Главная / Наука и технологии / «Сигналы пришельцев» с Проксимы Центавра были порождены земными помехами — астрономы

Участники проекта Breakthrough Listen изучили предположительные «сигналы пришельцев», которые были недавно обнаружены при наблюдениях за Проксимой Центавра, и пришли к выводу, что их породили радиопомехи земного происхождения. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба программы Breakthrough Initiatives со ссылкой на две статьи в журнале Nature Astronomy.

Проксима Центавра

фото: tropojuiskaniy.ru

«К сожалению, нам не удалось подтвердить космическую природу этих радиосигналов. С другой стороны, эти наблюдения и расчеты придали нам дополнительную уверенность в том, что у нас есть все необходимые инструменты для того, чтобы обнаружить и проверить истинность сигналов внеземных цивилизаций в том случае, если они реально существуют», — заявил исполнительный директор программы Breakthrough Initiatives Питер Ворден, чьи слова приводит пресс-служба организации.

planety_brodya_ili_siroty_mogut_soderzhat_zhizn.jpg

Блуждающие в космосе планеты-бродяги могут скрывать жизнь

В конце июля 2015 года российский предприниматель Юрий Мильнер и покойный британский космолог Стивен Хокинг запустили в рамках программы Breakthrough Initiatives проект Breakthrough Listen, направленный на поиски сигналов внеземных цивилизаций. В его рамках Мильнер выделил 100 миллионов долларов на создание сети радиотелескопов, нацеленных на поиски так называемых «техносигнатур», космических сигналов искусственной природы.

Первого крупного успеха проект Breakthrough Listen достиг в апреле 2019 года, когда его австралийские участники из обсерватории Паркс зафиксировали ряд сигналов предположительно искусственной природы на частоте в 982 мегагерц. Они исходили из тех точек на небе, где расположена звезда Проксима Центавра, удаленная от Солнечной системы всего на 4,2 световых года.

Сигналы земной природы

Еще весной 2016 года астрономы обнаружили, что вокруг этого светила вращается землеподобная планета Проксима b, где в теории может существовать жизнь. По этой причине открытие необычных радиосигналов, предположительно исходивших от Проксимы Центавра, привлекло огромный интерес со стороны астрономического сообщества и публики.

Это внимание заставило Вордена и его коллег максимально детально изучить структуру и другие свойства этих сигналов, а также попытаться найти их аналоги в данных, собранных в рамках других астрономических наблюдений. Изначально этот анализ указывал на космическую природу этих необычных сигналов, которые астрономы фиксировали на протяжении более двух часов, однако впоследствии ученые обнаружили свидетельства в пользу того, что они были порождены земными помехами.

К примеру, участники проекта Breakthrough Listen обнаружили аналогичные радиовспышки в данных, собранных обсерваторией Паркс в ходе наблюдений за совершенно другими участками неба. Все они носили случайную природу и не были связаны с различными звездами и экзопланетами. Вдобавок, ученые открыли множество свидетельств того, что подобные радиовспышки возникают на поверхности Земли или в ее атмосфере, а не в ближнем или дальнем космосе.

В дополнение к этому асторономы провели две повторные сессии наблюдений за Проксимой Центавра в ноябре 2020 года и апреле 2021 года и не обнаружили ни одного дополнительного «сигнала пришельцев». Все это, как считают Ворден и его коллеги, говорит о том, что зафиксированный ими сигнал был порожден случайными земными радиопомехами, природу которых ученым еще предстоит раскрыть.