![]() Содержание:
Леонардо да Винчи, о чем знают немногие, был внебрачным ребенком. Биологический отец сэр Пьеро, состоятельный нотариус и торговец, 25 лет от роду, находясь в отпуске в городе Винчи (Италия), познакомился с юной девушкой, 15-летней крестьянкой по имени Катерина (некоторые историки считают, что она могла быть рабыней с Ближнего Востока). Роман длился недолго, и будущий отец вернулся в свой родной город Флоренцию. фото: elimparcial.es Леонардо родился на свет 15 апреля 1452 года в поселение Анчиано (Anchiano), вблизи небольшого городка Винчи, в независимой от Италии в то время Флорентийской республике. Первые 3 года своей жизни, будущий живописец провел с матерью и изменил свой социальный статус исключительно потому, что у отца законных детей так и не родилось. Брак Пьеро с равной ему по статусу и положению оказался бездетным. Отец забрал сына на воспитание. Что интересно, один из самых известных живописцев фамилии как таковой не имел, пусть и был признан отцом. «Да Винчи» - обозначение географического места происхождения, иными словами «родом из города Винчи». А если расшифровывать полное имя художника, то будет оно выглядеть так: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Единственно, что с указанием на то, что отец был «господином» (ser), то есть не самого простого рода. Детство и юность Леонардо да ВинчиОтец надеялся приучить юного Леонардо к правовой практике, но будущий живописец оказался чужд общественной деятельности, ему было это неинтересно. Зато он любил рисовать. Увидев склонность сына к творчеству, отец отправил его в одну из лучших в то время художественных мастерских во Флоренции, к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio). В мастерской Верроккьо Леонардо не только обучался живописи, но и постигал гуманитарные науки, приобрел навыки работы по дереву, а также с кожей, гипсом, глиной и химическими элементами. Верроккьо был человеком неординарным с широким кругозором, любил и предпочитал не столько теорию, сколько практическую деятельность, ставил эксперименты и опыты. Эта страсть в поиске новизны и усовершенствовании старого, передалась и Леонардо да Винчи. В своей мастерской Верроккьо нередко привлекал наиболее талантливых помощников к выполнению определенных заданий или фрагментов в своих работах. Так, при работе с картиной «Крещение Христа» Верроккьо поручил Леонардо изобразить двух ангелов. Как позже было описано историками это взаимное творчество, учитель, взглянув на работу своего подмастерья, был настолько обескуражен и потрясен превосходством своего ученика, что положил кисть и больше к ней не притрагивался. Возможно, что событие было приукрашено или преувеличено. Известно, что Леонардо был удостоен чести называться мастером в Гильдии святого Луки. Получив в 20-летнем возрасте признание и открыв свою мастерскую, он продолжал общаться на протяжении нескольких лет со своим учителем. Что говорит о том, что у них были хорошие дружеские отношения. Леонардо да Винчи большинством людей воспринимается как изобретатель, эксцентричный человек и живописец. Между тем первым из освоенных им профессиональных навыков была музыка: он великолепно играл на лира да браччо (струнный смычковый инструмент). И на этом поприще существенно преуспел. Леонардо да Винчи был и левшой, и правшойДовольно известный факт: да Винчи в равной степени владел обеими руками. В медицине такие люди называются амбидекстрами. Вопрос в другом: врожденная это была способность или же художник старательно ее развивал. У историков и искусствоведов нет единого мнения. Превалирует точка зрения, что Леонардо все же изначально был левшой, а владение правой рукой было приобретено путем упорных упражнений. При этом среди амбидекстров он тоже стоит особняком, поскольку художник мог совмещать два действия сразу: одной рукой записывал свои мысли, другой при этом был способен живописать. Большинство своих записей Леонардо делал зеркальным образом (те, которые писались левой рукой): прочитать его заметки можно только используя зеркало. Поварское искусство тоже талантЛеонардо да Винчи был очень разносторонним человеком. В том числе, и хорошим кухарем. Кулинарией он интересовался вплотную, разработал несколько собственных рецептов, которые до сих пор высоко ценятся в ресторанах. Большое внимание уделял сервировке, считая, что от подачи блюда во многом зависит его вкус. Леонардо успел побывать в должности шеф-повара в таверне «Три улитки» во Флоренции, пока последнее не сгорело.
Умение правильно накрыть стол спасало художника в тяжелые моменты жизни: целых 13 лет он оставался распорядителем пиров в Милане. Заодно изобрел ряд приспособлений, которые облегчали поварам их нелегкий труд. Несмотря на то, что сам Леонардо (по косвенным свидетельствам) придерживался вегетарианства, его коронным блюдом считалось мясо, тушеное со специями, нарезанное тончайшими ломтиками и покрытое поверх тушеными же овощами. Некоторые его чертежи и зарисовки, таинственные механизмы, принятые воспаленными умами о всемирном господстве за тайное оружие, на самом деле были не чем иным, как кухонными механизмами, предназначенными для отделки мяса, измельчители мяса, круп и т.п. Чем бы ни занимался и где бы не находился Леонардо да Винчи, изобретения были его страстью. Таинственная «Мона Лиза»Как бы ни был талантлив и разносторонен да Винчи, все же в первую очередь, он был живописцем. Именно с его полотнами и связаны основные загадки биографии Леонардо. А самая знаменитая и таинственная его работа – это «Мона Лиза» и её загадочная улыбка. Оставим в стороне чисто искусствоведческие загадки с красками и слоями, нам будет достаточно исторических – и странных событий, связанных с полотном. Например, чем вызвана улыбка натурщицы? Версий имеется множество. По одной из них, Мона Лиза улыбается оттого, что знает о своей беременности, в отличие от всех остальных. По другой, улыбка вызвана усилиями шутов и музыкантов, присутствовавших на сеансах написания портрета. Ученым удалось установить, какие чувства выдает загадочная улыбка. В основном, она выражает счастье – его в улыбке целых 83 процента. Имеется там также пренебрежение в количестве 9 % – оно было весьма характерно для представителей высшего общества, вынужденных общаться с низшими слоями, 6 % отводится на страх (и чем он вызван?), а 2 % – на злость. Возможно вполне объяснимую: позировать долгими часами довольно утомительно.
Еще один интересный момент: улыбка Джоконды меняется с годами. Уголки губ женщины понемногу поднимаются, а сама улыбка становится шире. При этом еще и сохраняется ощущение, что женщина следит глазами за всеми, кто попадает в ее поле зрения. Все это стало возможным благодаря очередному изобретению да Винчи, «эффекту Сфумато» (итал. sfumato – исчезающий, как дым). Объекты, изображенные на полотне, четкими границами не скованы, очертания размыты и как бы перетекают друг в друга. Говорят, великий флорентиец советовал тренироваться в таком особом взгляде на мир, для чего следовало всматриваться в облака, расплывающееся на стене пятно сырости или просто в грязь или пепел. С «Моной Лизой» связаны поистине детективные истории. Главная из них – похищение полотна из Лувра его же сотрудником, Винченцо Перуджей. Зачем он это сделал, так и не удалось установить точно. Наиболее достоверная идея – хотел вернуть картину на родину. Портрет не могли найти почти три года. И за это время было продано минимум 6 копий, причем за деньги, запрашиваемые за оригинал. Пока картину искали, в тюрьме успел посидеть в качестве подозреваемого поэт Аполлинер, еле сумел оправдать себя Пабло Пикассо. Когда картина все же была найдена, популярность «Джоконды» взлетела до небес. Это мог быть и хитрый пиар ход. В годы Второй мировой «Мону Лизу» в числе прочих экспонатов Лувра вывезли в строжайшей тайне. Временное местонахождение картин было раскрыто уже по окончании боевых действий. Такая секретность оказалась полностью оправданной: как выяснилось, Третьим рейхом была организована целая команда во главе с немецким искусствоведом Гансом Поссе, чьей задачей было нахождение наиболее известных полотен и организация самого большого мирового музея в Линце.
В 1962-м самая известная картина да Винчи стоила $ 100 млн., а в 2009-м ее оценили уже в $ 700 млн. Чтобы затруднить доступ вероятных злоумышленников к полотну, Лувр вложил больше $ 5 млн. на меры безопасности: под «Джоконду» был выделен отдельный зал. На перепланировку понадобилось целых четыре года. Зато были решены сразу две задачи: безопасность полотна обеспечена на высшем уровне, а само оно стало доступнее для зрителей. Раньше посетители вынуждены были часами стоять в очереди, чтобы посмотреть на картину. Да и сама она несколько терялась на фоне прочих экспонатов. Кстати, еще при жизни Леонардо «Мона Лиза» была необычайно популярна. Настолько, что дамы стремились походить на нее, ради чего подбривали волосы, делая лоб более выпуклым, выщипывали брови. Какими способами добивались «интересной бледности», разговор отдельный. Несколько малоизвестных фактовЛеонардо да Винчи уделял большое внимание зрению человека, точнее, его виденью изображения, восприятию. Как человек видит и понимает картину, на что уделяет особое внимание. «Хороший художник должен связать два элемента воедино – это человек и его намерения, – говорил да Винчи. – Человека изобразить легче, намерения – сложнее, ибо оно проявляется в жестах и движениях тела, его конечностях». Намереваясь более детально изучить жесты и движения человека, Леонардо приступает к углубленному изучению анатомии человека. Для того чтобы подробнее разобраться в человеческой анатомии, он получил разрешение на расчленение умерших. Изучал строение человеческого тела на трупах. Зарисовки внутренних органов, сердца, мышц и костей человека, органов выделения в истории изучения строения человека представлены одни из самых первых. Леонардо и Франциск IКороль Франции в 1516 году «пригласил» Леонардо в свою страну, где он и прожил последние годы своей яркой и насыщенной жизни. Милостью Франциска Первого Леонардо получил официальное звание главного инженера, архитектора и художника при дворе. Высокие договаривающиеся стороны составили контракт, в который, по настоянию да Винчи, внесли пункт, о том, что за живописцем закреплялась «свобода грезить, мыслить и творить».
Однако договоры не особо помогают в подобной ситуации: ничем примечательным «французский период» в жизни Леонардо не ознаменовался. Живописью во Франции да Винчи почти не занимался. Основными его занятиями были организация праздников при дворе короля, планирование конструкции нового дворца, проект канала между двумя реками, а также конструкция новой лестницы в Шамборском замке. Затосковав по родине и потеряв интерес к искусству, Леонардо проводил много времени в беседах со священниками, коих в замке короля было всегда предостаточно. Этот период жизни Леонардо историки отмечают, как наиболее приближенный к Богу. Леонардо да Винчи в чужих землях стал религиозен, он все больше размышлял о Боге и религии. Обращая внимание на период застоя в жизни да Винчи, нужно сказать о том, как он попал во Францию. Историческое сражение, битва при Мариньяно, сражение Франциска I за Миланское герцогство. Полная победа Франциска I над Львом X привела его в Милан и первое, что он захотел увидеть – это «Тайную вечерню» в церкви Санта-Мария делле Грацие. Король был в восхищении от увиденного, собрав своих придворных архитекторов и художников, он велел перенести фреску во Францию, даже если при этом придется перевезти всю церковь. Поломав голову над прихотью короля, придворные архитекторы сообщили, что сделать этого невозможно. Фреска будет повреждена и утрачена навсегда. Смирившись с обстоятельствами, король принял другое решение: «Раз уж я не могу забрать с собой картину, то заберу художника, пусть он мне изобразит произведения не менее гениальные». Так Леонардо да Винчи попал во Францию, и хоть к нему относились с почтением и уважением, творить во Франции он так и не смог. Последней работой Леонардо был механический лев, который самостоятельно передвигался. Леонардо да Винчи механизмы и чертежиМногие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение – это первый «унитаз». Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I, его поразили в Париже, знаменитом городе любви и романтики, зловония, да, да именно зловония. У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проведения водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге. Последние дни Леонардо да ВинчиЗа два года до своей смерти у Леонардо стала отниматься правая рука. Ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. В последние годы жизни ему помогал один из его учеников – Франческо Мельци, который в последующем остался распорядителем картин и экспонатов, а также рукописей Леонардо. По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I. Дневники Леонардо да ВинчиВ 1994-м компьютерный магнат Билл Гейтс купил за 30 млн. долл. Codex Leicester (Лестерский кодекс) – все рукописные заметки да Винчи, которые дошли до нас. Заметим, что жадничать Гейтс не стал, и собрание работ художника вот уже 15 лет демонстрируется в музее Сиэтла. Доказано, что да Винчи имел психологическое отклонение в виде дислексии. Она еще называется словесной слепотой и проявляется в нарушениях способности к чтению. Есть мнение, что его «зеркальное письмо» – это именно проявление дислексии. Впрочем, не менее популярна точка зрения, согласно которой художник таким образом пытался законспирировать свои изобретения. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|