Информационно-аналитическое издание

Ученые из России и Британии создали микрокапсулы для регенерации нервных клеток

Российские и британские биохимики разработали биоразлагаемые капсулы, способные стимулировать рост нейронов в гиппокампе, центре памяти млекопитающих, доставляя в его клетки гормон NGF. Их можно использовать для лечения нейродегенеративных заболеваний, сообщила во вторник пресс-служба "Сколтеха" со ссылкой на статью в издающемся в Швейцарии научном журнале Pharmaceutics.

Ученые из России и Британии создали микрокапсулы для регенерации нервных клеток

фото: Nauka-prosto.ru

"Главное преимущество технологии послойной инкапсуляции (LbL) - ее универсальность, позволяющая адаптировать оболочку капсулы под различные функции и различные типы грузов. Кроме того, в отличие от многих других методов инкапсуляции, упаковку по нашей методике можно проводить в водной среде, что особенно актуально для таких хрупких молекул, как пептиды, белки и факторы роста", - заявил визит-профессор "Сколтеха" Глеб Сухоруков, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

За последнее десятилетие ученые создали несколько принципиально новых методов лечения рака и других болезней, основанных на базе различных органических или неорганических наночастиц. В некоторых случаях эти структуры принимают непосредственное участие в уничтожении опухоли или ликвидации источника болезни, выступая в качестве своеобразной "мишени", на которую наводятся или иммунные клетки, или излучение лазера.

В других, как отмечают ученые, наночастицы служат лишь средством доставки лекарств и токсинов, что позволяет врачам усилить эффективность работы этих веществ и снизить их дозу. Роль подобных контейнеров для доставки препаратов могут играть самые разные органические структуры, имитирующие компоненты клеток, а также неорганические соединения, невидимые для иммунитета.

Стимулятор роста для мозга

Профессор Сухоруков и его коллеги из России и Великобритании приспособили подобные структуры для ускорения регенерации нейронов в разных отделах мозга людей и животных, разработав технологию, позволяющую помещать в подобные структуры даже самые нестабильные и сложные типы молекул и доставлять их в клетки мозга.

Для этого, как обнаружили ученые, достаточно покрыть набор из гормонов или других молекул при помощи чередующихся слоев двух типов полимеров - декстрана и полиаргинина. Оба этих вещества могут проникать внутрь клеток, не привлекая внимания со стороны иммунитета и других защитных систем организма.

Руководствуясь этими соображениями, ученые подготовили набор микросфер из мела, заполненных белком NGF, одним из важнейших сигналов роста нервных клеток. Покрыв их несколькими слоями биополимеров, исследователи очистили их от карбоната кальция и ввели частицы в культуры нейронов гиппокампа крыс.

Как показали последующие наблюдения, наноструктуры ускорили их рост, не вызвав при этом воспалительных реакций и массовой гибели нервных клеток. В дополнение к этому, нервные клетки начали чаще образовать новые окончания, что потенциально может улучшить работу мозга людей, страдающих от нейродегенеративных заболеваний.

В ближайшее время ученые надеются проверить, можно ли использовать подобные капсулы для ускоренной регенерации нервной ткани почти сразу после того, как та была повреждена из-за развития болезни или черепно-мозговой травмы. Кроме того, аналогичным образом можно упаковывать не только NGF, но и иные сигнальные молекулы, способствующие регенерации других типов тканей организма, что значительно расширяет применимость технологии LbL в ближайшем будущем, заключают исследователи.

16.02.2021 18:04