Информационно-аналитическое издание

Микробы распространяют опасные наночастицы по цепям питания, выяснили экологи

Опасные наночастицы могут распространяться вверх по цепям питания, выяснили европейские и индийские экологи, впервые проследив за тем, как с такими частицами взаимодействуют бактерии, одноклеточные водоросли, беспозвоночные животные и рыбы. Об этом во вторник сообщила пресс-служба университета Восточной Финляндии со ссылкой на статью в журнале Nature Communications.

Микробы распространяют опасные наночастицы по цепям питания, выяснили экологи

фото: fanaticalfuturist.com

"Мы выяснили, что наноматериалы хорошо соединяются с оболочками микробов, которые, в свою очередь, служат пищей для других организмов. Подобным образом эти наночастицы могут проникнуть в цепи питания, конечным звеном в которых является человек", - заявил научный сотрудник университета Восточной Финляндии в Йоэнсуу Фазель Моних (Fazel Monikh), чьи слова приводит пресс-служба вуза.

В последние годы материаловеды, биологи и стоматологи начали активно интересоваться тем, можно ли использовать различные типы бактерицидных наноматериалов, созданные за последнее десятилетия, для защиты различных тканей тела человеческого организма.

В частности, ученые из России, Канады и ряда других стран создали "вечные" зубные пломбы, защищающие зубы от действия микробов при помощи нанокапсул с антибиотиками, а также наночастиц серебра и окиси железа. Аналогичным образом их коллеги разработали новый класс дезодорантов на базе наночастиц цинка, убивающих микробов, производящих неприятные запахи.

Более широкое использование подобных бактерицидных наночастиц пока ограничивается тем, что на сегодняшний день ученые открыли несколько свидетельств того, что они становятся небезопасными для организма человека при дозах, превышающих один миллиграмм на килограмм массы тела. Это заставляет ученых разрабатывать новые покрытия для наночастиц и изучать то, как они распространяются при попадании в природные экосистемы.

Загрязнение цепей питания

Моних и его коллеги провели одно из первых исследований такого рода, наблюдая за тем, как бактерии и одноклеточные водоросли взаимодействовали с наночастицами из золота, которые сегодня широко используются в самых разных отраслях промышленности. Ученых интересовало то, способны ли микробы поглощать эти частицы и распространять их по экосистемам.

vibrioz_kak_ustritsy_ubivayut_lyudey.jpg

Вибриоз: как устрицы убивают людей

Руководствуясь подобными соображениями, экологи закупили золотые наночастицы разных форм и размеров и ввели их в питательные среды, где обитали различные микробы и рачки-дафнии, которые питаются подобными одноклеточными организмами. Эти наблюдения показали, что небольшие наночастицы сферической формы легко прикреплялись к клеточным стенкам и оболочкам водорослей и бактерий, в результате чего каждая вторая клетка была покрыта сотнями или даже тысячами этих структур.

Небольшая доля этих частиц попадала вместе с бактериями и водорослями в пищеварительную систему дафний, где сохранялось около 0,7-1,7% от изначального числа наноструктур. Столь же малая доля этих частиц, 0,03-0,48%, проникала в организм рыбок вида Danio rerio, которых ученые кормили этими рачками.

При этом Моних и его коллеги обнаружили свидетельства того, что наночастицы начали накапливаться в мозге рыб, а также потеряли стабильность при попадании в организм рачков, в результате чего они начали постепенно растворяться внутри их пищеварительной системы и клеток. Что интересно, это не происходило в пищеварительной системе рыб, причины чего пока остаются загадкой для исследователей.

Накопление и растворение наночастиц может быть потенциально опасным как для этих животных, так и для здоровья людей, поедающих конечные продукты тех цепей питания, в которые включены дафнии и мелкие рыбы. Эту особенность наночастиц, как считают ученые, следует учитывать при оценке их безопасности для здоровья человека и окружающей среды.

09.02.2021 15:46