Информационное издание

Астрономы открыли новый источник тепла, разогревающий недра лун Юпитера

Американские планетологи просчитали поведение недр Европы, потенциально обитаемого спутника Юпитера, и пришли к выводу, что ее подледный океан разогревают не только приливные силы, порождаемые притяжением газового гиганта, но и гравитационные взаимодействия с тремя другими крупными лунами Юпитера. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба университета штата Аризона.

Европа спутник Юпитера

фото: v-kurse.ru

"Это открытие сильно удивило нас, так как луны Юпитера значительно меньше, чем сама планета-гигант. Мы просто не ожидали, что они могут порождать столь мощные приливные силы", - заявил Хэмиш Хэй (Hamish Hay), планетолог из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (штат Калифорния), чьи слова приводит пресс-служба университета штата Аризона в Тусоне (США).

Европа представляет собой один из четырех крупнейших спутников Юпитера, открытых Галилео Галилеем еще в XVII веке. Ее поверхность покрыта льдом, под которым существует многокилометровый океан. Сегодня планетологи считают его одним из вероятных прибежищ внеземной жизни. В пользу этого говорит то, что этот океан обменивается газами и минералами со льдом на поверхности, а также наличие веществ, необходимых для существования микробов.

Считается, что этот подледный водоем остается жидким благодаря тому, что недра данной луны планеты-гиганта постоянно сжимают и растягивают приливные силы, вырабатываемые гравитационными взаимодействиями Европы и Юпитера. Аналогичные процессы, по мнению планетологов, происходят и в недрах трех других галилеевских лун - Каллисто и Ганимеда, в чьих недрах тоже существуют подледные океаны, и Ио, самого вулканического мира Солнечной системы.

Хэй и его коллеги заинтересовались тем, как гравитационные взаимодействия самих галилеевских лун будут влиять на поведение их недр. Дело в том, что аномально высокий уровень вулканической активности Ио, а также сам факт существования подледных океанов на Европе, Каллисто и Ганимеде, указывают на наличие других источников тепла, разогревающих их материю, помимо приливных сил, порождаемых притяжением Юпитера.

Космические гравитационные "качели"

Опираясь на эту идею, ученые просчитали то, как сближения и удаления четырех крупнейших лун Юпитера с планетой-гигантом и их ближайшими "соседями" будут влиять на поведение воды в их подледных океанах, а также жидкой магмы в недрах Ио. Эти расчеты подтвердили, что одних приливных сил, порождаемых Юпитером, будет недостаточно для того, чтобы недра галилеевских лун оставались жидкими.

Источником этого тепла, как показывают расчеты планетологов, были сами океаны лун Юпитера, периодически сжимающиеся и расширяющиеся с определенной частотой в результате гравитационных взаимодействий между Ио, Ганимедом, Каллистой и Европой. Ученые обнаружили, что они вырабатывают необычно много тепла из-за того, что луны находятся в так называемом "приливном резонансе".

"Приливные резонансы порождают значительно больше тепла, чем другие типы подобных взаимодействий. К примеру, если толкнуть и отпустить какой-то объект, то он начнет качаться и резонировать на определенной частоте. Если продолжать толкать объект с подобной частотой, его раскачивания будут становиться все сильнее и сильнее, подобно тому, что происходит, если вы качаетесь на качелях", - пояснил Хэй.

В прошлом ученые не считали, что подобные колебания могут играть значимую роль в разогреве лун Юпитера, так как их океаны обладали слишком большой толщиной для того, чтобы на них могло подобным образом действовать притяжение газового гиганта. Расчеты планетологов показывают, что это не так в случае с межлунными взаимодействиями - их взаимные сближения и удаления друг от друга порождают мощные и быстрые волны в их океанах, разогревающие их воду или расплавленную материю.

Проверка этой теории, как отмечают ученые, станет возможной после того, как к Юпитеру прибудет новое поколение зондов, таких как европейская межпланетная станция JUICE, которая сможет проследить за изменениями в облике и свойствах галилеевских лун по мере их движения по орбите. Если теория Хэя и его коллег верна, то взаимодействия Европы, Ио, Ганимеда и Каллисто будут особым образом влиять на их магнитные поля и облик поверхности, что можно будет уловить, используя камеры, магнетометры и другие инструменты этих зондов.

11.09.2020 17:19