up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Наука и технологии / Оба полушария мозга детей участвуют в восприятии речи, выяснили ученые

Оба полушария мозга детей участвуют в восприятии речи, выяснили ученые

Оба полушария мозга детей участвуют в восприятии речи, выяснили ученые

Американские нейрофизиологи проследили за активностью мозга детей во время восприятия ими звуков речи и обнаружили, что дети и подростки используют для этого и левое, и правое полушарие, а не только левую сторону, как мозг взрослых. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Джорджтаунского университета со ссылкой на статью в журнале Национальной академии наук США PNAS.

Оба полушария мозга детей участвуют в восприятии речи, выяснили ученые

фото: youtube.com

"Наше открытие - хорошая новость для тех детей, которые пережили травму мозга. Их способность использовать оба полушария мозга должна позволить им компенсировать потерянные функции. К примеру, если ребенок перенес инсульт в левой половине мозга сразу после рождения, его правое полушарие станет отвечать за распознавание речи", - заявила Элисса Ньюпорт (Elissa Newport), профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне (США), чьи слова приводит пресс- служба вуза.

Традиционно считается, что левое и правое полушария мозга специализируются на решении разных задач. Правая половина мозга отвечает за математику и логическое мышление, а левая - за устную, письменную речь и творческие способности. Эти идеи находят свое подтверждение в экспериментах и наблюдениях за тем, как повреждения разных регионов мозга меняют его работу.

К примеру, вывод из строя тех частей левого полушария, где находятся так называемые зоны Брока и Вернике, лишают человека способности членораздельно говорить. В прошлом ученые считали, что эта особенность устройства мозга является уникальной и отличительной чертой человека, однако в последние годы нейрофизиологи нашли множество намеков на то, что это не совсем так.

К примеру, три года назад океанологи обнаружили, что синие киты являются "правшами", а также нашли намеки на "леворукость" большинства кенгуру. Кроме того, наблюдения за работой мозга нескольких десятков добровольцев, которые немецкие ученые проводили в 2016 году, показали, что оба полушария их мозга были задействованы в вычислениях в уме.

Уникальные черты мозга детей

Профессор Ньюпорт и ее коллеги нашли новые свидетельства того, что полушария могут исполнять функции друг друга при определенных обстоятельствах. Они сравнили то, как работает мозг взрослых добровольцев, а также нескольких десятков подростков в возрасте 12-13 лет и детей в возрасте от 4 до 11 лет.

Ученые усаживали детей и взрослых в систему функциональной магнитно-резонансной томографии и наблюдали за тем, какие области их полушарий активировались в тот момент, когда те прослушивали различного рода аудиозаписи. Часть из них содержала короткие предложения с описаниями различных животных, другие - те же аудиозаписи, проигранные задом наперед, а остальные представляли собой бессмысленные звуки.

Прослушивая эти записи, добровольцы должны были нажать на кнопку, если описание животного соответствовало действительности. В это время ученые отслеживали то, как менялся рисунок активности мозга в каждом полушарии, пытаясь понять, какую роль они играли в распознавании речи.

Эти замеры показали, что левое полушарие мозга действительно больше реагировало на звуки речи даже у самых маленьких детей. При этом, однако, ученые зафиксировали то, что правое полушарие принимало активное участие в распознавании звуков речи. Вдобавок, чем младше был участник опытов, тем активнее он использовал оба полушария для решения этой задачи. У 18-летних молодых людей и взрослых этого не наблюдалось - за распознавание речи у них отвечала исключительно левая сторона мозга.

Подобный "двусторонний" характер работы мозга детей, как считает профессор Ньюпорт, объясняет несколько старых загадок, связанных с тем, почему многие дети не лишаются способности говорить или мыслить, несмотря на то, что их левое или правое полушарие повреждаются при рождении или в первые месяцы жизни.

В ближайшее время ученые планируют проверить эту теорию, проследив за работой мозга взрослых и подростков, перенесших подобную травму в детстве. Эти опыты, как надеются нейрофизиологи, помогут им понять, как развивается мозг и почему функции, связанные с решением разного рода задач, постепенно "переезжают" в левое и правое полушарие при наступлении половой зрелости.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее