В графствах Шампань, Бургундия, Прованс, Овернь и Иль-де-Франс были целые сети тамплиерских домов и командорств через каждые 30-40 км. Эта сеть очень быстро сформировалась в XII веке. Командорства являлись домами тамплиеров, а также здесь осуществлялся рекрутинг. Вербовка новых членов напрямую зависела от взаимодействия тамплиеров и их влияния на население.

«Папская булла»

В 1136 году Гуго де Пейн Первый магистр Ордена Тамплиеров умер после возвращения с войны на Востоке. Место главы ордена занимает Робер де Краон, блестяще организовавший операции и деятельность командорств, которые продолжали развиваться благодаря пожертвованиям.

Робер де Краон

Через 10 лет после собора в Труа события стали накаляться. 29 марта 1139 года Папа Иннокентий II подписал «Папскую буллу», вошедшую в историю.

«Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Мы призываем вас пылко сражаться с врагом Христа, а в награду вы можете оставить себе все захваченное. Без обязательства возвращать или делиться. Мы подтверждаем, что орден тамплиеров со всем его имуществом, благоприобретенным посредством богатств Папы, королей и принцев, остается под защитой Святого Престола».

Согласно этому тексту тамплиеры могут не только оставлять себе награбленное во время военных походов против мусульман в Святой земле, но и подчиняются они лишь одному авторитету – самому Папе.

«Никто не вправе обязать вас платить пошлины, но мы подтверждаем, что вы вправе собирать пошлины с согласия епископов. Для получения полного искупления грехов и спасения души вам следует обращаться к священнослужителям для проведения богослужения и причастия».

Тамплиеры больше не подчинялись авторитету ни одной церкви – ни архиепископам, ни епископам, кроме самого Папы. Это дало ордену небывалую свободу действий, по крайней мере, в церковной иерархии, а также вызвало бурю негодования среди архиепископов и других членов религиозного общества, которым казалось, что орден наделен чрезмерной неуязвимостью, и это не очень ответственно.

На протяжении последующих лет священники и далее укрепляли полномочия тамплиеров. В 1144 году верующих убедительно попросили поддержать миссию ордена тамплиеров, обещая помилование самого Папы каждому благодетелю ордена.

Джованни да Модена Страшный суд

Короли им дарили огромные земельные участки по всей Европе, но даже небольшие угодья, поместья, фермы, водяные мельницы также принимались тамплиерами в качестве дара. Не было такого пожертвования, которого они бы не приняли. Ведь все они шли на благую цель – продвижение христианского государства на Восток.

Крестьяне охотно жертвовали ордену свое имущество, так как это важно для твоей души, необходимо для жизни после смерти. Ведь время твоего пребывания в чистилище сокращается, и когда настанет время – ты попадешь в нужное место...

Новый виток истории Тамплиеров

В 1145 году новая Папская булла дала тамплиерам право хоронить своих братьев на собственных кладбищах и свободно путешествовать по всей Европе.

рыцари ордена тамплиеров

То, что произошло с орденом с 1129 по 1146 год, можно сравнить с тем, как маленький стартап за 17 лет превратился бы в интернациональную компанию. Даже по сегодняшним меркам такой прорыв за такое короткое время впечатляет, а в Средние века столь скорый приход к власти такой маленькой группы людей, явление совершенно беспрецедентное.

Но пока на Западе дела ордена развиваются успешно, на Востоке все далеко не так уж радужно. Тамплиеры потерпели поражение в Дамаске в 1129, в Варенне – в  1137, в Текуа – в 1139 и особенно тяжелое поражение в Эдессы – в 1144 году, где погибло порядка 30 тысяч христиан. Поражение крестоносцев следовало одно за другим.

Это не провал тамплиеров – это неудача иерусалимского королевства. Тамплиеров там было всего несколько десятков. Однако все эти поражения были весьма горькими. Тамплиерам не хватало влияния на армию, а в армии, насколько нам известно, не хватало порядка и дисциплины.

Второй крестовый поход

В свете всех этих поражений и угрозы христианскому миру, Папа Евгений III решил действовать. Папская булла призывала к новому Крестовому походу. Сам Бернард Клервоский встал во главе мобилизации населения 31 марта 1146 года в Везеле в провинции Бургундия.

Бернард Клервоский призывает народ на защиту христианства

Он приглашал защищать Святую землю, обещая всякому, кто примет крест, полное отпущение грехов. Среди суверенов, отправившихся во Второй крестовый поход, были король Франции Людовик VII и его жена Алиенора Аквитанская.

А чтобы обеспечить себе победу в этом предприятии, они обратились к тем, у кого были средства – к ордену тамплиеров.

В 1147 году Людовик VII попросил помощи у ордена тамплиеров и впервые доверил им свою сокровищницу. У них уже были ресурсы, способные помочь королю в крестовом походе, вооружение, корабли и т. д.

Именно тамплиеры служили разведчиками, хранителями, проводниками, ведь путь крестового похода был невероятно трудным для Людовика VII. Они страдали от суровых турецких налетов. Королевскую армию спасли только рыцари-тамплиеры, которыми руководил маршал Эврар де Бар, ставший впоследствии магистром ордена.

Европейские короли-завоеватели

Людовик VII был не единственным монархом, отправившимся во Второй крестовый поход. Конрад III король Германии также прибыл в Святую землю с 20 тысячами людей.

Второй крестовый поход миниатюра

Но армии двух королей уже в первые месяцы схваток потерпели крупные поражения против мусульман. Одно за другим. Людей погибало все больше и больше, а финансирование проигранных боев обходилось королям все дороже и дороже.

Людовику VII потребовалась помощь в поисках средств. Он вновь обратился к своим союзникам – ордену тамплиеров. В 1148 крестовый поход оказался в сложной ситуации, Людовик обратился к магистру ордена с вопросом – может ли тот помочь? Магистр отправился на корабле к крепости и привез деньги. Это был первый раз, когда орден выступил в качестве банка, оказывающего поддержку европейским королям.

Они не просто поддерживали интересы церкви, боролись за Христа и защищали души. В начале Второго крестового похода они обрели финансовое могущество и в буквальном смысле спонсировали крестовый поход.

Невзирая на финансовую помощь тамплиеров, войска короля Франции и короля Германии не смогли отвоевать земли у противника. После трех лет военных действий оба монарха капитулировали. Крестовый поход оказался тщетным. Тем не менее, ордену тамплиеров он принес выгоду.

Второй крестовый поход обернулся полным провалом, но большей частью из-за того, что на месте присутствовали Конрад III и король Франции. Они не могли прийти к соглашению ни в одном вопросе. И приняли все возможные плохие решения, как, например, осада Дамаска, закончившаяся поражением и большими финансовыми потерями для короля Франции. Чтобы вернуться домой, французскому монарху пришлось просить денег у тамплиеров.

Поражение во Втором крестовом походе было выгодно тамплиерам, они одолжили королю денег. Они-то как раз на этом всем выиграли.

Последствия Второго крестового похода

Людовик VII вернулся во Францию в 1149 году. Как финансовое состояние, так и дипломатическое положение его были подорваны. Но его неудачи дали очередную возможность роста ордена тамплиеров.

Людовик VII французский король

Он вернулся из Святой земли с пониманием того, каковы рыцари этого ордена. Для него блеск ордена тамплиеров затмевал весь свет, ничто не могло сравниться с ним. И потому продолжал отдавать им все деньги, полученные посредством налогов, а также они получили виллу Савиньи, которая стала большим командорством храма Савиньи.

Во время Второго крестового похода тамплиеры были способны поддерживать свой контингент из собственных средств, а впоследствии были в состоянии дать королю Франции серию больших займов, чтобы поддержать движение его армии в защите Святой земли.

Эпилог

К концу 12 столетия тамплиеры стали влиятельной международной организацией. Точно неизвестно, сколько членов насчитывал орден, но очевидно у них было около шести сотен братьев-рыцарей в странах-крестоносцах, а также куда более масштабная пехота, наемные силы и последователи.

В Западной Европе было не меньшее количество рыцарей-братьев, братьев-десятников и другого персонала, обеспечивающего поставку ресурсов в Святую землю.

Тамплиеры славились своей алчностью, но, вероятно, они были просто очень хорошими предпринимателями. В начале второй половины XII века орден тамплиеров становится все могущественнее. Поддержка Папы и королей позволила ордену накопить ощутимое состояние, построить множество командорств на Западе и замков на Востоке. Правительство новых рыцарей креста только начиналось.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее