Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / Тускнеющая звезда: уникальная находка в сердце Млечного пути

Тускнеющая звезда: уникальная находка в сердце Млечного пути

Интересное научное наблюдение провели астрономы Эдинбургского университета. Они обнаружили в центральной части самой известной галактики – Млечного пути – большую звезду, которая обладает уникальной особенностью – периодически она тускнеет на 97% и практически год оставляет свою яркость на том же уровне. Впервые публикация о таком явлении появилась в научном издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

гигантская мигающая звезда близ Млечного Пути

фото: thespaceway.info

Согласно исследованиям ученых из Эдинбургского университета во главе с российским астрономом Сергеем Копосовым во время  изучения снимков, сделанных телескопом VISTA на протяжении 17 лет, они смогли увидеть это необычное явление. Благодаря высокотехнологичному аппарату, который может работать одномоментно и в оптическом, и в инфракрасном охвате, можно увидеть различные объекты, даже скрытые под слоем галактической пыли.

Разработанный астрономами специальный алгоритм позволяет изучать объекты, которые перестают излучать привычную яркость. Аналогичным способом ученые наблюдали за появлением новых переменных звезд – тех самых, чья яркость не вызывает сомнений. Такая переменчивость космических светил помогает ученым определять точное расстояние до других, удаленных звезд.

Тускнеющая звезда

Следуя выработанному алгоритму, астрономы смогли обратить внимание на объект, которому дали обозначение VVV-WIT-08. Его местонахождение определяется на стыке созвездий Скорпиона и Стрельца. Гигантская звезда красного цвета демонстрировала на протяжении всего 2011 года яркость, сниженную на 97% от ее привычных значений. И лишь к середине 2012 года ее яркость вернулась к прежним показателям.

Такое наблюдение не могло быть голословно опубликовано. Для него должно было быть подтверждение, которое нашло отражение проверкой в аппаратном изучении с помощью гравитационных линз OGLE. Проект OGLE, наблюдавший за этой же частью неба, подтвердил, что объект  VVV-WIT-08 имеет специфику критического снижения яркости.

В данный момент Сергей Копосов с коллегами разбираются в причинах такого падения света звезды. Кроме того они не могут дать точного прогноза, когда это может произойти снова. В то же время, ученые определенно заявляют, что данная звезда является абсолютным аналогом объекту TYC 2505-672-1, представляющему собой крупного красного гиганта и белого карлика, окруженного большим пылевым слоем. В связи со скоплением газа и пыли гигант полностью закрывает вторую звезду, чья яркость и падает до критического предела. Такое звездное «затмение» продолжается порядка трех с половиной лет.

18.06.2021 08:23