Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / Тайна Девятой планеты: астрономы обнаружили за орбитой Нептуна небесные тела, которые помогут пролить свет на таинственную Девятую планету

Недавно учёные объявили о результатах исследования отдалённой тёмной и пустынной области Солнечной системы за пределами орбиты Нептуна. Астрономы обнаружили там свыше 800 новых малых небесных тел. Некоторые из них обладают необычными орбитальными характеристиками. Это открытие поможет подтвердить или опровергнуть существование гипотетической Девятой планеты.

Тайна Девятой планеты

фото: unian.net

Наблюдения проводили в рамках Обзора тёмной энергии (Dark Energy Survey, DES) с помощью телескопа имени Виктора Бланко обсерватории Серро-Тололо в Чили. На протяжении шести лет широкоугольный обзор неба использовали для составления карты галактик и распределения тёмной материи во Вселенной.

Наряду с выполнением основной задачи учёные открыли 815 новых транснептуновых объектов (ТНО), 461 из которых астрономы описали впервые в научной статье, недавно опубликованной на портале препринтов.

devyataya_planeta_v_nashey_solnechnoy_sisteme.png

9 планета: неизвестная планета скрывается в нашей Солнечной системе

ТНО – это небесные тела, расположенные за орбитой Нептуна на расстоянии в 30-500 раз дальше, чем Земля от Солнца. Насчитывают свыше 3 000 транснептуновых объектов. Среди них карликовые планеты, каменистые и ледяные небесные тела.

Изучение орбитальных характеристик ТНО поможет определить, оказывает ли гравитационное воздействие на их движение Девятая планета – теоретически предполагаемое, но необнаруженное массивное небесное тело, которое может скрываться в глубоком космосе.

Некоторые учёные даже рассчитали, что планета находится на расстоянии в 500 раз дальше, чем Земля от Солнца.

Новое исследование провёл коллектив проекта Обзора тёмной энергии под руководством астрофизика Педро Бернардинелли.

Главная цель DES состоит в измерении ускорения, с которым расширяется Вселенная, с использованием данных о миллионах галактик, сверхновых и структуре распределения вещества в космическом пространстве.

Среди информации, собранной в период с 2013 по 2019 годы, внимание учёных привлекли объекты, находящиеся к Земле намного ближе, – ТНО.

По сообщению доктора Бернардинелли научному интернет-порталу Universe Today, широкоугольный снимок неба позволяет изучить не только намеченные цели, но и другие объекты, которые расположены ближе или дальше них в той же области космического пространства.

«Таким образом, в поле зрения учёных могут попасть как самолёты и астероиды, так и звёзды с далёкими галактиками. В нашем случае данные DES помогли обнаружить транснептуновые объекты», – добавил астрофизик.

Что представляют из себя транснептуновые объекты?

По своему составу ТНО представляют собой смесь скальных пород и летучих замороженных веществ – воды, метана и аммиака.

транснептуновые объекты Солнечной системы

Малые небесные тела, вращающиеся за орбитой Нептуна, – результат ранней стадии формирования Солнечной системы.

По общепринятой точке зрения, они образовались в процессе многочисленных столкновений первозданного «строительного» материала нашей планетной системы. Последующая миграция газовых (Юпитера и Сатурна) и ледяных (Урана и Нептуна) планет-гигантов вытолкнула ТНО на их текущее местоположение.

Изучение транснептуновых объектов поможет учёным лучше понять механизм формирования Солнечной системы.

По словам доктора Бернардинелли, сбор и анализ научных данных об этих объектах даст ответы на вопросы: как быстро происходила миграция Нептуна? существует ли таинственная Девятая планета на окраинах Солнечной системы?

И хотя результаты нового исследования не выявили признаков загадочной гигантской планеты, скрывающейся в космических глубинах, учёные пока не исключают возможность её существования.

Загадочная девятая планета

Впервые предположение о наличии Девятой планеты выдвинули учёные Калифорнийского технологического института в 2014 году.

местонахождение девятой планеты в нашей Солнечной системе

Наиболее удалённые малые небесные тела, так называемые обособленные транснептуновые объекты, расположены далеко за орбитами Нептуна и Плутона на расстоянии в 150-250 раз дальше, чем Земля от Солнца. На таких расстояниях гравитационное воздействие Нептуна на них чрезвычайно мало, но при этом параметры их орбит странным образом схожи. Эти объекты движутся по сильно вытянутым эллиптическим орбитам и пересекают примерно одну и ту же область пространства. Кроме того, плоскости их орбит имеют практически одинаковое наклонение к плоскости эклиптики.

astronomy_nashli_nameki_na_rozhdenie_solnca_vnutri_dvojnoj_zvezdnoj_sistemy.jpg

Астрономы нашли намеки на рождение Солнца внутри двойной звездной системы

Учёные предположили, что закономерности движения рассеянных на большие расстояния объектов могут объясняться гравитационным воздействием гипотетической планеты-гиганта. Её орбита предположительно находится в 20 раз дальше от Солнца, чем Нептун.

Однако у астрономов пока нет прямых доказательств существования этой планеты.

Другая группа учёных в 2020 году опровергла эту гипотезу и предположила, что необычные орбиты обособленных транснептуновых объектов объясняются коллективной гравитацией.

Согласно новой теории эти объекты, расположенные за орбитой Нептуна, образуют растянутый диск из ледяных обломков. Миллионы малых небесных тел в нём гравитационно взаимосвязаны между собой. Коллективная гравитация может быть причиной упорядоченного движения обособленных ТНО, а также влиять на их перемещения.

Если таинственная Девятая планета и существует, то она находится далеко за пределами орбиты Нептуна и пояса Койпера, ближе к внутренней части Облака Оорта – предполагаемой области небесных тел на окраине нашей планетной системы.

По предположению ещё одной группы астрономов, Девятая планета на ранних этапах эволюции Солнечной системы переместилась из внутренней её части во внешнюю в результате гравитационного взаимодействия с Юпитером.

Для справки

Необычные орбитальные характеристики обособленных транснептуновых объектов, расположенных в отдалённых областях Солнечной системы, по мнению астрономов, могут объясняться влиянием пока необнаруженной планеты-гиганта.

Впервые эту теорию предложили учёные Калифорнийского технологического института, впоследствии её развивали и другие группы астрономов для объяснения закономерностей движения ледяных небесных тел.

planeta_k2-288bb.jpg

Американские студентки нашли с помощью телескопа "Кеплер" пригодную для жизни планету

Чтобы соответствовать теоретическим моделям, Девятая планета должна быть по диаметру в 2-4 раза длиннее Земли и обладать массой в 5-10 раз больше. Небесное тело именно такого размера и такой массы могло бы объяснить схожие орбитальные параметры ТНО.

Предположительно Девятая планета движется по вытянутой эллиптической орбите с периодом обращения вокруг Солнца от 10 до 20 тысяч лет.

Теория существования планеты-гиганта основана на гравитационном воздействии, которое она оказывает на транснептуновые объекты. Некоторые астрономы уверены, что в ближайшее время эту планету можно будет обнаружить с помощью телескопов следующего поколения.

Однако тем, кто ожидает услышать об открытии планеты, похожей на Землю и связанной со сценарием Судного дня, придётся разочароваться.