Растения "общаются" друг с другом при помощи химических выделений в почве - ученые

Растения одного вида "общаются" при помощи химических выделений, которые они оставляют корнями в почве. Таким образом они предупреждают друг друга о потенциально опасных соседях, чтобы начать усиленно расти и не остаться в тени. К таким выводам пришли ученые из Шведского сельскохозяйственного университета в Уппсале, результаты исследования которых были опубликованы в журнале "Плос Уан" (Plos One).

Растения общаются  друг с другом при помощи химических выделений в почве фото: plodogorod.com

"Если нам не нравятся соседи, то мы можем переехать, - цитирует газета "Гардиан" слова руководителя исследования Велемира Нинковича. - У растений такой возможности нет. Они приспособились к этому и используют сигналы, чтобы избежать спорных ситуаций и подготовиться к соперничеству в будущем".

Ранее уже было известно, что растения реагируют на механическое воздействие. Учеными было доказано, например, что когда листья деревьев соприкасаются с ветвями и листьями соседей, они изменяют свои стратегии роста. В условиях тесноты растения могут или остановить свой рост, или выбрать более агрессивный подход и попытаться расширить свою зону влияния.

В ходе нынешнего эксперимента группа ученых из Уппсалы сконцентрировалась на изучении поведения саженцев кукурузы. Они трогали рассаду щеткой раз в день, имитируя соприкосновение с другими растениями, представляющими потенциальную угрозу. Затем кукурузу пересаживали, а в ту же почву помещали новые саженцы, которых в этот раз не подвергали механическому воздействию.

Однако выяснилось, что эти растения реагировали уже на химические выделения, оставленные в почве их предшественниками и служившие предупреждающими сигналами о возможной опасности. Саженцы в этом случае выбирали более агрессивную стратегию роста, увеличивая количество листьев и уменьшая размер корней.

04.05.2018 12:45