Главная / Наука и технологии / Обезболивающие, попадая со стоками в водоемы, вызывают заболевания у водной фауны — ученые

Сотрудники Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН) выявили, что диклофенак компонент обезболивающих препаратов, — попадая вместе с отходами в водоемы, может вызывать у представителей водной фауны заболевания желудочно-кишечного тракта. Результаты работы опубликованы в журнале Chemosphere.

обезболивающие, попадая со стоками в водоемы, вызывают заболевания у водной фауны

фото: oir.mobi

«Исследователи СПб ФИЦ РАН с помощью оригинальной технологии биологического мониторинга выявили, что диклофенак, попадая вместе с отходами жизнедеятельности человека в водоемы, может вызывать у его обитателей заболевания желудочно-кишечного тракта. Вещество может накапливаться в воде (особенно в осеннее-зимнее время низкой солнечной активности) и при высоких концентрациях создавать угрозу не только для здоровья живущих в воде организмов, но и, возможно, для людей, использующих такие акватории», — сообщили во вторник в пресс-службе центра.

Диклофенак является одним из основных компонентов, которые входят в состав многих обезболивающих препаратов. После применения вместе с отходами и сточными водами он попадает в почву и водоемы и может там накапливаться. При этом последствия таких процессов для природы и человека ранее не были до конца изучены.

Чтобы в короткие сроки установить негативные стороны воздействия диклофенака на живые организмы, ученые СПб ФИЦ РАН совместно со специалистами Харбинского политехнического университета (Китай) в своих экспериментах использовали огромную концентрацию диклофенака — примерно в 10 тыс. раз больше, чем наблюдаются в акваториях вблизи крупных мегаполисов, таких как, например, Санкт-Петербург.

Эксперименты проводились в емкости с раствором диклофенака, куда помещались красные калифорнийские раки, широко распространенные в реках и озерах Китая, экспортирующего их по всему миру. Затем ученые оценивали состояние раков с помощью разработанной в Петербурге оригинальной технологии биоиндикации (по физиологическим показателям их кардиоактивности и ряда других). Кроме того, большое внимание было уделено исследованию жизненных показателей микробиоты, обитающей в пищеварительной системе раков.

«Оказалось, что при такой концентрации диклофенак нарушает микрофлору кишечника рака. Из-за этого возникают проблемы в работе пищеварительного тракта. В результате этого системы жизнедеятельности рака выходят из равновесия, что приводит животных к летальному исходу. Мы зафиксировали признаки оксидативного стресса, который подрывал организм на клеточном уровне», — сказал главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоэлектронных методов геоэкологического мониторинга Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН — входит в СПб ФИЦ РАН) Сергей Холодкевич, слова которого приводятся в сообщении.