up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / История / Троянский конь: «Илиада» Гомера, Троянская война, или история любви Париса и Елены

Троянский конь: «Илиада» Гомера, Троянская война, или история любви Париса и Елены

Троянский конь: «Илиада» Гомера, Троянская война, или история любви Париса и Елены

Падение Трои – одна из самых загадочных историй в летописи человечества. За городскими стенами война длилась почти десять лет. Греки сражались против троянцев. Могущественная крепость стояла крепко под защитой неприступных стен, пока троянцы не получили судьбоносный подарок. В чреве гигантского деревянного коня они сами привели к себе лучших воинов Греции. Падение блистательного города было предрешено.

город-крепость Троя

фото: quirkyberkeley.com

История троянского коня и сегодня разжигает воображение. Как известно, мифы нужны нам, чтобы помочь прожить жизнь. Тысячи лет троянский конь был символом дерзкого замысла, хитрости и обмана. Этот образ прочно вошел в нашу культуру и даже проник в компьютерную терминологию. Но что если конь вовсе не был конем?

Троянский конь и его загадка

Первоисточник, из которого мы узнаем о троянском коне, составлен самым знаменитым поэтом Античности – Гомером. Все знают историю о троянском коне, но никто не знает, что именно произошло.  Не имеет точного представления о том, как проходило разрушение Трои, что именно случилось в ту ночь. Гомер это не описывал, он рассказывает, что было дальше.

Троянский конь мифы и легенды

К числу важнейших относится древний эпос, он показывает, что сомнения в истории троянского коня существовали еще в древности. Один из главных вопросов: есть ли правда за поэтическим описанием?  На протяжении веков было немало писателей и ученых, которые задумывались, был ли троянский конь  конем.

Плиний старший (древнеримский писатель) подозревал, что это была боевая техника типа большого тарана. Также известно, что у греков был тип корабля, который назывался «конь».

Эпос Гомера повествует о событиях позднего бронзового века, то есть примерно XIII века до нашей эры. В тот период кризисов и конфликтов исчезла одна из самых могущественных и развитых цивилизаций – Микенская.

drevnij_rim_i_ego_vliyanie_na_sovremennyj_mir.jpg

Древний Рим: как Римская империя изменила мир

Истории о войнах, героях и богах рассказывались и распевались рапсодами – так  в Греции называли певцов. Рапсоды исполняли поэмы Гомера, который описывал давние события. Эти сочинения объясняли культуру человека, его личность, географическое положение, мысли. С культурно-исторической точки зрения, это очень сложные процессы, нам тяжело вообразить древний мифический мир. От людей того времени остались лишь их воспоминания о прошлом.

«Троянский конь – это миф. Мы знаем о нем от Гомера. Гомер опирается на многовековую устную традицию. Где-то около XIII века до нашей эры в бронзовом веке пала Микенская цивилизация, тогда уже существовали развитые цивилизации с дворцами, царями, торговыми отношениями. Но цивилизация пала, письменность была утрачена. Структура и торговые контакты, система экономики – все скатилось на более низкий уровень», – Винфрид Хельд, немецкий археолог-классик из Аугсбурга.

Первоисточник поэт-сказитель

После заката этого золотого века начались так называемые темные века. Прошло больше 400 лет, когда на исторической сцене появился Гомер. Он первым записал истории греков, составил «Илиаду» и «Одиссею». Его эпические поэмы породили новые мифы и загадки.

Гомер

Для устной традиции характерно, что каждый рассказчик вплетает в историю собственную реальность. Имея дело с поэмами Гомера, всегда надо задавать вопрос: «Эта информация передавалась со времен бронзового века или отражает жизнь во времена Гомера?». В поэмах есть и то, и другое. Поэмы Гомера рисуют типичный европейский материал, не потерявший интерес в наши дни. Герой отправляется в путь на поиски славы любой ценой – таковы основы героического эпоса. Современные истории придумываются в таком же ключе.

Мы помним троянского коня, потому что, с одной стороны, он символизирует хитрость и обман, а с другой – показывает, как легко обмануть людей.

Уже в древние времена образ троянского коня менялся в разных изображениях,  списках и переводах. Оригиналы гомеровских текстов не сохранились. Древнейшие списки хранятся так бережно, что мало кому удается их увидеть. Самый древний список «Илиады» хранится в Лондоне. Он относится к I веку нашей эры и написан по-гречески. Этот папирус сохранил историю, которая удерживает наше внимание более двух с половиной тысяч лет и состоит из двадцати четырех песен и пятнадцати тысяч стихов.

Конечно, история очаровательная, если бы она сводилась к развлечению, не было бы проблем, однако произведения Гомера – не просто истории, к ним относились почти как священным, а за священной книгой должна стоять какая-то истина.

Парис и Елена Прекрасная

В «Илиаде» рассказывается о войне между греками и троянцами. Все началось с конфликта Спарты и Трои. Не обошлось без вмешательства богов.

Парис и Елена Троянская

Войну спровоцировал Парис – сын Приама, царя Трои. Когда троянцы посетили Спарту, Парис познакомился с Прекрасной Еленой. Она была не только супругой царя, но и считалась самой красивой женщиной в мире. Парис влюбился с первого взгляда. Он решил похитить прекрасную женщину и увезти с собой в Трою.

Когда троянцы отказались вернуть Елену, греки решили взяться за оружие. В Трою отправился внушительный флот, если верить «Илиаде» – тысяча двести судов. Но легкой победы не последовало – война длилась 10 лет. Стены Трои надежно защищали город.

Войне не видно конца, осаждающие устали, даже начинают возмущаться. Некоторые бойцы не желают продолжать эту войну, они хотят вернуться домой.

«Девять прошло круговратных годов великого Зевса; Древо у нас в кораблях изгнивает, канаты истлели; Дома и наши супруги, и наши любезные дети, Сетуя, нас ожидают; а мы безнадежно здесь медлим, Делу не видя конца, для которого шли к Илиону».

«Коварный прием»

Несмотря на возмущение и тяжелые потери, которые несли греки, Одиссей сумел собрать своих людей. Царь Итаки не желает сдаваться. Но конец войне обеспечила посланная богиней мысль, как говорит Гомер: «коварный прием».

Греки сделали вид, что заканчивают войну и садятся на корабли. Они оставили троянцам предполагаемый подарок – огромного деревянного коня, который предназначался как подношение богине Афине.

Троянский конь миф или реальность

В чреве коня сидел Одиссей и лучшие воины греков. Ничего не подозревая, троянцы затащили коня в город. Ночью греки выбрались из укрытия, последовало кровопролитие, и Троя пала. Так эту историю рассказывает Гомер.

Попытки найти в его поэмах более подробное описание той ночи, ни к чему не приведут. Гомер доводит «Илиаду» до периода перед победой греков. В «Одиссее» он начинает со дня после победы, а ночь, когда погибла Троя, он не описывает. На самом деле Троянский конь – это обман, великая машина, тайна, миф – не упоминается Гомером в «Илиаде». И вероятно, потому что это не ключевая часть истории.

«Одиссея»

В «Илиаде» Гомера ответов нет, поэтому историки искали другие источники, в которых говорилось бы о Троянском коне. Искомые сведения находятся в другой поэме Гомера – «Одиссея».

Одиссей царь Итаки

Эпос начинается после падения Трои и рассказывает об отчаянных попытках Одиссея вернуться домой вопреки воли разгневанных богов. Гомер пишет, как после 10 лет скитаний, Одиссей оказался в далеком царстве. Сначала его не узнали и пригласили ко двору.

Там он попросил рапсода спеть о судьбе Трои и об Одиссее, то есть о нем самом. Певец описал несчастье троянцев, как они втащили коня в город, как греки выбрались из коня и одержали победу над укрепленной Троей.

В поэме конь описан в самых общих чертах. В других источниках описания коня нет, даже в «Одиссее» Гомер не описывает троянского коня. Неизвестно, как он выглядел, какого размера был, была ли голова, ноги, ничего не известно. Что очень странно, потому что Гомер любит подробности и дает очень точные описания предметов. Но в описании лошади нет конкретных деталей.

Древнегреческое «конструкторское бюро»

Деревянный конь сыграл ключевую роль в завершении войны. Почему Гомер его не описал? В древнегреческом тексте «Одиссея» есть всего одно обозначение – durateus ίππος. Но что такое durateus ίππος? Что это значит? По самым древним документам понятно, что durateus – значит,  не сделанный из дерева, а сделанный из досок. Лошадь – сделанная из корабельных досок.  Именно этим обозначением пользуется Гомер, когда в «Одиссее» повествует о хитрости с деревянным конем более подробно.

Эту машину создали для того, чтобы решить конкретную проблему. Чтобы положить конец 10-летней войне за Трою. Пришлось изобрести особый инструмент.

Строительство кораблей в древней Греции

Когда греки только прибыли к Трое, вряд ли они планировали строить деревянную лошадь как орудие войны. Но огромный флот следовало содержать в порядке и ремонтировать, поэтому среди осаждавших было много корабельщиков. Эпей – создатель троянского коня, был главным строителем кораблей в греческой армии под Троей.

Где греки брали материал для коня? За десять лет много воинов скончались от болезней или ран, а их корабли остались. Они лежали на берегу брошенные и гнили.

Боковины коня – это боковины корабля, очень удобно. В то время уже были мачты, так что греки поставили всю конструкцию на четыре мачты и закрепили на колеснице, как на шасси.

istoriya_osmanskoj_imperii.jpg

История Османской империи: возвышение и крах величайшей империи Европы и Ближнего Востока

Вероятно, конь весил около пяти тонн, имел в высоту девять метров и в длину около одиннадцати. Чтобы поднять его на холм, потребовалось двадцать восемь лошадей. Такой силы вполне достаточно, чтобы затащить пятитонную конструкцию на вершину холма и в крепость. В рассказе Гомера коня затащили в троянскую цитадель.

Троя потеряла значение примерно три тысячи лет назад и снова прославилась, когда около двухсот лет назад археологи нашли ее руины. Внушительный раскоп демонстрирует былое величие города. Троя занимала стратегически выгодное положение, поэтому все хотели захватить город.

Стратегическое расположение Трои

Троя стояла на Дарданеллах – единственном морском проходе между Средиземным морем и Черным. Это важный торговый маршрут в позднем бронзовом веке.

месторасположение Трои на карте

Троя контролировала движение кораблей, пошлины и стала процветающим центром.

В 1870 году немецкий археолог решил найти легендарный город. Генрих Шлиман считал, что Троя скрывается под холмом Гиссарлык. Он начал раскопки и нашел артефакты. Ученый вскрыл несколько слоев поселения и произвел международную сенсацию.

Шлиман поставил себе задачу, доказать, что это действительно Троя. Что гомеровский рассказ в «Илиаде» – это исторический факт. Руины Трои были найдены. Но что привело к падению города?

Война, погубившая Трою

В «Илиаде» рассказано как Елена, Приам и Парис наблюдали за битвой с городских стен. Они видят, как троянцы стараются отбить нижний город, это одна из самых важных стратегически сцен в поэме.

падение Трои

Если верить Гомеру, война положила конец процветанию Трои. Что говорят исследователи? Стал ли причиной падения один удар, ряд затяжных войн или природных катастроф?

Явные следы разрушения особенно заметны у южных ворот, там же найдены наконечники стрел, другие орудия войны и скелеты. Их немного, но их не похоронили. Их просто оставили лежать. Троя погибла в одной единственной войне.

Троя была крепостью. В некоторых местах толщина внутренних городских стен доходила до пяти метров, а высота – до десяти метров. По стандартам того времени – неприступная.

Греки смогли проникнуть внутрь стен только благодаря хитрости. Неужели троянцев обманул деревянный конь? В слоях конца бронзового века археологи находят много лошадиных костей. Это значит, что кони были очень важны для троянцев. В «Илиаде» Гомер говорит о прекрасных конях – табунах Трои.

Тайна Троянского коня и финикийцы

Руины Трои не дают ключа к разгадке. Гомер не оставил подробного описания коня в «Илиаде» или «Одиссее». Археологические находки тоже не дают ответов на многие вопросы.

барельеф с изображением финикийских кораблей

Но есть еще подсказки – останки кораблей гомеровских времен, которые могут оказаться сокровищем для археологов. Финикийцы основывали торговые базы на всем берегу Средиземного моря от Ближнего Востока до Атлантики и славились своим кораблестроением и мореходством. Один из таких кораблей был обнаружен в Средиземном море на глубине более ста метров.

Можно считать гомеровские эпосы как своего рода фантазии, выдумки, но под самой поверхностью можно найти связь между его описанием и реальностью. Гомер пишет, что финикийцы были искусными мореплавателями, но не сохранилось планов и чертежей их кораблей.

Однако имеются описания. На древних рельефах их изображали с лошадиными головами. Возможно, Гомер видел такие корабли своими глазами. И назывались они ίππος или ίπποςί (конь или кони). Вероятно, они были около пятнадцати метров в длину, а на носу делали лошадиную голову. Это ближневосточные корабли, которые знали древние греки.

Возможно, Гомер имел в виду судно финикийского типа – ίππος, когда писал durateus ίππος. Троянский конь – это корабль?

Морское дело играет большую роль в текстах Гомера. Поэтому его произведения – важный источник по древнему мореплаванию.

О кораблестроении

Гомер много путешествовал, он описывал свои странствия, и на его описания можно положиться. С этой точки зрения, он важный источник для нас. Но Гомер не был кораблестроителем – он лишь наблюдатель. За время путешествий он наблюдал, как корабли строили и спускали на воду.

сшивание корабельных досок

Гомер указывает, что греки сшивали доски для своих кораблей. Доски накрепко соединяли веревками, когда корабль спускали, они натягивались сами собой. Судно становилось крепким и стабильным. Поэт описывает греческий флот со знанием дела.

В «Илиаде» приводится список кораблей, которые отправились на войну с Троей. Вероятно, Гомер имел в виду не лошадь, а корабль. Образ корабля-лошади широко использовался в античности, то есть параллель между конем и кораблем была так распространена, что есть тексты, где суда называют лошадьми.

Древние часто называли корабли лошадьми. Первый пример можно найти в четвертой песни Гомера, там корабли называются λοιμός ίππος, то есть конь-море. И таких примеров в литературе предостаточно до самого конца античности.

Кони-корабли

Греческие корабли как морские кони – образ, взятый из мифологии. Дошло до того, что Посейдон – бог моря, он же бог лошадей – он плавает по морю на упряжке лошадей, а не на корабле, как можно было бы подумать.

мозайка триумф Нептуна

Вопреки этим доводам, существуют древние произведения, которые противоречат теории о том, что троянский конь – это корабль.

Изображения троянского коня, существовавшие во времена Гомера и сразу после, – это изображения настоящей лошади. Так что сам Гомер явно считал, что он говорил про коня. Если появилась путаница ίππος-корабля и ίππος-коня, то она восходит к периоду устной традиции между падением Микенской цивилизации и возвращением письменной культуры в эпоху Гомера.

Изображения Троянского коня

Например, сохранился микенский пифос начала VII века. Рельефный сосуд с богатым декором. На нем, очевидно, изображен троянский конь.

Микенский пифос изображение Троянского коня

Образ на керамическом сосуде предполагает, что слушатели Гомера с самого начала представляли себе коня. Нельзя игнорировать тот факт, что ίππος-конь присутствует в древней иконографии VII века.

Художники изображали троянского коня по-разному. Отличие есть и в общем, и в деталях. Нет даже двух изображений, которые восходят к одному прототипу.

Вероятно, что этот конь – фантазия. Можно воображать, что угодно. Так и делали. В начале у Гомера все очень просто, как черно-белое телевидение, но в конце античности конь становится все интересней. Можно сказать, что древние перешли к показу коня на цветной пленке.

Вергилий

Прошло больше 600 лет после Гомера, когда римский автор Вергилий написал на латыни шедевр, поддержавший мифы о Троянском коне. У Вергилия троянский конь намного больше похож на коня, чем у Гомера. У Гомера нет подробностей, все непонятно, даже для лингвиста. Может быть, Гомер имел в виду коня, а может быть, корабль.

Троянский конь в картинах

Именно Вергилий ввел Троянского коня в римскую культуру, точнее сказать – он навечно его там поселил.

В своей «Энеиде» Вергилий добавил деталей в историю троянского коня. Он описывает, как провидец Лаокоон предупреждает троянцев о коварстве греков и обманном коне. Издали он уже кричит:

«О несчастные! что за безумство, граждане! Верите ль бегству врага? Иль мните, что дар нековарный Могут оставить данаи? Так ли узнали Улисса? Или ахеяне здесь, заключенные в древе, таятся. Или громада сия создана, чтоб на гибель Пергаму. В домы наши глядеть и град сторожить с возвышенья. Или коварство иное... коню не вверяйтеся, троянцы!».

Вергилий был очень образованным человеком. Он прекрасно знал не только Гомера, но и вторичную литературу. Существовали самые разные интерпретации. Скажем, это боевое орудие – осадочная техника, таран. Выдвигались самые разные варианты, Вергилий знал эту дискуссию и использовал ее в своей поэзии. Он описывает настоящую лошадь – так завершилась окончательная историческая трансформация.

Почему троянцы затащили деревянного коня греков в центр своей крепости? После десятилетней войны. Может быть, одна из главнейших находок 20-го столетия прольет свет на эту загадку.

Улубурунский корабль

В последней трети XIV века до нашей эры корабль, полностью загруженный сокровищами, плыл вдоль берега современной Турции. Считается, что торговый корабль затонул в шторм у мыса Улу-Бурун. В 1982 году ныряльщик за губками нашел груз древнего корабля. Случайная находка.

Улубурунский корабль - финикийский

Через два года археологи начали подъем. В результате множества погружений они установил, что перед ними непростое торговое судно. Судя по грузу, корабль выполнял важное задание. Ученые продолжали погружение больше 10 лет.

Эта находка – одна из главных открытий прошлого века. Благодаря Улубурунскому кораблю были получены уникальные знания о кораблестроении бронзового века.

aleksandr_makedonskij_genij_ili_zlodej.jpg

Александр Македонский: гений или безумец?

Этот корабль сохранил все. Старейшие найденные паруса, старейший киль и руль – все, о чем можно только мечтать. Важнейшая информация о кораблестроении – бесценное сокровище Улубурунского корабля. Это необычное грузовое судно и единственный корабль. Такое разное сырье и другие ценные предметы. Возможно, что корабль участвовал в отношениях на уровне царей. Ни на одном обычном корабле вы не найдете 22 якоря, 150 амфор, 10 тонн меди и тонну олова. Груз огромный и очень дорогой, даже по современным меркам.

Судно направлялось в Микенскую империю.  На корабле археологи обнаружили печати и личные вещи двух высокопоставленных чиновников. Необычные пассажиры для торгового судна. Исследователи считают, что корабль доказывает существование дипломатических отношений в позднем бронзовом веке.

Вполне возможно, что практика обмена ценными дарами между царствами была вполне обычной. Если считать груз Улубурунского корабля царскими дарами – плату или взнос правителю, то мы получим важнейшие сведения для установления правды о троянском коне.

Судно затонуло в конце XIV века до нашей эры, то есть незадолго до разрушения Трои.

Во времена Гомера дальним мореплаванием занимались, в основном, финикийцы. Они владели обширными знаниями моря. Умение строить корабли позволило им установить господство на Средиземном море, по крайней мере, играть решающую роль в торговле. Финикийцы сами поняли, как создавать корабли. В том числе ίππος – судно с лошадиной головой.

Ворота Балавата

Гомер пишет, что троянский конь был даром троянцам от греков. Будь это настоящий корабль – ίππος, приняли бы троянцы такой дар? В доказательство своей теории исследователи обращаются к бронзовому фризу на воротах Балавата.

фриз на Балаватских воротах

Фриз показывает преклонение разных народов перед ассирийским царем Салманасаром III, в том числе, мореплавателей на кораблях. Здесь, вверху, изображены два корабля ίππος, точнее три металлические полосы и на каждой по два ίππος – это финикийские корабли.

На то, что это финикийцы, указывают заостренные шапки и одежды. Они приносят дань после поражения в битве в ходе войны за контроль над морскими путями.

финикийцы на фризе Балаватских ворот

Здесь мы видим то, что, по сути, произошло в Трое. Шла война за контроль над морем, и проигравший принес победителю дань – ίππος. В данных исследованиях очень важно, что на этих воротах есть суда ίππος, приносимые в качестве дара побежденных.

Известно, что такие корабли, нагруженные ляпис-лазурью, золотом, серебром, ценными металлами и слоновой костью, часто отправлялись от финикийских берегов. Финикийский ίππος и их предшественников приносили в дар победившей стороне.

финикийский ίππος

Бронзовые рельефы с изображением ίππος ассирийского царя датируются IX веком до нашей эры, но трудно доказать, что Гомер знал о подобных обычаях или жестах и потому включил их в свою поэму.

Если представить, что на берегу оставили коня или корабль, который назывался конем, станет понятно, что троянцы приняли дар, который греки оставили в знак окончания войны.

Но если груз предназначался в дар, зачем было тащить в город весь корабль? Это можно понять, если считать, что греки оставили подношение богине Афине. Его следовало доставить в ее святилище, которое располагалось в городе. Возможно, что троянцы, увидев на берегу корабль, приняли его за дар в знак признания своего поражения и притащили в город в полной уверенности, что затянувшаяся война с греками, наконец-то, закончилась.

Эпилог

На протяжении веков легенда о Трое существовала в рамках устной традиции, пока Гомер не обессмертил ее в своих произведениях. История вызывает интерес и сегодня.

Троянский конь - конь или лодка...

Давно сгнивший Троянский конь стал частью современной культуры. Две тысячи лет троянского коня считали конем. С точки зрения литературы он конь, а не корабль. Значит, образ вызывал что-то в людском воображении.

После бесконечных лет кровавой войны легендарный город пал в огне. План победы придумал Одиссей. Он главный герой Трои. Был ли ίππος. морским конем или огромной деревянной скульптурой и послужил ли укрытием греческих воинов, положив конец войне? Точных доказательств нет, несмотря на многолетние исследования.

Миф о Троянском коне остается мифом…
 


Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее