up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационное издание 

Культура

"Золотая маска" открывает в Москве проект Russian Case для зарубежных гостей

"Золотая маска" открывает в Москве проект Russian Case для зарубежных гостей

Проходящий в Москве фестиваль российской национальной театральной премии "Золотая маска" открывает в четверг программу Russian Case, традиционно адресованную зарубежным гостям: продюсерам, критикам, директорам театров и международных фестивалей.

Золотая маска открывает в Москве проект Russian Case

фото: tonkosti.ru

"Russian Case проводится в рамках фестиваля "Золотая маска" с 2000 года, в нынешнем году программа пройдет в 20-й раз и продлится до 2 апреля", - уточнила собеседница агентства.

По ее словам, на Russian Case-2019 приедут более 90 театральных профессионалов из 31 страны, среди которых представители Австрии, Германии, Армении, Венгрии, Израиля, Болгарии, Эстонии, Латвии, Франции, Англии, Греции, Италии, Турции, США, Швейцарии, Китая.

Гости смогут посмотреть 25 спектаклей, специально отобранных экспертами для этой программы. Среди них номинированные на "Золотую маску" постановки: "POE.TRI." ("Театр. На Вынос", Санкт-Петербург), "День рождения Смирновой" (Московский Театр юного зрителя), "Деревня канатоходцев" (Театральная компания "Открытое пространство", Санкт-Петербург), "Диджей Павел" ("Театр post", Санкт-Петербург), "Мертвые души" (Театр "Поиск", Лесосибирск), "Пианисты" (Театр "Глобус", Новосибирск), "Последний ветер дикого запада" (Театр ТРУ, Санкт- Петербург), "Река Потудань" (Театр драмы им. А. С. Пушкина, Псков), "С_училища" (Театр им. А. С. Пушкина, Москва), "Три сестры" (МХТ им. А. П. Чехова), "Утопия" (Театр наций, Москва).

Зарубежные зрители увидят также московские премьеры нового театрального сезона, в числе которых "Человек из Подольска. Сережа очень тупой" в Театре "Практика", "Кончерто барокко" и "Пижамная вечеринка" в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, "Море. Сосны" в Центре им. Вс. Мейерхольда.

Русский балет

Всероссийский конкурс "Русский балет" финиширует в Большом театре

Кроме спектаклей для гостей, как всегда, подготовлена обширная программа встреч, обсуждений, дискуссий, в ходе которых молодые российские режиссеры поделятся с зарубежными коллегами своими творческими идеями, планами и предложениями участия в международных проектах. В Электротеатре "Станиславский" пройдет презентация двухтомника пьес Михаила Угарова и Елены Греминой, подготовленного издательством НЛО и фестивалем "Золотая маска". В заключение программы состоится традиционное обсуждение увиденных спектаклей "Российский театр за пять дней. Взгляд со стороны" с участием кураторов и гостей Russian Case.

О "Золотой маске"

"Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов.

Фестиваль в городах России проводится с 2000 года. В его программе участвуют спектакли-номинанты и лауреаты одноименной премии. За рубеж "Золотая маска" выезжает с 2005 года. Региональные и международные проекты проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

На фестивале проводится также внеконкурсная программа, включающая проекты "Маска плюс", "Детский Weekend", "Золотая маска" в кино", "Золотая маска" в городе", "Институт театра" (для молодых театральных профессионалов) и "Russian case", адресованный зарубежным продюсерам и критикам.


Работы Шагала, Фалька и Салахова покажут на выставке "Пора разобраться!" в Москве

Работы Шагала, Фалька и Салахова покажут на выставке "Пора разобраться!" в Москве

Выставка "Пора разобраться!", рассказывающая о взаимоотношениях художников и критиков, пройдет в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) с 5 апреля по 11 августа. В экспозицию войдут работы Марка Шагала, Роберта Фалька, Мартироса Сарьяна, Таира Салахова и других, сообщила в среду пресс-служба ИРРИ.

Художники и критики

фото: bluesyemre.com

"Художники и критики исторически принадлежат к разным лагерям, хотя и двигаются в одном направлении. Именно их взаимоотношения, от дружбы до откровенной вражды, и создают историю искусства. Художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский в своих статьях обозначил начало "оттепели" в истории советского изобразительного искусства. Сама выставка "Пора разобраться!" получила свое название от заголовка его статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке "30 лет МОСХа" - событий, которые, по сути, завершили "оттепельный" период в культуре и искусстве", - говорится в сообщении.

На выставке будут представлены итоги большой аналитической работы, связанной с разбором и публикацией архива Каменского, оцифровано почти 20 тыс. листов документов и фотографий.

"Кроме того, концепция выставки подразумевает, что зритель может увидеть "живьем" те произведения выдающихся мастеров XX века, о которых писал критик. В ИРРИ будут экспонироваться работы Марка Шагала, Александра Тышлера, Владимира Татлина, Сергея Конёнкова, Анны Голубкиной, Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Олега Целкова. Мы особенно гордимся тем, что гости нашего музея увидят никогда ранее не выставлявшийся первый вариант работы Алексея Сундукова "Очередь" (1986)", - цитирует пресс- служба арт-директора ИРРИ Надежду Степанову.

mark_shagal.jpg

Белорусский художник Марк Шагал

Также посетители впервые увидят полотно Александра Лабаса "Карелия. На лесозаготовке" (1938) из собрания наследницы художника Ольги Бескиной-Лабас. Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Каменского на онлайн-платформе "Сеть архивов российского искусства" (RAAN). Проект RAAN, основанный Музеем современного искусства "Гараж", объединил значимые архивные коллекции, посвященные советскому и российскому искусству послевоенного периода.

О Каменском

Александр Каменский (1922-1992) - советский и российский искусствовед, художественный критик, теоретик и историк искусства. Известен как автор термина и идеолог сурового стиля, автор трудов, посвященных творчеству крупнейших мастеров советского и русского искусства, в частности Шагала, Голубкиной, Коненкова, Мартироса.

Леонардо да Винчи Мона лИза

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи "Возрождения": биография, факты

С отличием окончил отделение искусствоведения исторического факультета Московского госуниверситета в 1945 году. Учился у Михаила Алпатова, Бориса Виппера, Виктора Лазарева, Германа Недошивина, Алексея Федорова-Давыдова. С середины сороковых годов начал публиковаться в прессе как художественный критик. В 1945 году поступил на работу в Государственный музей изящных искусств имени Пушкина в качестве научного сотрудника, а в марте 1946 года в его аспирантуру.

Много внимания искусствовед уделял творчеству художников- семидесятников и восьмидесятников. Каменский стал первым советским исследователем второй половины ХХ века, обратившимся к творчеству Шагала, и внес значительный вклад в восстановление его имени в ряду классиков отечественного искусства. В 1990 году он защитил докторскую диссертацию "Творчество Марка Шагала. Российский период". Фундаментальная монография Каменского "Марк Шагал - художник из России", посвященная русскому периоду творчества художника, была посмертно издана на русском языке в 2005 году и стала второй отечественной монографией о Шагале после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.


Всероссийский конкурс "Русский балет" финиширует в Большом театре

Всероссийский конкурс "Русский балет" финиширует в Большом театре

Заключительный этап IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей "Русский балет" пройдет во вторник на Новой сцене Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Учредителями смотра являются Министерство культуры РФ и Фонд социально-культурных инициатив под председательством Светланы Медведевой, которая также возглавила оргкомитет конкурса.

Всероссийский конкурс Русский балет финиширует в Большом театре

фото: teatralnaya.ru

В приветствии, адресованном участникам и гостям творческого состязания, Светлана Медведева заявила о том, что "конкурс призван сохранить и преумножить лучшие традиции отечественной хореографии, поддержать ведущие балетные школы России, предоставить шанс молодым артистам балета из самых разных уголков нашей страны проявить себя". "Победитель будет приглашен на стажировку в балетную труппу одного из ведущих театров России, где ему помогут раскрыть творческий потенциал и найти свой путь в искусстве", отмечается в приветствии председателя оргкомитета конкурса.

От имени другого учредителя конкурса - Министерства культуры, его глава Владимир Мединский сообщил, что "в этом году свое мастерство на Новой сцене Большого театра продемонстрируют выпускники двенадцати балетных школ из одиннадцати регионов страны". Министр выразил уверенность в том, что "для юных артистов участие в финале конкурса и дебют на этой престижной площадке, несомненно, станут незабываемым событием".

От принимающей стороны финалистов приветствовал генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, который пожелал "удачи, хорошего настроения, физических сил и творческого вдохновения всем участникам конкурса".

28 претендентов

Согласно регламенту, Всероссийский конкурс молодых исполнителей "Русский балет" проходит раз в два года. Нынешний смотр - уже четвертый по счету. Для участия в творческом состязании отбираются студенты выпускных и предвыпускных курсов учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в области искусства балета.

Русский балет

В нынешнем году за победу будут сражаться 28 претендентов, представляющих 12 балетных школ из 11 регионов страны. В их числе - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой и Московская государственная академия хореографии, хореографические колледжи Перми, Новосибирска, Красноярска, хореографические училища Воронежа, Краснодара и Казани, а также Башкирский хореографический колледж имени Р.Х. Нуреева, Якутское республиканское хореографическое училище имени А. и Н. Посельских, хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца "Гжель" и Московское хореографическое училище им. Л. М. Лавровского.

Финалистам предстоит исполнить один номер классического балетного репертуара - соло (две вариации) или дуэт (па-де- де) продолжительностью до 15 минут. Оценивать конкурсантов будет жюри, в которое вошли выдающиеся деятели балетного искусства. Среди них всемирно известные мастера танца Михаил Лавровский, Марина Леонова, Николай Цискаридзе, Борис Эйфман и другие. Неизменным председателем жюри является народный артист СССР, хореограф Юрий Григорович.

Во главе с Григоровичем

Накануне финального просмотра знаменитый балетный "судья" поделился своими впечатлениями от конкурса и конкурсантов.

"Всероссийский конкурс молодых исполнителей "Русский балет" проводится в четвертый раз, и мы, можно сказать, располагаем на сегодня нашей маленькой историей, - сказал Григорович. - Некоторые имена, впервые здесь прозвучавшие и получившие признание, теперь известны. Они приняты в различные балетные труппы страны, успешно вошли в репертуар, ими исполнены первые роли. Навыки школы закреплены и развиты в сценической практике".

По мнению мастера, прежде всего оправдала себя идея конкурса "Русский балет" и то, как он организован Министерством культуры РФ и Фондом социально-культурных инициатив. "Это соревнование молодых людей на пороге профессии - тонкий момент, когда ученики превращаются в артистов", - подчеркнул Григорович.

Он пояснил, что у каждого только один тур, и нельзя ничего исправить в последующих выступлениях. "Можно ли о них судить по моментальному, в несколько минут впечатлению на Новой сцене Большого театра? Мы полагаем, что индивидуальность выявляется и в таких почти экстремальных условиях - опыт трех предыдущих конкурсов это подтвердил", - заявил хореограф.

"И потому мы продолжаем. Мы в ожидании радостных открытий. И как всегда желаем всем конкурсантам вдохновения", - заключил мастер.

Судейская коллегия во главе с Григоровичем определит обладателя Гран-при и лауреатов первой, второй и третьей степеней (у девушек и юношей). При единодушном решении членов жюри обладателю Гран-при конкурса предоставляется возможность стажировки в балетной труппе одного из ведущих театров России на условиях срочного трудового договора. Победители будут объявлены по окончании конкурса 26 марта на Новой сцене Большого театра.


Одри Хепберн: биография, история жизни, лучшие роли

Одри Хепберн: биография, история жизни, лучшие роли

Одри Хепберн родилась 4 мая 1929 года, в Бельгии. По версии американского института киноискусства Одри была одной из трех великих актрис американского кино.

Одри Хепберн

фото: sarahah.com

В младенчестве, спустя 2 недели после рождения, Одри заболела острой формой коклюша, её сердце остановилось, матери удалось спасти её. Одри, понимая, что жизнь дала ей второй шанс, всегда хотела оставить свой след в истории.

Детство и юность Одри

У девочки было несчастливое детство. Она была очень робким ребенком, старалась избегать общества родителей, которые все время ссорились и ругались. Отец, Джозеф Виктор Растон-Хепбёрн, подолгу пропадал в командировках за границей. Мать Одри, Элла ван Хеемстра, была потомком старинного голландского знатного рода. В 1934 году, когда Одри было 5 лет, мать отправила девочку учиться в Англию в школу-интернат. Маленькая Одри почти совсем не знала английский язык, скучала по родителям и чувствовала себя поначалу в школе совсем несчастной.

Постепенно, она освоилась с британскими порядками, свободно стала говорить по-английски. Но только девочка успела привыкнуть к школе, в Европе разгорелась война. В 1932 году, в разгар Фашизма, когда Гитлер стал фюрером, канцлером в Германии, фашизм пробрался и в Великобританию. Освальд Мосли основал британский союз фашистов, отец Одри был британцем и был в дружеских отношениях с Мосли. Таким образом, родители девочки оказались втянуты в финансирование британских фашистов и вербовку новых членов. В 1935 году, из-за политических разногласий с женой, отец Одри покинул семью, что стало самой сильной травмой для девочки, так как она была больше привязана к отцу, чем к матери. С тех пор она всегда боялась кого-то полюбить, ей казалось, что любимый человек может покинуть ее навсегда.

Одри Хепберн занимается балетом

Маленькая Одри любила рисовать, по сей день сохранены её рисунки, а еще она мечтала стать танцовщицей. В деревушке Кент, где она жила, приезжала танцовщица и давала уроки балета. Девочка влюбилась в балет и мечтала стать балериной. Но эта мечта осталась несбыточной, 3 сентября 1929 года Англия и Франция объявили войну Германии.

Первая мировая война: начало

Мать Одри предполагала, что Голландия станет сохранять нейтралитет, как во время Первой мировой войны. Поэтому ради безопасности 10 летней дочери, хотела, чтобы Одри приехала к ней в Голландию, они жили в маленьком городе Арнем, всего 19 км от границы с Германией. Какое-то время там действительно было спокойно. 10 мая 1940 года, в 3 часа утра, немецкая армия без предупреждения, вторглась одновременно в Голландию, Люксембург и Бельгию. Маленькая голландская армия была не подготовлена. За 5 дней Голландия была разгромлена, погибло 5 000 человек, а 8 000 человек осталось без крова.

Жизнь в оккупации

В 11 лет Одри испытала на себе ужасы фашистской оккупации Голландии, голод и бесчеловечность. Гитлер использовал все ресурсы Голландии для Германии, детям доводилось, есть жидкий крапивный суп и хлеб из гороховой муки. В начале 1942 года Адольф Гитлер усилил антисемитскую политику, евреи были лишены гражданства Голландии. Сначала евреев загнали в гетто, чуть позже летом, того же года, нацисты стали отправлять евреев в лагеря смерти. Одри было 12 лет, она стала свидетелем этих выселений, в поездах в вагонах для скота перевозили целые семьи евреев.

Эти кошмары преследовали Одри во снах. Сопротивление предоставляло убежище еврейским семьям, собирало информацию для стран-союзников против фашистов, наносило удары по немецким войскам. Нацисты отвечали сопротивлению зачистками, пострадали и родственники Одри, дядя Отто был казнен нацистами, сводный брат был убит, второй брат попал в плен. Несмотря на опасность, 13-летняя Одри стала участвовать в сопротивлении, выполняла разные хозяйственные поручения. Она хорошо знала английский язык и являлась британской гражданкой, эта её первая роль невинной голландской девочки, давалась ей хорошо.

Одри Хепберн в юности

17 сентября союзники начали операцию Маркет Гарден, целью союзников был захват мостов через реки Маас и Рейн, решающим был захват ключевого моста в городе Арнем, именно оттуда путь на Берлин был кратчайшим. Мост был неприступным, потеряв 1 000 солдат, союзники отступили, операция провалилась. Город Арнем, где жила Одри, был практически полностью разрушен. Нацисты жаждали мести, предоставив жителям выбор, либо эвакуироваться, либо расстрел.

Одри с мамой жили в пригороде, с ужасом наблюдали массовую эвакуацию. Позже Одри вспоминает: «меня до сих пор тошнит, стоит мне вспомнить эти сцены, толпы беженцев, страдания, повозки с мертвецами, сотни падающих от голода, дети - рождающиеся прям на дороге, 90 000 человек, в поисках нового пристанища». Семья Одри приютили 40 беженцев, продуктов не было. Фашисты закрыли доступ к продовольствию, поэтому людям приходилось, есть луковицы тюльпанов, собачьи галеты, Одри не являлась исключением.

«Голодная зима» унесла жизни 16 000 человек. 15-летняя Одри настолько ослабела, что не могла ходить. Апрель-май 1945 года произошел сброс продуктов, 8 самолетов пролетая над оккупированной нацистами Голландией, сбрасывали посылки с продовольствием, всего около 11 тонн, благодаря этому спаслись тысячи человек. 4 мая 1945 после 5 лет оккупации Голландия была освобождена. Одри исполнилось 16 лет, она была в глубоком потрясении после ужасов войны, несмотря на радость освобождения.

Одри страдала недостатком веса, болела астмой и желтухой. После войны ЮНИСЕФ и красный крест оказывали людям гуманитарную помощь, бывшие школы стали центрами восстановления детей, предоставлялось питание, медикаменты.

Первые роли Одри, успех в Голливуде

После войны Одри с матерью переехали в Амстердам, где девушка возобновила занятия балетом, ее преподавательницей была голландская звезда балета Соня Гаскелл. «Соня говорила мне, что если работать упорно – успех будет. Все должно идти изнутри». Три года упорных тренировок, и в 19 лет Одри готовилась сдать вступительный экзамен в знаменитую лондонскую балетную школу Мари Рамбер. В 1949 году, в погоне за мечтой носить балетную пачку и выступать, Одри переехала в Англию. В Лондоне продукты выдавались по карточкам, не хватало жилья, часть города была разрушена бомбардировками немцев. Но, тем не менее, Лондон не голодал, так как Голландия, юные англичанки имевшие возможность тренироваться в период войны и нормально питаться, имели больше шансов на успех, чем ослабевшая Одри. И девушка осознала, что война украла у неё мечту!

Одри Хепберн первые роли

Одри решила использовать свои хореографические навыки по-иному, она ходила на просмотры артисток кордебалета лондонских мюзиклов, в поисках заработка. У Одри была необычная внешность и её заметили. Субтильная фигура и взгляд лани - отличали её от других девушек. Достаточно быстро она получила свою первую роль в кино. В 1951 году Одри едет в Монако, сниматься в фильме «Дитя Монте-Карло». Там же оказалась знаменитая французская писательница Колетт, она подбирала танцовщиц для мюзикла по своей книге «Жижи».

Колетт была восхищена прелестной Одри, как она играет на сцене, и утвердила ее на главную роль. Сидони-Габриэль Колетт буквально выхватила взглядом Одри среди толпы, присутствовавших в отеле Монте-Карло, Одри олицетворяла невинность и чистоту, которой обладала Жижи – героиня книги писательницы. Так в 1951 году Одри получила свою главную первую театральную роль. В это же время Одри пригласили и в Голливуд.

Одри Хепбёрн "Римские каникулы" 

Режиссер Уильям Уайлер готовил съемки фильма «Римские каникулы», он обратил внимание на Одри, но получение главной женской роли зависело от пробных съемок, чтобы оценить, как она двигается, как ходит, как выглядит на экране. Кинопробы были сделаны в Англии, затем их доставили в Голливуд. Пробы прошли сказочно удачно, команда Парамаунт назвала эти пробы лучшими. Одри была принята на главную роль, но надо было дождаться, пока она закончит сниматься в «Жижи». Через месяц напряженных репетиций мюзикл «Жижи» был представлен зрителям 24 ноября 1951 года и произвел фурор! После 217 спектаклей – Одри становится звездой Бродвея.

Одри Хепберн в фильме Римские каникулы

Сразу, после показа спектакля, Одри отправляется в Италию, на съемки фильма «Римские каникулы» - покорять Голливуд. Одри блистала на съемочной площадке, ее партнером стал Грегори Пек. Грегори говорил, что три месяца съемок этого фильма, были самым счастливым временем в его жизни. Когда фильм вышел в прокат, Одри познала немыслимую славу. Более того, она получила «Оскар» за свою первую главную роль в кино, прославившись на весь Голливуд и Бродвей.

Это было невероятно, но в Голливуде стали писать роли специально для нее. Одри привнесла в кинематограф новый образ женственности. Она не желала идти на компромиссы с изменением внешности, не стриглась, как ее просили, не выщипывала брови, у нее была маленькая грудь и в целом худощавое телосложение, на фоне пышных блондинок типа Мерлин Монро – образ Одри Хепберн был чем-то совершенно новым. Несмотря на успех, у Одри были комплексы по поводу своей внешности, ей казалось, что она некрасивая и никто не возьмет её замуж.

В 1953 году, на одном из банкетов Одри встретила высокого, обаятельного актера и режиссера Мела Феррера, к тому времени дважды уже разведенного. Между ними возникли отношения. В фильме «Париж, когда там жара» они сыграли вместе. Вместе со славой к Одри стала приходить и усталость. Через год после блистательной карьеры, Одри стала испытывать стрессы, выкуривала больше пачки сигарет в день, был недостаток веса, врачи предупреждали, что необходимо сделать перерыв в работе.

Одри Хепберн и Мел Феррер

Летом Одри с возлюбленным отправились в Швейцарию. Наблюдая за красотой гор и озер, Одри влюбилась в спокойствие Альп. Всю жизнь она будет называть Швейцарию свои домом, больше нигде в мире Одри не ощущала такого спокойствия. В сентябре 1954 года в Швейцарии, Мел и Одри поженились, ей было 25 лет, Мелу 37.

Радость от первой беременности была не долгой, у Одри произошел выкидыш, отчего она пришла в отчаяние. Одри буквально «бросилась» в работу, не жалея сил. В начале зимы 1959 года наступила вторая беременность. Во время съемок фильма "Непрощенная" Одри падает с лошади, получая серьезные повреждения, в результате у неё происходит второй выкидыш.

Для Одри это трагедия. Она не могла понять почему с ней происходит такое, бедняжка чуть не потеряла разум. После того как родители развелись, самой большой мечтой Одри было иметь детей.

Семейная жизнь Одри Хепбёрн

Весной того же года Одри снова забеременела, она не раздумывая берет продолжительный отпуск. 17 января 1960 года мечта осуществилась, родился сын Шон. Одри не могла поверить, что может держать на руках своего сына, но работа не давала возможности подолгу отдыхать и наслаждаться семьей. Голливуд готовил для Одри мировую известность, намечались съемки фильма «Завтрак у Тиффани», режиссера Блейка Эдвардса.

Завтрак у Тиффани Одри Хепберн

Главная роль была особенной, актрисы не соглашались играть девушку легкого поведения, невинность же и доброта Одри трансформировали главную героиню фильма в свободномыслящую женщину. Фильм собрал более 10 миллионов долларов. Казалось успех Одри, будет длиться вечно.

В 1963 году была роль в фильме «Моя прекрасная леди». В мюзикле эту роль играла Джули Эндрюс. Изначально эта роль вызывала ассоциации с Джули, что омрачало съемки фильма и ко всем прочим сложностям, в фильме был заменен голос Одри на 90%. Впоследствии это стало известно публике, что вызвало некоторый конфуз, критики язвили, впервые репутация Одри пошатнулась. Меж тем, кассовые сборы были высоки, 12 номинаций на премию Оскар, но среди них не было номинации на лучшую женскую роль. Оскар получил Рекс Харрисон, а лучшую женскую роль получила Джули Эндрюс.

Одри Хепберн и её мужчины

Это был удар для Одри от Голливуда. Ко всему прочему её 13-летний брак с Мелом стал рушиться. В 1967 году они объявили о разводе, Одри была подавлена, в 38 лет она осталась одна. Но ее разочарование длилось недолго, в 1969 году летом, Одри встречает молодого психиатра из Рима, доктора Андреа Дотти, с репутацией плейбоя. Одри была охвачена страстью и снова чувствовала себя счастливой. В январе 69 года Одри и Дотти поженились на женевском озере в Швейцарии. Переехав в Рим после свадьбы, через год Одри родила сына Люка. Одри была очень счастлива, она легко приняла решение отказаться от работы ради детей.

В какой-то момент Одри уже не могла смотреть сквозь пальцы на слухи о муже и связях с другими женщинами, спустя 11 лет брака они расстались, еще через 2 года официально развелись.

Одри Хепберн и Роберт Уолдерс

Одри снова была в поиске родственной души. В год развода она встречает недавно овдовевшего актера Роберта Уолдерса. На званом ужине в Нью-Йорке пообщавшись, они обнаружили, что в годы войны оба жили в Голландии, более того, находились всего в 16 км друг от друга, той голодной зимой 44 го. Одри, наконец, нашла свою половинку: «я безумно люблю Робби, у нас удивительная дружба, я верю, в его любовь, и никогда не боялась ее потерять, Робби идеально мне подходит». Одри снова была счастлива. Она переехала в Швейцарию, и совершенно не скучала по голливудскому образу жизни.

Посол доброй воли, последние годы жизни

В 1982 году Одри снялась в одном из своих последних фильмов, ей было 50 лет. Движимая воспоминаниями голодной войны, Одри решила сделать что-то важное, полезное для людей. В 1988 году она становится послом доброй воли в организации ЮНИСЕФ. Одри говорила: «я стремилась к этой работе 45 лет и наконец, получила ее». Задачей Одри было привлечение внимания общественности к мировым проблемам и поиске средств на их решение, в этом ей помогала ее известность. Одри была вдохновлена этой работой.

В 1988 году в беднейшей стране Эфиопии были сильная засуха и голод, жизнь миллионов людей была под угрозой. Одри отправилась в самый неблагополучный район этой страны прояснить ситуацию и рассказать о ней всему миру. На пресс-конференции она воспользовалась шансом донести до мировой общественности, о том что люди в Эфиопии страшно голодают, слепнут от недостатка витаминов, не защищены прививками. Одри рассказывала, что видела малышей по размеру как годовалые, а на самом деле им было уже 5 лет.

Одри Хепберн в качестве посла

Теперь она посвятила себя работе с детьми из беднейших стран. В том же году она побывала в Турции и в Южной Америке, а в последующие годы в отдаленных частях Центральной Америки, Судане и во Вьетнаме. Пресса не освещала события, происходившие в этих странах, Одри удалось привлечь внимание мировой общественности, события были опубликованы в газетах. В 1992 году состоялась одна из самых трудных поездок Одри, поездка эта произвела на Одри сильнейшее впечатление.

В начале 90 х население Сомали составляло 8 млн. человек. Большинство из них голодало, не было правительства, чтоб остановить войну, не было посевов и скота, чтобы накормить умирающих людей. Одри была в ужасе, от всего что увидела. Да, люди видели картинки в газетах и по телевизору, но находится там, это было невероятно трудно. Актриса была подавлена увиденным, давала по 15 интервью в день, каждое из которых было наполнено сердечной болью и сильными чувствами. В 92 году Одри добилась того, чтобы США удвоили пожертвования в ЮНИСЕФ. Сумма составила более 46 млн. долларов. Когда-то, в голодные дни детства эта организация спасла ее от голода и Одри чувствовала, что должна вернуть этот долг.

Одри Хепберн в старости

В ноябре 1922 года, когда Одри вернулась из Сомали, она стала страдать от сильных болей в желудке. Анализы показали, что у нее последняя стадия рака, ей было 63 года. В Женеве Одри почувствовала, что может наконец-то отдохнуть. Через месяц, 20 января 1993 года, Одри Хепберн, пережившая голод в оккупированной Голландии, икона голливудского кинематографа и посол доброй воли – скончалась.

Одри о своей жизни: «Я давно решила не выдвигать жизни никаких требований, она даровала мне столько, сколько я и не смела ожидать. Но и я, кажется, сделала в жизни гораздо больше, чем могла надеяться».

«Миллионы людей, живущих сейчас в мире, даже не зная имени Одри, могли бы благодарить Одри за ее самоотверженный труд, за то, что она привлекла внимание всего мира к их нуждам» Сэр Роджер Мур - друг и коллега Одри.


Картины Леонардо да Винчи: "Мона Лиза", "Иоанн Креститель", "Дама с горностаем"

Картины Леонардо да Винчи: "Мона Лиза", "Иоанн Креститель", "Дама с горностаем"

Картина "Мона Лиза" написана в 1503-1519 гг. Техника написания картины уникальна, краска накладывалась очень тонкими, практически прозрачными слоями. Современные технологии не способны обнаружить след кисти художника или отпечаток пальца, а также выяснить количество слоев краски. Создается впечатление, что можно увидеть даже воздух на картине.

Мона Лиза картина Леонардо да Винчи

фото: mylouvre.su

Официально считается, что на портрете изображена Лиза Герардини (Лиза дель Джокондо 1479—1542 гг.), супруга флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо. Лиза Герардини была многодетной матерью из среднего класса, вела размеренный образ жизни.

Кто изображен на картине "Мона Лиза"?

По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель составлявший труды о современных художниках эпохи "Возрождения", Джорджо Вазари допустил ошибку в описание картины "Мона Лиза". В виде одного из доказательств, служит траурное одеяние "Джоконды", Лизе Герардини на момент окончания работ над "Моной Лизой" было всего 23 года и скорбить на тот момент ей было не по ком.

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи "Возрождения": биография, факты

Есть мнение о том, что на картине портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи - Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и "Мону Лизу" сообщив, что заказал её Джулиано Медичи. Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умна, приятна в общении. "Роковая женщина" можно назвать её так, многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею. Эти качества, можно связать с таинственной улыбкой "Моны Лизы", превосходство и власть над мужчинами.

Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет, Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование, Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью и его женские образы на картинах, часто относят к ранней потере матери.

Красота "Мона Лизы" соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне можно считать идеалом красоты того времени. Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение. Если смотреть прямо – улыбка исчезает.

Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая по задумке автора немного увеличена.

"Иоанн Креститель"

Картина Иоанн Креститель - Леонардо да Винчи

Картина "Иоанн Креститель" была написана в 1514-1516 годах. Картина необычна, у современников Леонардо она вызывала недоумение. Иоанна Крестителя изображали, чаще всего, степенным старцем, да Винчи же представил его юношей с изящными чертами лица и лукавым блеском в глазах. По данным исследователей, образом для написания послужил подмастерье Леонардо, Салаи, который пользовался особым расположением художника – он получил после смерти да Винчи часть его поместья и значительную сумму.

"Дама с горностаем"

Дама с горностаем Леонардо да Винчи

Картина "Дама с горностаем", написанная в 1489-1490 годах, изображает фаворитку герцога Людовико Сфорца Чечилию Галерани, с которой у Леонардо были дружеские отношения. В отличие от других художников своего времени, да Винчи написал девушку не в профиль, а с поворотом головы на три четверти, что подчеркнуло изящество шеи и плеч семнадцатилетней фаворитки.

Горностай в ее руках, вероятнее всего, отсылка к фамилии Галлерани, так как на древнегреческом «горностай» звучит как «гале». По другой версии, горностай действительно мог принадлежать молодой фаворитке – в те времена их разводили для ловли крыс и мышей, как кошек.

"Мадонна Литта"

Мадонна Литта Леонардо да Винчи

Годы написания картины "Мадонна Литта" вызывают споры, называются даты с 1478 до 1495-го. На ней изображена женщина, которая кормит грудью свое дитя. Интересно, что продольный разрез на одной груди ее зашит – так делали, когда отлучали ребенка от материнского молока, но на второй груди нитки, сшивающие разрез, порваны. Будто молодая мать приняла решение об отлучении от груди, но передумала и все же решила накормить свое дитя.

"Мадонна в скалах"

Мадонна в скалах картина Леонардо да Винчи

Картина "Мадонна в скалах" датируется 1483—1486 годами, пейзаж на которой оставался не на заднем фоне, а словно бы окружал фигуры святых. На полотне изображена встреча Иисуса и Иоанна Крестителя в младенчестве. Картина имеет интересную историю создания, существует две почти идентичные такие картины.

"Тайная вечеря" фреска Леонардо да Винчи

Изначально, написание картины заказали монахи для монастыря св. Франциска, однако, когда работа была выполнена, они отказались принять ее в таком виде – у святых не было нимбов. Кроме того, жест ангела, указывающего указательным пальцем на Иоанна, показался им неподобающим.

Тогда да Винчи продал свою картину в иные руки, монахи в ответ подали на него в суд. В итоге Леонардо написал вторую картину для монастыря, соответствующую заявленным ему требованиям. Однако же, некоторые историки предполагают, что вторая картина написана уже не самим Леонардо, а одним из его учеников.

"Туринский автопортрет"

Туринский автопортрет Леонардо да Винчи

Написан "Туринский автопортрет" был после 1512 года. На нем изображен пожилой, в возрасте примерно 60 лет, Леонардо да Винчи. Располагается рисунок в Королевской библиотеке города Турин и не выставляется по причине его чрезмерной хрупкости, изображение было написано сангиной на простой бумаге. Однако оно имеет множество репродукций и фотографий, это самое известное изображение да Винчи.


"Тайная вечеря" фреска Леонардо да Винчи

"Тайная вечеря" фреска Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» считается наиболее завершённой работой Леонардо да Винчи. Очень часто ее называют фреской, но есть мнение, что она не является таковой. Технология создания фресок предполагает работу по сырой штукатурке и не позволяет изменять изображение. Да Винчи же писал по сухой поверхности. Состав краски включал яичный желток, что в итоге отразилось на сохранении самой картины.

Тайная вечеря фреска Леонардо да Винчи

фото: upload.wikimedia.org

Над своей знаменитой фреской да Винчи работал целых три года. Желающих посмотреть работу Леонардо было столько, что в день открытия церковь не смогла вместить всех. Зрелище поразило прихожан настолько, что эмоции практически не поддавались описанию. Фреску трудно сравнивать с какой-либо другой росписью. Размеры трапезой неимоверно выросли. Глухую стену украсили окна, в которых открылся прекрасный горный вид. Стол, расположенный на возвышенности, идентичен столам этой маленькой монастырской столовой. Скатерть с незатейливым рисунком, обычная посуда. Тут в этом помещении, на стенах совершалось одно из самых драматических писаний.

Роспись "Тайная вечеря" была написана в период с 1495 г. по 1498 г., находится в трапезном зале монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Сюжет картины полон загадок и тайных знаков, тысячи энтузиастов по всему миру пытаются открыть её тайный смысл.

Картины Леонардо да Винчи: "Мона Лиза", "Иоанн Креститель"

Все, изображенное на фреске, происходит после того, как Христос сказал: «Один из вас предаст Меня». Слова, повлекшие недоумение, а затем бурную реакцию! Современники были поражены тем, как емко да Винчи изобразил учеников Спасителя. Эмоциональный Петр сию секунду схватился за нож, просит Иоанна, который был самым любимым учеником, узнать у учителя имя предавшего. Иаков Младший потянулся к Петру, чтобы уберечь его от необдуманного поступка. Рядом Андрей, уравновешенный брат Петра.

На самом краю Нафанаил – обычный человек, который внимает каждому слову Христа, хоть и не понимает полностью их смысл. На другом краю стола сидит Матфей, он повторяет слова Иисуса Симону и Фаддею. Апостол Фома, с большой вероятностью является очень близким для Леонардо человеком. Фома практически никому не верил, он должен был во всем убедиться самостоятельно. Он, постоянно находящийся в размышлениях, поднял палец, именно тот, который в ближайшее время будет вложен в раны воскресшего Иисуса. 

Сюжет «Тайной вечери» вызывает множество споров у искусствоведов. Длительное время не могли с точностью опознать личности апостолов. Лишь спустя годы, в дневнике Леонардо да Винчи, нашли описание картины и с точностью смогли определить, кого и в каком порядке изобразил художник.

Слева направо: Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда Искариот (предавший Христа), Петр (голова Петра обращена к Иоанну поэтому он считается пятой фигурой) , Иоанн, Фома, Иаков Зеведеев, Филипп, Матфей, Иуда Фаддей и Симон Зилот. С апостолом Иоанном есть загадка, некоторые историки и искусствоведы заявляют, что это был изображен не Иоанн, а Мария Магдалина. И действительно легкий, женственный наклон головы, тонкий лик и длинные волосы, говорят в пользу Марии Магдалины.

Тайная вечеря фреска Леонардо да Винчи в Милане

Автор объединил апостолов в группы по три человека. Фигура Христа является центральной и размещена так, что акцентирует внимание зрителя. Иуду художник разместил среди остальных апостолов, но в руках у него мешочек с серебряными монетами, а рядом на столе перевернутая солонка. Это символы опасности и предательства. На столе, за которым происходит действие, есть только вино и хлеб – элементы причастия.

Загадки и тайны картины Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Леонардо долго искал натурщиков для главных действующих лиц, Иисуса Христа и Иуды. Однажды в церковном хоре художник заметил молодого человека с одухотворенным и чистым лицом. Именно его он изобразил, рисуя Спасителя. С натурщиком для Иуды, все обстояло намного сложнее. Из-за отсутствия подходящего образа для Иуды работа с фреской встала, монахи проявляли все больше беспокойства по этому поводу.

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи Возрождения: биография, факты

Дошло до того, что настоятель пожаловался герцогу Сфорцу на Леонардо, на его бездействие. Они боялись отрешенности и задумчивости да Винчи, он мог не выходить на обед или ужин, заниматься  другими проектами. Леонардо был вызван к герцогу для дачи объяснений своего поведения и этапам проведения работ. В результате перебранки между настоятелем монастыря и да Винчи в присутствии герцога, Леонардо сказал настоятелю следующее: "если вы так сильно спешите, я могу взять как образ для Иуды, ваш лик". На этом обсуждение закончилось. После трёх лет поисков он случайно обнаружил подходящего мужчину, который спал пьяный в канаве. Леонардо велел доставить любителя выпить в свою мастерскую.

эскиз Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Эскиз "Тайной вечери"

Когда картина была закончена, пьяница удивил всех, заявив, что картина ему уже знакома. Выяснилось, что три года назад этот человек вел иной образ жизни, пел в церковном хоре и позировал художнику для изображения Иисуса Христа. Историки подтверждают вероятность этой версии. То есть изображение Христа и Иуды, Леонардо взял с одного и того же человека, но в разный период его жизни, и в этом есть определенный смысл. Борьба добра со злом в одном человека. В пользу этой версии, говорит определенное сходство в чертах лица Христа и Иуды.

В разное время помещение трапезного зала использовалось в качестве конюшни, казармы, оружейного склада, тюрьмы. Картина не раз подлежала реставрации. Во время бомбардировки Милана английской авиацией в годы Второй Мировой войны здание доминиканского монастыря было практически полностью разрушенными. Уцелела лишь стена с росписью да Винчи. Это было поистине чудесно! Возможно это знамение свыше и поэтому сегодня люди могут в полной мере оценить монументальную роспись.

Пять столетий «Тайная Вечеря» серьезно реставрировалась как минимум восемь раз. Новые слои красок, которые наносились во время реставраций, сильно исказили подлинник. От оригинального цвета осталось примерно половина. Это послужило основой причиной того, что девятая по счету реконструкция продолжалась почти 21 год, и это при том, насколько далеко шагнул технический прогресс. Закаменевшая за много веков пыль, грибок снимались крайне тщательно.

Легендарное творение Леонардо да Винчи вновь начало вдохновлять и поражать туристов со всего мира 26 мая 1999 года. Посетители снова могут увидеть путь, на который указывает людям Иисус Христос.


Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика, итоги

Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика, итоги

Иван Грозный (Иван 4-й Васильевич) – пожалуй, один из наиболее известных правителей России на всем протяжении ее истории. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с известнейшими людьми, изменившими историю Государства Российского.

Правление царя Ивана Грозного

фото: litvin.pl

Родился будущий правитель Руси 25 августа  1530 года в селе Коломенское, неподалеку от Москвы. По трагическому стечению обстоятельств отец Ивана скончался в 1533 г., когда ему было всего 3 года. Таким образом, номинально, будущий Иван Грозный стал правителем Руси в возрасте 3 лет. Мать его также скончалась в 1538 г., в результате чего детство Ивана прошло в атмосфере бесконечных дворцовых интриг, заговоров и борьбы за власть среди приближенных бояр, правивших Русью до момента совершеннолетия будущего царя. Все это не могло не сказаться на его характере. В 1547 г. Иван 4-й был повенчан на царство в Успенском монастыре московского кремля.

Будучи образованным и начитанным человеком, Иван Грозный понимал необходимость проведения реформ и преобразований в современной ему России, призванных сосредоточить всю власть в руках монарха, положив тем самым конец распрям и интригам среди приближенных бояр. Став полноправным правителем, он, вначале 1550-х гг., начинает ряд реформ: земскую (положившую начало сословно-представительской монархии в стране), судебную (приняв новый «судебник», являвшийся в те времена основным законодательным документом), губную (определяющую власть наместников). Также была образована система «приказов», являвшихся, по сути, прообразами будущих петровских «коллегий» и министерств. Это были: Посольский, Поместный, Челобитный, Пушкарский, Стрелецкий, Разбойный, Бронный, Печатный, Сокольничий и Земской приказы.

История правления Ивана Грозного

Отдельного упоминания заслуживают военные реформы Ивана Грозного. Будучи образованным правителем, он отчетливо понимал необходимость изменения внешней политика государства, избавления от давления татарских ханов на юге страны, расширения владений и завоевания выхода к морю. Все это диктовало необходимость создания современной и боеспособной армии. В 1550 г. Иван Грозный сформировал первое в России полурегулярное пешее войско стрельцов, вооруженных современным огнестрельным оружием. Оно кардинально отличалось от прежних феодальных формирований своим прямым подчинением государю, высокой боеспособностью и передовым по тем временам вооружением.

Реформы Ивана Грозного в 1550-х гг. избранная рада и опричнина

Наряду с реформами внутри страны, Иван Грозный кардинально преобразовал внешнюю политику государства. В самом начале своего правления он совершил ряд военных походов, в которых участвовал лично. Это были, прежде всего, три похода на Казань (1545-1552 гг.), результатом которых явилось падение Казанского ханства и присоединение его территорий к России. Такое событие бесспорно укрепило позицию, как России, так и лично Ивана Грозного на геополитической арене и дало ряд положительных последствий. Одним из них стало добровольное присоединение территорий сибирских ханств (в том числе хана Едигера) к России. Затем Иваном Грозным были предприняты два похода против Астраханского ханства, также причинявшего множество бед населению южных рубежей страны. Результатом этих походов стало взятие Астрахани, присоединение Астраханского ханства к России, и взятие столицы Золотой Орды Сарай-Бату.

поход Ивана Грозного на Казань

Осознавая острую необходимость России иметь выход в Европу для дальнейшего расширения торговли и укрепления экономики, Иван Грозный вначале 1558 г., начинает Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Эта война продлится 25 лет и принесет России весьма спорный результат. В начале военных действий русским войскам удалось одержать ряд побед и к 1560 г. Ливонский орден утратил большую часть своих крепостей и способность к сопротивлению. Однако столь резкое усиление России на Балтике не входило в планы и противоречило экономике ряда государств региона, прежде всего Швеции, Польши, Дании и Литвы.

В ходе длительных и многочисленных политических интриг земли Ливонского ордена переходят в состав вышеперечисленных государств, и Россия вынуждена противостоять коалиции мощных европейских держав. Результатом этого, стала затяжная, периодически затухающая и вновь возобновляющаяся война на западных рубежах России, итогом которой стало образование нового государства на карте Европы – Речи Посполитой. Территориально Россия получила некоторые незначительные преимущества по сравнению с началом войны, однако в целом Ливонская война не была удачной для России.

Иван Грозный великий князь московский и всея Руси: биография, детство, факты

Еще одним заметным новшеством во внутренней политике Ивана Грозного стало введение в 1565 г. Опричнины. С введением этого указа Россия оказалась разделена на две части: Опричнину и Земство. При этом опричники приносили царю клятву на верность, попадали под полную его власть и не могли общаться на равных с земскими помещиками. Таким образом, в поместьях опричников образовалось вооруженное войско, по сути, никем не контролируемое, получившее право разорять и грабить земских помещиков, устраивать погромы, прикрываясь именем государя и его интересами, а на деле преследуя лишь свои цели. Впоследствии в ходе вторжения в 1571 г. хана Девлет Гирея в Россию, опричники показали свою полную недееспособность. В столь критический для государства момент многочисленное войско опричников попросту отказалось воевать и собрать удалось лишь один полк, который, впрочем, также не был боеспособен. После этих событий Опричнина была упразднена.

Скончался Иван Грозный 18 (28 по старому) марта 1584 г. в возрасте 53 лет от болезни. Высказывавшиеся позднее версии об отравлении в ходе исследования останков царя в 20 веке подтверждения не нашли. С кончиной Ивана Грозного на Руси прервалась династия Рюриковичей, правившая несколько веков до этого, и наступило Смутное время.

Итоги правления Ивана Грозного

В настоящее время существует множество оценок историков относительно результатов правления Ивана Грозного, среди них есть как отрицательные, так и положительные. К отрицательным относятся; период Опричнины на Руси, поражение в Ливонской войне, опустошение казны из-за многочисленных войн, не прекращавшихся во время его правления, массовые казни и репрессии, из-за которых он собственно и заслужил свое прозвище Грозный. Еще одним моментом послужило то, что Иван Грозный не оставил после себя наследника, что и привело к наступлению Смутного времени в России.

Было множество и положительных достижений. Среди них окончательное избавление России от военной угрозы с юга, уничтожение Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств, позволившее сосредоточить военную мощь России на западных рубежах для активного влияния на европейскую политику. Также заметным достижением было реформирование армии, судебной практики, резкое усиление централизованной власти. Все это, безусловно, вывело Россию на новый уровень в тогдашних международных отношениях и заставило считаться с ней, как с ведущей державой, как в Европе, так и в Азии.


Леонардо да Винчи философ и творец эпохи "Возрождения": биография, факты

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи "Возрождения": биография, факты

Содержание:

  1. Леонардо да Винчи
  2. Детство и юность Леонардо да Винчи
  3. Леонардо да Винчи был и левшой, и правшой
  4. Поварское искусство тоже талант
  5. Таинственная «Мона Лиза»
  6. Несколько малоизвестных фактов
  7. Леонардо и Франциск I
  8. Леонардо да Винчи механизмы и чертежи
  9. Последние дни Леонардо да Винчи
  10. Дневники Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, о чем знают немногие, был внебрачным ребенком. Биологический отец сэр Пьеро, состоятельный нотариус и торговец 25 лет от роду, находясь в отпуске в городе Винчи (Италия), познакомился с юной девушкой, 15-летней крестьянкой по имени Катерина (некоторые историки считают, что она могла быть рабыней с Ближнего Востока). Роман длился недолго, и будущий отец вернулся в свой родной город Флоренцию.

Леонардо да Винчи и анатомия

фото: elimparcial.es

Леонардо родился на свет 15 апреля 1452 года в поселение Анчиано (Anchiano), вблизи небольшого городка Винчи, в независимой от Италии в то время Флорентийской республике. Первые 3 года своей жизни, будущий живописец провел с матерью, и изменил свой социальный статус исключительно потому, что у отца законных детей так и не родилось. Брак Пьеро с равной ему по статусу и положению, оказался бездетным. Отец забрал сына на воспитание.

Что интересно, один из самых известных живописцев, фамилии как таковой не имел, пусть и был признан отцом. «Да Винчи» - обозначение географического места происхождения, иными словами «родом из города Винчи». А если расшифровывать полное имя художника, то будет оно выглядеть так: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Единственно, что с указанием на то, что отец был «господином» (ser), то есть не самого простого рода.

Детство и юность Леонардо да Винчи

Отец надеялся приучить юного Леонардо к правовой практике, но будущий живописец оказался чужд общественной деятельности, ему было это не интересно. Зато он любил рисовать. Увидев склонность сына к творчеству, отец отправил его в одну из лучших в то время художественных мастерских во Флоренции, к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio).

да Винчи и его изобретения

В мастерской Верроккьо, Леонардо не только обучался живописи, но и изучал гуманитарные науки, приобрел навыки с работой по дереву, с кожей, гипсом, глиной и химическими элементами. Верроккьо был человеком неординарным с широким кругозором, любил и предпочитал не столько теорию, сколько практическую деятельность, ставил эксперименты и опыты. Эта страсть в поиске новизны и усовершенствовании старого, передалась и Леонардо да Винчи.

"Тайная вечеря" фреска Леонардо да Винчи

В своей мастерской Верроккьо нередко привлекал наиболее талантливых помощников к выполнению определенных заданий или фрагментов в своих работах. Так при работе с картиной "Крещение Христа", Верроккьо поручил Леонардо изобразить двух ангелов. Как позже было описано историками это взаимное творчество, учитель, взглянув на работу своего подмастерья, был настолько обескуражен и потрясен превосходством работы своего ученика, что положил кисть и больше к ней не притрагивался. Возможно, что событие было приукрашено или преувеличено.

Известно, что Леонардо был удостоен чести называться мастером в Гильдии святого Луки, получив в 20 летнем возрасте признание и открыв свою мастерскую, он продолжал общаться на протяжении нескольких лет со своим учителем. Что говорит, о том, что у них были хорошие и дружеские отношения.

Леонардо да Винчи большинством людей воспринимается как изобретатель, эксцентричный человек и живописец. Между тем первым из освоенных им профессиональных навыков была музыка: он великолепно играл на лира да браччо (струнный смычковый инструмент). И на этом поприще существенно преуспел.

Леонардо да Винчи был и левшой, и правшой

Довольно известный факт: да Винчи в равной степени владел обеими руками. В медицине такие люди называются амбидекстрами. Вопрос в другом: врожденная это была способность, или же художник старательно ее развивал. У историков и искусствоведов нет единого мнения. Превалирует точка зрения, что Леонардо все же изначально был левшой, а владение правой рукой было приобретено путем упорных упражнений.

Леонардо да Винчи и его творения

При этом среди амбидекстров он тоже стоит особняком, поскольку художник мог совмещать два действия сразу: одной рукой записывал свои мысли, другой при этом был способен живописать. Большинство своих записей Леонардо делал зеркальным образом (те, которые писались левой рукой): прочитать его заметки можно только используя зеркало.

Поварское искусство тоже талант

Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком. В том числе – и хорошим кухарем. Кулинарией он интересовался вплотную, разработал несколько собственных рецептов, которые до сих пор высоко ценятся в ресторанах, большое внимание уделял сервировке, считая, что от подачи блюда во многом зависит его вкус. Леонардо успел побывать в должности шеф-повара в таверне "Три улитки" во Флоренции, пока последнее не сгорело.

Картины Леонардо да Винчи: "Мона Лиза", "Иоанн Креститель", "Дама с горностаем"

Умение правильно накрыть стол спасало художника в тяжелые моменты жизни: целых 13 лет он оставался распорядителем пиров в Милане. Заодно изобрел ряд приспособлений, которые облегчали поварам их нелегкий труд. Несмотря на то, что сам Леонардо (по косвенным свидетельствам) придерживался вегетарианства, его коронным блюдом считалось мясо, тушеное со специями, нарезанное тончайшими ломтиками и покрытое поверх тушеными же овощами.

Некоторые его чертежи и зарисовки, таинственные механизмы, принятые воспаленными умами о всемирном господстве за тайное оружие, на самом деле были не чем иным, как кухонными механизмами, предназначенными для отделки мяса, измельчители мяса, круп и т.п. Чем бы ни занимался и где бы не находился Леонардо да Винчи, изобретение была его страсть.

Таинственная «Мона Лиза»

Как бы ни был талантлив и разносторонен да Винчи, все же в первую очередь он был живописцем. Именно с его полотнами и связаны основные загадки биографии Леонардо. А самая знаменитая и таинственная его работа – это «Мона Лиза» и её загадочная улыбка. Оставим в стороне чисто искусствоведческие загадки с красками и слоями, нам будет достаточно исторических – и странных событий, связанных с полотном. Например, чем вызвана улыбка натурщицы?

Леонардо да Винчи Мона лИза

Версий имеется множество. По одной из них, Мона Лиза улыбается оттого, что знает о своей беременности – в отличие от всех остальных. По другой улыбка вызвана усилиями шутов и музыкантов, присутствовавших на сеансах написания портрета. Ученым удалось установить, какие чувства выдает загадочная улыбка. В основном она выражает счастье – его в улыбке целых 83 процента. Имеется там также пренебрежение в количестве 9 % - оно было весьма характерно для представителей высшего общества, вынужденных общаться с низшими слоями, 6 % отводится на страх (и чем он вызван?), а 2 – на злость. Возможно вполне объяснимую: позировать долгими часами довольно утомительно.

"Мона Лиза" не в состоянии преследовать зрителей взглядом в зале Лувра - ученые

Еще один интересный момент, улыбка Джоконды меняется с годами. Уголки губ женщины понемногу поднимаются, а сама улыбка становится шире. При этом еще и сохраняется ощущение, что женщина следит глазами за всеми, кто попадает в ее поле зрения. Все это стало возможно благодаря очередному изобретению да Винчи, «эффекту Сфумато» (итал. sfumato - исчезающий как дым). Объекты, изображенные на полотне, четкими границами не скованы, очертания размыты и как бы перетекают друг в друга. Говорят, великий флорентиец советовал тренироваться в таком особом взгляде на мир, для чего следовало всматриваться в облака, расплывающееся на стене пятно сырости или просто в грязь или пепел.

С «Моной Лизой» связаны поистине детективные истории. Главная из них – похищение полотна из Лувра его же сотрудником, Винченцо Перуджей. Зачем он это сделал, так и не удалось установить точно. Наиболее достоверная идея – хотел вернуть картину на родину. Портрет не могли найти почти три года. И за это время было продано минимум 6 копий, причем за деньги, запрашиваемые за оригинал. Пока картину искали, в тюрьме успел посидеть в качестве подозреваемого поэт Аполлинер, еле сумел оправдать себя Пабло Пикассо. Когда картина все же была найдена, популярность «Джоконды» взлетела до небес. Это мог быть и хитрый пиар ход.

Винченцо Перуджей похититель Джоконды

Винченцо Перуджей похититель "Мона Лизы"

В годы второй мировой «Мону Лизу» в числе прочих экспонатов Лувра вывезли в строжайшей тайне. Временное местонахождение картин было раскрыто уже по окончании боевых действий. Такая секретность оказалась полностью оправданной: как выяснилось, Третьим рейхом была организована целая команда во главе с немецким искусствоведом Гансом Поссе, чьей задачей было нахождение наиболее известных полотен и организация самого большого мирового музея в Линце.

"Усатая Джоконда" Марселя Дюшана продана на аукционе "Сотбис" более чем за 630 тыс. евро

В 1962-м самая известная картина да Винчи стоила $ 100 млн., а в 2009-м ее оценили уже в $ 700 млн. Чтобы затруднить доступ вероятных злоумышленников к полотну, Лувр вложил больше $ 5 млн. на меры безопасности: под «Джоконду» был выделен отдельный зал. На перепланировку понадобилось целых четыре года. Зато были решены сразу две задачи: безопасность полотна обеспечена на высшем уровне, а само оно стало доступнее для зрителей. Раньше посетители вынуждены были часами стоять в очереди, чтобы посмотреть на картину. Да и сама она несколько терялась на фоне прочих экспонатов.

Кстати, еще при жизни Леонардо «Мона Лиза» была необычайно популярна. Настолько, что дамы стремились походить на нее, ради чего подбривали волосы, делая лоб более выпуклым, выщипывали брови. Какими способами добивались «интересной бледности» - разговор отдельный.

Несколько малоизвестных фактов

Леонардо да Винчи уделял большое внимание зрению человека, точнее, его виденью изображения, восприятию. Как человек видит и понимает картину, на что уделяет особое внимание. "Хороший художник должен связать два элемента воедино, это человек и его намерения" говорил да Винчи - "человека изобразить легче, намерения сложнее, ибо оно проявляется в жестах и движениях тела, его конечностях".

Леонардо да Винчи анатомические рисунки

Намереваясь более детально изучить жесты и движения человека, Леонардо приступает к углубленному изучению анатомии человека. Для того чтобы подробнее разобраться в человеческой анатомии, он получил разрешение на расчленение умерших. Изучал строение человеческого тела на трупах. Зарисовки внутренних органов, сердца, мышц и костей человека, органов выделения, в истории изучения строения человека представлены одни из самых первых.

Леонардо и Франциск I

Король Франции в 1516 году "пригласил" Леонардо в свою страну, где он и прожил последние годы своей яркой и насыщенной жизни. Милостью Франциска Первого, Леонардо получил официальное звание главного инженера, архитектора, и художника при дворе. Высокие договаривающиеся стороны составили контракт, в который, по настоянию да Винчи, внесли пункт, согласно которому за живописцем закреплялась «свобода грезить, мыслить и творить». Однако договоры не особо помогают в подобной ситуации: ничем примечательным «французский период» в жизни Леонардо не ознаменовался. Живописью во Франции да Винчи почти не занимался. Основными его занятиями были организации праздников при дворе короля, планированием конструкции нового дворца, проектом канала между двумя реками, а также конструкцией новой лестницы в Шамборском замке.

Затосковав по родине и потеряв интерес к искусству, Леонардо проводил много времени в беседах со священниками, коих в замке короля было всегда предостаточно. Этот период жизни Леонардо историки отмечают, как наиболее приближенный к Богу. Леонардо да Винчи в чужих землях стал религиозен, он все больше размышлял о Боге и религии.

Обращая внимание на период застоя в жизни да Винчи, нужно сказать, о том, как он попал во Францию. Историческое сражение, битва при Мариньяно, сражение Франциска I за Миланское герцогство. Полная победа Франциска I над Львом X привела его в Милан и первое, что он захотел увидеть это "Тайную вечерню" в церкви Санта-Мария делле Грацие.

Король был в восхищение от увиденного, собрав своих придворных архитекторов и художников, он велел перенести фреску во Францию, даже если при этом придется перевести всю церковь. Поломав голову над прихотью короля, придворные архитекторы сообщили, что сделать этого невозможно. Фреска будет повреждена и утрачена навсегда. Смирившись с обстоятельствами, король принял другое решение: "раз уж я не могу забрать с собой картину, то заберу художника, пусть он мне изобразит произведения не менее гениальные". Так Леонардо да Винчи попал во Францию и хоть к нему относились с почтением и уважением, творить во Франции он так и не смог. Последней работой Леонардо был механический лев, который мог самостоятельно передвигаться.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Многие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение - это первый "унитаз".

Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I первое, что его поразило в Париже, знаменитом городе любви и романтики, так это его зловония, да, да именно зловония. У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого "унитаза", специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проводки водопровода в замок, в итоге "чудо-изобретение", так и осталось на бумаге.

Последние дни Леонардо да Винчи

За два года до своей смерти у Леонардо стала отниматься правая рука. Ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. В последние годы жизни ему помогал один из его учеников - Франческо Мельци. Который в последующем остался распорядителем картин и экспонатов, а также рукописей Леонардо.

Леонардо да Винчи и Франциск I

По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой, и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I.

Дневники Леонардо да Винчи 

В 1994-м компьютерный магнат Билл Гейтс купил за 30 млн. долл. Codex Leicester (Лестерский кодекс) – все рукописные заметки да Винчи, которые дошли до нас. Заметим, что жадничать Гейтс не стал, и собрание работ художника вот уже 15 лет демонстрируется в музее Сиэтла.

Доказано, что да Винчи имел психологическое отклонение в виде дислексии. Она еще называется словесной слепотой и проявляется в нарушениях способности к чтению. Есть мнение, что его «зеркальное письмо» - это проявление дислексии. Впрочем, не менее популярна точка зрения, согласно которой художник, таким образом, пытался законспирировать свои изобретения.


Строительство Исаакиевского собора в Петербурге

Строительство Исаакиевского собора в Петербурге

Исаакий Далматский в давние эпохи был почитаем в России. К примеру, во времена правления Петра Великого, в Северной столице в разное время были построены четыре храма. Пётр I с трепетом относится к этому святому, так как был рождён в день памяти великого преподобного Исаакия.

Первая Исаакиевская церковь

фото: aeslib.ru - первая Исаакиевская церковь

Первая церковь располагалась в районе современного Адмиралтейства, там, где в XXI веке функционирует фонтан. Здание церкви перестроили из старого сарая, где хранились чертежи. Материалом для строения культового сооружения послужило дерево. Оно было в один этаж с небольшой звонницей и маковкой. Расположение возведённого культового сооружения оказалось крайне неудачным. Выглядело оно сырым и холодным.

Вторая церковь строилась из камня и располагалась на месте современного Медного всадника. Строилась она долго, умирали один за другим зодчие, возводившие её. Когда церковь возвели, она тоже оказалась с недостатками. Фундамент здания постоянно был мокрым от вод, находящейся рядом Невы. Пётр приказал обследовать церковь. Комиссия вынесла решение, о том, что здание не может быть сохранено. Велено было произвести возведение новой обители церкви, но уже подальше от Невы.

vtoroy_isaakiyevskiy_sobor.png

Второй Исаакиевский собор

Третья церковь предполагалось построить на том месте, где в настоящее время стоит Исаакиевский собор. Создание проекта и возведение собора проходило уже после смерти Петра Великого, во времена правления Екатерины II. Проект так долго создавался, что Екатерина II скончалась, а автор, не достроив здание, уехал за границу.

Процесс передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви займет до трех лет

После прихода к власти Павла I, собор был ускоренно достроен. Архитектор отказался от облицовки мрамором, сделал купол меньше того, как предполагалось изначально. Размер здания тоже был уменьшен. Было решено отказаться от возведения четырёх малых куполов. Здание получилось не соответствующее времени.

Строительство Исаакиевского собора

Александр I принимает решение о постройке нового собора, но перестраивая старый. Царь стремился сохранить ранее освящённые алтари. Было создано несколько проектов, но царя они не устраивали. До тех пор, пока заняться планировкой поручили, вернувшемуся из Франции, молодому Огюсту Монферрану. Автор сделал более двадцати рисунков, представляющих разные стили. После того как Монферран был назначен архитектором, он принимает решение оставить от старой церкви две стены с севера и юга. Все остальное признано негодным и должно быть разобрано.

третий Исаакиевский собор

Третий Исаакиевский собор

По проекту Монферрана собор должен был украшать один большой купол, а четыре малых должны его окружать с разных сторон.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось почти полвека, а именно 40 лет. Следил за строительством новый император Николай I. Фундамент старой церкви укреплялся при помощи свай, и длилась эта перестройка почти пять лет.

Красивые колонны вырубались в каменоломне из целого куска мрамора. Каменоломня была недалеко от Выборга. Цельные колонны перевозились на судах с плоским дном, произведённых на российском заводе.

Хронология строительства Исаакиевского собора

История строительства Исаакиевского собора

По задумке автора колонны портиков устанавливались раньше несущих стен. После их установления возводились стены. Облицовка из мрамора скреплялась к уже готовым стенам. Перекрытия были сделаны не из кирпича, а из чугуна. Облегчённые перекрытия сократили нагрузку колонны и стены.

Для возведения купола были отлиты металлические оболочки. Купол впоследствии был позолочен при помощи червонного золота. Несмотря на применение большого количества чугуна, металла, золота, для сооружения купола. Он обошёлся всё равно дешевле на два миллиона, того аналога, который был бы возведён по старым технологиям.

Исаакиевский собор история строительства

После окончания строительства в высоту собор возвышался почти на 102 метра, а его общая площадь была более 4000 м.кв. В Барабане Исаакиевского собора и на портиках было поставлено 72 колонны из монолитного гранита. На западе портика была установлена скульптура Монферрана. Алтарь в соборе, в отличие от требований, стоит не чётко на восток, а скорее на северо-восток.

Таким образом, возведение культового сооружения имени святого Исаакия происходило при монархах:

1. Первая и вторая церковь строилась при Петре Великом.

2. Третья церковь строилась во времена Екатерины II и Павла II.

3. Исаакиевский собор строился при Александре I и Николаем I.


Иван Грозный великий князь московский и всея Руси: биография, детство, факты

Иван Грозный великий князь московский и всея Руси: биография, детство, факты

Царь Иван Грозный — это первый русский венчанный царь. Правитель, при котором Россия стала превращаться в Империю. В состав России входит целый ряд территорий не русских, это положило начало процессов формирования Империи. Иван IV Грозный во время царствования провел множество важных реформ, связанных с военной службой, судебной системой и управлением государства в целом. Значительно расширил границы Руси, покорив Астраханское и Казанское ханство. При нём была присоединена Башкирия и Западная Сибирь.

юнный Иван Грозный

фото: youtube.com

Отец Ивана Грозного, Василий III, был из рода Рюриковичей. Мать будущего царя, Елена Глинская литовская княжна, родила Ивана в селе Коломенское, где в честь этого события построили храм – церковь Вознесения Господня.

Рождение и юность царя

К восьми годам Иван Грозный остался без родителей. В 1533 году умер отец будущего царя, а в 1538 году его мать. Как позже выяснили ученые в останках Елены Глинской, содержалось большое количество соли и ртути это говорит о том, что её отравили.

Это была первая женщина-правительница на Руси, которая была отравлена. Детство его было трудным. Жестокое воспитание попечителей повлияло на характер ребенка, мечтавшего о власти. Большой след в памяти юного Ивана IV оставил московский пожар, во время которого сгорело более 20 тысяч строений.

Иван Грозный в юности

В 15 лет Иван Грозный стал полноправным самодержцем. В 1547 году, в московском кремле, на великого князя были возложены царские знаки и митрополит дал ему свое благословение.

Проведенные реформы

Начиная с 1549 года, Иван IV осуществляет реформы, основой которых является централизация государства. В том же году впервые созывается Земский собор, где собираются представители разных сословий. Создаётся сословно-представительная монархия.

Реформы Ивана Грозного в 1550-х гг. избранная рада и опричнина

В 1550 году московские дворяне получают земли с поместьями в области Москвы и образуется стрелецкое войско. В 1855-56 годах Иван Грозный отменяет кормления и принимает законодательный акт, известный как Уложение о службе. Вотчинники, как и помещики, обязываются выставлять воинов в полном вооружении.

Иваном Грозным формируются стрелецкий, поместный, посольский, печатный и другие приказы. Посольский приказ занимался выкупом пленных у золотой орды, для чего был введён специальный налог на землю.

Постоянные налёты Казанского ханства на приграничье Руси сподвигли Ивана IV на военные походы против соседних разорителей. После подчинения нескольких ханских земель, возле Казани было приказано построить крепостное укрепление - Свияжск. Эта крепость стала опорным пунктом для Ивана Грозного при наступлении на Казань.

Иван Грозный биография

Успешная осада Казани стала возможна благодаря военным реформам, увеличившим и укрепившим русское войско. Под Казанскими стенами прорыли подкопы, в которые были заложены пороховые бочки. После взрывов в стенах образовались проломы, и по завершении длительного штурма крепость удалось захватить.

Другие конфликты при Иване IV

Московский посол Севастьян Авраамов, отправленный в Астрахань для налаживания торговых отношений, по прибытии был взят под стражу и сослан на каспийские острова. Этим действием, Астраханский хан Ямгурчей дал Ивану Грозному повод для объявления войны.

Впервые, русские войска столкнулись с астраханскими у села Черный Яр. В июне 1554 года, астраханское войско было разбито. Взятие самой Астрахани прошло без боя, так как гарнизон селения был незначительным.

Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика, итоги

Первой предпосылкой для войны со Швецией, начатой в 1554 году и законченной в 1557, стало заключение русских купцов в городе Стокгольм. В 1555 Шведская армия взяла в осаду крепость Орешек. Годом позже, русское войско общей численностью в 25 тысяч нанесло сокрушительное поражение шведским войскам возле Кивинебба. Густавом первым был предложен мир. Враждовавшие стороны заключили перемирие на 40 лет.

Конец царствования оказался для Ивана Васильевича трагичным, была проиграна Ливонская война, Россия утратила все приобретения в Прибалтике. Неприятности на политической арене, совпали с болезнью и последующей смертью старшего сына и наследника царевича Ивана. Возможно достоверно мы уже не узнаем, что на самом деле произошло ноябрьской ночью 1581 года, но можно утверждать, что известная картина И. Репина не соответствует действительности.

Сохранились документы, свидетельствующие, что царевич разнемогся и к нему в Слободу вызвали врачей из Москвы, но лечение оказалось безуспешным и через 11 дней Иван Иванович умер. Единственным законным наследником остался слабоумный Федор, на котором и закончилась династия.

smert_ivana_groznogo.jpg

Потрясенный царь велел написать список казненных по его приказу и отправить их в монастыри вместе с денежными взносами на молебен о покойных. Судя по списку во время опричнины было убито около 4 тысяч человек. Палачи иногда не успевали записывать данные о казненных, указывали просто «Имена их ты господи, веси». Управляющий конторой английской — московской компании Джером Горсей, хорошо запомнил день 18 марта 1584 года. Утром царь Иван Васильевич пригласил его в сокровищницу и рассказывал ему о достоинствах таких-то и таких-то камней. Приняв баню, царь повелел нести шахматы, сел за игру и вдруг ослабел и повалился навзничь.

Так, если верить Горсею закончилось правление одного из самых знаменитых московских государей. У историков нет единого мнения на этот счет. Исследования костных останков царя, показали обилие в них ртути, но это могло произойти и от использования в медицине обычных в той поре мазей, которыми царь лечился от сифилиса.

По мнению историка и литератора Николая Карамзина, Ивану Грозному были свойственны мудрость и проницательный ум в начале правления, и деспотичность к концу его царствования.


Pages: << < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... > >>