up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно-аналитическое издание 

Михаил Юрьевич Лермонтов: гений, искавший смерти

Михаил Юрьевич Лермонтов: гений, искавший смерти

Все смотрели только на них. Еще позавчера эти двое были, если не лучшими друзьями, то уж точно, хорошими приятелями. Знакомые со времен юнкерского училища, а уж сколько всего было пережито в то время: шалости и влюбленности. Дни напролет они проводили вместе, вместе росли, поступили на военную службу. Шли годы, но они, как прежде, дневали и ночевали друг у друга и, вообще, могли породниться семьями. Никого бы это не удивило. Но теперь эти двое не на одной стороне, они против друг друга.

дуэль Лермонтова и Мартынова (репродукция)

фото: rosprofprom.ru

Их пытались помирить, но тщетно. Впрочем, все равно верили и надеялись до последнего – кто-то должен уступить, и если не один, так другой. Не могут они быть врагами, всё должно решиться мирно, да и дуэли были запрещены. Напряжение и нервозность нарастали, а время как будто застыло, минуты тянулись слишком долго. Вот и погода испортилась, небо затянули мрачные серые тучи. Показалось, что польется дождь. Пора было уезжать, можно было бы завалиться веселой компанией в ближайший трактир и напиться, вспоминая этот вечер, как какую-то нелепость, недоразумение. Может, это просто дурное видение, и всё скоро кончится? Какой-то шум, обрывистые фразы и громкий выстрел...

Михаил Юрьевич Лермонтов – имя, которое знает каждый школьник на территории нашей страны. У одних возникнет в памяти удивительная мелодичность лермонтовского стиха. Другие ценят его талант живописца – рисунки, акварели, литографии. Третьи сразу вспомнят о дуэли Лермонтова и Мартынова.

Непознанный Лермонтов

Но что нам известно о Лермонтове? В самом ли деле царь Николай Первый не очень жаловал поэта? А как ещё объяснить отказ государя в высокой награде молодому офицеру, проявившему подлинное геройство в бою? И то, что под запрет попали любые материалы о гибели Лермонтова.

Мог ли поэт быть на службе в тайной канцелярии, выполняя какие-то особые задания на Кавказе? Была ли у Михаила любимая женщина, та, которой поэт слагал в стихах признания? Когда он преодолел границу между жизнью и уходом в небытие?

Михаил Юрьевич Лермонтов

В этом отношении Лермонтов до сих пор является для нас загадкой. Образ поэта таит немало тайн, которые вряд ли будут раскрыты. Более двух веков это один из самых непостижимых классиков русской литературы. Его жизнь, не продлившаяся и 27 лет, овеяна ореолом таинственности, соткана из легенд и слухов.

sergej_esenin_v_yunosti.jpg

Сергей Есенин: «Невеселого счастья залог — сумасшедшее сердце поэта»

Казалось, у 17-летнего Лермонтова впереди только самое лучшее – мир раскрывает свои объятия, остаётся только жить и радоваться. Но вместо этого он пишет: «Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста, на диком берегу ревущих вод и под туманным небом; пустота».

Может, он предвидел трагедию? Действительно, в церковь не вносили гроб с телом Михаила Юрьевича, никто не читал над ним молитву, ведь того, кто погиб во время дуэли православная церковь относила к самоубийцам, то есть и отпевания быть не могло.

Каменная плита...

На месте первого захоронения положат простую каменную плиту с простой надписью: «Михаил». Уже в имени Михаила Юрьевича Лермонтова есть некая мистика. Ми-ка-Эль буквально переводится с иврита: «Кто как Бог или тот, Кто как Бог». Бабушка не только дала это имя внуку и, возможно, этим определила его судьбу, она определила его образ и порядок жизни, а, наверное, и его будущее.

Арсеньева Елизавета Алексеевна бабушка русского поэта М. Ю. Лермонтова

Очень скоро Елизавета Алексеевна заменит мальчику мать (её дочь умрет через 3 года) и отца, который ей никогда не нравился. И, действительно, что взять с капитана в отставке из совсем небогатой семьи? На этом она и сыграет, фактически купив себе внука за кругленькую сумму. Зять получит вексель на приличную по тем временам сумму в 25 000 рублей.

Елизавета Алексеевна напишет завещание: «Ни при каких обстоятельствах сын и отец не должны жить вместе! Иначе она лишит внука наследства».

Отныне Елизавета Алексеевна Арсеньева, и только она, самый близкий человек для Михаила. Деньги бабушки позволяют ему никогда ни в чем не нуждаться, и кто знает, раскрылись бы его таланты в полной мере, не будь её рядом. Как только документы оформлены, она забирает Мишу с собой и уезжает в Тарханы, в своё поместье.

Детство и юность Михаила Лермонтова

Юные годы поэта напоминали сказку, в которой все окружающие люди, словно марионетки, играли свою роль. По словам историка Павла Висковатого, всё детство Миши, все вокруг должны были ходить за ним, угождая и забавляя; зимой катали мальчика с горы, специально устроенной для него, а на Святки приходили в дом ряженые – освобождённые от работы дворовые, которые пели и плясали, потешая мальчугана. А если уж случалось ему заболеть, то девушки вместо работы должны были молиться о его исцелении. Любые желания и капризы Михаила тут же исполняются. Ему позволено все.

Михаил Лермонтов в детстве

«Только увидела она, что у Лермонтова проявилося какое-то маленькое стремление к живописи, малейшее, вот в три годика, она приказала покрыть зеленым сукном пол в одном из покоев, дала ему в руки мелок, и Лермонтов уже все это раскрашивал. Она помогала и поощряла развитие его дарований, а он оказался невероятно талантливым мальчиком. Поэтому бабушка всю любовь свою – совершенно ненормальную любовь, фанатичную, неистраченную любовь к дочери – она всю её перенесла Лермонтову», – Светлана Сафарова, заслуженный работник культуры России.

Бабушка привозит 10-летнего Михаила в столицу. Какое в селе можно дать образование молодому барину? Домашнее обучение закончено, теперь пора приступать к настоящему обучению.

Малая Молчановка, центр Москвы. Дом с мезонином на 3 года станет Лермонтову родным и очень любимым. По словам Валентины Ленцовой, заведующей домом-музеем М. Ю. Лермонтова в Москве,  этот дом, которых в Москве осталось немного, стал особенным для Лермонтова – именно здесь он провел свои юношеские годы, именно здесь начал писать.

Михаил Лермонтов и мистика 

Нельзя сказать наверняка, когда мистицизм увлек Лермонтова. Пророчества в стихах поэта привлекут внимание уже после его гибели, а когда ему было 17 лет, небольшой истории не придали особого значения.

Лермонтов и мистика

31 декабря 1831 года благородная публика собралась для встречи нового, 1832 года. Лермонтов появился в собрании в образе предсказателя с огромной, собственноручно изготовленной книгой судеб в руках. Он сам вырезал китайские иероглифы из бумаги и вклеил на страницах книги, а под ними были написаны стихи. Каждое стихотворение имело своего адресата из числа тех, кто ожидался на балу.

fedor_mihajlovich_dostoevskij_velikij_russkij_pisatel.jpg

Федор Михайлович Достоевский: «Промерзал до сердца»

Возможно, он пошёл по стопам своего далекого предка Томаса Лермонта – пророка и барда. Согласно легенде, Томас Лермонт жил в XIII веке в городке Эркельдун в Шотландии.

Королева эльфов, очарованная его талантом, увлекла его за собой в волшебную страну и наградила способностью предсказывать будущее.

Действительно, говорят, что он всегда угадывал события, за что его прозвали Честным. А вот уже кто-то из потомков Лермонта стал служить русскому царю Михаилу Федоровичу, приняв православие.

Предположительно Михаил Юрьевич как раз ведет свою родословную от того самого древнего рода Томаса Честного. Возможно, именно поэтому Лермонтова так манило все неизвестное, таинственное и мистическое.

Предсказания Лермонтова

Загадочная книга судеб, что Михаил принёс на бал, имела предсказания не только для знакомых, но и для самого автора. Но какие именно, выяснить не удалось. К тому же иероглифы до сих пор не расшифрованы…

предсказание Михаила Лермонтова

Тогда же поэт написал строки, которые сегодня знает каждый образованный человек и которые стали пророческими. Оно так и называется: «Предсказание»: Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…».

Возможно, именно этими строками поэт предсказал революцию 1917 года. Но мог ли он знать наперед будущую историю смены власти и нового лидера – Владимира Ильича Ленина?

В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

В автографе рядом с заглавием Лермонтов в скобках напишет: «это мечта». Да, он писал про революцию, крестьянские восстания и бунты уже тогда будоражили страну, и Михаил Лермонтов не мог оставаться к этому безучастно. Еще одно мистическое стихотворение «Сон», оно написано гораздо позже, в последний год жизни поэта в 1841 году, и потому удивительно. В нем Лермонтов предсказал с абсолютной точностью свою смерть.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

В этот момент Лермонтов еще в ссылке на Кавказе, ему кажется, что нет никакой надежды на возвращение в мирную жизнь. Он желает себе легкого ранения как единственного и самого простого варианта покинуть военную службу. Он постоянно делится с друзьями ощущением близкой смерти. Пройдет несколько месяцев и всё сбудется. Свинец в груди, дымящаяся рана, только случится все не в Дагестане, а в Пятигорске. С точностью он предскажет свою смерть и в другом произведении – «Герой нашего времени».

иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

За ликом Печорина, того самого лишнего человека, он снова прятал себя. Лишнего – значит неугодного власти, того, кому претит фальшь светского общества, интриги, мишура.

Роман «Герой нашего времени», дневник Печорина. Встретив в Пятигорске Грушницкого, Печорин пишет: «Внешне мы с ним в приятельских отношениях, но однажды встретимся на узкой дорожке, и одному из нас несдобровать», – Виктор Леонидов, кандидат исторических наук, ведущий специалист Национального фонда поддержки правообладателей.

И вот в Пятигорске встречаются Лермонтов и Мартынов, тоже внешне в приятельских отношениях. Потом оказалось, что одному из них несдобровать.

Был ли Михаил Лермонтов пророком, обладал ли даром предсказания, видел ли свою гибель заранее или просто призывал ее? Ответ на этот вопрос ждет его читателя, ведь вся правда о жизни поэта, и о мистике преследующей его, скрыта под легким флёром вымысла в самих стихах Михаила Юрьевича.

Герой-любовник или неудачник?

Умел ли любить Михаил Лермонтов? Однозначно ответить на этот вопрос так и не смог ни один исследователь личности поэта. Если и любил, то как-то странно, жестоко по отношению к избраннице и по отношению к себе самому.

Михаил Юрьевич Лермонтов и женщины

Дойдя в отношениях до самого интересного, самого волнительного, он резко обрывал все связи, заставляя женщину страдать, а иногда и опозориться. В стихах это лирика, но в жизни все по-другому – кажется, что действительно, в Лермонтове два разных человека, а может быть, и больше. И все эти люди далеко не ангелы.

Демон, неистовый, горячий, страстный – темный ангел. Свою историю любви и ненависти, добра и зла Лермонтов начнет писать, когда ему будет всего 14 лет. Несколько раз перепишет, дополнит, исправит и только через 10 лет представит миру свою поэму – признанный шедевр русской поэзии – «Печальный Демон, дух изгнанья».

Известный русский философ, публицист, поэт и критик Владимир Соловьев пишет о Лермонтове: «С детства обнаружились в нем черты злобы прямо демонической. В саду он то и дело ломал кусты и срывал лучшие цветы, осыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху и радовался, когда брошенный камень сбивал с ног бедную курицу. Взрослый Лермонтов вел себя так же относительно человеческого существования, особенно женского. И это демоническое сладострастие не оставляло его до самого конца».

«Одни считают, что Лермонтов был такой человек взбалмошный, вспыльчивый и едкий, писал едкие эпиграммы. Другие, наоборот, говорят, о мягкости его характера, о нежности по отношению к женщинам. Так что он действительно неизвестен», – Светлана Сафарова, заслуженный работник культуры России.

В девять лет Михаил уже испытывал увлечение к женскому полу. Вместо обычных детских игр он рисовал в тетради профили красавец, а в 10 лет Лермонтова захлестнула почти взрослая осознанная страсть. Позже поэт опишет эту первую любовь – девятилетнюю девочку, встреченную на Кавказе у родственников: «Кто мне поверит, что я уже знал любовь, имея 10 лет отроду? Белокурые волосы, голубые глаза – никого я так не любил, как в тот раз, так рано в 10 лет. О, это загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум. Иногда мне странно, я готов посмеяться над этой страстью, но чаще плакать».

С этого момента Лермонтов-поэт поражает чуткими, нежными, наполненными любовью и светом стихами. Но в противовес его страстной и томной поэзии Лермонтов-мужчина при личном знакомстве мог оказаться жестоким и язвительным. Недолго пообщавшись с заинтересованной им особой, он легко сочинял на следующий день полное злобы и яда четверостишье, адресованное недавней почитательнице.

«Я был готов любить весь мир, меня никто не понял, и я выучился ненавидеть». Цитата из «Героя нашего времени».

Демоны подсознания

В чем же причина ненависти не только ко всему миру, но и конкретно к слабому полу? Одной из причин можно считать детскую травму – мальчик рос без отца, мать рано умерла, воспитывала бабушка да гувернер. Понятие семьи, осознание роли женщины в этой семье были искажены.

иллюстрация к поэме Демон М. Ю. Лермонтова

Возможно, что это всё и привело к психологическому расстройству, а может быть, это было заложено изначально: в генах или, если угодно, дано свыше, а, возможно, история его несчастной любви оставила свой отпечаток.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.

Признаний этой юной особе будет множество: в стихах, драмах, акварельных рисунках и письмах, но меньше чем через три года волею судеб все изменится. Варя выйдет замуж за другого – богатого помещика Бахметьева. С этого момента Лермонтов будет писать в ее адрес только колкости, унизительные строчки о его печалях и разочарованиях.

Тайна Лермонтова

Бабушка Лермонтова всегда была рядом, она опекала его, не только когда он был мальчиком, но и когда стал мужчиной. Казалось, Елизавета Алексеевна рада, что внук один, но причины одиночества вряд ли таились только в желаниях бабушки поэта. Возможно, пикантный недуг стал проклятьем Лермонтова.

Михаил Лермонтов в живописи

«Лермонтов, действительно, был болен и, видимо, были какие-то нарушения, поэтому она очень боялась. Мишенька – увлекающаяся натура, женщины ему нравятся, но вот пусть только нравятся, а дальше не надо ничего. Бог что-то забрал у него, но дал ему некоторое то, что не дал никому. Он ему дал необыкновенный дар – поэтический», – Владимир Захаров, лермонтовед.

Некоторые ученые считают, что причиной безбрачия Лермонтова являлась обычная ревность со стороны Елизаветы Алексеевны.

Нам известен лишь один точный диагноз Лермонтова – это золотуха или туберкулез кожи. Все детство Михаила Лермонтова лечили. Помимо нянек и гувернеров в поездках его всегда сопровождали врачи. Почти каждый год Михаила вывозили на воды в Пятигорск. Повзрослевши, он сам при первой возможности посещает Пятигорск. «Я теперь на водах пью и принимаю ванны, словом виду жизнь настоящей утки, – напишет он в 1837 году в письме Марии Лопухиной. – Надеюсь, порядком поскучать всё время, и хотя очень легко завести знакомства, я стараюсь избегать их».

«В биографии Лермонтова очень много белых пятен, которые нам неизвестны. Все лермонтоведы, все исследователи творчества Лермонтова ищут этот лермонтовский клад», – Светлана Сафарова, заслуженный работник культуры России.

Возможно, тайна спрятана не только в болезни, но и в воспитании. Лермонтову было дозволено всё, он жил, как золотой ребенок. Денежные средства бабушки позволяли, она же за него всегда и хлопотала, если внук сильно нашкодит.

Фибры души

Уже повзрослевший корнет лейб-гвардии Гусарского полка не скрывает своего раздражения перед обществом. Особенную ярость у него вызывают великосветские кокетки: жеманство и искусственная утонченность.

«Я каждый день езжу на балы. В течение месяца на меня была мода, меня буквально разрывали. Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими как величайшей победой», – пишет Лермонтов в письме знакомой.

бал-маскарад

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.

Бывало от скуки Михаил позволял проявить интерес к себе, не возражал, чтоб восхищались его новыми стихами, ставил автограф в альбоме, писал несколько строк, но дальше этого не шел, и даже если и случались какие-то мимолетные отношения, то заканчивалось все внезапно в миг, за мгновение до.

Лермонтов порывал со своей избранницей иногда весьма изобретательно. В числе прочего, он мог отправить от третьего лица ей письмо с якобы порочащими его подробностями или же сам про себя распустить нелицеприятные слухи. Результат был всегда один: разрыв, разбитые сердца, сплетни.

Психотип Михаила Лермонтова

Кто-то посчитает, что Лермонтов был сильно озлобленным человеком и своей поэзии лишь надевал маску лирика и страдальца, собственно, как и положено творцу.

картина русского художника Михаила Врубеля - Демон сидящий

Одиночество, избалованность, отсутствие самого понятия семьи, болезненность – вот корни, придававшие злобе сил. Единственное, что может возвысить Лермонтова-мужчину над женщиной – это унизительные издевки, спрятанные за гениальными четверостишьями, которыми читатель восхищаются уже 200 лет, не задумываясь о том, что за этими строчками стоит чья-то боль.

Существует версия, что любовь и смерть – неразлучная пара влюбленных, отомстила Лермонтову. Поэт-ловелас успел покорить и разбить сердца многих знатных дам, среди них была и сестра Мартынова. В 1837 году семья Мартыновых проводила лето на Кавказе, там же в период первой ссылки оказался и Михаил Лермонтов. Восемнадцатилетняя сестра Мартынова Наталья Соломоновна была очарована ссыльным корнетом, Михаил тоже оказывал красавице знаки внимания, однако в серьезные отношения этот флирт, как обычно, не перерос.

Мартынов...

Теплый июльский вечер 1841 года, в доме генеральши Верзилиной шумно. Как всегда, подъезжают экипажи с молодыми офицерами. Приходят пешком по одному и небольшими группами участники частых приемов, на которые так богат этот дом. В небольшой гостиной голоса присутствующих пытаются перекричать рояль, за которым в этот раз играл князь Трубецкой. Он старается извлечь максимум звуков из оказавшегося в его власти инструмента, все гости возбуждены разговорами и вином, дамы весело смеются над остротами и шутками своих кавалеров.

игра на рояле

Особенно выделяется один офицер, у него явно талант к эпиграммам на друзей и знакомых, да и рисует он шаржи очень умело и хлестко.

Этим вечером от острот поручика Лермонтова страдает его хороший знакомый – Мартынов, к тому времени уже отставной офицер, не переставший носить военную форму. Вот и теперь он привлекает внимание своим кинжалом – нестандартно длинным для служащего российской армии. Шутили, что так Мартынов пытается произвести впечатление на приезжих дам, и за это среди друзей и знакомых получил прозвище – Месье Пуанья, что означает Месье Кинжал.

У Лермонтова была целая тетрадь с карикатурами на друга, карикатурами порнографическими. Вот и теперь он что-то чертит в этой тетради и смеется, оживленно болтая с друзьями. Говорить можно, о чем угодно, музыка грохочет так, что вряд ли кто-то услышит, но в какой-то момент рояль вдруг затихает (князь Трубецкой решил передохнуть), и воздухе повисает: «Месье Пуаньяр с диких гор».

Николай Соломонович Мартынов

Это был обрывок очень веселый, но с обидной присказкой про Мартынова, которую Лермонтов снова решил рассказать. Дамы захихикали, лицо Мартынова побагровело, и хотя он старался держать себя в руках, было видно, что он в бешенстве. Он подскочил к Лермонтову и проговорил сквозь зубы: «Сколько раз я просил вас прекратить свои шутки, особенно в присутствии дам!» На что Лермонтов с напускным равнодушием произнес какое-то не особенно убедительное извинение и дал понять, что не считает этот разговор важным для себя.

Снова заиграла музыка, снова все разошлись по маленьким компаниям и стали весело обсуждать что-то или кого-то. Смех, музыка, вино, словно и не было этого неловкого момента, словно ничего не произошло. Все как будто забыли, но только не Мартынов. А еще он помнил о романтических отношениях Лермонтова со своей сестрой, разбитые надежды о счастливом браке и множестве других мелких и колких обид. Так любовь и смерть, поистине лермонтовская неразлучная пара, начали свою месть.

Тайная канцелярия

Один из главных вопросов, был ли Лермонтов агентом тайной канцелярии, до сих пор не имеет точного ответа. По некоторым сведениям – да, однако, доказательств этому никто и никогда не видел, скорее всего, этот слух распространяют люди, фанатично преданные и очарованные поэтом.

тайная канцелярия

Для того, чтобы работать в спецслужбах государства, человек должен обладать массой качеств – должен быть надежным, это прежде всего. Говорить о Лермонтове как о надежном человеке категорически нельзя. Михаил Юрьевич обладал массой человеческих и творческих качеств, но ни одно из них не подходило для службы в секретных государственных учреждениях.

«Подполковник генерального штаба Лев Рассильён так писал о Лермонтове: «Лермонтов собрал какую-то шайку грязных головорезов, они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, в партизанскую войну. Он нигде не мог усидеть, вечно рвался куда-то и ничего не доводил до конца. Он был мне противен своею неопрятностью, носил красную рубашку, которая, кажется, никогда не стиралась и гляделась почерневшей из-под вечно расстегнутого сюртука поэта, который он носил без эполет. Гарцевал Лермонтов на белом как снег коне, на котором молодецки заломив белую холщовую шапку, бросался на чеченские завалы».

Большинство качеств Лермонтова не вписывалось в общепринятую мораль: хамство и хулиганство, протест обществу, которое он высмеивал, несоблюдение воинского устава.

Кавказский узел

«Человек меняется на войне очень серьезно и не в лучшую сторону, а ему пришлось пережить, побывать, посмотреть кровь, которая действительно лилась рекой. Возьмите его «Валерик» почитайте это описание свидетеля того, что было. Волосы дыбом становятся, когда читаешь, а если это увидеть или принимать в этом участие? Ведь это не просто война на расстоянии, когда ты из автомата стреляешь, это резня. Страшная вещь, рукопашный бой да в таких делах. С этим потом жить, когда ты глаза видишь противника. Конечно, это все естественным образом сказывает, и сказывалось на его характере. Поэтому он был, естественно, человек не простой, резкий, он имел на это право, на эту резкость», – Алексей Захаров, член Лермонтовского общества, военный психолог.

сражение на реке Валерик

Учитывая боевые заслуги Лермонтова, сумасшедшим, был бы назван тот, кто взялся бы из него делать тайного агента. Лермонтов был неуправляем, этим и объясняется его удаль, его желание служить в специальном отряде, которым практически никто не руководит. Михаил Юрьевич сам принимает решение, где и когда появляться со своим отрядом, а армейскому командованию это только на руку – подальше от глаз и не видеть этого выскочку, а погибнет, так туда ему и дорога.

«Он приехал воевать на Кавказ не в линейные части, а в особых частях, так называемых отрядах следопытов. Эти отряды стали прародителями, прообразами нашего армейского спецназа. То есть, это разведгруппа, которая уходила и работала в тылу», – Алексей Захаров, член Лермонтовского общества, военный психолог.

Служба в таком отряде только подчеркивала лермонтовскую безрассудную храбрость, неуравновешенность и неумение играть по четким правилам, как принято в спецслужбах. Самое главное, Лермонтов позволял себе колкости, насмешки и ехидства в сторону власти и общества. Он позволял себе выпады даже в сторону императора. И в самое пекло войны он попал в наказание как раз за свои резкие слова, сказанные на балу у графини Лаваль.

Дуэль француза и русского офицера

Сын французского посла Эрнест де Барант специально посетил этот литературный салон, потому как знал, что должен сюда явиться и Лермонтов, тот самый, к которому с особой симпатией относилась Машенька Щербакова.

Эрнест де Барант

«Мне грустно оттого, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день вам придется дорого рассчитаться», – скажет ей Лермонтов в одной из встреч. И снова мистическим образом окажется прав. На ее руку и сердце теперь претендовал еще и де Барант, которому казалось, что Михаил – преграда на пути к его счастью с Марией. Прилюдная ссора со скандалом казались французу наиболее удачным способом оттолкнуть её от соперника.

Выбрав как повод одно четверостишие поэта, где его родная нация выставлялась не лучшим образом, он потребовал извинений у Лермонтова, на что получил ответ: «Ни советов, ни выговоров, не принимаю и нахожу ваше поведение смешным и дерзким». Вспыхнула ссора, результатом которой стала дуэль.

«Дуэль не простая, ни каких-то двух офицеров, а русский офицер с сыном французского посла. Простите, а вдруг что-то – это же международный конфликт! Дуэли ведь запрещены официально, указы, всё запрещено было. Они нарушили. Начинается следствие», – Владимир Захаров, лермонтовед.

Дуэль была странная. Как позже описывал сам Лермонтов в разговоре с Шан-Гиреем (троюродным братом Михаила Юрьевича, автором воспоминаний о поэте): «Француз выбрал рапиры, мы стали по колено в мокром снегу и начали. Дело явно не клеилось, француз нападала вяло, а я не нападал, но и не поддавался. Наконец, он оцарапал мне руку ниже локтя, я хотел проколоть ему руку, но попал в самую рукоятку, и моя рапира лопнула. Потом нам подали пистолеты, тот выстрелил и промахнулся. Я выстрелил в воздух. Мы помирились и разъехались».

Лермонтов взял всю вину на себя. За него заступился брат Николая I – великий князь Михаил Павлович всячески поддерживал русского офицера, который не струсил, а ответил достойно, и это при условии, что Лермонтова он вполне мог и не жаловать. Он сам однажды уже приказывал посадить гусара на гауптвахту – Михаил явился к нему на смотр с короткой саблей чуть ли не игрушечной и, конечно, был наказан.

дуэль репродукция

Теперь за дуэль с французиком Лермонтова отправляют на Кавказ. Эта ссылка стала второй и последней. Первый раз случился тремя годами ранее, и снова причиной ссылки оказались резкие и смелые слова – его стихотворение «Смерть поэта» памяти Александра Сергеевича Пушкина. Изначально в нём было 56 строк: «Погиб поэт! – невольник чести. Пал, оклеветанный молвой». Затем Лермонтов допишет еще 16 строчек, он впечатлен тем, что часть светского Петербурга вдруг стала поддерживать Дантеса, вызвавшего Пушкина на дуэль: «А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!»

Написал он и эпиграф, эпиграф, обращенный прямо к государю: «Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример».

Императору доложили о дерзком сочинении Лермонтова, появилась резолюция: «Приятные стихи. Нечего сказать. Я послал в царское село осмотреть бумаги Лермонтова, и будя обнаружится еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он. А потом мы поступим с ним согласно закону».

«Обычно разжаловали и отправляли в полк, который стоит без действий. А у нас что писали: «Лермонтова царь приказал сослать под пули горцев». Лермонтов бы низко поклонился ему за это. Его сослали в полк, который стоит без движения. Это означает, что он может там задержаться надолго, навсегда остаться там, потому что нет возможности получить прощения», – Владимир Захаров, лермонтовед.

Ссылка

Ссылка продлилась восемь месяцев, она больше походила на путешествие, чем на суровое наказание. «С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом. Изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...», – пишет Лермонтов своему другу и рассказывает о неважном здоровье.

Михаил Юрьевич Лермонтов на Кавказе

Бабушка Елизавета Алексеевна все это время шлет письма влиятельным знакомым, чтобы помогли вернуть ей внука, и это ей удается. Тогда Елизавета Алексеевна и не предполагала, что всего через три года она вновь потеряет внука и уже ничем не сможет ему помочь. Вторая ссылка на Кавказ не была увеселительной прогулкой, император Николай I личным приказом требовал задействовать Лермонтова на первой линии во всех армейских операциях.

Ссылку свою на Кавказ Лермонтов воспринимал как избавление от всего того, что ему претило, того, что раздражало и того, что он терпеть не мог. Он, наконец-то, избавился от общества – социума, в который никак не вписывался, несмотря на то, что к этому времени Михаил уже был достаточно известным и популярным поэтом: входил в круг пушкинских друзей, печатался в каждом номере журнала «Отечественные записки».

Лермонтова одолевал дух противоречия, он хотел быть героем своего времени, героем того самого общества, которое он ненавидел.

Эпилог

«Собаке – собачья смерть. Туда ему и дорога...». Мог ли государь Николай I сказать такое, узнав о смерти Лермонтова на дуэли? Эта версия существует.

репродукция картины Ильи Репина Дуэль

Государь по окончании литургии, войдя во внутренние покои дворца кушать чай, всем своим негромко сказал: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке. Собаке – собачья смерть». Это сильно не понравилось княгине Марии Веймар-Эйзенахской, она вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором. Государь внял сестре своей. Пошедший назад в комнату перед церковью, где еще оставались бывшие на богослужении лица, сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Долгие годы подобные истории, как кирпичики, собирали и укрепляли стену непонимания поэта и власти. Очень нравилась советским историкам и тогдашним биографам Лермонтова версия, что поэта убили по приказу царя, а Мартынов был лишь исполнителем монаршей воли.

«Команды не было, и не было бы Мартынова, я думаю, предчувствие Лермонтова не обманывало. Война на Кавказе была настолько жестокой, кровопролитной и потери такими большими, что Лермонтов, может быть, сам понимал, 1840 году ему везло, он остался жив и даже не ранен, но долго в жизни так не бывает», – Владимир Павленко, режиссер, эксперт Национального фонда поддержки правообладателей.

Известно, что сочинения поэта в кругу фрейлин не один вечер читает императрица Александра Федоровна. Женщина потрясающей красоты и удивительной судьбы – та, что раньше именовалась принцессой Шарлоттой Прусской. Это ей посвящена строчка Жуковского – «гений чистой красоты», заимствованная позже Пушкиным. Она несомненно оценит талант Лермонтова, и ей очень нравится то, что он пишет.

Александра Федоровна Романова (принцесса Шарлотта Прусская)

Говорили даже, что выдавая старшую дочь замуж, она подарила ей не украшение, а томик стихов Лермонтова. Александра Федоровна первая в своем кругу прочитала «Героя нашего времени» и рекомендовала повести к прочтению супругу. Николай берет его с собой на борт парохода «Богатырь», отбывающего в Петергоф.

Вот фрагмент его переписки с женой: «13 июня. Я работал и читал сего героя, который хорошо написан. 14 июня. Я работал и продолжал читать сочинение Лермонтова, второй том я нахожу менее удачным, чем первый. (Тем же днем позже) За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть вполне достойной быть в моде. Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности? Характер капитана наброшен удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что-он-то и будет героем наших дней, однако господин Лермонтов не сумел последовать за этим благородным и таким простым характером, он заменяет его презренными, очень малоинтересными лицами».

«Здесь произошла такая вещь, Лермонтов моложе царя, намного. Если Николай I родился еще в XVIII веке, то Лермонтов только в 1814 году, это уже другое поколение. У Николая I были старые взгляды, он считал, что этот Максим Максимыч, он заслуживает того, чтобы стать героем этого произведения, что он такой хороший солдат, который от начала прошел службу военную. Это была его точка зрения», – Владимир Захаров, лермонтовед.

Нет ни одного стихотворения Лермонтова, где он напрямую или косвенно указывает на то, что ненавидит царя. Почему к таким выводам пришли некоторые исследователи его творчества, в основном, советские, превратив поэта чуть ли не в икону борьбы с царским режимом? Так каким же был Михаил Лермонтов на самом деле? Почему так много разных мнений о нем, кому и каким документам верить?

Каждый должен сам решить, какой Лермонтов ему больше по нраву, ведь в каждом есть и светлая, и темная, хорошая и не очень. И даже, если критика кого-то заставит поморщиться, то кто-то лишний раз убедится в том, что именно так и надо было жить: легко, открыто, искренне, рискованно. Это все только штрихи, акценты, яркие краски, заставляющее видеть больше, уйти от привычных границ.

Роковая дуэль...

В этот раз врача не позвали, зачем он может понадобиться? Ведь ясно, что все закончится миром. Определили подходящее место, отмерили расстояние в 10 шагов и принялись ждать. Довольно скоро появились главные действующие лица. Мартынов выглядел взволнованным, черкеска как-то нелепо висела на его плечах, что для такого франта, коим он являлся, казалось делом совершенно невозможным. Может, он вообще не спал минувшей ночью. Михаил, напротив, был абсолютно спокоен, шагал уверенно.

дуэль

По команде секундантов начали сходиться, но дойдя до черты ни один, ни другой стрелять не стали. Повисла тишина. Кто-то крикнул: «Стреляйте быстрее! – Лермонтов, смеясь, ответил. – Да не буду я стрелять в этого дурака». Он возвел курок и поднял дуло пистолета вверх. Мартынов, взбешенный новым оскорблением, быстро подошел к барьеру и выстрелил. Пуля прошла навылет сквозь сердце и легкое, Лермонтов упал, как подкошенный.

Кто мог предположить такой исход? Мартынов сам, похоже, не верил, что сможет довести до конца задуманное, он подбежал к другу и закричал: «Миша, прости меня!»

Тело поэта перевезли в домик, который он сам снял еще по прибытию в город. Небольшая скромная квартирка и терраса, пристроенная со стороны палисадника – это место напомнило ему то, где он был вместе с любимой бабушкой еще мальчиком почти 20 лет назад. Мишелю одиннадцать, вокруг толпы народа, гул, музыка – он, как зачарованный слушал песни, наблюдал за скачками и стрельбой...

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Уже на следующий день, 16 июля 1841 года, всех причастных к дуэли опросили. Комендант города назначил следственную комиссию для выяснения обстоятельств смерти поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова. Записали показания свидетелей, осмотрели место происшествия, составили опись имущества поэта, изъяли и приобщили к делу пистолеты, из которых стрелялись дуэлянты. Но заметил ли кто-нибудь тогда из официальных чинов, что в показаниях свидетелей есть нестыковки и нарушение дуэльного кодекса? Почему Мартынова и секундантов опросили только на третий день после в прямом смысле убийственной ссоры?

«Каждый старался выгородить себя, и поэтому не очень объективно рассказали о тех событиях, которые произошли. Естественно, многие, в общем-то, недостоверную дали информацию, и поэтому до сих пор вся вот эта недостоверность вызывает различные версии, домыслы. Я лично знаю исследователей, которые искали место дуэли Лермонтова и их, по крайне мере, тридцать! Представляете, каждый исследователь творчества Лермонтова нашел своё место дуэли. Потому что конкретных показаний нет», – Светлана Сафарова, заслуженный работник культуры России.

Рапорты жандармерии двухсотлетней давности сохранились до наших дней, все они есть в открытых источниках, а значит, каждый может составить свое собственное мнение на этот счет.

Высочайшим повелением императора дело было передано в военный суд, его же милостью был вынесен приговор, но вместо максимально возможного наказания за дуэль – смертной казни, Николай I распорядился посадить уволенного со службы майора Мартынова на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию. Дважды он пытался написать свои воспоминания о друге Михаиле, но каждый раз неудачно.

Через 250 дней после смерти усилиями бабушки прах её любимого внука, наконец, перевели в Тарханы. К этому моменту она уже плохо видела, слепла от слез и частично была парализована. Удар сразил её, когда она узнала о несчастье с Мишей.

Пройдет еще сто лет и площадь перед Красными воротами будет названа именем родившегося там поэта, жизнь и судьба которого полны множеством тайн. Возможно, эти тайны никогда не будут раскрыты, и никто не ответит на вопрос, каким был Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта навсегда останется вне времени и пространства.

 

09.06.2021 21:38

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: