up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Культура / Фридрих Ницше: существование вопреки боли, или красота целого

Фридрих Ницше: существование вопреки боли, или красота целого

Фридрих Ницше: существование вопреки боли, или красота целого

Веймар, Германия. В 1934 году здесь было сделано фото, ставшее свидетельством огромного влияния одного из самых бескомпромиссных мыслителей XIX века.

Гитлер смотрит на бюст Ницше

фото: i.modern-info.com

На нем запечатлен Адольф Гитлер у бюста Ницше, установленного в Веймаре, где жил философ. Фото красноречивее всяких слов говорит о том, что нацисты считали Ницше своим вдохновителем.

Именно его мысли легли в основу жуткой идеологии третьего Рейха. Будь Ницше жив в то время, он бы ужаснулся. Его философское учение извратил режим, пытавшийся осуществить то, что он так презирал.

Ницше был одним из самых неоднозначных умов XIX века. Он считал, что наши руки обагрены кровью. Что люди убили не только Бога, но и то, что придавало жизни смысл.

Наука или Бог

Ницше жил в эпоху, когда Европа переживала невиданные перемены. Авторитет церкви оспаривался, научные достижения подвергали веру сомнениям.

Фридрих Ницше

Такие люди, как Фрейд, Маркс и Ницше, смогли открыто высказывать идеи, за которые еще недавно их сожгли бы на костре. Они стали вестниками нового мира.

В 1882 году один из величайших мыслителей своей эпохи предсказал кризис, которому, по его мнению, еще не было равных. Его причиной он назвал не что иное, как убийство Бога.

«Бог умер и не воскреснет. Мы его убили. Самое святое и могущественное существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами. Кто смоет с нас эту кровь?».

Эти беспощадные слова принадлежат Фридриху Ницше. Он предрекал всплеск неверия в религию, которая грядет по всей Европе. Ницше не зря так описал гибель Бога. Он хотел показать, насколько ужасными будут последствия этого кризиса веры.

Выразившийся так обескураживающе жестоко, Ницше хотел показать, что без божественного авторитета общество утратит веру в моральные ориентиры, которые две тысячи лет поддерживали человечество.

Ницше провозгласил свободу человека от Бога. Его власть над собственной судьбой, не ограниченная божественным законом. Человечество было свободно или обречено создавать собственные ценности.

Однако мыслителя терзало осознание того, что за эту свободу люди заплатят ужасную цену. Отказ от веры повлечет пустоту и осмысленность существования. Именно с этим Ницше пытался бороться всю свою жизнь.

Детство Фридриха Ницше

Рекен, Германия. По иронии судьбы детство человека, впоследствии называвшего себя антихристом, прошло в очень набожной семье.

родители Фридриха Ницше

В 9 лет Фридрих впервые услышал ораторию Генделя «Мессия». Он вспоминал, что в тот момент ему хотелось присоединиться к ангельскому хору, сопровождающему вознесение Христа.

Человек, который всю свою сознательную жизнь низвергал идеалы христианства, появился на свет в семье лютеранского пастора. В самой колыбели протестантизма.

Фридрих Вильгельм Ницше вырос в деревне Рекен на севере нынешней Германии. В детстве он был религиозен. Ницше появился на свет в семье простого пастора Карла Людвига. Родители мальчика были очень набожными.

Ранние годы Ницше были совершенно безоблачными. Вслед за ним, спустя два года, в семье появилась сестренка Элизабет, а ещё через год – брат Йозеф. Однако осенью 1848 года, когда Фридриху было 4 года, его детский мирок рухнул.

Необратимая болезнь головного мозга приковала к постели главу семейства, постепенно лишив его зрения и причиняя невыносимые страдания. Через год отца не стало, а в памяти Фридриха этот момент запечатлелся на всю жизнь. Подростку волей-неволей пришлось повзрослеть. Чего стоит описание сыном траурной церемонии в приходе, где служил Карл Людвиг:

 «Погребальный звон колокола звучал эхом в моих ушах. Под сводами церкви раздавались звуки органа».

Именно тогда юный Ницше задумался: разве справедливо, что Создатель послал такие мучения своему верному слуге?..

Образование и сомнения Ницше по поводу существования Бога

Так юный Ницше ступил на стезю сомнений. Но несмотря на все переживания в 1864 году в возрасте 20 лет юноша поступил в Бостонский университет на филологический факультет.

Фридрих Ницше в юности.jpg

Он всерьез подумывал стать пастырем. Однако Фридрих попал под влияние противоречивого нового метода изучения Библии – библейской критике.

Сторонники этого метода придерживались скандальной теории о том, что всё, что описано в священной книге, – не более чем миф. Они ставили под сомнение подлинность священного писания. Это полностью изменило мировоззрение Ницше.

Если потеряв отца, в душе Фридриха закрался червь сомнений насчет божьего промысла на уровне чувств вследствие тяжелой утраты, то приверженцы библейской критики породили сомнения умственные, интеллектуальные. Протестантская семья не поняла и не приняла его позиции.

Так, в Светлый день он вдруг заявил, что не желает принимать участия в пасхальном богослужении, а ведь мать видела сына священником в своих мечтах. Набожная сестра, для которой старший брат всегда был примером, не могла оправиться от потрясения. Но он ни в коем случае не собирался причинять боль или даже просто расстраивать близких людей.

Ницше подверг тщательному анализу моральные убеждения и религиозные верования, которые внушали ему с детства. Теперь он изучал христианство не как веру, а в качестве опасной силы, несокрушимо отрывающей человека от реального мира.

Мифы христианского мира...

Ницше подчеркивал, что христианские догмы строятся на обещанной жизни после смерти физической в так называемом лучшем мире, что философ считал катастрофой. Земное существование, которое необходимо претерпевать, как посланную муку, – всего лишь ожидание встречи с Творцом. Мыслитель не желал мириться с этим.

Лествица преподобного Иоанна.jpg

Сосредоточенность на эфемерном будущем в загробном мире лишает возможности наслаждаться сегодняшним днем и, более того, крадет смысл жизни. Такой постулат вывел Ницше и на два десятка лет он стал определяющим в трудах ученого.

Поскольку молодой человек не признавал религии, ему вскоре пришлось оставить университетские аудитории и прокладывать собственный путь в науку.

kopye_longina.jpg

Копье Лонгина: тайна христианской реликвии Страстей Христовых

Новые убеждения не принесли ему радости. В письме 1865 года к сестре Фридрих писал, что если желаешь найти душевный покой и быть счастливым, надо верить. А если ищешь истину, то разбираться, искать, исследовать.

Время жизни Ницше пришлось на эпоху¸ когда наука переживала настоящий расцвет, когда во главу угла ставилось объективное суждение и поиск истины. При этом будущий автор философских трудов осознавал, что с торжеством объективной реальности человечество потеряло основу, фундамент своего существования.

Если христианские истины отвергнуты, то и нормы морали более не действуют. Ничто и никто не защитит теперь от ужаса на пороге смерти. А без веры в жизнь вечную теряет цель высшую, духовную, и жизнь земная. Всё это определило построение новой Вселенной, без Бога, без высшего существа, о которой грезил Ницше.

Влияние Артура Шопенгауэра

Первые ответы Фридрих получил в 21 год. В то время он решил стать филологом, изучать философию Древней Греции и Древнего Рима.

Артур Шопенгауэр

В книжной лавочке молодой человек наткнулся на книгу, которая оказала кардинальное влияние на его убеждения. Она называлась «Мир как воля и представление». Ее автором был немецкий философ Артур Шопенгауэр. Эта книга ошеломила молодого Ницше.

Шопенгауэр был атеистом и размышлял о смысле жизни, но его выводы были пессимистическими. Размышляя о бесконечных страданиях человека, Шопенгауэр пришел к выводу, что лучше было бы вообще не рождаться.

«Личность человека – это выражение ненасытной страсти. Из-за этого желания человечество страдает. Желание большего приводит к еще большим страданиям…».  

Шопенгауэр предлагал смириться с тем, что утолить эту жажду невозможно. Он призвал не стремиться к счастью, чтобы избежать страданий в стремлении его достичь. По его мнению, счастлив лишь тот, кто прожил жизнь минимально болезненно.

Ницше говорил, что будто заглянул в зеркало, с вселяющим ужас великолепием отражающим мир, жизнь и его самого. Он принимал мысль о жизни как бесконечной череде страданий. Однако страстно возражал против выводов, отрицающих жизнь, против идеи отказа от осуществления своих желаний.

Ницше был намерен найти путь к успешному существованию вопреки боли.

Ницше и Рихард Вагнер

Базель, Швейцария. В 1869 году в возрасте 24 лет Фридрих стал профессором теологии в Базельском университете. Беспрецедентный случай.

Здесь он написал свою первую книгу и снискал славу радикального и провокационного мыслителя. Трактат назывался «Рождение трагедии». Ницше пытался разобраться в том, как избежать страданий в мире, оставшимся без Бога.

Рихард Вагнер немецкий композитор

Он обратился к древнегреческой культуре и своему новому духовному единомышленнику – немецкому композитору Рихарду Вагнеру.

22 мая 1872 года был заложен первый камень в основание театра Вагнера. Одним из гостей был Ницше, они встретились 6 лет назад, когда Фридрих был студентом. Он моментально был очарован. Вагнер стал для него и одержимостью, и вдохновением.

Познакомившись с творчеством нового друга, Ницше осознал, что есть нечто, что придает смысл жизни – искусство. И величайшим из искусств была музыка.

Ницше считал Вагнера гением, чья музыка будет способствовать возрождению культуры на основе классической греческой трагедии. Он был уверен, что музыка превратит мир, полный страданий, в нечто прекрасное и наполненное смыслом.

Греческие трагедии на новый лад

Ницше пришел к написанию «Рождения трагедии» после многочисленных бесед с Вагнером. Вагнер хотел создать революционную форму искусства, которое может преобразить общество. Ницше решил заложить философскую основу, он считал самой подходящей моделью греческую трагедию.

Аполлон и Дионис древнегреческий эпос

Греческие трагедии рассказывали истории о мучительных и разрушительных конфликтах между людьми. И все же в их основе были размышления о славе Греции. Ницше считал греческую трагедию способом заявить о современном человечестве. В его страданиях рассказать о поисках смысла, поведать об истине.

Ницше выставил сюжет книги в противостоянии двух греческих богов – Аполлона и Диониса. Аполлоническое начало являет собой свет, логику и порядок. С самого начала немецкая эстетическая традиция трактовала древнегреческое искусство как упорядоченное. Однако Ницше решил сосредоточиться на дионисийском начале, которое являет собой хаос – экстатическую страсть, необузданность. Именно это начало он поставил во главу угла. Он выступал против философии, которой занимался, против того, что логика является путем к истине. Он хотел найти другую истину, иную преобразующую силу.

Как, по мнению Ницше, опьянение, хаос и необузданность могли помочь человечеству?

Ницше спорил с немецкой эстетической традицией, которая ставила во главу угла героя-одиночку – Эдипа, например. Было принято считать, что страдающий одиночка может изменить свою жизнь через страдания. Что очень по-христиански. Однако Ницше полностью перевернул эту идею. Он утверждал, что индивидуум теряет себя в коллективе, но обретает в коллективном опыте, в трансформации этого опыта. Именно это он увидел в музыке Вагнера и греческой трагедии.

Таким образом, страдания, будучи всеобщим состоянием, преобразовывались через этот эстетический опыт в торжество жизни. К примеру, наша современность напоминает рок-концерт – мы теряем себя в экстатическом состоянии коллективного опыта. Нужно помнить о том, что опера в XIX веке была сродни рок-музыке. Вагнер был настоящей рок-звездой. Ницше полагал, что именно так можно трансформировать общество. С помощью коллективного опыта можно было изменить мир.

Фестивальный театр был храмом гения Вагнера, но именно там Ницше навсегда охладел к своему герою. Ницше приехал на премьеру оперного цикла «Кольцо Нибелунга», однако он был возмущен увиденным. Он ожидал нечто революционное, но в театре собрались важные персоны со всей Европы. Композитор, которого он почитал как радикального, который должен был стать катализатором нового мира, был просто самонадеянным человеком, признававшим лишь собственные возможности.

Ницше покинул театр до окончания представления. Вечер ознаменовал конец их дружбы и новый этап философских изысканий Ницше.

Дальновидные одиночки и базелефобия

Базель, Швейцария. Разрыв с Вагнером совпал с не менее радикальными переменами в личной жизни и работе философа. Он продолжал преподавать в университете, но все чаще сомневался в том, что это его призвание.

Ницше философ-дионист

Ницше по прежнему считал, что величия можно достичь, разбудив дионисийское начало. Однако он сомневался в том, что ответ нужно искать в трансформации общества. Ему стало казаться, что залог успешного будущего лежит в деятельности дальновидных одиночек.

Он был убежден, что профессорские будни являются удушающими для его творческого гения. Ницше испытывал отвращение к преподаванию, которое называл величайшим проклятием в своей жизни.

Он пребывал в угнетенном состоянии. По его словам, он страдал базелефобией. Ницше страстно желал освободиться.

«Утверждать жизнь – это жить опасно».

2 мая 1879 года Ницше ушел с кафедры. Его здоровье очень сильно пошатнулось. У него были проблемы с желудком, он страдал от сильных головных болей. Кроме того, Ницше боялся того, что его постигнет участь отца. Все это стало последней каплей в решении уйти.

Врачи предупреждали Фридриха, что чрезмерная увлеченность чтением и письмом грозит ему слепотой. Но ничто не могло прервать философских поисков.

От коллективного

Ницше путешествовал по Европе. Он жил на постоялых дворах, выбирая климат, который бы облегчил его состояние.

Коллективное бессознательное

Остатки разумной зрелости он провел в одиночестве, переезжая с места на место. Только представьте – больной, совершенно одинокий человек, наедине со своим выдающимся умом.

Идеи и мысли, которые Ницше сформулировал следующие десять лет, были просто невероятными.

Из-за плохого здоровья  Фридрих мог писать урывками по 20 минут. Поэтому его труды полны кратких, но содержательных сентенций, а не длинных философских формулировок.

В 1881 году, во время очередного переезда, Ницше узнал о месте, которое подарило ему вдохновение для многих великих трактатов. Попутчик посоветовал Ницше посетить Зильс-Марию – небольшую деревеньку в горной Швейцарии.

Так Фридрих открыл для себя место, ставшее его духовным пристанищем.

Жизнеутверждающие идеи и вечное возвращение

Зильс-Мария, Швейцария. Приехав в деревеньку в понедельник 4 июля 1881 года, Ницше был очарован. Здесь родились многие его жизнеутверждающие идеи.

Зильс-Мария деревушка в Швейцарии

Местные красоты укрепили его уверенность в величии человеческого бытия. Месяц спустя во время очередной прогулки по берегу озера Ницше посетила, по его мнению, одна из его важнейших философских идей. Точнее мыслительный эксперимент, который мог помочь человеку проанализировать влияние каждого решения на его жизнь. Чтобы он мог проживать ее в полной мере.

Ницше задал вопрос. Что если бы подкрался к тебе демон и прошептал: «Эту жизнь ты должен будешь прожить еще бесчисленное количество раз. С каждой болью и каждым удовольствием». Разве ты, не бросился бы навзничь, проклиная говорившего так демона? Или ты ответил бы, что он Бог. И ты не слышал ничего более божественного?

Это была идея вечного возвращения того же самого. Она сформировала суть отношения Ницше к жизни, ее радостям и ее трудностям.

Ницше считал, что хотя в жизни случаются события, которые мы считаем трагедией – разрыв отношений или смерть близких, мы должны быть счастливы, что можем вновь и вновь переживать их. Как пианист репетирует импровизации, мы должны научиться включать ошибки, недостатки и беды в красоту целого.

Мы выстраиваем свою жизнь, являясь героями сами для себя. По сути, мы должны сами решать, кем мы хотим быть, как хотим проживать свою жизнь. И радостно принимать сделанный нами выбор. Поэтому мысль о вечном возвращении и плохого, и хорошего, должно приветствовать жизнеутверждающим – да!

Идея о вечном возвращении была воодушевляющим восприятием жизни. Страдание – это не то, от чего вы должны быть избавлены согласно христианству и не то, чего нужно избегать, по мнению Шопенгауэра. Их нужно принимать и усваивать. Чтобы прожить полноценную жизнь, нужно быть готовым к страданиям и преодолевать их.

«Все, что нас не убивает, делает сильнее».

Известная фраза Ницше. Ее истинность мыслителю предстояло проверить. Его ждало одно из величайших разочарований в жизни.

Женщины в жизни Фридриха Ницше

Люцерн, Швейцария. Находясь в этом чудесном городе весной 1882 года, Ницше обдумывал поступиться жизнью одиночки ради женщины, которой он восхищался.

Лу Саломе

Ее звали Лу Саломе. Ей был 21 год, она родилась в семье русского дворянина. Лу была красива, умна и очарована идеями Ницше. Фридрих влюбился. Ницше и Лу подолгу гуляли, обсуждая философию и погрузившись в свой мир.

Он привел ее к памятнику «Умирающий лев», чтобы сделать предложение. Ницше однажды уже делал Лу предложение через своего приятеля Пауля Реё. Она отказала. Будучи убежденным, что Реё не старался, Ницше решил попробовать еще раз. Однако Саломе не интересовали традиционные отношения, она была «эксцентричной» девушкой и вовсе не собиралась становиться обычной домохозяйкой и верной женой. Лу дала зарок не вступать в отношения с мужчиной, поэтому и на этот раз она сказала: «Нет».

Ницше был раздавлен отказом. Все усугублял тот факт, что его сестра Элизабет, ревновавшая к молодости и обаянию Лу, была намерена сделать все, чтобы разлучить влюбленных. Элизабет описала в красках страсть брата к Саломе их матери, та очень резко ответила, что ее сын опозорил имя своего отца. Они поссорились.

Ницше был чрезвычайно подавлен... За этим последовал один из самых темных периодов его жизни. Именно тогда он смог проверить собственную философию страдания.

Философия страдания...

Зильс-Мария, Швейцария. Ницше уехал раздавленный. Его книги не имели успеха, он сильно болел и думал о самоубийстве.

философия страдания

В марте 1882 года он писал: «По существу неподвижная черная меланхолия. Я не понимаю, зачем мне жить даже полгода».

Он понимал, что это проверка его способностей принимать страдания и преодолевать их.

«Всеми фибрами я пытаюсь преодолеть себя, – писал он. – Если мне не удастся алхимический фокус, как превратить эту гнусность в золото, я пропал».

Находясь в таком депрессивном состоянии, Ницше начал работу над новой книгой, все-таки став алхимиком. Он считал её своим ключевым произведением. Это «Так говорил Заратустра».

Заратустра

Личность этого пророка вдохновляла композиторов вроде Рихарда Штрауса и писателей, начиная от Джойса и Кафки, и заканчивая Йейтсом и Камю.

фрагмент Афинской школы Рафаэля, 1509, показывающий Зороастра

Ницше называл свой роман «Пятым Евангелием». В книге повествуется о духовных исканиях загадочного философа по имени Заратустра. В романе Ницше представил одну из своих самых амбициозных идей, идею об уберменше, или сверхчеловеке.

Роман – это аллегория о преодолении себя. Образ Заратустры перекликается с личностью самого Ницше. Заратустра был пророком, который спустился с гор, чтобы рассказать жителям деревни о великом событии – смерти Бога.

Христианство с его абсолютными моральными законами более не актуально. Нужно ответить на вопросы. Что такое человек? И что значит, жить как человек? Ответить по-новому. Но Заратустру никто не слушал.

Идея сверхчеловека – уберменш

Ницше пытается ответить на этот вопрос сквозь призму образа сверхчеловека – супермена. Это не новый вид, тем более, не какая-то сверхраса. Сверхчеловек – это существо, которое не зависит от недостоверных целей, навязанных ему обществом, семьей, религией. Он достигает своих собственных целей.

идея сверхчеловека Фридриха Ницше

Достижение этих целей Ницше считал невероятно сложной задачей. Нет ни планов, ни инструкций. Сверхчеловек прекрасно понимает, что его собственные цели не являются глобальными или универсальными. Тем не менее, он привержен им и стремится к их достижению.

Сверхчеловек осознает, что ответственность за процесс создания жизни и радость от этого процесса лежит не на Боге, а на нем самом.

Создавая свой роман, Ницше не только переосмыслил собственную жизнь в контексте страданий, он начал понимать, что через страдания можно раскрыть трудный для понимания секрет счастья.

Что Ницше считал счастьем? Традиционно принято считать счастье как противоположность боли и горести. Он считал иначе. Счастье – это стремление к цели, страдание, которое человек испытывает на этом пути.

Если вы взлетите на вершину высокой горы на вертолете, вы не станете счастливым, а вот если вы потратите две недели на то, чтобы зайти туда, преодолев всевозможные препятствия и претерпев лишения, это и будет одной из составляющих счастья.

То есть боль неотделима от счастья? Боль – обязательное условие для счастья.

По ту сторону добра и зла

Счастья в любви Ницше не обрел, однако он преобразовал свое отчаяние в работу. Его видение нашло отклик у многих художников и мыслителей. Он стал живым свидетелем своей идеи о вечном возвращении.

Древо жизни и Древо познания добра и зла

Он обратился от потери смысла, вызванного убийством Бога, к кризису оставшихся ценностей.

Ницше продолжил свое путешествие, хотя ему становилось все хуже. Однако это не остановило его от написания крамольного труда «По ту сторону добра и зла».

Сам Ницше считал книгу ужасной. Он отзывался о ней как о каракатице, оспаривавшей тёмные реалии, открытые наукой его времени. Он нигде не мог ее опубликовать и в итоге издал за свой счет. Когда в 1886 книга вышла в свет, критики сочли ее взрывоопасной.

Эта книга, как впрочем, и следующая – «Генеалогия морали», были пропитаны негативным отношением Ницше к жизнестойкости христианских ценностей. Несмотря на то, что многие его современники отрицали религию, они признавали ее ценности. Для Ницше это была катастрофа.

Для него они не просто были лишены божественного духа. Они угрожали будущему человечества.

Рабская мораль христианства

Именно в книге «По ту сторону добра и зла» он наиболее активно ополчился на христианство. Ницше говорил, что христианство – это ненависть к нашей человеческой сущности.

Голгофа Распятие Христа Репин

У человека есть разнообразные увлечения. Например, потребность доминировать. Христианство считает их крамольными. Человек должен сдерживать свои порывы, но для Ницше это равноценно тому, что мы сдерживаем свою сущность. Он считал, что христианство вынуждает нас ненавидеть себя. Именно поэтому он выступал против христианства.

vifleemskaya_zvezda.jpg

Иисус Христос: Сын Божий, рожденный в хлеву

Ницше отзывался о христианстве как о морали рабов. Он проводит параллель с древнеримскими рабами. Это были слабые люди, для которых религия была способом придать смысл своему существованию и обрести некое иллюзорное ощущение могущества. В этом мире у них не было власти, поэтому они пытались выставить свою слабость силой.

По Ницше такие христианские понятия, как слабость, нестяжательство и кротость, лишь закрепляют рабскую мораль слабых членов общества. Когда ценности этой группы становятся всеобщими ценностями, общество скатывается в посредственность.

Ницше не призывал вытирать ноги о слабых, он просто считал, что мы не должны зацикливаться на их слабостях. Мы не видим ничего плохого в сострадании. Ницше говорит о том, что если человек одержим состраданием, он одержим рабской моралью. В этом случае человек довольствуется тем, что имеет. Философ говорит, что это мешает счастью и достойно лишь животных, а человек достоин большего.

Если мы стремимся сделать мораль слабых всеобщей моралью, мы перестаем обращать внимание на великих людей, которые зачастую крайне самолюбивы, можно назвать это эгоизмом. Но Ницше считает, что эгоизм необходим для свершений и является движущей силой в ключевые моменты истории.

Ницше был уверен, что христианская мораль представляет угрозу для будущего человечества. Чтобы выжить, обществу необходимы великие индивидуумы, гений которых ранее притесняла рабская мораль христианства.

Мораль господ

Тем не менее, была система, которой он восхищался. Ницше упоминает мораль господ. Он обращается к древним римлянам и грекам – античным рабовладельческим обществам.

Античное рабовладельчество и мораль господ

Он утверждал, что их достижения состоят в том, что через богов они прославляли самих себя. Например, герой Ахилл, который поклонялся богу войны Аресу, но по сути, в этот момент он поклонялся самому себе. Получается, что у господ религия служит для их собственного утверждения, а у рабов есть христианство, которое отвергает их сущность.

Мораль господ, по мнению Ницше, прославляла честолюбивые устремления, силу и авторитет и презирала сострадание.

Он был убежден, что для будущего необходима полная переоценка существующих ценностей и что для такой морали нужны свои законодатели.

Ницше писал, что принимается за фундаментальный труд, в котором изложит новую систему ценностей, призванную заполнить пустоту. Но этого не случилось.

Первые признаки безумия

Турин, Италия. В апреле 1888 года Ницше оказался в Турине, где провел остаток своей осознанной жизни. Приехав в Италию, он пребывал в состоянии творческой и мыслительной активности. Он писал по четыре книги в год. Говорил, что гуляя по городу, чувствовал себя Богом. Но именно в этом городе его разум стал затуманиваться.

