![]() В 1890 году на Шигирском торфянике, расположенном на восточном склоне Урала, золотодобытчиками были обнаружены загадочные деревянные предметы. фото: yandex.ru Когда старатели разложили их на земле, то перед глазами возникла скульптура божества с причудливой головой, плоским носом и рослым туловищем. У фигуры были длинные руки и скрещенные ноги, как будто она замерла в движении. Со всех сторон изваяние было покрыто резными геометрическими узорами. На широких плоскостях статуи отчетливо виднелись какие-то лица. Особенно старателей удивил рост деревянного истукана – более 5 метров. Находку срочно доставили в Екатеринбург. Уникальные геологические, археологические памятники уральской земли веками притягивали сюда людей: промышленников, ученых, туристов. Здесь находится самая богатая минеральная шкатулка мира – Ильменский заповедник, крупнейшие гипсовые, кунгурская и каповая пещеры, в которых можно увидеть наскальные рисунки первобытного человека каменного века. Но все же настоящую мировую археологическую сенсацию Уралу принес большой Шигирский идол, найденный в этих местах. Ученые считают, что возраст деревянной скульптуры более 11 000 лет – это самая крупная древнейшая монументальная и культовая скульптура из дерева на Земле. Тайны Шигирского торфяникаКто же изображен на этой таинственной находке? Неизвестное ранее божество, культовый предмет, произведение художника? Как ученые определили возраст артефакта? Что означают загадочные орнаменты, высеченные на его туловище? Какая духовная миссия была возложена на Шигирского идола древними скульпторами? «На Шигирском торфянике когда-то был второй Курьинский прииск. В записках уральского общества любителей естествознания в 34-м томе была опубликована работа Владимира Яковлевича Толмачева «Древности восточного Урала». В ней есть карта, где показаны разрезы второго Курьинского прииска. Когда-то можно было посмотреть здесь разрез торфяника и увидеть слои, которые его составляют. Вверху были темные торфы, внизу – трещиноватые светлые пропели – это озерные отложения, а на самом минеральном дне как раз и находились золотоносные пески», – Светлана Савченко, главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея. Территория прииска принадлежала графу Алексею Александровичу Стенбок-Фермору. В древние времена Шигирский торфяник представлял собой систему озер, на берегах которых находились поселения уральцев. Когда здесь было найдено золото, озеро осушили и на глубине 8 метров под толщами торфа закипела добыча желтого металла. На частные промыслы нанимались вольнонаемные рабочие и крестьяне из башкирских деревень. Их заставляли мыть золото по 18 часов в сутки, за несколько пудов муки и без всякой оплаты. На ночь людей запирали на замок, дабы предупредить побеги, которые часто случались от плохого содержания и трудной работы. Вместе с золотом рабочие находили в торфянике изделия из дерева, рогов и костей животных, камней и глины. Удивительно то, что выглядели они, как новенькие. «Добычу золота рабочие приисков производили вручную лопатами, поэтому все предметы находились перед глазами, ничего не выбрасывалось. Когда осознали ценность этих предметов, их стали специально собирать. Это как раз и позволило составить Шигирскую коллекцию. Благодаря научным обществам, прежде всего Уральскому обществу любителей естествознания и, конечно же, членам Московского археологического общества: Дмитрию Николаевичу Анучину, графу Федору Уварову, которые приезжали сюда, собирали небольшие коллекции и отвозили в Москву. Конечно же, по ученому миру разошлась эта весть», – Светлана Савченко, главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея. Первые археологические разведки этой местности были предприняты в 1880 году русским ученым Михаилом Викторовичем Малаховым, затем Шигирским торфяником заинтересовались многие другие исследователи. Здесь были обнаружены десятки стоянок древнего человека, сотни находок, несколько человеческих останков. Главная находка увидела свет спустя три года – 24 января 1890 года. Именно в этом торфянике на глубине 4 метра под слоем торфа был найден Большой Шигирский идол. Когда его обнаружили, он уже распался на фрагменты и по распоряжению графа Стенбок-Фермора его привезли в музей Уральского общества любителей естествознания. Где сейчас находится Шигирский идол?Сегодня известный на весь мир деревянный артефакт выставлен для обозрения в музее истории и археологии города Екатеринбурга. Его научные исследования продолжаются уже более 100 лет. Шигирского идола, безусловно, можно поставить в один ряд с самыми известными чудесами археологии такими, как Египетские пирамиды и Стоунхендж. Примечательно то, что его существование доказывает разумную творческую деятельность древних людей, живших на нашей планете 11 000 лет назад. Первую попытку собрать деревянного идола предпринял хранитель музея уральского общества Дмитрий Иванович Лобанов. Ученого интересовал внешний вид и высота скульптуры. По версии Лобанова фигура была с руками и скрещенными ногами, имела высоту 2 м 80 см. Однако изучивший идола в 1914 году известный уральский археолог Владимир Яковлевич Толмачев с Лобановым не согласился. Он обнаружил отсутствие связи между фрагментами скульптуры и произвел свою собственную реконструкцию. В итоге рост идола увеличился почти в два раза – до 5 м 30 см. С обликом большого Шигирского идола ученые, вроде бы, определились, а вот долголетие деревянной скульптуры вызывало споры. Почти целый век ученые гадали о датировке. Разброс мнений был довольно широк: от Неолита (5-6-ое тысячелетие до нашей эры) до Бронзового века (2-ое тысячелетие до нашей эры) и даже раннего Железного века (1-ое тысячелетия до нашей эры). Какой возраст у Шигирского идола?Санкт-Петербург, здесь в 1997 году в лабораториях Института истории материальной культуры РАН проводились первые научные исследования возраста Шигирского идола. Для изучения структуры древесины использовался метод радиоуглеродного датирования, он предполагал получить наиболее точные результаты. «Радиоуглеродный метод определения возраста основывается на измерении активности изотопа C-14 в живых организмах. В период жизни организм накапливает в себе этот изотоп, но после смерти он начинает распадаться. Распад длится где-то 50 000 лет. По тому количеству радиоуглерода, который остался, мы можем определить возраст организма. В нашей лаборатории получена дата 8 620, плюс-минус 70 лет», – Семен Ришко, научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН. Экспертиза показала, что идол был изготовлен в середине Мезолита – Среднего каменного века – это 7 820 – 8 600 лет до нашей эры. Результаты превзошли даже самые смелые предположения, ученым трудно было в это поверить. Уральский артефакт оказался вдвое старше Египетских пирамид, втрое – Шумерского календаря. Состоялась самая настоящая сенсация в мировом научном пространстве. Вопрос о датировке при изучении уральского артефакта всегда стоял остро, он не похож на другие известные идолы и не соотнесен ни с одной археологической культурой – это и затрудняло исследование возраста скульптуры. Все дошло к нам от язычества и окутано густым туманом, но для ученых, пытающихся раскрыть тайны Шигирского идола, такие препятствия преодолимы, и в начале XXI века специалисты начали готовиться к новым исследованиям возраста уральского артефакта. Скептики научного мира хотели подтвердить или опровергнуть результаты 1997 года, полагая, что тогда произошла технологическая ошибка. Они считали, что дерево, из которого вырубили идола, искусственно состарили многочисленные консервации, и датировка скульптуры вполне могла быть ошибочной. Скептики уверяли, что за последние два десятилетия, с развитием технического прогресса, появились новые методы проведения радиоуглеродных анализов органических материалов и сегодня можно получить более достоверные данные. В 2014-2015 годах было проведено комплексное исследование. Датирование уникального экспоната в содружестве российских и немецких ученых в центре археометрических исследований Гейдельбергского университета. Исследования, проведенные совместно с немецкими учеными, показали, что корни уральской деревянной скульптуры уходят в глубокий Мезолит – это Средний каменный век (11 000 лет до нашей эры). Но насколько научно-доказательны все три исследования и можно ли сказать, что датирование скульптуры окончательное?
Однако даже этот радиоуглеродный анализ Шигирского идола нельзя считать завершающим, считает Михаил Жилин.
Недавно в научном журнале «Антик» появилась статья, в которой утверждается, что идол был создан 11 600 лет назад, что делает его одним из старейших образцов монументального искусства во всем мире. Авторы заметки пишут, что по возрасту и внешнему виду Шигирский идол напоминает каменные скульптуры в храмовом комплексе Гёбекли-Тепе в Турции, который часто упоминается как первое монументально-ритуальное сооружение. Оба памятника представляют собой прорыв за пределы натуралистических образов Ледникового периода. Шигирский идол демонстрирует, что крупномасштабное сложное искусство появилось не в одном месте и было делом рук охотников-собирателей, а в разных, у более поздних оседлых земледельцев. Кто же создал Шигирского идола?Датировка относит появление статуи к временам послеледниковой Евразии, когда с приходом тепла менялась структура лесов. С изменением пейзажей изменилось также и искусство. Возможно, это был способ помочь людям справиться с незнакомыми лесными ландшафтами, через которые они проходили. Исследования скульптуры в содружестве с научным миром Европы позволили просветить еще одну тему – происхождение Шигирского идола. Изучение уральского артефакта под микроскопом подтвердило, что сделан он из свежесрубленного дерева, и позволило установить набор инструментов, которыми скульптура изготовлена. «Он сделан из ствола лиственницы, довольно крупной. Ствол был продольно расщеплен, после чего обе поверхности были тщательно затесаны шлифованным теслом. О том, что это было тесло, свидетельствуют четкие поперечные срезы, срезы очень гладкие, сделанные, возможно, даже двумя тёслами», – Михаил Жилин, доктор исторических наук. Ученые определили, что голова идола вырублена из цельного куска дерева при помощи различных каменных орудий, стамесок и тесел. Внешнее изучение артефакта показало, что он стоял на твердом постаменте, скорее всего, большом камне. Идол, предполагают ученые, упал в озеро и больше года плавал по его поверхности, а когда пропитался водой, то затонул на мелководье. Причем тогда, когда в озере начался процесс образования торфа. Это и позволило пролежать скульптуре без гниения целые столетия, ведь торф не пропускал кислород в дерево, из которого она вырублена. В результате химические процессы идут очень медленно, а бактерии, которые разрушают древесину, без воздуха просто не могут существовать. Поэтому биологического разрушения там не было, химическое было минимальным, за счет чего идол так хорошо и сохранился. Мировая история пишется завоевателями. Так, история Америки фактически начинается с Колумба, а Урала – с Ермака. Между тем, на территории Урала уже 10 000 лет назад находилось несколько древних высокоразвитых цивилизаций, этому свидетельствуют предметы, представленные в залах музея. В них можно увидеть древности, найденные во время раскопок на Шигирском и Горбуновском торфяниках в период с конца XIX века по настоящее время. В числе этих артефактов есть стамески, топоры и тесла, которыми, возможно, древние мастера и вырубили Шигирского идола. «Первые известия о шигирских находках поступили в 1879 году от Александра Андреевича Миславского – вице-президента уральского общества любителей естествознания. Он поехал в управление прииска, и ему показали там несколько предметов, которые были переданы рабочими приисков. Его эти вещи очень заинтересовали, и он высказал предположение, что они сделаны руками древнего человека», – Светлана Савченко, главный научный сотрудник Свердловского областного музея. Историческая ценность Шигирской коллекции, прежде всего, в том, что большинство ее экспонатов сделаны из органических материалов: дерева, костей и рогов животных. Прежде такие предметы не встречались археологам при раскопках древностей, поэтому каждая новая находка на Шигирском торфянике сразу же становилась сенсацией. «Весть об уникальных предметах разошлась по научному миру, поэтому к нам в Екатеринбург приехали исследователи. От Московского археологического общества – Дмитрий Николаевич Анучин и граф Федор Уваров – это сын знаменитого археолога Алексея Уварова, а также финские археологи», – Светлана Савченко, главный научный сотрудник Свердловского областного музея. Императорская археологическая комиссия, узнав об этих находках, поручила собрать для нее коллекцию. Появились торговцы, которые скупали у рабочих приисков эти находки и перепродавали в научное общество, в музеи и в частные коллекции. Таким образом, Шигирская коллекция оказалась разбросана по разным музеям и даже по разным странам, но все-таки большая часть этих находок осталась в музее Уральского общества любителей естествознания. Основу коллекции заложил граф Алексей Александрович Стенбок-Фермор – владелец Шигирского прииска. В 1887 году в России проходила Урало-сибирская научно-промышленная выставка. После ее закрытия граф дал распоряжение, чтобы все экспонаты, найденные в Шигирских болотах, были переданы в Уральский музей. В 1888 году поступили первые 40 предметов, которые и заложили основу Шигирской коллекции. В ней можно увидеть охотничье вооружение: наконечники стрел и копий, костяные кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластин, деревянный лук, орудия рыболовства, наконечники острог и гарпунов, рыболовные крючки и поплавки, грузила для сетей, деревянные остроги и весла, предметы быта, орудия для деревообработки, каменные топоры и тесла, медные кельты, железные топоры, предметы древней металлургии и многое другое. Всего около 1200 предметов. В России такого больше нет нигде. Впоследствии граф неоднократно дарил шигирские находки, в том числе, и Большого Шигирского идола – самый знаменитый экспонат Шигирской коллекции на сегодняшний день. Значительная часть артефактов связана с духовной культурой древних людей. Мы видим уникальные скульптуры зверей и птиц, занимавших важное место в мифологии древних охотников, например, навершие жезла в виде головы фантастического хищного зверя с чертами волка и кабана. Все шигирские находки уникальные, они сохранились. Конечно, с Шигирской коллекцией работать очень сложно, то есть остается много загадок, потому как вещи не датированы. Они были в свое время получены не в ходе археологических раскопок, а при добыче золота. Туманное археологическое происхождение многих артефактов коллекции создают сложности для определения параметров их возраста. Сегодня на помощь ученым пришли новые методы определения датировки предметов истории, и научный коллектив музея надеется, что со временем они все же разгадают тайну Шигирской коллекции. Вероятно, впереди их ждут новые сенсационные открытия. Ключевая фигура музея – Шигирский идолЦентральное место в музее отведено Большому Шигирскому идолу, из которого еще в начале XX века следовало сделать мировую сенсацию и символ земли уральской, однако он тихо и мирно лежал в запасниках краеведческого музея. Правда, благодаря этому пережил революцию и прочие политические катаклизмы, хотя и уменьшился в размерах. В годы Великой Отечественной войны фонду Свердловского областного краеведческого музея пришлось потесниться из-за эвакуированных на Урал экспонатов ленинградского Эрмитажа. Возможно, тогда была безвозвратно утрачена нижняя часть туловища Шигирского идола длиной 1 м 95 см. Когда это произошло, не известно, никаких документальных свидетельств не сохранилось. В наши дни для сохранности экспоната была создана специальная витрина, в ней всегда постоянная температура – 16°. Для минимизации силы тяжести, чтобы избежать разрушений и деформаций, фрагменты скульптуры прикрепили к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление на части артефакта было минимальным. Также ученые разработали специальную подсветку, подчеркивающую все детали уникального экспоната. Особенно фактурно в цвете точечных прожекторов проявляются орнаменты на голове и туловище деревянной скульптуры. Что изображено на Шигирском идоле?Желание разгадать тайну этих изображений, ответить на вопросы, связанные с созданием артефакта, определить его духовную миссию для населения древнего Урала, постоянно собирает российских и европейских археологов на профессиональные форумы. Дискуссии о таинственности изображений породили среди российских ученых, занимающихся проблемой идола, десятки версий.
Люди во все времена в разных религиях создавали их изображения, и в наши дни археологи находят рисунки и скульптуры богов древнего мира. Эти артефакты выглядят порой весьма угрожающе и кажутся простым смертным XXI века откровенно странными.
На самом деле разгадка таинственных изображений на идоле играет чрезвычайно важную роль для международного научного сообщества. Результаты этих суждений коренным образом могут изменить понимание развития цивилизации и искусства. Уже сегодня можно утверждать, что охотники и собиратели на Урале 11 000 лет назад были не менее развиты, чем фермеры на Ближнем Востоке.
На Шигирском идоле, который был изготовлен из 157-летней лиственницы, неизвестный художник вырезал каменными инструментами изображения семи лиц, а также расписал его неизвестными символами. Полагают, что необычная резная скульптура была создана древней цивилизацией для религиозного культа. Символы, которые высечены на ней – утерянный язык, который пока никто не может расшифровать.
«После того, как немецкие коллеги и наши российские исследователи восстановили возраст Шигирского идола на границе между Верхним Палеолитом и Мезолитом, родилась интересная идея. Почему бы здесь не поработать в плане передачи перспективы на Шигирском идоле и в изображении образов? Передача перспективы в палеолитическом искусстве достаточно хорошо известна, она отличается от той передачи перспективы, которой мы ее воспринимаем, когда вблизи находящиеся предметы являются более крупными, изображаются более крупно, а удаленный предмет мельче. Так вот, передача перспективы в Палеолите подразумевает такой вариант, как поворотная перспектива, когда идущее животное, например, справа налево, разворачивает голову на 180° и фактически смотрит себе на хвост или, например, когда происходит наложение многих образов друг на друга. Эта техника отчасти сопоставима с тем, что мы знаем по палимпсесту – наложение ранних образов на более поздние. Ну, или, например, передача перспективы движущихся существ, когда первое и последнее животные в стаде изображены полностью, а животные, находящиеся между ними, переданы какими-то черточками, полосками и так далее», – Сергей Кошкаров, доктор исторических наук. Можно предположить, что персонажей было больше. Воспроизводя скульптуру, уральский археолог Владимир Толмачев отмечал, что основание и нижняя, не потерянная половина туловища, не соединялись напрямую между собой. Следовательно, на стыке этих частей имеется утрата. Наряду с человеческими личинами на туловище скульптуры есть еще мифические звероподобные изображения. Может быть, изображение ушастой совы или филина находит аналоги в более поздних тотемных изображениях и, в том числе, люди-филины, люди-совы. Они встречаются часто. Уникальность Большого Шигирского идола еще и в том, что он рассказывает нам о духовном мире древних уральцев, отражает мифологию того времени. Ясно, что на идоле запечатлена какая-то сложная мифологическая картина, может быть, это картина сотворения мира. Возможно, здесь запечатлены духи, которые населяли окружающий человека мир и олицетворяли ипостаси этого окружающего мира. Ясно, что духовные представления, мифологические представления народов, живших в лесной полосе, были очень сложными, что доказывает нам как раз изображение Большого Шигирского идола. Их культура была не такой примитивной, как считалось до этого. Возможно, идол был атрибутом древней дохристианской религии, которую практиковали обитавшие здесь племена охотников, и такая версия вполне вероятна. Даже Библия повествует нам о времени, когда на Земле ничего, кроме воды, не было. Потом появляется суша, а затем и появление всего сущего в остальные дни творения. Возможно, Шигирский идол тоже передает последовательность далеких событий, ведь эта пятиметровая фигура была создана на территории среднего Урала сразу после окончания Малого ледникового периода, когда люди еще не перешли к оседлому образу жизни и кочевали из одного места в другое. В связи с этим некоторые ученые считают, что геометрические орнаменты на Большом Шигирском идоле – это карта с указателями направления: прямые волнистые линии со стрелками обозначают, куда идти и где может быть вода или овраг. Самое сложное в интерпретации изображений, это многовариантность символов. По этнографическим данным прямая линия может изображать землю или горизонт, границу между небом и землей, водой и небом или между мирами.
Кроме того, зигзаг – это еще знак опасности, а крест, ромб, квадрат или круг обычно обозначают Солнце или огонь. Образы и узоры на идоле могут рассказывать и о духах, которые по представлению древних жили рядом с ними – об их иерархии. Размещение изображения на двух сторонах скульптуры может означать принадлежность к разным мирам. Если орнаменты – это хронология создания мира, то разные уровни могут представлять собой последовательность событий, а отдельные отметки, высеченные на артефакте, могут указывать на какие-то особо важные события. Как видим, количество суждений бесконечно, и, похоже, что научный мир не смог пока остановиться ни на одном из них.
По сей день культура, народы и языки, родившиеся на Урале, остаются загадкой для нынешнего поколения. Будем надеяться, что новые находки и открытия приблизят нас к разгадке этих тайн, а пока звездная биография уральского артефакта пополнилась еще одним событием. В календаре праздников Екатеринбурга теперь есть его день – День Шигирского идола. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|