Главная / Наука и технологии / НАСА столкнулось с новыми техническими проблемами при сборке телескопа "Джеймс Уэбб"

Американское космическое ведомство - НАСА столкнулось с новыми техническими проблемами, возникшими при сборке и испытаниях основных компонентов телескопа James Webb ("Джеймс Уэбб"). Об этом сообщил в воскресенье на своем сайте еженедельник "Спейс ньюс".

видео: youtube.com

По его данным, руководитель проекта создания "Джеймса Уэбба" в штаб-квартире НАСА Грег Робинсон на встрече с членами Совета по космическим исследованиям Национальной академии наук США 3 мая рассказал о том, что во время перемещения в конце апреля из одного цеха в другой уникального солнцезащитного экрана телескопа из него выпало несколько "болтов и шайб".

Произошло это на предприятии аэрокосмической корпорации Northrop Grumman ("Нортроп грумман") в Редондо-Бич (штат Калифорния), где и производится сейчас окончательная сборка телескопа. Болты и шайбы были обнаружены техниками на полу помещения после доставки огромного экрана из акустической камеры в цех для подготовки к вибрационным испытаниям. "Мы пытаемся сейчас оценить, какие нам необходимо будет предпринять в этой связи шаги, - заметил Робинсон. - Это, конечно, не ужасное известие, но и ничего хорошего тоже нет".

Как считает руководитель проекта, случившееся служит еще одним доказательством важности проведения всесторонних испытаний компонентов телескопа. "Мы проводим испытания, находим недостатки, исправляем их и отправляем в космос хороший аппарат", - указал он.

телескопа James Webb

Ранее при проверке работы солнцезащитного экрана размером с теннисный корт - это пять слоев полиамидной пленки, каждая толщиной с человеческий волос, - обнаружились разрывы в этих пленках длиной до 10 см. А ведь он призван защищать основную аппаратуру телескопа от перегрева под воздействием солнечных лучей.

Отсрочка за отсрочкой

Телескоп, названный в честь Джеймса Уэбба, руководителя программы "Аполлон", позволившей человеку в 1960-х - 1970-х годах побывать на Луне, должен заменить на орбите ныне действующую обсерваторию Hubble ("Хаббл"). Первоначально предполагалось, что это произойдет в 2013 году, но конструкторские работы сильно отстали от графика.

Лишь в ноябре 2016 года завершилась сборка основных сегментов James Webb, и было объявлено, что специалисты НАСА теперь приступают к их наземным испытаниям с тем, чтобы вывести на орбиту в октябре 2018 года. В конце сентября прошлого года запуск был отсрочен на март - июнь 2019 года.

телескоп Джеймс Уэбб

А 27 марта с.г. НАСА в очередной раз перенесло старт миссии - теперь на май 2020 года. "Работа над всеми основными компонентами телескопа завершена, но некоторые проявившиеся во время их испытаний проблемы вынуждают нас пересмотреть сроки запуска", - указал тогда исполняющий обязанности директора ведомства Роберт Лайтфут. Как пояснил, в свою очередь, помощник директора НАСА, ответственный за научные миссии, Томас Зурбукен, создатели телескопа "недооценили технологическую сложность" данного проекта.

На Гавайях строительство телескопа с диаметром зеркала 30 метров

На Гавайях возобновляется строительство телескопа с диаметром зеркала 30 метров

"У нас есть только один шанс сделать все правильно до того, как аппарат будет выведен в космос", - добавил Зурбукен. Производить ремонтные работы на орбите, как это делалось в случае с "Хабблом", будет невозможно потому, что в распоряжении НАСА уже нет шаттлов, заметил он. К тому же, если "Хаббл" кружит на орбите высотой 565 км, то James Webb предполагается вывести далеко за Луну в точку Лагранжа, находящуюся на расстоянии примерно 1,6 млн км от поверхности Земли.

Лайтфут счел необходимым обратить внимание на то, что дополнительные испытания и перенос запуска могут привести к росту стоимости проекта. Конгресс США в 2001 году установил планку расходов на создание телескопа без учета средств, необходимых непосредственно для запуска, в размере 8 млрд долларов. НАСА уже вложило в реализацию проекта 7,3 млрд долларов. "Превышение предела расходов потребует от Конгресса принятия решения о дополнительном финансировании", - сказал он.

Будет искать экзопланеты

На "Джеймсе Уэббе" установлено зеркало диаметром 6,5 метра. Зеркальная решетка телескопа состоит из 18 секций, каждая из которых имеет форму равностороннего шестиугольника и весит около 40 кг. Для их производства был выбран бериллий - материал, устойчивый к сверхнизким температурам. Главному модулю обсерватории, где размещены оптические приборы и инфракрасные датчики, предстоит функционировать в открытом космосе при температуре примерно минус 233 градуса Цельсия.

Ракету-носитель Ariane 5 ("Ариан-5") пообещали предоставить европейцы, равно как и свой космодром Куру во Французской Гвиане.

После вывода в космос вся бортовая аппаратура телескопа будет проверена в течение 6 месяцев, и James Webb приступит к изучению древнейших во Вселенной звезд и галактик, сформировавшихся после Большого взрыва, а также займется поиском потенциально пригодных для жизни планет. Основываясь на информации, полученной с помощью "Хаббла" и других телескопов, эксперты НАСА высказывают предположение, что только в галактике Млечный путь, в которой расположена наша Солнечная система, имеется по меньшей мере 11 млрд планет, сравнимых по размеру с Землей. С 1995 года было подтверждено существование 3,5 тыс. экзопланет, на которых потенциально возможна жизнь, и насчитывается еще около 4 тысяч "кандидатов".

Срок эксплуатации телескопа рассчитан на 10 лет.