Портрет Фридриха Ницше работы Эдварда Мунка

В письмах того периода заметны признаки грядущего безумия. Из писем ясно, что Ницше становится все хуже. Стиль из остроумного и даже гениального становится все более причудливым. Он пишет Бисмарку – одному из самых видных государственных деятелей, и подписывает как Антихрист. В других письмах он называет себя Богом Дионисом, а в одном даже поставил подпись «Распятый».

У Ницше развилась мания величия. Он заявлял, что готовит некое событие, которое поделит всю историю человечества на до и после. Владельцев дома, в котором он жил, беспокоила его лихорадочная игра на пианино. Иногда он мог выскочить из своей комнаты абсолютно голым и кричать, что устроил оргию в честь Диониса.

Вскоре наступила ожидаемая развязка. Ницше увидел, как кучер избивает лошадь кнутом. Он бросился к ним, обнял лошадь за шею и упал на тротуар, заливаясь слезами. Последним сознательным поступком человека, который так едко и остро выступал против сострадания, был акт исключительной жалости.

Психиатрическая лечебница

Спустя семь дней он был помещен в психиатрическую клинику Базеля. Ницше так и не поправился. В возрасте 44 лет один из самых ярких философских умов в истории угас окончательно.

Фридрих Ницше в последние годы жизни

Вплоть до самой смерти в 1900 году он не написал ни строчки. Друг, который привез его в клинику, писал, что в случае Ницше усмотрели так много симптомов, что считают его безнадежным. И добавил, что никогда не видел столь ужасной картины разрушения.

Врачи так и не смогли установить точную причину безумия Ницше. Но пока его ум угасал, его труды начали жить своей жизнью.

В 1897 году Ницше перевезли в дом его сестры. Здесь он провел оставшиеся годы. Поскольку он был признан невменяемым, Элизабет была его единственным опекуном. Пока Ницше жил у нее, она обращалась с ним, как с экспонатом.

Она приглашала всех желающих посмотреть на брата и устраивала вечера для его сторонников. Они веселились, а сверху раздавалось мычание Фридриха.

Сегодня этот дом является музеем, который создала его сестра. Элизабет собрала все наброски брата, включая черновики труда, которые он запланировал до того, как погрузился в пучину безумия. Черновики, которые он не планировал публиковать.

Опыт переоценки всех ценностей

Наброски трудов, которые он хотел назвать «Воля к власти», – невероятно амбициозный проект. Об этом можно судить по еще одному названию – «Опыт переоценки всех ценностей». Ницше пытался низвергнуть всю западную мораль, в которую люди в глубине души больше не верят, но продолжают жить, как стадо.

набросок новой работы Фридриха Ницше

Так он называет большинство. Люди живут по инерции, хотя Бога уже давно нет. Ницше утверждал, что человечеству нужна новая мораль. Это было его фундаментальной идеей.

Он говорил о том, что вся наша жизнь с момента младенчества есть стремление к власти. Именно поэтому моралью, которая пригодна для нашей человеческой сущности будет мораль, которая рассматривает власть как цель, к которой мы все стремимся, хоть и разными путями.

lyubov_7.jpg

Почему мы стареем и что нас ждет после смерти?

Примерно в то же время появилась идея Дарвина, что выживает сильнейший. На первый взгляд они кажутся похожими, но на самом деле идеи кардинально разные. Ницше был невысокого мнения о Дарвине. Он пренебрежительно относился к мысли о том, что любой живой организм стремится выжить и сохранить себя в потомстве.

Существенная разница состоит в том, что согласно Ницше, люди должны не просто выживать, а стремиться к чему-то большему, к тому, чтобы стать великими деятелями или философами. Создавать новые миры. Возможно, для этого придется пожертвовать своим чувством самосохранения, погибнуть в раннем возрасте и не оставить потомства. Для Ницше воля к власти – это поиск исключительного.

Похоже, Ницше видел изъяны в этой своей идее. Вероятно, в последнем проблеске сознания он решил не публиковать написанное. Ницше был против всех философий, которые стремились свести миропорядок к одному принципу, каким бы он ни был. Отчасти поэтому свою попытку свести мир к воле, к власти он считал интеллектуально несовершенной. Возможно, именно поэтому труд остался в виде заметок.

Политические цели

Однако работа была опубликована с жуткими последствиями. Ницше умер от эпилептического удара в 1900 году. Элизабет обратила в свою пользу не только трагедию жизни брата, но и труд всей его жизни.

Элизабет Ницше и Адольф Гитлер

Сестра преклонялась перед Ницше и всю жизнь прожила в тени его гения. Будучи  распорядительницей его наследия, она издала черновики Ницше под названием «Воля к власти».

Она отделалась от редакций, которые были не согласны с ее намерением. Сама отредактировала его работы, преследуя свои политические цели.

Элизабет стала сторонницей нацистов и начала искать расположение лидеров партии. В 1934 приехал Адольф Гитлер, она даже подарила ему трость брата.

Элизабет так успешно рекламировала Фридриха и его труды, что к концу 30-х годов философия Ницше совершенно завладела умами нацистского общества. Это нашло отражение в одном из самых нашумевших пропагандистских фильмов тех времен.

«Триумф воли»

Нюрнберг. В 1934 году члены партии собрались здесь, чтобы послушать своего лидера. Фильм был снят по заказу самого Гитлера и назывался «Триумф воли». Лозунги и акции нацизма на основе идей Ницше.

Триумф воли кадр из фильма

Фильм начинается с прилета Гитлера, это отсылка к Заратустре – сверхчеловек спускается с гор, он несет новую мораль, которую готово принять его стадо. Этот сверхчеловек предлагает мораль, в которой исковерканы традиционные ценности. Государство будет исполнять волю сильнейших, а слабые будут уничтожены во имя создания великого общества.

Идеи Ницше настолько пришлись по душе национал-социалистам, что один из главных идеологов нацизма Альфред Боймлер говорил: «Когда мы кричим «Хайль Гитлер», мы одновременно славим Фридриха Ницше».

Если бы философ дожил бы до этого момента, он бы пришел в ужас.

Сверхчеловек Ницше не был проповедником Евгеники, он был символом потенциала человека. Воля к власти не была призывом к презираемому философом национализму, она была признанием стремления преодолевать любые ограничения. Более того, Ницше выступал против антисемитизма. Ницше нацистов был омерзительной пародией оригинала.

За несколько месяцев до своего полного безумия Ницше писал: «Глубочайшим возражением против вечного возвращения моей по-настоящему бездонной мысли всегда были мать и сестра».

Эти слова оказались пророческими. Но, возможно, вина лежит не только на Элизабет. Ницше никогда не поддержал бы политику третьего Рейха, но он был наивен, если полагал, что его работы будут восприняты однозначно – зло ищет любую лазейку.

Философские афоризмы, допускающие двоякое толкование, легко можно объяснить с позиции зла. Еще будучи вменяемым, Ницше писал, что с его именем будет связано нечто чудовищное.

Постхристианский мир

Сегодня, спустя более ста лет после смерти Ницше, кризис, вызванный смертью Бога, кажется преувеличением. Современный мир не рухнул. Бог как бесспорный источник моральных ценностей без лишнего шума отошел в сторону.

религия комфорта в современном мире

Возможно, именно потому, что нам недостает беспокойного пророческого духа Ницше, его живого воображения, мы добровольно надеваем шоры и уже невидящими глазами всматриваемся в бездну, о которой писал Ницше.

Фридрих Ницше считал, что пустоту заполнит хаос творческих предпочтений. Беспорядок, избыток личных пристрастий, губительных, поскольку они закрепляют никчемные ценности стада, которые он так презирал.

Самой пугающей фантазией Ницше была мысль о людях, которые населят постхристианский мир. Он называет их последними людьми. Они стали объектом его самой едкой и жесткой критики. Это мужчины и женщины, которые отвернулись от идеалов в угоду комфорту. Они влачат банальное существование и сделали все, что в их силах, чтобы ограничить избыток радости и печали. Их устремления тривиальны и самовлюбленны. Они проживают посредственную жизнь, обманывая себя тем, что они счастливы. Они исповедуют то, что Ницше назвал религией комфорта.

Может ли это быть описанием современного мира? Мира, который не решается рискнуть ради достижения величия. Мира, который чурается высоких идеалов, предпочитая приземленность.

Эпилог

Последних людей Ницше опасался больше всего. Они смотрят на танцующую звезду, под которой нужно понимать потенциал чудесной жизни, наполненной смыслом, но не желают дотянуться до нее. Только моргают.

До того, как потерять рассудок, Ницше написал: «Если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя».

Балансируя на грани безумия, Ницше говорил, что нам нужно носить хаос в себе. Ну, а вопросы о том, как мы должны жить и в чем смысл этой жизни, пока что по-прежнему остаются без ответа.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее