![]() Выставка живописи и графики Александра Бенуа "Радостный труженик", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, торжественно открылась в субботу в Доме русского зарубежья им. Солженицына в Москве. Для посетителей она будет доступна со 2 августа по 27 сентября. фото: radiovera.ru "Сегодня действительно прекрасный день, символический, потому что это такой знак уважения великому человеку - Александру Николаевичу Бенуа, который был своеобразным, с моей точки зрения, Леонардо да Винчи. Он занимался всем, это была полифоническая личность", - отметил на церемонии открытия глава Роспечати Михаил Сеславинский. Выставка охватывает все стороны творчества Бенуа - зритель увидит в экспонатах и живописца, и теоретика искусства, и книжного иллюстратора, и театрального декоратора. Этот проект - продолжение цикла выставок, организованных на базе коллекции галереи "КабинетЪ", - "Два брата Бенуа" и "Чудотворения" (ЦДХ, 2016 г.). Помимо живописи и графики в экспозицию вошли оригинальные фотографии и личная переписка с родственниками и друзьями из собраний Дома русского зарубежья, искусствоведа Константина Журомского, выступающего куратором выставки, главы Роспечати Михаила Сеславинского, Аллы и Евгения Лансере, галереи "КабинетЪ" и частных коллекционеров. "Вы знаете, Бенуа прекрасен во всем - когда пишет пейзажи, когда пишет такие знаковые, культовые места Петербурга, и когда пишет уголки каких-то совершенно провинциальных местечек во Франции, Италии, когда он занимается книжной графикой. Мастер чувствуется во всем", - сказал Сеславинский. Символ эпохиРуководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский считает, что Бенуа стал настоящим символом эпохи. "Александр Николаевич это человек, который при жизни стал символом эпохи, который очень рано вступил в художественный процесс, и потом на протяжении десятилетий, в том числе за рубежом, являлся важнейшей фигурой для всей русской культуры", - сказал он. Кибовский добавил, что Бенуа создал "свой собственный неподражаемый стиль, который сразу виден, понятен". "Почему он так был популярен у коллекционеров? Потому что это оригинальный художественный язык, ни на что не похожий, никому не подражающий", - сказал руководитель департамента. В раздел, посвященный пейзажу, - излюбленному жанру Бенуа - вошли работы с видами Версаля и множества других мест, в которых жил и по которым путешествовал художник. Среди работ - впервые представленный "Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны" (1936) из собрания Дома русского зарубежья. Работы в жанре книжной иллюстрации представлены книгами, оформленными Бенуа. Это один из первых экземпляров "Азбуки в картинках", уникальные коллекционные издания "Медного всадника" и "Пиковой дамы" Пушкина и различные журналы с репродукциями акварельных работ. На выставке экспонируется большая подборка журналов с иллюстрациями художника - "Золотое руно", "Русский балет Монте-Карло" (за разные годы) и оригинальные театральные программы балета и драматических спектаклей ("Шопениана"). Особый раздел выставки - театральный, воссозданный по работам эмиграционного периода жизни художника. Здесь представлены многочисленные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам Сергея Дягилева, эскизы костюмов и декораций к балету "Щелкунчик" ("Русские сезоны") и к балетам "Жизель", "Свадьба Амура и Психеи" из частных коллекций. Среди экспонатов выставки - платье, сшитое в 1974 году в Швейцарии из ткани, выполненной по эскизам Бенуа, в котором Наталия Солженицына была на приеме после вручения Нобелевской премии Александру Солженицыну. В "семейный" раздел выставки вошли неизвестные портреты Бенуа и эскизы к ним, а также известный портрет Льва Бакста и письма Бенуа, фотографии и редкие книги из личной библиотеки художника. О художникеАлександр Бенуа (1870-1960) - сын архитектора Николая Бенуа. Учился живописи в Императорской академии художеств, а также самостоятельно - под руководством брата Альберта Бенуа. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт- Петербургского университета. С этого же года начал писать критические и искусствоведческие статьи. Был теоретиком и историком русской и западноевропейской живописи, автором фундаментальных исследований и популяризатором русского искусства. Участвовал в организации выставок и составлении каталогов и описаний частных и государственных коллекций. В 1898 году выступил одним из организаторов и идеологов художественного объединения "Мир искусства" и одноименного журнала. Работал в жанре книжной иллюстрации. Был театральным художником и режиссером собственных постановок. В 1907 году вместе с Дягилевым организовал "Русские сезоны" в Париже. В 1909-1913 годах возглавлял постановочную часть антрепризы Дягилева. В 1913-1915 годах был содиректором МХТ. Также сотрудничал с Мариинским театром, БДТ и другими. С 1907 года возглавил Комиссию по изучению и описанию Старого Петербурга. В 1918 году - Картинную галерею Эрмитажа. В 1926 году эмигрировал во Францию. Сотрудничал с театрами Парижа, Рима, Милана, Лондона, Буэнос-Айреса и Сиднея. Умер в 1960 году в Париже. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|