up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационное издание 

Культура

Марафон по раскрашиванию пасхальных яиц пройдет в румынском городе Сфынту-Георге

Фонд возрождения старинных традиций Guzsalyas ("Посиделки") из города Сфынту-Георге в румынской Трансильвании объявил о проведении в преддверии пасхальных праздников марафона по раскрашиванию яиц.

Мероприятие, которое проводится накануне католической Пасхи уже во второй раз, займет около 20 часов - начнется в пятницу в 10:00 и завершится в субботу около 5:00 утра. В марафоне сможет принять участие любой желающий.

Раскрашенные пасхальные яйца

На протяжении всей недели в Сфынту-Георге будут проходить мастер-классы, во время которых местные корифеи этого народного промысла раскроют публике секреты своего искусства. На мастер-классах будут продемонстрированы десятки традиционных моделей раскрашенных яиц.

"Каждый мотив имеет свой особенный смысл, - сказала корр.ТАСС глава фонда Ева Бенке. - Например, пасхальное яйцо с изображением дубового листа - это пожелание быть сильным, цветочные мотивы - это любовь, изображение руки или подковы - защита от всевозможных бед".

По ее словам, в Трансильвании весьма распространен мотив "потерянной тропинки", который в различных этнографических зонах толкуется по-разному. В одних местах считают, что если девушка дарит яйцо с таким узором бывшему возлюбленному, то она к нему вернется, в других полагают, что тот, кто получил в дар такое яйцо, "не затеряется в мире".

"Цель созданного в 1995 году фонда - возрождение утерянных народных традиций и развитие традиций, которые еще не забыты, - добавила Ева Бенке. - Наши программы предназначены для детей, школьников, педагогов и всех, кто интересуется старинными обычаями".

В Трансильвании раскрашенные яйца на второй день Пасхи получают мужчины, которые ходят от дома к дому и брызгают женщин чистой водой из родников или одеколоном, чтобы они "никогда не увядали".

Согласно традиции яйца красят в Страстную пятницу, главным образом, в красный цвет, который должен напоминать о крови Иисуса Христа, пролитой за грехи мира.

Румыния - православная страна, и большинство ее населения будет отмечать Святую Пасху в этом году 1 мая. Однако значительную часть жителей Трансильвании составляют этнические венгры и немцы - протестанты и католики по вероисповеданию. Для них пасхальные праздники наступят уже в конце этой недели.


Археологический музей откроется при новой станции метрополитена в Амстердаме

Более 700 тыс. различных предметов нашли строители при прокладке новой линии метрополитена "Север-Юг" в Амстердаме. Как рассказал археолог Ежи Гавронски, часть из них будет использована для оформления экспозиции, которая откроется прямо на станции "Рокин". 

На этом месте были найдены многочисленные предметы из разных тысячилетий

"Это абсолютно разные предметы, начиная от современных сотовых телефонов и украшений и заканчивая предметами обихода и инструментами, которые использовались более 4 тыс. лет назад", отметил специалист. "Мы нашли массу интересных вещей, которые позволяют отследить повседневную жизнь людей на протяжении веков. Кроме того, находки рассказывают многое о торговле в различные исторические эпохи", добавил он. По словам Гавронски, наиболее древние находки, обнаруженные в ходе строительства метро, датированы 2,4 тыс. лет до н.э., однако что это за предметы он не уточнил. Большая их часть находилась в том месте, где раньше протекала река Амстел. 

Для оформления выставки будет использовано в общей сложности 8-10 тыс. экспонатов, в том числе глиняная и стеклянная посуда, оружие, монеты, гвозди. Частично они будут размещены вдоль эскалаторов на станции "Рокин", которая планируется к открытию в 2017 году. "Таким образом, уже спускаясь к поездам, люди смогут совершить настоящее путешествие в историю Амстердама", отметил археолог. 

"Рокин" является одной из восьми станций новой ветки амстердамского метро, которая соединит северную и южную части города. Станция расположена в самом центре столицы и рассчитана на пассажиропоток до 57,5 тыс. человек ежедневно.


В Бангкоке скромно отпразднуют водный фестиваль Сонгкран из-за сильной засухи

Жители Бангкока и гости таиландской столицы в этом году не смогут вдоволь насладиться самым веселым и "мокрым" праздником "королевства улыбок". Из-за сильнейшей засухи мэрия города приняла решение в два раза сократить время празднования традиционного водного фестиваля Сонгкран, знаменующего наступление Нового года для местных буддистов.

По распоряжению городских властей, массовые обливания на улицах Бангкока будут организованы с 12 по 14 апреля. В то время как обычно сонгкрановская "вакханалия" длится целую неделю. В дни Сонгкрана движение на некоторых оживленных улицах Бангкока полностью останавливается. Парки и проспекты заполняют брызжущие весельем люди, которые готовы окатить первого встречного из водного пистолета или даже ведра, а также измазать тальком. В вечерние часы городские улицы превращаются в места настоящих "водяных побоищ", где каждый поливает другого не жалея ни его, ни себя. Вполне очевидно, что за семь дней подобных гуляний в канализации оказываются тысячи литров пресной воды.

Сухим не уйдет никто

В этом году, чтобы сэкономить воду, мэрия Бангкока приняла решение не только ограничить празднования трехдневным сроком, но и распорядилась ежедневно прекращать все водные схватки строго в 21:00 по местному времени.

По данным синоптиков, в этом году Таиланд ожидает сильнейшая за последние 22 года засуха. Основные запасы пресной воды в Таиланде сосредоточены на территории четырех крупных водохранилищ, созданных по проекту короля Пумипона Адульядета. Засушливая погода последних нескольких лет привела к тому, что они крайне истощены. Так, объем воды в четырех водохранилищах сейчас оценивается на уровне 3,5 млн кубометров. Год назад запасы составляли 6,3 млн, сообщили в королевском департаменте ирригации.

Воды в Таиланде при умеренном расходовании вполне достаточно для питьевых нужд, однако ее не хватит для сельского хозяйства. Потери производителей риса из-за засухи в этом году прогнозируются на уровне 50 млрд батов (1,75 млрд долларов).

Сонгкран один из главных праздников в Таиланде. В этом году официальные выходные дни в честь него выпадают на период с 13 по 17 апреля. Однако многие таиландцы предпочитают сами продлевать себе каникулы и отдыхают не менее двух недель. На это время приходятся наиболее жаркая погода и период массовых отпусков.

Сонгкран также называют таиландским Новым годом. Его празднуют, когда солнце переходит из созвездия Рыбы в созвездие Овна. Впрочем, эта традиция никак не влияет на летоисчисление. Календарный год в королевстве заканчивается как и во всем остальном мире 31 декабря.

Во время Сонгкрана таиландцы выходят на улицы с канистрами, ведрами, огромными бочками с водой и обливают всех проходящих мимо пешеходов, желая им при этом счастья и долголетия. Жители королевства искренне верят, что вода принесет радость в новом году и смоет все неудачи старого. Еще один обязательный новогодний обряд измазать друг друга тальком, защитив тем самым от злых духов и несчастий. Праздничного омовения в Сонгкран не удается избежать и буддийским святыням. В первый день праздника в каждой семье домашнюю статуэтку Будды омывают водой с лепестками роз и жасмина.


Ди Каприо "забронзовеет", превратившись в воина Чингисхана

Кем только ни побывал знаменитый голливудский актер Леонардо Ди Каприо, примеряя на себя судьбы различных героев за свою почти уже тридцатилетнюю карьеру под светом рампы. Для многих он навсегда останется романтичным Джеком Доусоном из легендарного "Титаника", пусть даже заветную статуэтку он получил не за эту роль.

Затянувшаяся борьба Ди Каприо за снисхождение непреклонных до недавнего времени мэтров Американской академии киноискусств так растопила сердца его поклонников по всему миру, что долгожданное вручение "Оскара" в Лос- Анджелесе сопровождалось рядом других не менее ярких событий, как-то изготовление "альтернативной" серебряной награды в далекой Якутии или, скажем, молебен в главном храме не менее удаленного от солнечной Калифорнии Улан- Батора.

Любимый многими актер

Однако ж невидимые нити, удивительным образом связывающие американского актера с Монголией, оказались куда более прочными, и дело богослужением не ограничилось. Местные жители решили увековечить харизматичного голливудского артиста в образе... одного из воинов легендарного Чингисхана. Как сообщил новостной портал "Монголия сейчас", отлитый в бронзе и облаченный в кольчугу всадник с узнаваемыми, хоть и немного азиатскими чертами "оскароносного" лауреата в скором времени займет почетное место среди других степных богатырей-батыров в культурно- историческом комплексе Тумэн Хишигтэн в местечке Цонжин- Болдог близ Улан-Батора.

По задумке авторов масштабного проекта, крупнейшую в мире конную статую основателя монгольской империи, возведенную в 2008 году, окружат ни много ни мало десять тысяч памятников его бесстрашным воинам. Изобразить одного из них в виде Ди Каприо и было решено в качестве признания заслуг актера "за доблесть, неустанную борьбу, отменную храбрость и закалку". Не в боях, правда, а на съемочных площадках, а если и в боях, то с кинокритиками, но ведь и времена нынче другие, не так ли?

В скором времени звезда Голливуда лично посетит Монголию, поскольку в начале февраля он выиграл поездку в Страну вечно голубого неба на благотворительном аукционе в Нью-Йорке, заплатив за "путевку" 95 тыс. долларов США. Так что монгольским мастерам придется постараться, дабы завершить работу над бронзовым богатырем до прибытия высокого гостя.


Почему в Масленицу на горах катаются и блинами объедаются?

Ученые объяснили смысл масленичных обрядов катания с гор и на лошадях, плясок и кулачных боев. "В основе масленичных обрядов и традиций лежит задача помочь Земле согреться и дать новый урожай, чтобы жизнь на ней могла продолжиться", рассказала корр. ТАСС Елена Якубовская, старший научный сотрудник Фонограммархива отдела фольклора Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). "Греем землю, катаясь на лошадях и с гор, греем землю, когда пляшем и меряемся силой", пояснила эксперт.

масленница

Чтобы разогреть Землю, надо было и самим разогреться в этом старинный смысл масленичного объедения. "Ели горячее, жирное, сытное силы в себе будили! И при этом хохотали: смех тоже пробуждает позитив! пояснила Елена Якубовская. А в первую неделю поста девушки смеяться не смей бабки осудят, родителям донесут, отец и наказать мог!" Объедение и пост выражают принцип контраста, заложенный в русском характере, отметила собеседница ТАСС, уточнив, что во время работы в экспедициях не раз записывали рассказы о том, что в начале поста вообще старались не есть, а "запах блинов выкуривали специальной курильницей".

Зачем объедались блинами

По словам Елены Якубовской, для обрядовых масленичных песен характерен особый звук, призванный окликать и будить природу. Такова и масленичная пляска. "Масленичная хореография восходит к очень древним слоям культуры. Женский завораживающий танец так и называется "КружкА плясать", а шаг, словно стучится в широкую грудь Земли "Просыпайся!" Мужская пляска "Ломанье" воинственна. Мужики меряются силой, опять же "греют Землю", пояснила она. Ломания обычно предшествовали кулачным боям", пояснила Елена Якубовская.

поедание блинов на масленице

Особое внимание в масленичном празднестве уделялось молодым, недавно поженившимся парам "в ком же, как не в них, сосредоточена жизненная, рождающая сила". Парней, кто вырос, но не женился и девушек, отказавших сватам, "корили" и даже привязывали колодку, рассказала замгендиректора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Екатерина Дорохова.

"В более ранних вариантах это могло быть и довольно тяжелое бревно, с которым человек не мог свободно идти, а в более поздних и цветочек. Но символический смысл общественное осуждение уклоняющихся от вступления в брак, оставался", сказала она, уточнив, что парень или девушка в колодке должны были откупаться деньгами или конфетами. На Масленицу обязательно ходили в гости, к родным молодой жены, для молодых женщин, которые вышли замуж в этом году, Масленица была временем окончательного прощания с родным домом.

Зерно "не оживет, аще не умрет"

"Одно из грубых искажений масленичной традиции сжигание на костре куклы-красавицы, рассказала Елена Якубовская. В повсеместно распространенной в России масленичной культуре жгли не куклу, а солому, старые ветки, негодную траву. Солома это же высохшие стебли колосьев, на которых выросло зерно. Она свое отжила, должна сгореть и зола удобрить новые посевы, помочь им созреть". Как подчеркнула собеседница агентства, в земледельческой России зерно было центром мира, в том числе мира духовного, а праздники, не только Масленица, были "актом действия о хлебе".

масленица блины традиции

У каждого праздника свой образ хлеба: у Пасхи кулич, у Рождества пряник (например, козули), у Масленицы блины. "Зерно не оживет, аще не умрет" образное умирание зерна в виде сгоревшей соломы для последующего возрождения в новом посеве это и есть основной глубинный смысл масленичного костра, отметила Елена Якубовская. Сжигание куклы-красавицы несет прямо противоположный смысл: сжигание молодости и красоты. Поэтому если масленичное чучело делают красивым это искажает глубинный смысл праздника". Красавицами, как отметила эксперт, чучела стали делать в 1990-е годы, в пору возрождения праздника.

Чучела в виде уж никак не девицы-красавицы, а мужика, по ее словам, встречались в народной традиции в отдельных местностях Сибири. Основой чучела был мешок с соломой, его одеждой старое тряпье. Когда рисовали лица, они были нарочито некрасивыми, смешными.

Не было в народной традиции и некоторых других привычных сегодня элементов празднования Масленицы Золовкиных посиделок. "Золовкины посиделки это выдумка клубных работников 1950-1960-х годов. Этого в народной традиции не было", сообщила Екатерина Дорохова.

Смыслы и значение образов Масленицы ученые черпают из коллекции экспедиционных записей фольклора, хранящихся в Фонограммархиве Пушкинского Дома, в Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова это "миллионы записей, годы, а может, и десятилетия звучания". Николай Андреевич Римский-Корсаков был в числе первых собирателей масленичного фольклора.

Сделанные им по слуху записи были использованы в его опере "Снегурочка", придав ей неповторимый, узнаваемый характер и колорит. В дальнейшем стали использовать технику на рубеже XIX-XX веков появилась техника записи звука на восковые цилиндры, затем на магнитную ленту, сейчас используется цифровой формат.


В Киргизии отмечают День национального головного убора

В Киргизии сегодня отмечают День национального головного убора киргизов - ак-калпака, что в переводе на русский язык означает "белая шапка".

По случаю праздника на центральной площади Бишкека состоялся целый ряд мероприятий, в том числе студенческий марш и выступление духового оркестра Генерального штаба Вооруженных сил республики. Кроме этого, на площадь привезли изготовленный народными умельцами головной убор высотой почти 3 метра. Авторы этой работы не знают, является ли она мировым рекордом или нет. "Нам это без разницы, главное, чтобы людям понравилось", - уверяют принимавшие участие в его изготовлении женщины.

Довольные происходящим киргизцы

Первые упоминания об ак-калпаках относятся к XIII веку. Его изготовлением занимаются исключительно женщины, а носят - только мужчины. Сделанный из войлока конусообразный головной убор киргизов внешне очень напоминает очертания снежных вершин Киргизского хребта. Он успешно защищает владельца от летнего зноя и зимних холодов. По обрамлению краев "белой шапки" можно судить о возрасте или социальном статусе владельца. В прежние века богачи предпочитали высокие ак-калпаки. Современные киргизы любят колпаки пониже - в них удобнее передвигаться по своим делам на автомобиле. Если на ребрах колпака пришита красная, зеленая или синяя лента, то его владельцем является ребенок либо подросток. Поколение средних лет носит колпаки с коричневой или черной окантовкой, а аксакалы (пожилые мужчины) - с белой.

После развала СССР в республике резко сократилось поголовье мериносных овец и сырья для изготовления головных уборов стало не хватать. Предприимчивые китайцы в этот период наладили поставки в Киргизию синтетического войлока. Однако искусственные "белые шапки" настолько не понравились киргизам, что в парламенте страны даже прозвучал призыв запретить их ввоз из КНР.

Сотрудники предприятия народного промысла "Кыял" уверяют, что спрос на колпаки в стране постоянно растет. Причем, большинство клиентов требуют, чтобы вышивка на нем была обязательно ручной работы. Популярностью они пользуются и среди иностранцев, которые охотно приобретают их в качестве сувениров. А, например, российские туристы нашли "белой шапке" и практическое применение - они берут ак-калпаки в баню, поскольку париться в них очень комфортно.

Во всем мире кроме киргизов белые войлочные колпаки носят только казахи, но у них они несколько отличаются по форме.


Начала работать потрясающая программа про "Историю РФ в фотографиях"

Во время чествований Дня народного единства мультимедийный арт-музей начал развивать во Всемирной сети масштабный проект "про российскую историю в фотографиях". На ресурсе представлено свыше 100 тысяч фотокарточек начиная со средины XIX - начала XXI века.

Красота...

"Каждый посетитель ресурса сможет не только ознакомиться с собраниями отечественных музеев, их архивами, собирателями, а и удивительную потенциальность лично участвовать в развитии программы, самостоятельно создавать фотоальбомы и экспозиции с помощью фотокарточек из архивов", сообщается в заявлении музея.

Более того, все посетившие сайт граждане будут иметь возможность уточнять атрибуцию всяческой фотографии, размещать к ней комментарии, добавлять для проекта фотоснимки из личного собрания, семейных архивов. На страничке любой фотокарточки можно будет увидеть имя ее правообладателя. "Благодаря данному проекту, мы создадим единую площадку для связи между всеми музеями, собирателями, их архивами и обществом в целом, а наш фотоархив станет постоянно пополняться", - говорят в музее.

К созданию этой программы, посвященной "Российской истории в фотографиях" были подключены не менее 40 отечественных музеев и архивов, среди которых наиболее значимые в нашей стране подобные учреждения. В данный момент с этим проектом уже работают большинство наследников классиков отечественной фотографии, среди которых можно увидеть Аркадию Шайхету, Александру Родченко, Владиславу Микоши и некоторых других.


В Риге открылась экспозиция "Осенний вернисаж"

В рижском "Доме Москвы" начала свою работу экспозиция "Осенний вернисаж". На выставке представлено более 40 полотен свыше 20 латвийских живописцев, представляющих различные стили и направления.

Как заметили организаторы экспозиции, выставка является грандиозным мероприятием, объединившим как картины мэтров, так и юных талантов, лишь начинающих собственный творческий путь. Выставка стала истинным экскурсом в область искусства. Здесь были выставлены работы абсолютно различных стилей начиная от поэтических и романтичной классики и заканчивая смелыми экспрессивными экспериментами в нынешних веяниях искусства.

Осенняя Рига

"Данная выставка является уже второй. Первую мы проводили в нынешнем году, и она называлась "Пасхальная весна". Этими экспозициями мы постараемся создать определенное содружество между латвийскими художниками, которые нуждаются в поддержке в трудное для нас время. Достаточно сложно с финансовой точки зрения организовывать персональные выставки работ, в первую очередь, начинающим художникам, и поэтому нами было решено организовать общую экспозицию, дабы заинтересовать великолепным творчеством каждого местного живописца", - поделилась нынешним утром с корреспондентами ТАСС художница и одна из организаторов "Осеннего вернисажа" Вера Бондарь.

"Для мероприятия мы постарались подобрать работы, в которых присутствует осенняя тематика. Именно поэтому здесь представлен широчайший ассортимент пейзажей, которые написаны в текущую, просто, потрясающую пору года, а еще произведения, символизирующие осень. Также представлен ряд живописей местных художников прикладного искусства", - сказала Бондарь.

С ее слов, основной задачей экспозиции было стать платформой при вдохновении и творческих поисках, а еще местом встречи каждого молодого таланта и уже опытного художника. "Любой из нас преодолел путь к искусству. Существуют выпускники местной Академии художеств, бывают живописцы-самоучки, прошедшие всевозможные мастер-классы и курсы, а есть мэтры, знающие советскую школу и классическую основу. Каждый из нас имеет разный стиль и подход, но все мы желаем делиться этим друг с другом и всеми жителями Латвии", отмечает она. "Мы хотим продолжить подобные мероприятия и надеемся, что в ближайшее время у нас появится, и зимняя экспозиция с работами латвийских живописцев", - закончила Бондарь.

"Осенний вернисаж" станет доступным каждому по 25 октября.


Проект по созданию "Литературной Третьяковки"

Директору Государственного литературного музея Дмитрию Баку пришла на ум идея воссоздать в столице крупнейший музейный комплекс - Государственное выставочное средоточие "Десять столетий общероссийской письменности". Разместится "Литературная Третьяковка" планирует в одном из особняков на Арбате, 37, который расположен непосредственно рядом с музеем российских писателей: Пушкиным, Тургеневым, Чеховым и многими другими.

Программу сотворения Государственного выставочного комплекса была поддержана управляющим Роспечати Михаилом Сеславинским, обратившимся с прошением к Сергею Нарышкину, оказать помощь в реализации данного проекта. Наталье Солженицыной в комментариях этого события, пришлось отметить, что этот комплекс станет существенной поддержкой для учителей отечественной литературы и языка.

Дмитрий Бак

"Арбат является единственным на планете районом, который настолько связан с историей некоторых величайших литераторов и подобного места больше не существует ни в одной из мировых столиц", - прокомментировал Бак происходящее во время одного из заседаний, посвященного мероприятию "Год литературы".

"Мы имеем достаточно живописных галерей, они великолепны, однако, лишь в Третьяковке будет возможно встретиться со всяческими событиями российского искусства, а с "Третьяковской Литературной" замысел именно такой. В поместье княгинюшки Гагариной, воспетой Пушкиным, и которая до брака была Семеновой, способен разместить сменные экспозиции из различных музеев. Здесь, возможно, впервинку будут продемонстрированы всяческие периоды развития российской письменности - от древнего времени до сегодняшнего", - поясняет он.

Со слов Бака, у Государственного выставочного комплекса есть все необходимое, дабы оказаться впоследствии общероссийским центром образования, что поможет разрешить многие насущные вопросы, связанные с преподаванием русской литературы и языка.


Профессор из США подарил астраханской галерее редкие картины Кустодиева

Профессор из США, физик Михаил Шифман подарил астраханской картинной галерее имени Павла Догадина редкие картины русского художника Бориса Кустодиева /1878-1927/, сообщила ТАСС пресс-секретарь областного министерства культуры и туризма Елена Лысенко.

"В дар передан альбом Бориса Кустодиева "Шестнадцать автолитографий". Эти картины из частной коллекции и раньше нигде не выставлялись", - отметила она.

портрет Ю.Е. Кустодиевой

По ее словам, альбом Кустодиева был опубликован в 1921 году Комитетом популяризации художественных изданий и вошел в Золотой фонд русских изящных изданий. В альбом вошли 14 литографий, а также титульный лист и оглавление, украшенные сюжетными виньетками.

"Позже издание было названо вершиной советской графики", - добавила собеседница агентства.

У профессора из США сохранились только 13 автолитографий. В музее уже хранится более 200 работ этого русского художника, выполненных в различных техниках. Картинная галерея имени Догадина в Астрахани открыта 15 декабря 1918 года. В настоящее время она насчитывает более 19 тыс. экспонатов, они размещены в 23 залах старинного купеческого особняка.

Михаил Шифман родился в 1949 году в Риге. Закончил МФТИ с отличием. Работал в институте теоретической и экспериментальной физики под руководством Б. Иоффе, В. Захарова и А. Вайнштейна. С 1990 года является профессором Миннесотского университета.