Информационно-аналитическое издание

Первыми разносчиками оспы могли быть средневековые викинги

Российские и зарубежные палеогенетики обнаружили следы оспы в зубах нескольких викингов, что указало на широкое распространение этой болезни в Северной Европе примерно за тысячу лет до начала первых ее крупных эпидемий. Об этом сообщили пресс-службы МГУ и Кембриджского университета со ссылкой на издающийся в США журнал Science.

Первыми разносчиками оспы могли быть средневековые викинги

фото: zen.yandex.ru

"Мы хорошо знаем, что викинги проникли во все уголки Европы и успели оставить следы далеко за ее пределами. Теперь мы понимаем, что они также болели оспой. Если взять современную эпидемию коронавируса, его распространителями стали люди, путешествовавшие по всему миру. Скорее всего, нечто похожее произошло и с викингами", - заявил Эске Виллерслев, профессор Кембриджского университета (Великобритания), чьи слова приводит пресс-служба британского вуза.

В последние годы историки и генетики активно спорят о том, когда и как зародилась оспа, "чума" XVIII и XIX века. В те эпохи она каждый год уносила жизни примерно 400 тыс. европейцев, в том числе каждого десятого или даже девятого ребенка, рождавшегося в то время в странах Северной Европы и имперской России.

С одной стороны, археологи считают, что оспа сопровождает человечество почти на всем протяжении его существования. На это, в частности, указывают следы оспы на мумии фараона Рамзеса V, а также ее упоминания в хрониках Китая и ряда других восточноазиатских и ближневосточных держав античности.

Относительно недавно генетики усомнились в этом, изучив геномы современных подвидов вируса Variola major, вызывающего эту болезнь, а также обнаружив его обрывки в костях и мумиях людей, живших в XV-XVII веках. Их расшифровка и сравнение показывают, что оспа начала распространяться в Европе только в XV-XVI веках нашей эры.

Международный коллектив палеогенетиков и археологов под руководством Виллерслева нашел новые аргументы в пользу раннего появления оспы и раскрыл возможные пути ее распространения, изучая останки древних викингов, живших в Северной Европе в первой половине Средневековья.

Болезнь викингов

"Мы приняли участие в этом проекте, поскольку проводившая его международная команда приняла решение проанализировать костные останки из тех регионов, куда часто проникали викинги, осваивая Северную Европу, и где в последующие эпохи нередко возникали вспышки оспы", - заявила академик Александра Бужилова, директор НИИ и музея антропологии МГУ, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По ее словам, российская часть научного коллектива изучала останки людей, живших на территории Гнездово - археологического комплекса X-XI веков, расположенного неподалеку от Смоленска, а также представителей нескольких оседлых племен хантов, живших в верховьях Оби в XVIII-XIX веках.

Помимо "российских" останков современников викингов, ученые попытались найти обрывки генома Variola major в останках викингов, живших на шведском острове Оланд, на берегах датской Зеландии, в британском Оксфорде и норвежском Нордленде. Возраст их костей, как показал радиоуглеродный анализ, составляет от 1 000 до 1 400 лет.

"В рамках этого проекта нам удалось успешно выделить фрагменты генома вируса из останков 13 индивидуумов, большая часть которых может быть отнесена к эпохе викингов. Нам удалось прочитать четыре полноценные последовательности генома оспы и определить общего предка вируса натуральной оспы, который обитал на планете примерно 1 700 лет назад", - отметила Бужилова.

Этот вирус, как отмечают ученые, приходился прямым родственником современной форме Variola major, но при этом он был больше похож на вирусы, поражающие грызунов и верблюдов. Как предполагают ученые, это говорит о том, что изначальными распространителями этой болезни были животные, а впоследствии она приспособилась к передаче от человека к человеку, что делает ее похожей на COVID-19.

Большие генетические различия оспы викингов и современной версии Variola major, как отмечает Виллерслев, не позволяют точно сказать, как протекала болезнь у ее носителей. Ученые надеются, что дальнейшее изучение ее генома и поиски останков ее жертв помогут им получить ответ на этот вопрос и понять, как оспе удалось стать самой опасной и смертоносной болезнью последних трех веков.

24.07.2020 11:51