Главная / Наука и технологии / Цель сна - помочь человеку забыть лишнее, чтобы запомнить нужное, считают ученые в США

Цель сна - помочь человеку забыть все лишнее, чтобы лучше запомнить нужное. Две новые научные работы, опубликованные в четверг в журнале "Сайенс", подтверждают эту теорию, известную как "гипотеза синаптического гомеостаза".

tsel_sna_pomoch_cheloveku_zabyt_lishneye_chtoby_zapomnit_nuzhnoye.jpg

фото: udf.by

В одном из отчетов авторы гипотезы, специалисты из Висконсинского университета Джулио Тонони и Кьяра Сирелли, описывают эксперимент по изучению размеров и форм синапсов - мест передачи нервного импульса - в мозгу подопытных мышей. Выяснилось, в частности, что у спящих животных зоны таких контактов на 18% меньше, чем у бодрствующих. Столь значительная разница удивила даже самих специалистов.

Во втором случае сотрудник Университета Джонса Гопкинса Грэм Диринг изучал для проверки той же гипотезы протеины в мозгу мышей. В итоге был найден протеин под условным обозначением "Гомер1А" (Homer1A), играющий, насколько можно судить, важную роль в "усечении" синапсов во время сна. С помощью хитроумных опытов на генетически модифицированных мышах ученым удалось экспериментально подтвердить, что присутствие или отсутствие "Гомера" существенно влияло на память животных, а соответственно и на их поведение. В частности, по оценкам авторов работы, без этого протеина сон не стирал у мышей пугающие воспоминания, которые продолжали их сковывать. У контрольной группы страх после сна проходил.

Описывая эти работы, газета "Нью-Йорк таймс" делает оговорку о том, что, как предупреждают другие специалисты, "новые результаты не являются безоговорочным доказательством (правильности) гипотезы синаптического гомеостаза". Как сказал сотрудник Огайского медицинского института сна Маркос Франк, "работа прекрасная, но вопрос в том, является ли это одной из функций сна или же основной функцией".