Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / На Юпитере усиливается гигантский шторм размером больше, чем Земля

На Юпитере усиливается гигантский шторм размером больше, чем Земля

Отличительная особенность атмосферы Юпитера – крупнейший в Солнечной системе шторм под названием «Большое красное пятно». Результаты недавнего исследования NASA показали, что скорость вращения внешних слоёв урагана постепенно увеличивается и сейчас достигает свыше 640 км/ч.

Большое красное пятно - атмосферный вихрь на Юпитере

фото: NASA

Космический телескоп Hubble регулярно получает изображения газового гиганта. Специалисты Центра космических полётов имени Годдарда NASA проанализировали долгосрочные данные, которые Hubble регистрировал с 2009 года, и обнаружили, что ветры во внешнем кольце Большого красного пятна усилились на 8%. При этом потоки воздушных масс внутри урагана движутся намного медленнее.

Учёные пока не выяснили причину изменения скорости шторма, поскольку Hubble не может «заглянуть» вглубь облаков, скрывающих дно гигантского антициклона.

Однако полученные данные позволят понять, что подпитывает Большое красное пятно и поддерживает его силу.

Астрономы регулярно наблюдают эту массивную атмосферную структуру уже более 150 лет. Первые же записи о наблюдении Большого красного пятна зарегистрированы в 1665 году. Современные телескопы и космические аппараты позволяют измерить скорости воздушных потоков в разных областях шторма.

Ведущий автор исследования – астроном Майкл Вонг из Калифорнийского университета в Беркли разработал новый подход к анализу массива данных, передаваемых телескопом. Программное обеспечение, которое использовал учёный, фиксировало сотни тысяч направлений и скоростей ветра во время каждого наблюдения Юпитера.

Самый большой шторм в Солнечной системе

Скорость ветра менялась в зависимости от того, когда Hubble «смотрел» на шторм. Однако серия вычислений, которую провёл Вонг, подтвердила долгосрочное увеличение скорости вращения внешнего кольца урагана.

антициклонический шторм на планете Юпитер

Когда учёный впервые получил результаты, он поначалу сомневался, похоже ли это на правду, поскольку раньше астрономы не фиксировали подобные изменения.

Высокое разрешение аппаратуры телескопа, его долголетие и длительные записи наблюдений сделали возможным это открытие.

Спутники дистанционного зондирования и другие космические аппараты, находящиеся на околоземной орбите, внимательно отслеживают крупные штормы и ураганы на Земле в режиме реального времени.

tajna_devyatoj_planety.jpg

Астрономы обнаружили за орбитой Нептуна небесные тела, которые помогут пролить свет на таинственную Девятую планету

Однако на Юпитере таких спутников нет, поэтому невозможно регулярно измерять скорость воздушных потоков в атмосфере газового гиганта. Hubble – единственный телескоп, который в течение длительного периода времени получает такие ценные сведения с достаточной детализацией.

Юпитеру требуется почти 12 земных лет, чтобы совершить один полный оборот вокруг Солнца. Именно за этот период с 2009 по 2020 годы учёные и обнаружили усиление ветра в Большом красном пятне. Однако фактические изменения за каждый земной год не так значительны: увеличение составило всего около 2,6 км/ч за год.

Если бы Hubble не проводил ежегодные исследования на протяжении этого периода, то учёные не смогли бы узнать о произошедших изменениях, утверждает ещё одна участница исследования астроном Эми Саймон из Центра космических полётов имени Годдарда NASA.

«Точность измерений Hubble позволила определить тенденцию ускорения шторма», – добавила Саймон.

Постоянные наблюдения космического телескопа с высокой детализацией ежегодно добавляют новые данные об атмосферных явлениях Юпитера, что позволяет учёным отслеживать происходящие изменения.

Юпитер находится приблизительно в 780 миллионах километров от рабочей околоземной орбиты Hubble, что в 5 раз превышает расстояние от Земли до Солнца. Размер самых маленьких деталей атмосферы, которые космический телескоп способен «рассмотреть» с такого расстояния, составляет всего 170 километров, что соответствует расстоянию от Москвы до Тулы.

psiheya_asteroid.jpg

НАСА планирует миссию на "богатый" астероид, или космическое тело оценено в 10 000 квадриллионов долларов

По словам Майкла Вонга, средняя скорость ветра в Большом красном пятне немного увеличилась за последние 10 лет. Сегодня средняя скорость вращения воздушных масс во внешнем кольце шторма превышает 360 км/ч, тогда как 10 лет назад доходила только до 324 км/ч.

В 2017 году анализ направления и скорости ветров в атмосфере Юпитера показал резкие изменения, которые были связаны с мощным конвективным штормом – Джовианской бурей вблизи Большого красного пятна.

Несмотря на пристальное наблюдение за ураганом и новые прогрессивные методы обработки и анализа данных учёным предстоит ещё много работы, чтобы разгадать тайны газового гиганта.

Астрономы регулярно наблюдают за мощным штормом с 1870-ых годов. Он представляет собой антициклон – область повышенного атмосферного давления. Воздушные массы в нём вращаются против часовой стрелки.

Облака Большого красного пятна представляют собой многоуровневую структуру. Вершина шторма возвышается на 8 км над окружающими облаками и, опускаясь вниз, расширяется к внешним слоям. При этом чем выше слой, тем он холоднее.

Ранее предполагалось, что ураган стабилен и будет постоянной особенностью Юпитера. Однако астрономы зафиксировали значительное уменьшение размеров этой атмосферной структуры. Согласно первоначальным наблюдениям 1870-ых годов диаметр шторма составлял 41 000 км. Спустя столетие его протяжённость сократилась вдвое. По последним данным, диаметр урагана составляет около 16 000 км. Это означает, что Земля всё ещё может поместиться внутри него (диаметр нашей планеты – 12 742 км).

В рамках программы Outer Planets Atmospheres Legacy (OPAL) космический телескоп Hubble проводит ежегодные наблюдения погодных условий не только на Юпитере, но и на Сатурне, Уране и Нептуне. На этих планетах учёные также регистрировали штормы, однако они, как правило, перемещаются по поверхности и вскоре исчезают.

С помощью таких наблюдений астрономы смогут больше узнать о процессах, лежащих в основе инопланетных бурь.

Юпитер: основные факты

Юпитер – пятая от Солнца и самая массивная планета Солнечной системы.

Газовый гигант состоит в основном из водорода и гелия и предположительно обладает твёрдым ядром из более тяжёлых химических элементов.

atmosfera_zemli_nasyshchena_kislorodom_blagodarya_zamedleniyu_vrashcheniya.jpg

Атмосфера Земли насыщена кислородом в достаточном количестве только потому, что планета замедлила свое вращение 2,4 миллиарда лет назад

Особенность Юпитера – полосы, пятна и завихрения, которые представляют собой области восходящих и нисходящих потоков воздушных масс, движущихся в разных направлениях и состоящих из аммиака, гидросульфида аммония и водяного льда.

Отличительная черта Юпитера – Большое красное пятно – гигантский шторм в южном полушарии планеты, бушующий сотни лет. Его диаметр превышает диаметр Земли.

Масса Юпитера в 2,5 раза больше массы всех остальных планет Солнечной системы вместе взятых.

В настоящее время на орбите вокруг Юпитера находится космический аппарат NASA Juno, который исследует саму планету и три его крупнейших спутника: Ганимед, Ио и Европу.