Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / Блуждающие в космосе планеты-бродяги могут скрывать жизнь

Блуждающие в космосе планеты-бродяги могут скрывать жизнь

Человечество не теряет надежды обнаружить внеземную жизнь, но, возможно, поиски ведутся не в тех местах. Изучение потенциально обитаемых миров сосредоточено на экзопланетах, вращающихся вокруг звёзд, подобных Солнцу. Однако некоторые учёные полагают, что планеты-бродяги, гравитационно не связанные со звёздными системами и не получающие свет и тепло, тоже могут поддерживать жизнь в скрытых подлёдных океанах.

планеты бродя или сироты могут содержать жизнь

фото: nuncaabandonestusuenhoo.blogspot.com

Планеты-бродяги – межзвёздные объекты планетарной массы, которые свободно перемещаются в космическом пространстве после того, как были выброшены из своих звёздных систем.

В недавнем исследовании астробиолог Манасви Лингам из Технологического института Флориды предположил, что под внешним слоем льда таких планет могут существовать условия, пригодные для жизни.

psiheya_asteroid.jpg

НАСА планирует миссию на "богатый" астероид, или космическое тело оценено в 10 000 квадриллионов долларов

Для выживания микроорганизмов необходима вода, но экстремальный холод межзвёздного пространства не позволит океанам находиться в жидком состоянии. Вместо этого на поверхности образуется толстый слой льда, который изолирует внутреннюю часть планеты от холода. В этом случае под поверхностью планеты может находиться вода. В нашей Солнечной системе есть убедительные доказательства такого сценария: океаны под ледяными поверхностями спутника Сатурна – Энцелада, а также спутников Юпитера – Европы и Ганимеда.

Ещё одно условие для сохранения воды – её нагрев. Исходящая из недр планеты геотермальная энергия будет выделять достаточно тепла, чтобы поддерживать океаны в жидком состоянии, а внешний ледяной слой и, возможно, плотная водородная атмосфера выступят в качестве «одеяла».

Астрономы пытаются обнаружить жизнь на скалистых планетах, подобных Марсу и вращающихся вокруг своих звёзд. Но, по мнению Лингама, такие планеты могут свободно перемещаться в космическом пространстве и при этом обладать богатой биосферой.

Планеты вне Солнечных систем

Планеты-бродяги встречаются чаще, чем принято считать, утверждает учёный. На каждую обнаруженную звёздную систему приходится 30-40 планет-бродяг, свободно путешествующих в межзвёздном пространстве.

глубокий космос и его тайны

По данным NASA, обнаружено уже свыше 3000 звёздных систем, в каждой из которых содержится несколько планет земной группы.

Некоторые учёные предполагают, что только в Млечном Пути число таких систем может доходить до десятков миллиардов, а по всей Вселенной – до сотен миллиардов.

magnitnoe_pole_oslabevaet.jpg

Магнитное поле ослабевает каждые 200 миллионов лет

За последние 10 лет астрономы обнаружили несколько межзвёздных объектов – кандидатов в планеты-бродяги. Один из них, размером примерно с Землю, блуждает по Млечному Пути. Ещё четыре таких объекта обнаружили учёные, анализируя данные космического телескопа NASA «Кеплер», собранные в 2016 году.

В исследовании 2019 года астрономы провели компьютерное моделирование, которое показало, что около 12% планет в зарождающихся звёздных системах будут выброшены и станут планетами-бродягами. Таким образом, только в Млечном Пути количество этих объектов должно доходить до 50 миллиардов.

Учёным предстоит выяснить, смогут ли микроорганизмы, которым не нужен солнечный свет, выжить в экстремальных условиях при низких температурах и давлении.

Что таят в себе планеты-сироты?

Обнаружить планеты-бродяги с помощью наземных и орбитальных телескопов достаточно сложно, но ещё сложнее определить, есть ли под поверхностью жизнь. Единственный способ это определить – посетить их и собрать образцы. Манасви Лингам предполагает и такую возможность. В своей статье, опубликованной в июле 2021 года, он рассматривает возможность запуска космических аппаратов к планетам-бродягам, их облёта и даже выведения на поверхность спускаемого аппарата.

структура ледяных планет

Учёный считает, что такие космические путешествия станут альтернативой поиску и изучению планет в составе звёздных систем.

Достичь планеты-бродяги всего за несколько десятков лет помогут гравитационные манёвры в сочетании с подходящими двигательными установками. После того как космический аппарат окажется на поверхности планеты, он может передать на Землю полученные научные данные, для чего потребуется ещё несколько месяцев.

uy_shchita_zvezda_gipergigant.jpg

UY Щита: красный супергигант, объемом в 5 миллиардов раз превышающий Солнце

Космические телескопы, такие как Hubble, делают возможным изучение атмосферы далёких экзопланет. Инопланетные миры не похожи на Землю. Чтобы узнать о них больше, нужно изучить состав их атмосфер.

В этом учёным помогают космические телескопы, подобные Hubble, и орбитальные астрофизические обсерватории. Они сканируют космическое пространство в поисках экзопланет, используя различные научные инструменты.

Спектроскопия – один из важных методов анализа. Спектрографы, установленные на космических аппаратах, регистрируют электромагнитное излучение (свет), исходящее из атмосферы планеты.

Взаимодействие с различными химическими веществами сопровождается поглощением электромагнитного спектра, при этом каждый газ поглощает разные длины волн. Когда это происходит, на фоне непрерывного спектра звёзд появляются полосы – фраунго́феровы линии поглощения, названные в честь немецкого физика Йозефа Фраунгофера, который открыл их в 1814 году.

Линии соответствуют определённым молекулам химических веществ.

Получая данные об электромагнитных волнах разной длины, учёные могут определить, какие именно вещества входят в состав атмосферы. Спектроскопия позволяет астрономам обнаружить гелий, натрий и даже кислород.