up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Культура / Почему в Масленицу на горах катаются и блинами объедаются?

Почему в Масленицу на горах катаются и блинами объедаются?

Ученые объяснили смысл масленичных обрядов катания с гор и на лошадях, плясок и кулачных боев. "В основе масленичных обрядов и традиций лежит задача помочь Земле согреться и дать новый урожай, чтобы жизнь на ней могла продолжиться", рассказала корр. ТАСС Елена Якубовская, старший научный сотрудник Фонограммархива отдела фольклора Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). "Греем землю, катаясь на лошадях и с гор, греем землю, когда пляшем и меряемся силой", пояснила эксперт.

масленница

Чтобы разогреть Землю, надо было и самим разогреться в этом старинный смысл масленичного объедения. "Ели горячее, жирное, сытное силы в себе будили! И при этом хохотали: смех тоже пробуждает позитив! пояснила Елена Якубовская. А в первую неделю поста девушки смеяться не смей бабки осудят, родителям донесут, отец и наказать мог!" Объедение и пост выражают принцип контраста, заложенный в русском характере, отметила собеседница ТАСС, уточнив, что во время работы в экспедициях не раз записывали рассказы о том, что в начале поста вообще старались не есть, а "запах блинов выкуривали специальной курильницей".

Зачем объедались блинами

По словам Елены Якубовской, для обрядовых масленичных песен характерен особый звук, призванный окликать и будить природу. Такова и масленичная пляска. "Масленичная хореография восходит к очень древним слоям культуры. Женский завораживающий танец так и называется "КружкА плясать", а шаг, словно стучится в широкую грудь Земли "Просыпайся!" Мужская пляска "Ломанье" воинственна. Мужики меряются силой, опять же "греют Землю", пояснила она. Ломания обычно предшествовали кулачным боям", пояснила Елена Якубовская.

поедание блинов на масленице

Особое внимание в масленичном празднестве уделялось молодым, недавно поженившимся парам "в ком же, как не в них, сосредоточена жизненная, рождающая сила". Парней, кто вырос, но не женился и девушек, отказавших сватам, "корили" и даже привязывали колодку, рассказала замгендиректора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Екатерина Дорохова.

"В более ранних вариантах это могло быть и довольно тяжелое бревно, с которым человек не мог свободно идти, а в более поздних и цветочек. Но символический смысл общественное осуждение уклоняющихся от вступления в брак, оставался", сказала она, уточнив, что парень или девушка в колодке должны были откупаться деньгами или конфетами. На Масленицу обязательно ходили в гости, к родным молодой жены, для молодых женщин, которые вышли замуж в этом году, Масленица была временем окончательного прощания с родным домом.

Зерно "не оживет, аще не умрет"

"Одно из грубых искажений масленичной традиции сжигание на костре куклы-красавицы, рассказала Елена Якубовская. В повсеместно распространенной в России масленичной культуре жгли не куклу, а солому, старые ветки, негодную траву. Солома это же высохшие стебли колосьев, на которых выросло зерно. Она свое отжила, должна сгореть и зола удобрить новые посевы, помочь им созреть". Как подчеркнула собеседница агентства, в земледельческой России зерно было центром мира, в том числе мира духовного, а праздники, не только Масленица, были "актом действия о хлебе".

масленица блины традиции

У каждого праздника свой образ хлеба: у Пасхи кулич, у Рождества пряник (например, козули), у Масленицы блины. "Зерно не оживет, аще не умрет" образное умирание зерна в виде сгоревшей соломы для последующего возрождения в новом посеве это и есть основной глубинный смысл масленичного костра, отметила Елена Якубовская. Сжигание куклы-красавицы несет прямо противоположный смысл: сжигание молодости и красоты. Поэтому если масленичное чучело делают красивым это искажает глубинный смысл праздника". Красавицами, как отметила эксперт, чучела стали делать в 1990-е годы, в пору возрождения праздника.

Чучела в виде уж никак не девицы-красавицы, а мужика, по ее словам, встречались в народной традиции в отдельных местностях Сибири. Основой чучела был мешок с соломой, его одеждой старое тряпье. Когда рисовали лица, они были нарочито некрасивыми, смешными.

Не было в народной традиции и некоторых других привычных сегодня элементов празднования Масленицы Золовкиных посиделок. "Золовкины посиделки это выдумка клубных работников 1950-1960-х годов. Этого в народной традиции не было", сообщила Екатерина Дорохова.

Смыслы и значение образов Масленицы ученые черпают из коллекции экспедиционных записей фольклора, хранящихся в Фонограммархиве Пушкинского Дома, в Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова это "миллионы записей, годы, а может, и десятилетия звучания". Николай Андреевич Римский-Корсаков был в числе первых собирателей масленичного фольклора.

Сделанные им по слуху записи были использованы в его опере "Снегурочка", придав ей неповторимый, узнаваемый характер и колорит. В дальнейшем стали использовать технику на рубеже XIX-XX веков появилась техника записи звука на восковые цилиндры, затем на магнитную ленту, сейчас используется цифровой формат.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее