up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационное издание 

Сергей Есенин: «Невеселого счастья залог — сумасшедшее сердце поэта»

Сергей Есенин: «Невеселого счастья залог — сумасшедшее сердце поэта»

Накануне нового 1926 года известного ленинградского скульптора Исидора Золотаревского пригласили заглянуть в ленинградское отделение союза писателей. В углу комнаты в мишуре и гирляндах переливалась новогодняя елка, рядом с ней, в центре помещения, стоял гроб.

Сергей Есенин посмертное фото

фото: Esenin-s.ru

Откинув с лица белое покрывало, скульптор застыл в недоумении. Он увидел незнакомого мужчину неопределенного возраста с уродливой вмятиной на лбу.

«Кто это? – удивился скульптор. – И с какой стати я должен делать его посмертную маску?».

«Это Есенин, – тихо сказала, стоявшая рядом вдова поэта Софья Толстая. – Можете начинать».

Посмертная маска Есенина сейчас находится в фондах музея Есенина в селе Константиново. В постоянной экспозиции, как считают сотрудники музея, ей не место. Слишком непонятная, слишком страшная.

«Видя таким Есенина, многие знавшие его люди, может, его не узнали бы. Знакомый поэта, литератор Лев Никулин, увидев Есенина в гробу, сказал: «Он был похож на измученного мальчика», – Наталья Князева – сотрудник отдела культурно-образовательной и экскурсионной деятельности Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в селе Константиново.

Посмертная маска поэта, сделанная Исидором Золотаревским, действительно, вызвала массу вопросов. Почитатели таланта поэта не узнавали лица своего кумира. Впрочем, на самом деле, подлинного лица Есенина не знал никто.

посмертная маска Сергея Есенина

посмертная маска Сергея Есенина

Он, то представал гулякой и дебоширом – ведь дрался тогда, и не только кулаками, но еще и тростью. То преображался этаким франтом и ловеласом. Он был, как вербочный херувим: кудри, голубые глаза. То становился сельским парнишкой, надев косоворотку и исполняя частушки под гармошку. Мог нарядиться Пушкиным. Он носит перстень, подражая поэту, он ходит в крылатке, а может обернуться сказочным Иваном-царевичем в сафьяновых сапожках – посланец чуть ли не из Древней Руси.

Всю свою жизнь Есенин примерял разные образы. Где же его истинное лицо? В начале 20-го века имиджмейкеров не было и в помине, а двадцатилетний рязанский юноша будто бы догадался, как добиться успеха, обрести поэтическую известность. Крестьянская одежда (косоворотка, шаровары, лапти), гармошка да тетрадка собственных стихов – вот слагаемые успеха.

Первые творческие шаги Сергея Есенина

Прибыв на Николаевский вокзал Петрограда в начале марта 1915-го, Есенин сразу отправился в гости к Блоку. Ни у кого из известных поэтов не хватило дерзости явиться к светилу домой без приглашения, но молодого поэта из деревни это не смущало. Не застав Александра Александровича дома, он пишет записку: «Зайду в 4 часа».

«То есть, как бы между строк, мы еще читаем – в 4 часа приду, не дай Бог вас дома не окажется. Есенин назначает встречу самому Александру Блоку», – Татьяна Чечёткина, экскурсовод.

Ипостась «деревенщины» Есенин являл еще в Москве, когда служил конторщиком «Колониального и мясного магазина» купца Крылова, а потом помощником корректора в типографии Сытина.

«Он довольно рано понял, что просто выражать себя в стихах этого недостаточно для того, чтобы прийти к славе, а, конечно, слава до определенного момента была одной из очень важных для него целей», – Олег Лекманов, филолог, биограф Есенина.

После трудовой смены Есенин приходил к отцу в общежитие в Строченовском переулке и, лежа на скрипучей кровати, слагал стихи, первое время под авторством – Аристон, что в переводе с греческого – «самый лучший».

Амплуа Сергея Есенина

Разве нужен был никому не известный Аристон в Москве? Тамошняя публика рукоплескала своим кумирам – модернисту и романтику Александру Блоку, трибуну нового мира Маяковскому, рыцарю и «носителю новой мысли» Гумилёву.

Сергей Есенин крестьянский сын

Есенин должен был отыскать что-то своё. Искал он не долго. И вот уже Аристон превращается в поэта-крестьянина. Сергею Александровичу, выходцу из народа, этот образ пришёлся как нельзя кстати. В родном селе он, играя в школьной самодеятельности, примерял на себя роли и бедняка, и вельможи, и пылкого кавалера.

В Петрограде же, избрав своё амплуа, чётко следовал поставленной задаче. «Он уже был в образе такого деревенского пастушка, которому открыты религиозные, прежде всего, тайны», – Олег Лекманов, литературовед, доктор филологических наук. Вот и сейчас, обливаясь от волнения потом, рязанский пастушок протянул Блоку потрепанную заветную тетрадку. Там были вполне модернистские стихи, которые потом вошли в его первый сборник «Радуница».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза...

«Вот тогда-то Блок и написал: «Стихи свежие чистые, голосистые, многословные, — поставил точку и приписал еще одно слово. - Язык», — Сергей Куняев, историк литературы.

Особый язык, еще одно изобретение Есенина – редкие словечки, значение которых мало кто понимал, поэт специально выписывал из словаря. Он очень внимательно читал словарь Даля, и многие его слова, которые он вставляет в свои тексты, взяты не только из народной речи.

Сергей Есенин в юности

Есенин быстро понял, что легенда гораздо важнее биографии, поэтому новым знакомым рассказывал, что едет из Рязани на заработки в Ригу, бочки катать, да застрял тут в ожидании грузчика. Зовут его Серёга, есть нечего, пишет стихи за хлеб. О своем трехлетнем периоде жизни в Москве, учебе на курсах, женитьбе и рождении сына, Серега скромно умалчивал. Это не слишком украшало миф о покорении деревенским самородком литературной столицы.

«Наверное, можно даже говорить, что в основе, а точнее, у истоков шоу-бизнеса как раз и стоял Сергей Александрович Есенин, во многом», – Татьяна Чечетина, экскурсовод.

Уже через три недели после визита Сергея к Блоку начинающему поэту устроили дебют в редакции нового журнала «Для всех». Для маски самородка из глубинки Есенину срочно нужен был эффектный сценический костюм, но какой?

«Маяковскому мама его сшила желтую кофту, в которой он выходил и эпатировал публику. Андрей Белый –  замечательный прозаик, учитель Сергея Есенина, один из учителей, появлялся на маскарадах Петербургских в домино, в маске. Александр Блок – ему даже не нужно было ничего делать, потому что он был потрясающий красавец», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Визитной карточкой Есенина стала простая вышитая крестиком русская рубаха, она подчеркивала его образ деревенского пророка, который принес в столицу истинное живое слово. С особым восторгом утонченная публика реагировала на слова «корова» и «кудлатые щенки». Освоившись, Есенин включил в программу выступлений и деревенские частушки.

«Он мог, например, заявиться в салон Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, куда он был вхож, где его уже ждали, то в валенках огромных, то в широченной крестьянской рубахе, то еще захватит порой с собой балалайку, ну, раз принес, то нужно играть. И он не только играл, но громко, специально громко пел частушки и не всегда они были приличного содержания», – Татьяна Чечеткина, экскурсовод.

Маяковский называл его декоративным мужиком с голосом говорящего лампадного масла и держал пари, что через год Есенин снимет лапти. Зинаида Гиппиус откровенно издевалась, разглядывая экзотического гостя через лорнет.

«Что это на вас, гетры? – На что Сергей Есенин, так засмущался и ответил. – Да нет, валенки».

Впрочем, эпатаж помог Есенину добиться желаемого, его начали узнавать и обсуждать. Стихи печатались в журналах, слава о рязанском самородке докатилась до царской семьи. Вскоре его пригласили на концерт в Марфо-Мариинскую обитель. По этому случаю поэт принял на себя новую маску – завитые в кольца кудряшки, шелковая голубая рубаха, черная бархатная безрукавка и желтые нарядные сапожки на высоком каблуке.

Царская семья и Есенин

До февральской революции оставалось чуть больше года, Есенин и его наставник – известный крестьянский поэт Николай Клюев, пришли в московскую мастерскую русского платья Братьев Стуловых за специально пошитыми костюмами.

«Они должны были выступать перед великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве, в Марфо-Мариинской обители. И там для них были специально сшиты уже костюмы, сапоги выточены», – Олег Лекманов, филолог.

Образ сказочного Ивана-царевича, который в самый разгар Первой мировой войны развлекает стихами сестру царицы немки, петроградская интеллигенция расценила как предательство. Однако, Есенина это не смутило. Чуть позже, во время службы санитаром на военном поезде, он получил высочайшее приглашение – выступить в Царском селе перед императрицей, четырьмя царскими дочками и наследником престола.

царская семья Николая II

«Никакой Блок того времени, никакая там Ахматова, никакая Цветаева не были на приеме у царственных особ, а его – мальчишку, которому двадцать лет только исполнилось в 16 году, вот приглашают первые лица государства», – Станислав Куняев, поэт, литературный критик.

Растроганный оказанной ему честью Есенин сочиняет стихотворение, которое после революции постарается забыть.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах...

Багровое зарево уже не за горами, до расстрела царской семьи всего два года. Но пока царевны молоды и красивы, а сказка на глазах становится явью, рязанский пастушок превращается в Ивана-царевича и получает награду от царской дочки – драгоценный перстень.

Сергей Есенин получил в награду от царской дочки драгоценный перстень

Это золотой перстень с хризопразом, и в нем вместо пробы стоит знак императорский – это корона. Считается, что именно Мария Николаевна могла Есенину подарить это кольцо. Потом уже Есенин рассказывал близким друзьям историю, как целовался с царской дочкой на лестнице дворца, а она кормила его сметаной.

«Надо сказать, что Есенин обладал богатейшей фантазией, иногда он, беря в основу некоторый факт своей жизни, расцвечивал его такими красками, что, как говорится, ни убавить, ни прибавить», – Сергей Куняев, историк литературы.

Поздней осенью 1917 года лишний раз вспоминать о том, что поэт, оказывается, был представлен императрице Александре Федоровне, стало как минимум небезопасно. Срочно выпросив отпуск, Есенин сбежал в Константиново переждать, пока все уляжется. Позже в автобиографии он напишет, что революция застала его в дисциплинарном батальоне, куда он угодил за отказ писать стихи в честь царя.

«После революции и особенно после того, когда царская семья была уничтожена, он и рта не мог открыть и признаться, что он написал такие стихи и был, наверное, не то чтобы счастлив, а постарался забыть их, чтоб никто о них не знал», – Станислав Куняев, литературный критик.

Среди поэтов-современников вряд ли кто-то мог соперничать с поэтом Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения в политической обстановке. Носить маску Ивана-царевича отныне было опасно, маска деревенского пастушка уже отыграна.

«Все что он мог написать вот в этом образе религиозного пастушка, он уже сделал и первая книга его «Радуница», она содержала как раз набор вот таких вот замечательных, умелых и здорово написанных стихотворений», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Кроме того, тщеславный Есенин начал тяготиться тем, что в паре с Николаем Клюевым, он как ни старался, был вторым номером. Главным крестьянским поэтом оставался его старший товарищ. Он был опытнее, изощреннее как поэт, и имел гораздо больше литературных связей.

Николай Клюев

Клюев Николай Алексеевич

«Здесь еще особенность заключалась в том, что помимо всего прочего, Клюев был гомосексуалистом, а Есенин нет. И Клюев недвусмысленно как бы к Есенину приставал, если говорить вульгарным языком», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Их пути разошлись. Позже, став маститым поэтом, Есенин сделал своему старому другу неожиданный подарок – бритвенный набор, и пояснил: «Россия кровью истекает, а ты все в старообрядчество впал, верой я тебе не мешаю, но поэзия должна быть совсем другой. Сбрей свою бороду старообрядческую».

Есенин после революции

Революция перевернула с ног на голову жизнь всей страны, а рязанскому поэту она подарила новую маску. В модной лавке был куплен узкий пиджак с иголочки, на шее – красивый галстук или бабочка, на ногах – сверкающие ботинки с серыми гетрами и небрежная папироска в зубах.

К новой маске хулигана Есенин приглядывался еще до революции. На домашнем вечере у Евгения Замятина он читал свое длинное стихотворение «Микола», уже попыхивая папироской. Выглядело эффектно, но на тот момент место главного бунтаря было занято.

Маяковский и Есенин противостояние

Есенин и Маяковский

«Потому что Маяковский до революции играл вот ту роль, которую стал после революции играть Есенин, роль хулигана, авангардиста, который плюет в лицо обывателю, разглашает новые, смелые иногда, кощунственные какие-то истины», – Олег Лекманов, филолог, биограф Есенина.

Маяковский, сменивший имидж бунтаря на роль пропагандиста, пристально следил за успехами Есенина. По сути, они стали основоположниками модных сейчас поэтических баттлов. Есенин регулярно задирал экс-хулигана Маяковского.

«Вы пишите не стихи, а агитезы, – на что Маяковский ответил. – А вы кобылезы!», – Татьяна Чечеткина, экскурсовод.

Есенин отыгрался позже, когда отмечали 125 лет со дня рождения Пушкина. Маяковский тогда прочитал свое знаменитое стихотворение «Юбилейное».

«Ну, Есенин, мужиковствующих свора. Смех! Коровою в перчатках лаечных. Раз послушаешь... Так это ведь из хора! Балалаечник!».

«Есенину действительно было обидно слышать эти строчки, и через какое-то время он ответит Маяковскому. «Мне мил стихов российский жар. Есть Маяковский, есть и кроме, Но он – их главный штабс-маляр, Поет о пробках в Моссельпроме», – Татьяна Чечеткина, экскурсовод.

Сергей Есенин в Константиново Сергей Есенин в селе Константиново

Маска хулигана села, как родная. Еще в детстве, в селе Константиново, Есенин любил пошалить, ни одна деревенская разборка не обходилось без Сережи. За плохое поведени, его даже оставили на второй год в школе, а в родном селе прозвали безбожником.

«Потому-что в 10-11 лет он снял свой крестик и больше не носил его. Конечно, по тем временам, это было редким достаточно явлением», – Наталья Князева, заместитель директора музея С. А. Есенина.

Имидж хулигана-анархиста, отрицающего все, что было до этого в искусстве, культуре, в одночасье перевел Есенина из первой лиги поэтов в высшую. Все поэмы и стихи революционных годов написаны в этом образе.

«Одна из центральных поэм этого цикла и носит название «Преображение». И начинается она как: "Облаки лают, Ревет златозубая высь... Пою и взываю: Господи, отелись!» – Сергей Куняев, историк литературы.

Есенин упивался своей игрой и свалившейся на его кудрявую голову славой. Пока филологи и критики ломали головы, что поэт хотел сказать той или иной заковыристой фразой, Есенин посмеивался и намекал, что Клюеву и даже Блоку такого в жизни не придумать. А, что все это значит, он и сам не знает, главное шокировать.

«И, скажем, его знаменитые строчки: «Тело, Христово тело, Выплевываю изо рта». Это вот очень яркий жест, согласитесь, что чем-то напоминающий то, что делал до революции Маяковский», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Но цель Есенина была стать не одним из первых, а первым. Александр Блок и Андрей Белый уже не наставники, а соперники, причем почти побежденные. Народ валом валит на концерты, если на афише большими буквами написано «Есенин».

«Обозначения фамилии Есенин на любой афише среди чуть ли не десятка других поэтов – это полный зал», – Сергей Ильин, внучатый племянник Сергея Есенина.

На новый виток истории поэзия Есенина вышла, когда он познакомился с имажинистами: Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. Старшие товарищи существенно облагородили есенинский образ скандалиста, добавив нотку западного шика.

Есенин – хулиган

В гардеробе Есенина появились цилиндр и фрак, которые поэт носил с таким достоинством, словно имел дворянские корни. Чтобы привлечь к себе внимание, имажинисты проводили в Москве перфомансы. Ночами переименовывали в честь себя московские улицы, расписывали Страстной монастырь стихами, на памятник Пушкину вешали табличку «Я с имажинистами». Их поэтические вечера частенько заканчивались в околотке, а то и в суде.

Сергей Есенин с друзьями у памятника Пушкина Сергей Есенин с товарищами хулиганят

«Он говорит: «Зачем ты это делаешь? - А он ему отвечает. - Да это реклама! Сегодня он меня осудил, а завтра он пойдет мимо книжного развала, а я там лежу, кого он возьмет? Он возьмет мою книжку купит, а мне это и надо», – Сергей Никоненко, актер.

В милиции к выходкам имажинистов уже привыкли, на столе у следователя подрастала стопка папок – 13 уголовных дел на поэта Сергея Есенина.

«Были заведены несколько уголовных дел по самой серьезной тогда статье, по которой можно было быть приговоренным к высшей мере наказания – к расстрелу. Это статья была – антисемитизм. Он говорит: «Какой я антисемит? У меня дети евреи, а вы меня в антисемиты записали. Ну, что ж вы так», – Сергей Никоненко, актер.

Есенин ходил по лезвию ножа, однако поклонники его таланта встречались и в милиции, и среди чекистов. Существовал такой негласный приказ: «Есенина забирать в участок, отрезвлять и отпускать». Эти дела были, но они потом закрывались благодаря какой-то совершенно невероятной любви к поэту.

Названия стихотворений и сборников говорили сами за себя: «Москва кабацкая», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана». К тому же, у Есенина была своя особая манера чтения собственных произведений, подчеркивающий их ритм и музыкальность.

Сергей Есенин и народная любовь

Образ беззаботного гуляки и выпивохи, созданный в стихах, запал в душу читателей. Они носили Есенина на руках и часто не отделяли вымысла от биографии. Поэт сам приложил к этому немало усилий, его все считали своим: и криминальные авторитеты, и алкоголики в трактирах, хотя в то время Есенин пил мало и аккуратно.

Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий Сергей Есенин и поэт Сергей Городецкий

Как сказал Сергей Городецкий, когда его спрашивали о хулиганских выходках Есенина: «Он просто заполнял пустоту жизни от одного стихотворения до другого».

Образ хулигана у Сергея Есенина никогда не выходил за рамки уличного повесы и не превращался в бандита, пусть и благородного. Не в стихах, а в жизни, в этом он был предельно честен.

Есенин покоряет мир

В то время многие стихотворцы боролись за звание поэта номер один в СССР. Уличный повеса Сергей Есенин победил в этом чемпионате и теперь решил покорить талантом весь мир.

Для этого нужно срочно сменить гардероб: сшитый по последней моде костюм, накрахмаленная белоснежная рубашка, галстук и начищенные до зеркального блеска штиблеты. Курортный вариант элегантный черный купальник с застежками на плечах. Стиль денди.

И ведь опять сработало. Образ рокового красавца, одетого с иголочки, сражал простых советских девушек на повал, и они обклеивали комнаты портретами модного Есенина. Сам же златовласый кумир обожал шопинг, и большую часть своих гонораров тратил на одежду. В фондах музея Есенина в Константиново хранятся его личные вещи, кожаные перчатки и любимая шляпа.

элегантный Сергей Есенин

Сергей Есенин  секс-символ страны

К 25 годам элегантный Сергей Есенин был не только самым популярным поэтом, но и настоящим секс-символом страны. Своему другу Анатолию Мариенгофу поэт хвастался, что имел связь с тремя тысячами женщин. Мариенгоф не поверил: «Ну, ладно, с тридцатью», – легко согласился Есенин.

«В чисто мужских разговорах могут мелькать не три тысячи, а тридцать тысяч, это не имеет никакого значения. Вот, а другое дело, что присутствие женщин в его жизни не слишком влияло на состояние его творческого мира», – Сергей Куняев, историк литературы.

Есенин и его женщины

На самом деле носить маску секс-символа Есенину было не просто, он признавался друзьям, что любовь для него не счастье, а болезнь. В юности его сердце разбила некая Анна Сардановская, племянница священника из села Константиново.

«Именно о ней он писал: «Когда-то у той вон калитки, Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке, Сказала мне ласково: Нет!» – Наталья Князева, заместитель заведующего музея-заповедника С. А. Есенина.

Серёжа чуть не покончил с собой от неразделенного чувства, он глотнул уксусной эссенции. Будущего поэта еле отпоили молоком. С тех пор Есенин скорее позволял себя любить, чем любил сам, потому что женщины отвлекали его от главного – от поэзии.

«Сам Есенин про себя замечательно сказал, выдал замечательную формулу: «Я с холодком», – Олег Лекманов, филолог, биограф Есенина.

Однако образ героя-любовника Есенин всячески культивировал, раз в неделю делал маникюр, менял прически и не выходил на улицу без укладки.

Первая жена Есенина – Анна Романовна Изряднова – вспоминала, что, увидев поэта, сразу же влюбилась в его копну волос.

Анна Романовна Изряднова первая жена Есенина

Анна Романовна Изряднова

Они встретились совсем молодыми людьми и пробыли вместе всего пару месяцев. Для него их брак был всего лишь мимолетным эпизодом, для нее – любовь на всю жизнь.

«Кроме Есенина, у нее больше мужчин не было. Сыну она внушала, что его отец – гений, что все остальное, кроме поэзии, ему всеми должно быть прощено», – Сергей Никоненко, актер.

Со второй женой Зинаидой Райх история повторилась. Все разладилось после рождения дочки. Пеленки и распашонки вгоняли Есенина в тоску, а когда супруга снова забеременела, он начал откровенно погуливать.

вторая жена Есенина Зинаида Николаевна Райх

Зинаида Николаевна Райх

Райх ревновала и устраивала скандалы, про которые поэт потом вспоминал в стихах.

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Как ни странно, лучшие любовные стихи Есенин посвятил не своим законным женам и пылким любовницам, а тем немногим женщинам, которые поэта отвергли, например, скромная армянская учительница из Батуми Шаганэ Тальян.

Шаганэ Нерсесовна Тальян и Сергей Есенин

Сергей Есенин и Шаганэ Нерсесовна Тальян

На третий день после знакомства, он подарил букет фиалок и от руки написанное стихотворение:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

За актрисой Августой Миклашевской Есенин долго ухаживал, но так и не добился взаимности.

Миклашевская Августа Леонидовна любовь Сергея Есенина

Миклашевская, Августа Леонидовна

Ей он посвятил целый цикл стихов «Любовь хулигана».

Я не знал, что любовь зараза,
Я не знал, что любовь чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Великая американская танцовщица Айседора Дункан, приехавшая в 1921 году в советскую Россию, влюбились в Есенина с первого взгляда. Ему было 26, ей –43, но разница в возрасте поэта не смущала, это же еще один шаг к мировой славе.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Свадебное путешествие фактически стало заграничным турне. Следующий ход, который он собирался сделать – это достижение мировой славы. Но не учел простейшего обстоятельства – знания языков.

Есенин и мировая известность

Иностранных языков Есенин не знал, поэтому и в Европе, и в Америке ему пришлось выступать только перед русскими иммигрантами. Переводить его поэзию никто не рвался, да и вообще на него мало обращали внимания.

«Бесили его газетные репортажи, которые ему переводили: «Вот приехала великая и несравненная, прекрасная Айседора Дункан с молодым мужем-поэтом». В этой картине он был просто статист», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Его самый большой проект: Есенин – главный поэт мира, терпел крах. Даже на фотографиях с роскошных итальянских пляжей супруг Айседоры Дункан, фамилию которого никак не могли запомнить иностранцы, выглядел мрачнее тучи, а прекрасную Венецию и во все назвал «грязной зеленой лужей».

Сергей Есенин в Италии 1922 год

Сергей Есенин в Италии, 1922 год

Примерно тогда же он начал серьезно интересоваться алкоголем.

«Дункан довольно сильно выпивала и, когда Есенин с ней сблизился, то он начал пить, отчасти потому, что был одинок ему нужно было как-то заменять общество друзей, приятелей, товарищей. Вот выпить это такой легкий способ это сделать», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

После этого турне в погоне за мировой славой Есенин вернулся безнадежно сломленный. Спасительным кругом показалась новая идея – высокий цилиндр, надвинутый на брови, накинутый на плечи плащ-крылатка, элегантная трость и золотой перстень с зеленым камнем. Для полной схожести с Пушкиным Есенину не хватало только бакенбард.

Свой последний день рождения – тридцатилетний юбилей, он решил отметить именно в этом образе. Приехав друзьям в кафе в крылатке и цилиндре, сначала немного смущался, а потом спросил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим».

«У одного из своих друзей, Вольфа Эрлиха, Есенин как-то спросил: «А знаешь, почему я с перстнем хожу?». А тот ему отвечает: «Потому что, как Пушкин? - На что Есенин радостно прокричал: «Да, ты угадал, действительно я ж с ним, как Пушкин!» – Олег Лекманов, филолог.

Александр Сергеевич Пушкин арт

Есенин посвящает Пушкину стихи, часто одевается как Пушкин, а по ночам, когда становится особенно тоскливо, Сергей Александрович берет бутылку вина и идет проведать Александра Сергеевича Пушкина.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Однажды Есенин попросил Августу Миклашевскую проводить его к Пушкинскому дому на Арбате. Постоял, помолчал, а потом снял шляпу и спросил: «Может перекреститься?».

«Пушкин – самый главный, самый великий русский поэт всех времен и народов, никогда не был за границей, но иностранцы знают, конечно, кто такой Пушкин. Есенин, который возвращается в Россию, как кажется, что это один из путей, которым он пытается идти», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Однако эта новая маска не радовала ни самого поэта, ни его окружающих. Пьяный Есенин в пушкинской крылатке, был героем уже другой сказки - про человека потерявшего себя. «Страшный такой период его жизни, потому что, то к чему он стремился, он достиг. Что дальше?» – Олег Лекманов.

В последний год жизни в разговорах и письмах к друзьям, Есенин жалуется, что исписался, хотя на самом деле, в это время он пишет много прекрасных пронзительных стихотворений.

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Трудно представить себе, что эти строки писал тридцатилетний красавец, обласканный любовью женщин целой страны, чьи сборники разлетались прямо из типографии. Чтобы заполнить пустоту и хоть как-то сгладить смертельную тоску, Есенин то ложится в больницу лечиться от депрессии, то кидается налаживать семейный быт.

Так вышло, что поэт не имел даже комнаты в коммуналке, его всегда были готовы приютить и обогреть сердобольные женщины. Он жил у Изрядной в ее комнате, и, заканчивая свою жизнь, то есть перед смертью, он тоже жил в комнате, но на этот раз уже у Бениславской. Женившись на внучке Толстого, он  опять же жил в квартире Толстых.

Черный человек

С внучкой писателя Льва Толстого, Софьей, Есенин познакомился незадолго до гибели, она прекрасно понимала, что уставший от жизни поэт мечтает о покое и уюте. А ему казалось отличной идей породниться с известной семьей.

Софья Толстая и Сергей Есенин

Софья Андреевна Толстая и Сергей Есенин

«Она, конечно, любила Сергея Есенина безмерно, она все делала ради него и, когда он лежал в больнице, записывала под диктовку его стихи, помогала ему в психологическом плане преодолеть какие-то проблемы. Преодолеть вот того самого черного человека, который сидел внутри Сергея Есенина», – Татьяне Чечеткина.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Свою самую трагическую поэму Есенин закончил за полгода до смерти. «Черный человек» – двойник, который появляется по ночам из зеркала, садится на край кровати и обвиняет поэта во лжи, в неискренности, в том, что он никогда не был собой и всегда носил сулящие выгоду маски.

«Он пишет вот об этом в конце своего пути, о том, что те маски, которые он носил, они изношены, о том, что дальше идти некуда, о том, что он превратился в черного человека, который смотрит на него из зеркала», – Олег Лекманов.

Осенью 1925 года, поздним вечером, Есенин читает «Черного человека» Юрию Олеше и Илье Ильфу. Потом присутствующие вспоминали, что были в восторге и в шоке одновременно. Все чувствовали, что, возможно, видели Есенина в последний раз, потому что это была не просто поэма, а прощальная исповедь.

«Может быть, отсюда и серьезный секрет есенинской поэзии, она вся исповедальная. Он ничего не скрывает, он не боится открыть свою душу, не боится открыть боль в своей душе, не боится показаться в неприглядном виде, я бы даже так сказал. Вот за это мы его и любим» – Сергей Никоненко.

Последние месяцы жизни Есенина напоминали агонию в приступе пьяного безумия. Поэт с балкона сбросил свой бюст работы Коненкова, уверяя, что Сереже, так он назывался свое изваяние, очень жарко и душно.

Сергей Есенин и черный человек

Во время поездки в Баку кинулся в резервуар, наполненный нефтью, и чуть не утонул. 26 ноября 1925 года поэт в очередной раз лег на лечение в психиатрическую клинику, именно здесь за месяц до гибели, он и написал стихотворение про клен, росший под окном его палаты.

Он как-то сравнивал свою кудрявую голову с этим цветущим деревом, но теперь Есенин не оставляет себе шанса – пора прощаться. Вместо предполагавшихся двух месяцев он выдержан в больнице лишь 25 дней и опрометью сбежал в Ленинград.

«Организм у Есенина был слабый физически, есть люди, которые как говорится, как с гуся вода, а есть на алкоголь очень податливые и быстро разрушающиеся натуры. Такой натурой и был Есенин», – Станислав Куняев, поэт, литературный критик.

Смерть Сергея Есенина

Есть разные версии событий, оборвавших жизнь поэта. Одни уверены, что в ту ночь в гостинице «Англетер» (находившейся под колпаком ГПУ НКВД) он сам затянул на шее петлю. Другие утверждают, что поэта убили чекисты, инсценировав самоубийство. Поклонники Есенина уже несколько десятилетий разделены на два непримиримых лагеря.

«Я глубоко убежден, что он был действительно, убит, было пулевое ранение у него. Как можно было все это придумать, надо было повеситься на такой высоте. Убит был», – Александр Михайлов, актер.

Все, кто видел Есенина в последние месяцы перед смертью, говорили, что он не был похож на себя: потемнели волосы, потухли глаза – эта маска и стала посмертной. По воспоминаниям очевидцев, мертвый Есенин был похож на ребенка, измученного, больного, обиженного. Перед лицом смерти все маски были сброшены, он словно стал тем самым мальчиком из села Константиново.

«То обстоятельство, что Есенин действительно, на протяжении всей своей жизни носил какие-то маски, не отменяет его искренности, как ни странно. Он, действительно, любил Родину, он, действительно, был таким земным поэтом», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

«Потому что там душа русского человека настолько глубокая, меня поражает его глубина, его диапазон. Он настолько широкий и очень корневой, родниковый поэт», –Александр Михайлов, актер.

Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, погребальная процессия трижды обогнула памятник Пушкину. Все знали, что Есенину это бы понравилось.

Тайна гостиницы «Англетер»

Его номер в гостинице «Англетер» еще долго осаждали подозрительные персонажи, они стали растаскивать любые артефакты, связанные со смертью поэта.

«Весь номер был разрезан на сувениры, на талисманы, там и картежники что-то себе брали, потому что вещи повешенного приносили удачу в картах по поверью», – Сергей Денисов, коллекционер.

На удачу вынесли все: рюмки, пустые бутылки и постельное белье и даже ту самую веревку.

«Веревка была разрезана на фрагменты и вывезена дельцами в Америку, где все было продано с аукциона», – Сергей Денисов, коллекционер.

Сегодня на Родине поэта, в селе Константиново, стоит памятник Сергею Есенину. Кто-то придумал полубезумную легенду о том, что в бронзовом пальце монумента спрятан мумифицированный палец поэта, и он тоже исполняет любые желания.

бронзовый памятник Сергею Есенину в селе Константиново

Палец у памятника уже из бронзового стал практически золотым, потому что каждый посетитель старается к нему прикоснуться.

Спустя почти сто лет после смерти сбылась мечта и самого Есенина – он стал самым переводимым и читаемым в мире русским поэтом, наравне с Пушкиным.

P.S. Гриф секретности документов, раскрывающих тайну смерти Есенина, составлял 50 лет. Снять его должны были в 1975-м. Но в тот год по по неизвестной причине срок продлили до 2025 года, то есть ещё на полвека... 

17.10.2020 11:37

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: