Информационное издание

Австралийские ученые впервые смоделировали скелет самой древней в мире рыбы

Исследование одного из старейших в мире видов рыб, проведенное австралийскими учеными, дает новое представление об эволюции как рыб, так и наземных животных. Это следует из доклада, опубликованного в журнале Nature.

Латимерия

фото: scubadivingresource.com

Латимерии - чрезвычайно редкие рыбы. До 1938 года, когда у берегов Южной Африки был выловлен первый в современной истории экземпляр, этот современник динозавров вообще считался вымершим много миллионов лет назад. Однако изучение этой уникальной древней рыбы, по мнению ученых из университета Флиндерса в Аделаиде, поможет по-новому взглянуть на эволюцию не только рыб, но и сухопутных животных.

Дело в том, что, как выяснили ученые, череп этой древней рыбы разделен пополам специальным "внутричерепным суставом". По словам профессор Джона Лонга из университета Флиндерса, именно детальное изучение строения черепа рыбы и процессов его формирования дает возможность понять эволюцию животных. "Мы считаем, что формирование этого особого сустава, вероятно, вызвано уникальным развитием нотохорды (стержневидное образование, проходящее по продольной оси тела и служащее временным скелетом у эмбрионов всех хордовых). У рыб она обычно вырождается в маленький прутик под мозгом, а у латимерии наоборот - увеличивается, чтобы стать в 50 раз больше мозга", - рассказал ученый.

Австралийские ученые впервые смоделировали скелет самой древней в мире рыбы

На протяжении многих лет малый размер мозга латимерии оставался загадкой для ученых. Теперь, когда команда ученых получила возможность изучить формирование и развитие черепа рыбы на разных стадиях ее развития, стали понятны этапы эволюции черепов различных животных и человека. "Процесс роста мозга латимерии очень необычен, особенно по сравнению с приматами и человеком - у нас мозг растет и кости черепа раздвигаются, следуя за его ростом. У латимерии мы видим совершенно отличную картину - мозг почти не растет, а полость заполняется суставом", - пояснил Лонг.

Simbakubwa

Ученые обнаружили в Кении останки гигантского ископаемого млекопитающего

Для изучения всех этапов формирования черепа латимерии ученые использовали современные методы визуализации и 3D-моделирования. Они оцифровали скелет рыбы и "вырастили" его с помощью компьютерной модели начиная с возраста малька до взрослой особи. "Наше исследование показало, что своеобразный "сустав" формируется в черепе рыбы из хрящевого стержня или нотохорды, и он предотвращает окостенение черепа латимерии", - добавил Лонг. По мнению ученого, полученные им данные уникальны и дают свежий взгляд на целое направление в науке об эволюции позвоночных.

Латимерии - единственный современный род лопастепёрых рыб, один из все еще живущих видов ископаемых. В настоящее время известно два вида латимерий, один из которых был открыт в 1938 году у южного побережья Африки, и второй - в 1997 году возле острова Сулавеси в Индонезии. Длительное время считалось, что эти рыбы практически не изменились за 400 млн лет. Относительно далекие их родственники стали предками всех наземных позвоночных.

19.04.2019 14:38

Нам дали понять, что "место занято": секреты Луны
Гадали о происхождении спутника, мечтали ступить на поверхность, представляли себе лунных жителей.
Спецназ ФСБ грузил деньги в бронежилеты при обысках
Большинство арестованных являются сотрудниками спецподразделения «Альфа» и группы спецназначения «Вымпел».
Атомная подводная лодка: тайна «Лошарика»
Об инциденте, произошедшем с одним из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны, известно мало.
"Сидел при всех": из своих 62 лет Анатолий Ганне провел в заключении 33
– Я родился в 1956 году, при Хрущеве, Сталина чуть-чуть не застал.
15 лет в глуши: философ-отшельник Володя
Володя не любит, когда его называют отшельником: звучит громко, а смысла не отражает.