Информационно-аналитическое издание

Одна из причин диабета - нарушение генетических связей между мозгом и инсулином

Головной мозг человека в случае нарушения своих функций может провоцировать развитие диабета второго типа. К такому выводу пришли ученые из Мюнхенского центра Гельмгольца и Немецкого центра исследований диабета, изучив изменения в генной структуре человека, способствующие повышению риска развития этого серьезного заболевания. Результаты работы помещены в британском медицинском журнале Journal of Clinical Investigation.

Одна из причин диабета - нарушение генетических связей между мозгом и инсулином

фото: youtube.com

Исследователи напоминают, что контроль за уровнем сахара в крови осуществляет инсулин, гормон поджелудочной железы, но он также воздействует на головной мозг человека, на область гипоталамуса - гормонального центра мозга, осуществляя таким образом дополнительный контроль за метаболизмом глюкозы и обменом энергии в организме человека.

По ряду причин, например, при ожирении, поражении поджелудочной железы, инсулин теряет свою активность из-за частичной блокировки рецепторов этого гормона, что приводит к повышению уровня сахара, уверены ученые. Данное явление давно известно как инсулинорезистентность и является основным проявлением диабета второго типа.

Несмотря на то, что до сих пор механизм развития диабета до конца не изучен, ученым удалось установить, что белок Dusp8, кодирующийся геном DUSP8, может регулировать толерантность к глюкозе и изменять чувствительность к инсулину. При этом исследователи пошли по необычному пути, комбинируя изучение механизма действия гена DUSP8 на лабораторных мышах и людях с данным геном.

"На основании проделанной работы мы пришли к выводу об особой роли данного гена как своего рода привратника при гипоталамусе, влияющем на толерантность инсулина к сахару, а также на воздействие самого гипоталамуса на чувствительность инсулина", - констатирует руководитель работы, сотрудник Немецкого центра исследований диабета Пол Пфлюгер (Paul Pfluger).

"Нами доказано, что носители генетического варианта гена DUSP8 повышают риск развития сахарного диабета, - отмечает соавтор исследования из Немецкого центра исследований диабета Соня Шривер (Sonja Schriever). - Несмотря на то, что функциональное значение DSUP8 для этиологии заболевания пока до конца не понятно, по нашему мнению, исследования ведутся в правильном направлении".

Исследователь убеждена, что "раскрытие мультисистемных процессов, приводящих к нарушению чувствительности гипоталамуса с инсулину, явилось важным шагом к пониманию механистических основ гена DUSP8 как гена риска при развитии диабета".

22.08.2020 16:26