up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Культура / Андрей Тарковский: «Я за искусство, которое дает человеку надежду и веру»

Андрей Тарковский: «Я за искусство, которое дает человеку надежду и веру»

Андрей Тарковский: «Я за искусство, которое дает человеку надежду и веру»

Андрей Тарковский – самый знаменитый русский режиссер в мире, человек, которого еще при жизни называли гением. «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» – эти картины вызывали самые противоречивые эмоции, от восторга до раздражения и даже шока. За Тарковским закрепилась репутация трудного режиссера.

Андрей Тарковский

фото: professionali.ru

От своих актеров Тарковский требовал невозможного, а в своих актрис всегда влюблялся. Его любовь завораживала, Тарковский умел любить даже не земной, а какой-то странной, мистической и нереальной любовью. Актрисы его боготворили, режиссер не объяснял рисунок роли, а учил ее чувствовать, и они понимали его без слов на уровне подсознания.

kompromiss_dovlatova_sergeya.jpg

Сергей Довлатов: «Я не буду менять линолеум, я передумал, ибо мир обречен»

Казалось, этот гений создает свои киномиры из воздуха, воды и огня, из глубинных эмоций и даже собственных снов. Его фильмы – словно сложные зашифрованные послания. Но, что он хотел нам сказать о том, как трудно быть богом и при этом оставаться человеком?

«Я не верю в смерть. Никакой смерти не существует, существует только страдание, боль, когда впрямую с этим мне станет страшно, я уже буду рассуждать иначе», – Андрей Тарковский.

Он столкнется и с болью и страданием и, конечно, с любовью, для многих очень странной, загадочной, парадоксальной. При всей его духовной мощи он был слаб перед самым главным, как говорит Библия: «Бойся женщин – губительниц царей».

Эта история не только о гениальном режиссере Андрее Тарковском, но и его реальном двойнике, стоящим по другую сторону зеркала: его страхах, сомнениях, слабостях. Приоткроем завесу этих странных, таинственных и очень личных миров Тарковского. Как оказалось, страсти вокруг его имени не утихают до сих пор.

Стиляга в желтом пиджаке и ВГИК

В небольшом эпизоде в фильме «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева Тарковский снялся в середине шестидесятых. Сыграл отчасти себя – он и в жизни мог быть довольно заносчив.

Андрей Тарковский в фильме Застава Ильича

Тарковский не сразу связал свою судьбу с кино. После школы поступил в институт Востоковедения, но с третьего курса ушел – махнул в Сибирь, работал в геологической экспедиции простым рабочим. А когда вернулся в Москву, отнес документы во ВГИК на режиссерский факультет. На вступительных экзаменах его невозможно было не заметить.

«Одевались люди довольно скромно, а он пришел в желтом пижонском пиджаке, как стиляга, и с томом Льва Толстого под мышкой», – Дмитрий Салынский, киновед.

Курс набирал знаменитый советский режиссер Михаил Ромм. Его отговаривали брать этого слишком дерзкого и самоуверенного парня да к тому же, еще не комсомольца, но Тарковский ему сразу понравился, и Ромм не побоялся его взять.

«Меня сильно увлек кинематограф, литература, а, главное, люди нашей страны, ее природа и жизнь. Сейчас мною овладела мечта – стать хорошим режиссером советского кино», – Из автобиографии Тарковского во ВГИКе.

Дебют Тарковского – «Иваново детство»

ВГИК Тарковский окончил с отличием, его старт в кино был поистине блестящим. О молодом режиссере заговорили сразу после выхода его первой самостоятельной картины «Иваново детство».

первый фильм Андрея Тарковского Иваново детство

«Иваново детство» – картина, которая на меня очень сильное впечатление произвело, она же получила главный приз на Венецианском фестивале. Мне кажется, ему немного повредило вот такое резкое признание», – Марлен Хуциев, кинорежиссер, сценарист и педагог.

Конечно, у новоявленного гения уже была своя прекрасная муза – Ирма Рауш. Это она сыграла роль матери в фильме «Иваново детство». С Андреем они познакомились во ВГИКе, оба были молоды, честолюбивы, и оба обожали кино.

«Она заканчивала режиссерский факультет. Все их разговоры о том, что делать, как делать, почему делать? Они обсуждали на равных», – Ольга Суркова, киновед.

Тарковский упорно добивался внимания Ирмы, ухаживал, часто провожал в общежитие. О его чувствах быстро узнали однокурсники и срочно вызвали влюбленных на собрание группы.

Семья и кино

«В группе был еще один мальчик, тоже влюбленный, и группа решала сакраментальную проблему – кого из них двоих должна Ирма выбрать. Это сейчас нам кажется странным, но для пятидесятых годов – это совершенно нормально. Тарковский понял, что он участвует в театре абсурда каком-то, он взял Ирму за руку и сказал: «Пойдем отсюда». И они ушли из этой аудитории, пошли, просто подали заявление и расписались», – Дмитрий Салынский, киновед.

Андрей Тарковский и Ирма Рауш

Очень скоро у супругов родился сын Арсений, но самым главным для Тарковского было, конечно, кино. Все, что оставалось за кадром: дом, быт, дети, уходило на второй план. Жена – актриса, да, такой вариант был для него возможен, но два режиссера на площадке – это уже перебор. Тем более, для самолюбивого Андрея.

Картина «Андрей Рублев»

1965 год, Владимир, съемки «Андрея Рублева» – картины, которая спустя несколько лет принесет мировую славу режиссеру.

«Потому что картина мощная, огромная, с такой колоссальной силой раскрывает дух русской истории. Появилась фигура Андрея Рублева, появились фигуры его сподвижников, появилась фигура Христа», – Вячеслав Шмыров, киновед.

Андрей Рублёв фрагмент из фильма Тарковского

Одна из самых ошеломительных сцен в картине – русская голгофа. Тарковский по-своему осмыслил библейскую легенду. Его Христос – русский, и он принимает смерть на русской земле. Максималист во всем, режиссер сам тщательно выстраивает кадр, перепроверяет каждую деталь.

anatlolij_solonicyn_idealist_i_romantik.jpg

Анатолий Солоницын: «Андрей Арсенич смотрит на меня очень пристально подолгу, я пугаюсь»

«Когда Христос по дороге на голгофу опускается над рекой, омывая этой водой лицо, Андрей сам запускал полотенце, для того чтобы оно именно в нужной форме и в нужный момент выплывало, когда Христос склоняется над этой рекой», – Ольга Суркова, киновед.

Съемки «Андрея Рублева» стали переломным этапом и в личной судьбе самого Тарковского. Именно в это время в его жизни появилась Лариса Кизилова.

«Приезжаю во Владимир, встречаю Толю Солоницына. Толя мне говорит: «С Андрей Арсеничем беда», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.

В тот же вечер Бурляев и Тарковский пошли в ресторан послушать любимый Андреем джаз. Режиссер сразу заказал графин водки и сам выпил почти до дна. Таким Бурляев его еще никогда не видел.

«Потом что-то начал бранить какую-то особу и, наконец, ударил по столу и сказал: «Сука...». Разбил тарелку, окровавил руку до кости.  Поднял Андрея, отвел его в его номер, дверь открыла вот эта самая ассистентка и его приняла. Дверь закрылась», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.

Увлечения или прихоти

В жизнь Тарковского ворвалась новая любовь, горячая, страстная и даже опасная. Режиссер буквально заболел Ларисой. А может, ему нужна была новая эмоциональная встряска? Сильное острое чувство, дающее энергию творить.

Андрей Тарковский и Лариса Кизилова

«Если бы не было Ларисы, то все творчество Андрея было бы совершенно каким-то другим.  Я не знаю, было бы оно хуже, лучше, но оно было бы другим», – Ольга Суркова, киновед.

«Она у меня вызывала отторжение. Этот брак был счастливый для него, но на его судьбе это не сыграло положительной роли, я уверен», – Марлен Хуциев, режиссер, народный артист СССР.

Удивительно другое – этого брака вообще могло не быть. Тарковский несколько лет метался между женой и Ларисой, а потом в его жизни появилось еще одно серьезное увлечение – Даша Приставко. Что это было – прихоть гения, мужской эгоизм или попытка убежать от одной любви, с головой бросившись в другую?

Даша Приставко – таинственная возлюбленная Тарковского. Многие биографы режиссера упоминают таинственную учительницу из Ленинграда, с которой у него якобы был роман в середине 1960-х, но разыскать ее не удавалось никому из них.

Они встретились впервые в Москве, в доме общих знакомых. Тогда ее звали не Дашей, а Тамарой. Она была благополучна и хорошо обеспечена, муж – потомственный военный, маленький сын. Но ради Андрея Тарковского она порвала с мужем и даже изменила имя.

Для Тарковского четкая, нежная Даша стала не просто возлюбленной, она стала другом, которому можно довериться. Все чувствовала, все понимала, искренне переживала за него.

Даша (Тамара) Приставко возлюбленная Андрея Тарковского

«Это безденежье, неопределенность, отсутствие работы, непонимание, эта неоценённость человека – это все было страшно, конечно. Он просто переживал. Я иногда, когда с ним сидела рядом, у меня было такое ощущение любви и жалости», – Даша Приставко.

Он живет в Москве, она – в Ленинграде. Когда им все-таки удается встретиться, они ночуют у друзей. А когда ее нет рядом, Тарковский пишет ей письма.

Бесконечные вокзалы, самолеты и поезда. Они встречались, прощались, снова встречались. Наконец, Даша просто устала от неопределенности и двусмысленности собственного положения. Она первая предложила расстаться, и Андрей согласился. Этот мучительный роман длился три года. Когда Андрей решился сделать ей официальное предложение, было уже слишком поздно. Возможно, она поняла, что была очередным спасательным берегом для вечно ускользающего Андрея.

Быть с гением

Тарковский официально развелся с первой женой, с которой прожил в браке 13 лет, и женился на Ларисе. Правда, влюбляться не перестал, но теперь все его многочисленные влюбленности разбивались о несокрушимую скалу – вторую жену.

советский режиссер Андрей Тарковский

Лариса – на первый взгляд, простая женщина из рязанской глубинки сразу поняла, кто рядом с ней. Это человек великий, и она сделала все, чтобы гений понял – она ему тоже очень нужна.

«Она ему давала убежденность, что он гениален, что он прекрасен, он потрясающий мужчина, он самый великий художник», – Ольга Суркова, киновед.

andrej_rublev_ikonopisec.jpg

Андрей Рублев: самый знаменитый и самый неизвестный иконописец Руси

Лариса сразу почувствовала больное место Андрея: он был страшно обидчив и раним. Особенно остро в восхищении Тарковский нуждался сразу после окончания съемок «Андрея Рублева». Его картину не приняли в Госкино. Пять лет она пролежала на полке. Худшего наказания для художника невозможно и придумать.

«Главной темой, которая использовалась против картины, была тема ее жестокости. Придрались ко всему: горящей корове, к падающим со стен лошадям, которые ломали ноги. Тарковский это воспринимал, как организованную травлю», – Вячеслав Шмыров, киновед.

Лучшим лекарством для уязвленного самолюбия художника стала любовь Ларисы. Вторая жена боготворила Андрея, она создавала ему идеальные условия для творчества. И даже сама отвечала на все телефонные звонки. Рядом с Ларисой у него появилось чувство защищенности.

«Ты не понимаешь: если мне будет нужно, Лариса убьет», – говорил он с некоторым страхом и гордостью. Лариса убьет!», – Ольга Суркова, киновед.

В августе 1970-го года Лариса родила Тарковскому сына, которого назвали Андреем или по-домашнему Тяпой. Сына Тарковский обожал.

«Солярис»

В творческой жизни режиссера тоже происходят счастливые перемены. Тарковский запускает новую картину «Солярис» по фантастическому рассказу Станислава Лема.

Донатас Банионис кадр из фильма Солярис 1972 г.

Актеры на все мужские роли утверждены, нет только Хари – жены главного героя, которого в фильме сыграл Донатас Банионис. Одной из первых пробу проходила Наталья Бондарчук.

«Он меня взял за руку и говорит: «Ты молодец, ты хорошо играешь, но я тебя не утверждаю. Ну, ты на себя посмотри, тебе сколько лет? (Мне в то время еще девятнадцати не было). А теперь спроси, сколько Донатасу лет? Ты ему в жены не подходишь, слишком молода. Я тебя подарю своей подруге Ларисе Шепитько, она снимает фильм «Ты и я», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

Прошел год, Бондарчук успешно снялась в картине у Шепитько, а Тарковский все ищет и ищет свою Хари. Перепробовал всех ведущих актрис: Ирину Купченко, сестер Вертинских, Аллу Демидову, думал даже о первой жене Ирме Рауш и пробовал ее в гриме, но все не то. Однажды зашел в монтажку к Ларисе Шепитько.

«Она показывает ему фрагмент, где я играю, а он говорит: «А кто это у тебя Надю играет?». – «Как кто? Твой подарок – Наталья Бондарчук». – «Аааа, ну, я забираю подарок обратно», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

Наталья Бондарчук и Донатас Банионис в фильме Солярис

На съемках Тарковский требователен до фанатизма, работой актеров почти всегда недоволен, а с Банионисом у него вообще открытый конфликт. Литовский актер часто не понимает, чего от него хотят. Почему нет привычных репетиций? И только Наталья Бондарчук вызывает неподдельное восхищение режиссера.

«Он, конечно, очень влюбчивый был человек, и на картине он, действительно, влюбился в меня, и я ему отвечала, была такая любовь», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

«Для Тарковского было важно чувство личной влюбленности, какого-то ощущения близости к персонажу», – Вячеслав Шмыров, киновед.

Юная, трепетная Наташа беспрекословно слушалась режиссера: прикажи он прыгнуть с крыши на землю, она бы прыгнула, и это подкупало Тарковского. Он чувствовал, что его искренне ценят, обожают, боготворят.

Андрей Тарковский на съемках Соляриса

Многие из окружения Тарковского думали, что этот роман режиссера и актрисы закончится браком, но они расстались.

«Во-первых, у него уже был сын. Во-вторых, я была замужем тоже. Мне даже в голову не приходило, что я могу быть его женой. Я понимаю, что жить с таким человеком вместе, как семьей – это невероятно сложно», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

«Я не чувствую себя счастливым, когда я люблю женщину, я чувствую себя потрясенным» (Из аудиозаписей Андрея Тарковского).

Детство и юность Андрея Тарковского

С юных лет обаятельный и остроумный Андрей производил сильное впечатление на женщин, в нем было что-то несоветское, свободное, бунтарское. Тарковский обожал джаз (в те времена – музыку избранных), одевался тоже необычно.

Андрей Тарковский с матерью Марией Вишняковой

Андрей Тарковский с юных лет ощущал себя не таким, как все остальные. Он родился в яркой и талантливой семье. Его мама – Мария Вишнякова – принадлежала к старинному дворянскому роду, а папа – блестящий поэт и переводчик Арсений Тарковский.

«Он страстно любил отца, и все его творчество – это какое-то внутреннее подсознательное намерение доказать отцу, как много он на самом деле значит», – Ольга Суркова, киновед.

«Все, что он делал впоследствии в кинематографе – это какой-то внутренний ответ своему отцу, с которым они расстались», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

Арсений Тарковский с сыном Андреем

Отец ушел из семьи, когда мальчику было всего три года – полюбил другую женщину. Такого предательства сын так и не смог простить.

«Конечно, фильм «Зеркало» не возник бы никогда, если бы не было этой страшной травмы, которая у него не заживала», – Ольга Суркова, киновед.

«В детстве заложено все то, что в течение всей своей творческой жизни художник будет использовать. Человек, который не имел того детства, которое он бы запомнил на всю жизнь, вряд ли сможет по-настоящему творить» (Аудиозапись размышлений Андрея Тарковского о детстве и творчестве).

«Зеркало»

Первоначально сценарий назывался «Белый, белый день», а название «Зеркало» фильм получил с легкой руки Филиппа Янковского, которому было тогда пять лет, и он впервые снимался в кино.

Андрей Тарковский на съемках фильма Белый, белый день (Зеркало)

«Мы шли на съемку, я собирался, одевался. Стук в дверь, открываю – Андрей Арсенич стоит. Я говорю: «Иду, только я в зеркало посмотрю», – у меня там было зеркало. И он: «Зеркало, точно!», – Филипп Янковский, актер, режиссер.

Маленький Филипп в «Зеркале» играл самого Андрея Тарковского в детстве, поэтому режиссер к его роли относился особенно пристрастно.

Эта картина стала для Тарковского попыткой соединить свою разрушенную семью, примирить отца и маму, пусть и не в жизни, а хотя бы в пространстве одного фильма. В «Зеркале» звучат стихи Арсения Тарковского, и снимается мама Андрея – Мария Ивановна Вишнякова.

«Мать была той величиной, с которой очень непросто складывались отношения, которой все время надо было воздать, воздать», – Вячеслав Шмыров, киновед.

«Она же начинала как хороший поэт, и училась на брюсовских курсах поэтических вместе, кстати говоря, с Арсением Тарковским. Она от всего этого отказалась и отдала всю себя семье», – Дмитрий Салынский, киновед.

Пробы на женскую роль

Эта боль не отпускала Андрея всю жизнь. В своих женщинах и актрисах Тарковский искал черты матери, они даже внешне были похожи друг на друга. Неудивительно, что в «Зеркале» обе главные женские роли – мамы героя и его жены Натальи должна была играть одна и та же актриса.

кадр из кинофильма Андрея Тарковского Зеркало

Искал ее Тарковский, как всегда, долго и мучительно, и тут права на роль предъявила его собственная жена – Лариса.

«Пробы делались и Ларисе Павловне. Эти пробы показывались на худсовете. Конечно, Ларису отмели и взяли, естественно, Терехову. Так представьте себе, Тарковский попросил написать записку, что худсовет не принял Ларису. Чтоб не устно сообщать об этом Ларисе Павловне», – Ольга Суркова, киновед.

Правда, роль в картине Лариса все же сыграла, но, конечно, не ту, на которую рассчитывала. На съемочной площадке разворачивалась самая настоящая драма. Жену режиссера буквально трясло при виде Маргариты Тереховой.

«Андрей был абсолютно влюблен в нее как в актрису, Лариса еще подозревала, что он влюблен в нее как в женщину. Он, наверное, был в неё влюблен как в женщину», – Ольга Суркова, киновед.

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский

В конце семидесятых Маргарита Терехова по праву считалась одной из самых блестящих советских актрис. Редкое сочетание красоты, таланта, ума. От нее действительно невозможно было оторваться, и она была очень сильной. Может быть, именно это и привлекло Тарковского, который  отчаянно нуждался в жизненной опоре, но ни о каком продолжении романа и речи быть не могло.

Лариса крепко держала мужа, и в этой схватке она снова вышла победительницей. Удивительное дело, но страсти, бушевавшие на съемочной площадке, ничуть не помешали конечному результату.

«Зеркало» мечтает заполучить отборочный комитет Каннского фестиваля, но в Госкино французам отвечают решительным отказом, а Тарковского, словно провинившегося школьника, вызывают на обсуждение в Союз кинематографистов. Все пришли, кроме самого режиссёра.

Министерство культуры и искусство

Принято считать, что Андрея Тарковского безжалостно уничтожали советские чиновники. Вокруг него сложился некий ореол мученика: годами не давали снимать, не утверждали сценарии, одну за другой отвергали заявки на производство фильмов. Но так ли это? Это была осознанная травля творца или просто особенность советской системы кинопроизводства?

Тарковский Андрей Арсеньевич жизнь и творческий путь

«Вот он был каким-то чужеродным элементом – сам по себе. Когда ему делали замечания или что-то говорили, он говорил: «Оль, я вообще не понимаю, что они мне говорят. У меня такое ощущение, что они разговаривают со мной на китайском языке», – Ольга Суркова, киновед.

pamyati_dmitriya_sergeevicha_lihacheva_posvyashchaetsya.jpg

Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Жизнь – это прежде всего творчество»

«Поехали сдавать картину в министерство культуры, то время это была пытка из пыток. Вышел Андрей, а у нас тогда очень теплые отношения были, очень близкие. А он отвернулся к окну и заплакал. Я говорю: «Что случилось?» – А он: «Почему они меня так ненавидят?», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

Этот тонкий ранимый гений мог быть злым, заносчивым и даже грубым. В дневниках Тарковского сохранилось много довольно резких и даже оскорбительных высказываний о коллегах, ведущих советских режиссерах. Он не признавал никаких авторитетов.

«Что такое поэт в кино? С моей точки зрения, это режиссеры, которые создают свой собственный мир. Я сторонник искусства, несущего в себе тоску по Идеалу. Я за искусство, которое дает человеку надежду и веру», –   Андрей Тарковский.

Женский идеал и творчество

Тарковский искренне полагал, что занятие режиссурой – не женское дело. Женщины-режиссеры для него вообще не существовали.

Тарковский и Лариса Кизилова

«Я совершенно не понимаю, когда женщина требует от жизни и окружающих ее людей в свой адрес какого-то особенного отношения, часто женщины называют это равенством. Для меня самое важное, чтобы женщина оставалась женщиной», – Андрей Тарковский.

Этому идеалу полностью отвечала собственная жена режиссера Лариса. Всю жизнь она обращалась к Тарковскому на Вы. Но быстро прошли времена, когда эта идеальная женщина только варила щи. Очень скоро она стала претендовать на исключительное место в жизни мужа.

«Лариса говорила, что она главный вдохновитель всего его творчества. Она дает ему идеи, она самый главный персонаж в их совместной жизни и в совместной работе. На фильме «Сталкер» она уже стала вторым режиссером, не имея вообще никакого образования», – Ольга Суркова, киновед.

Но царить за кадром Ларисе было мало. В «Сталкере» она снова рвалась в кадр, и Тарковский сделал ей пробы, но утвердил все-таки Алису Фрейндлих.

«Сталкер»

Впервые режиссер увидел актрису на сцене Ленсовета в спектакле «Варшавская мелодия» и был потрясен ее талантом.

Алиса Фрейндлих в кинофильме Тарковского Сталкер

«Он пришел Солоницына смотреть, а мне потом прислал записочку, такую трогательную – хотел меня пригласить на «Зеркало». Но там случилась нестыковка с театральными намерениями, планами, так что эта несостоявшаяся наша встреча материализовалась в «Сталкере», – Алиса Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино.

Картина снималась в Эстонии, съемки были изматывающими. Актеров Тарковский буквально изводил, добиваясь нужной эмоциональной реакции.

«Ему свойственнее было скорее раскочегарить актера, разогреть его что ли. Что касается эмоционального какого-то наполнения, градуса, то он со мной сделал так: было очень много дублей, причем без паузы: дубль, стоп, еще раз, дубль, стоп, еще раз, стоп, еще раз, стоп. Я не помню сейчас, сколько было дублей, но он копил это эмоциональное состояние», – Алиса Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино.

Алиса Фрейндлих в кинофильме Сталкер истерика

Когда снимали сцену истерики у жены главного героя, от огромного количества дублей, следовавших без остановки, Алисе Фрейндлих по-настоящему стало плохо. На помощь ей бросилась Лариса.

«Она меня чуть ли не на руках вынесла в гримерную и уложила, чем-то напоила, приводила меня в порядок», – Алиса Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино.

Но простить свой актерский провал Лариса все равно не могла. Она объявила, что оператор Георгий Рерберг просто сделал ей плохую пробу. Лариса поклялась поссорить мужа и оператора, и возможность поквитаться подвернулась.

«Тогда было очень-очень трудно выбить «Кодак». У нас еще не знали, как он проявляется. В Прибалтике вся почти натура была,  это все уже было снято и на каком-то этапе кто-то допустил ошибки при проявке, пришлось снимать еще раз», – Алиса Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино.

Всю вину за случившееся при активном участии Ларисы Павловны, разумеется, повесили на Георгия Рерберга. Тарковский был в бешенстве и заявил, что больше с этим оператором работать не будет никогда.

Лариса Павловна

«Конечно, вины Рерберга там нет, и никаких особых козней нет, а просто Тарковский с большим напряжением находил стилистику этой картины. Возможно, был какой-то брак по пленке, но он не был таким чудовищным или большим для того, чтобы все переснимать», – Вячеслав Шмыров, киновед.

Лариса Павловна Кизилова и Андрей Тарковский

Тарковский – восточный человек, абсолютно восточный, он жестко настроен к белому свету, он азиат. Но эта жесткость в нем проявилась далеко не сразу. Многие считали, что Тарковский изменился под влиянием Ларисы: она обожала плести интриги, убеждая мужа, что вокруг него одни враги и завистники.

«Я просто видел разительную перемену между тем Андреем, который снимался у меня и тем, что потом начало с ним происходить. У него был круг каких-то людей-льстецов, его жена Лариса Павловна его окружила этими людьми», – Марлен Хуциев, кинорежиссер, сценарист и педагог.

«Как она говорила мне потом: «Оль, я могу ему внушить всё!» Андрей был очень беззащитным перед внешним миром, он даже очень мало понимал в людях, которые его окружали. Он, в общем, передал вот это все Ларисе. Будучи очень умной женщиной, она убедила его в том, что он без неё не может, вообще, в этой жизни сделать ни одного практического шага», – Ольга Суркова, киновед.

Если изначально Тарковского влекла красивая и чувственная к Ларисе страсть, то с годами она превратилась в осознанную необходимость. Рядом с такой женой ему было просто и удобно жить. Лариса стала незаменимым его продюсером и намертво приручила гения.

«Ему нужна была такая опора, наверное, как всякому человеку, который находится в определенном, так сказать, космическом скафандре, в котором его и мысли, и идеи, все созревало», – Алиса Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино.

Лариса Павловна Кизилова-Тарковская

«Лариса являлась сначала любовницей, потом женой Тарковского, она фактически являлась его матерью. Он почти не общался со своей семьей, иногда ходил только к отцу, он очень мало ходил к своему сыну, он бывал там, но мало», – Ольга Суркова, киновед.

Сам того не желая, Андрей Тарковский повторил судьбу собственного отца – поэта Арсения Тарковского. Да, Андрей доказал отцу, что стал великим, но точно также, как и он когда-то, утратил связь со своим старшим сыном.

В кино Тарковский создавал удивительные миры, полные тонких образов, символов и знаков, а в реальности мог быть очень эгоистичен к тем, кто его любил.

Анатолий Солоницын и Тарковский

Актера Анатолия Солоницына называли талисманом Тарковского, вместе они сделали четыре картины.

Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский

«Он всегда называл его на Вы, всегда говорил о нем только в превосходной степени, это скорее все-таки была любовь, чем дружба», – Лариса Солоницына, киновед, дочь Анатолия Солоницына.

Главная мужская роль в «Ностальгии» снова предназначалась Солоницыну, но он тяжело заболел – рак легких. За все время болезни актера Тарковский навестил его лишь несколько раз. О том, что съемки картины уже начались в Италии и вместо него играет Янковский, Солоницын случайно узнал от соседа. В тот день у него отнялись ноги.

«Я скорее созерцательно склонен относиться к действительности. Я к ней отношусь, как животное, как ребенок в большей степени, чем взрослый зрелый человек, который умеет размышлять по поводу жизни и умеет делать какие-то выводы» (Из аудиозаписи Андрея Тарковского).

И как любой ребенок, Андрей Тарковский просто испугался, когда так близко столкнулся с человеческой немощью и болью. Но страдания остались где-то там, в прошлой, московской жизни.

«Ностальгия»

Тарковский в предвкушении новой захватывающей работы, он верен собственным принципам. Актер должен не просто играть, а жить своей ролью. Олега Янковского режиссер вызвал в Рим заранее.

Олег Янковский в фильме Ностальгия

Прошел день, прошел второй. Ни одного звонка. Ему дали денег, он гулял, пил кофе. Прошел еще один день, потом прошла неделя, потом прошло две недели, он совершенно озверел. Не зря же говорят – ностальгия понятие медицинское. Он захотел домой, потому что он не понимал, зачем его здесь бросили в чужом городе, он один. Потом уже три недели прошло, потом явился Тарковский и сказал: «О, теперь будем снимать».

Играя «Ностальгию», наверное, нужен какой-то момент, чтобы у советского человека прошел туристический флер, это и было смыслом подготовки, которую Андрей Арсеньевич придумал для Янковского.

«Ностальгия» стала во многом пророческой картиной для Тарковского. Точно так же, как и его герой, спустя несколько лет, он будет вынужден остаться в Италии и страдать от тоски по родине.

После окончания съемок и монтажа, картина сразу отобрана на конкурс Каннского фестиваля, и ей прочат Золотую пальмовую ветвь, но жюри, одним из участников которого был советский режиссер Сергей Бондарчук, принимает другое решение.

Отречение Тарковского

Тарковский оскорблен, он убежден, что это козни руководства Госкино, которое травило и продолжает его травить. В июне 1984 года Тарковский при участии Юрия Любимова и Мстислава Ростроповича собирает пресс-конференцию в Милане. По правую руку от Андрея, конечно, сидит верная жена Лариса. В присутствии сотен журналистов Тарковский объявляет, что больше не вернется в Советский Союз – отныне он невозвращенец.

Андрей Тарковский в Италии

На Западе Тарковский успел снять всего одну картину – «Жертвоприношение». Этот фильм он посвятил младшему сыну Андрею.

«Он мне сам сказал: «Посмотри внимательно этот фильм, там все, что я хотел тебе сказать». И я считаю, что лучшего напутствия сложно придумать», – Андрей Тарковский, младший сын Андрея Тарковского.

Это, действительно, картина-завещание Тарковского. Философская притча о человеке, который ради спасения мира жертвует всем: своей семьей, своим имуществом, собственным домом.

«Дело в том, что Андрей Арсенич всегда о человечестве печется – не об одном индивидууме, а обо всем человечестве обязательно. Это русская душа – мы, если спасаем, то все человечество обязательно», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.

Ностальгия Тарковского цена с горящим домом

Тарковский до самых последних дней оставался русским душой, хотя на Западе его носят на руках. Мэрия Флоренции подарила опальному советскому режиссеру квартиру. Тарковский – почетный гость всевозможных кинофестивалей, о нем снимают документальные фильмы и даже пишут книги. Но счастлив ли он?

 «Я устал, я не могу здесь больше. Я мечтаю о домике под Рязанью».

И тут же рядом его супруга: «Нет, нам еще надо в Англию, там нужно поправить дела и так далее».

Его оставляли там, за границей.

Теперь Тарковских сближает и общая беда – советские власти не выпускают за границу их сына. Тарковский был разлучен с Андреем больше пяти лет. Он, наконец, увидит своего «Тяпу», будучи тяжело больным. Меньше чем за год до собственной смерти.

Смерть Андрея Тарковского

«Он умер, потому что остался без родины. Его убивал рак бронхов именно вот в эти годы, в которые он остался без родины», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.

Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986 года, не дожив до 55-ти всего несколько месяцев. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа.

Мечта Ларисы осуществилась: до самой своей смерти в 1998 году она прожила за границей. Младший сын Тарковского – Андрей, в Россию тоже не вернулся. Он живет в той самой квартире, которую его отцу подарили во Флоренции.

памяти Андрея Тарковского посвящается

Фильмы Андрея Тарковского до сих пор вызывают целую бурю чувств: от резкого неприятия до полного восторга. Его картины находят киноманы в любой стране. Он стал олицетворением духовного и общечеловеческого кино.

Странный, противоречивый, многими современниками просто непонятый. Но что именно, какой шифр Андрей Тарковский хотел передать нам в своих фильмах? Не бояться быть свободными или о том, что счастье – это просто жить, дышать и чувствовать. А, может, он хотел сказать, что человечество бессмертно, пока в сердце каждого из нас живет память о собственном детстве?

Ответы на эти вопросы можно искать бесконечно.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее