Главная / Наука и технологии / Биологи нашли в зеленом чае вещество, заставляющее раковые клетки самоуничтожиться

Американские молекулярные биологи выяснили, что одно из летучих веществ, присутствующее в зеленом чае, способно уничтожать раковые клетки, заставляя их производить молекулы белка p53, отвечающего за проверку целостности генома. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Политехнического института Ренсселера со ссылкой на статью в британском научном журнале Nature Communications.

фото: Tastetea.ru

"Вещество EGCG является одним из главных антиоксидантов, присутствующих в зеленом чае. Мы обнаружили, что это летучее соединение может взаимодействовать с белком p53, главным геномным стражем организма, что открывает дорогу для создания лекарств от рака и объясняет то, почему зеленый чай полезен для носителей опухолей", - заявил профессор Политехнического института Ренсселера в Нью-Йорке (США) Ван Чуньюй, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Многие виды раковых опухолей возникают в результате появления мутаций в гене p53. Он ответственен за синтез белка, который отвечает за включение механизма самоуничтожения клетки при появлении серьезных повреждений в ее нити ДНК. По этой причине появление мутаций в p53 приводит к тому, что опухоль становится очень стойкой к действию химиотерапии, которая вносит массу мутаций в геном раковых клеток.

В последние годы ученые обнаружили, что в некоторых случаях ген p53 остается неповрежденным, однако уровень его активности падает из-за появления мутаций в других участках ДНК, таких как ген MDM2, которые защищают здоровые клетки от случайной гибели, нейтрализуя "лишние" молекулы белка p53. Это заставляет биологов искать способы повторной активации p53 и подавления других генов в надежде на то, что раковые клетки самоуничтожатся.

Природное лекарство от рака

Профессор Ван Чуньюй и его коллеги выяснили, что подобную роль может исполнять вещество EGCG (галлат эпигаллокатехина), одно из летучих веществ из класса катехинов, присутствующее в листьях зеленого чая и ряда других растительных продуктов. Оно представляет собой мощный антиоксидант, способный подавлять воспаления в организме человека и животных.

Экспериментируя на культурах раковых и здоровых клеток, американские молекулярные биологи обнаружили, что молекулы EGCG активно соединялись с p53. Детально изучив их взаимодействие, ученые выяснили, что это приводило к активации белка и уничтожению раковых клеток.

"Мы обнаружили, что молекулы летучего вещества EGCG могут связываться белком p53 в той же точке, где к нему присоединяется белок MDM2, который отвечает за разрушение его молекул. Это приводит к тому, что концентрация p53 в раковых клетках растет, что в итоге позволяет ему запустить программу самоуничтожения внутри них", - пояснил профессор.

Открытие подобного свойства у EGCG, как считают Ван Чуньюй и его коллеги, позволяет использовать этот компонент зеленого чая в качестве основы для создания новых типов противораковых лекарств, способных воздействовать даже на самые стойкие типы опухолей, в которых активность белка p53 максимально подавлена.