На орбите новорожденной звезды обнаружили планеты-гиганты: космическая загадка

Недавно открытая звезда Tau 101 поставила астрономов в тупик. Несмотря на ничтожный по звездным меркам возраст, она уже успела сформировать на своей орбите четыре огромные планеты, одна из которых в десять раз больше Юпитера!

На орбите новорожденной звезды обнаружили планеты-гиганты космическая загадка

фото: cam.ac.uk

Ученые обнаружили уже несколько тысяч планет, которые вращаются вокруг далеких звезд, однако новое открытие выделяется среди прочих. Недавно астрономы открыли новорожденную звезду, вокруг которой вращаются четыре планеты — да не простых, а самых настоящих гиганта!

Звезда, заинтересовавшая исследователей, называется Tau 101 и отстоит от Солнечной системы примерно на 500 световых лет. Ей всего примерно 2 миллиона лет, а значит по звездным меркам она еще совсем дитя (для сравнения, возраст Солнца составляет почти 5 миллиардов лет). Tau 101 еще так молода, что материя вокруг нее еще не до конца сформировалась в планеты: вместо этого она образует диск из пыли и газа вокруг звезды, так называемый протопланетный диск.

Со временем это вещество распределится целиком, однако на сегодняшний день в звездной системе сформировалось лишь четыре планеты. Однако их размеры заслуживают отдельного рассказа. Две планеты превосходят по величине даже Юпитер, а оставшиеся две сейчас величиной с Сатурн. Планета, орбита которой пролегает ближе всего к звезде, стала одной из самых крупных во всей известной Вселенной — она примерно в десять (!) раз больше Юпитера.

Как ученые вообще смогли обнаружить эти небесные тела? Когда планета формируется внутри протопланетного диска, она похожа на темное пятнышко, словно «вырезанное» в дисковой поверхности — эти отверстия и позволяют судить о форме и размерах планет. Здесь на помочь исследователям пришел знаменитый телескоп ALMA, благодаря которому и удалось засечь газовые гиганты на орбите Tau 101.

Удивительно, но две планеты поменьше отстоят от звезды на чрезвычайно большой дистанции — примерно в два раза дальше, чем Плутон отстоит от Солнца. На таком расстоянии планета размером с Сатурн должна формироваться очень долго, а потому ученые очень удивились, увидев их на орбите молодой звезды. «Предполагается, что такие массивные планеты сначала образуют твердое ядро, а затем постепенно накапливают оболочку из газа и пыли на внутренней поверхности ядра. Однако для столь юных звезд формирование большой планеты на таком большом расстоянии — задачка из разряда едва выполнимых», поясняет Кэти Кларк, автор новой работы. источник