Информационно-аналитическое издание

Ученые НАСА обнаружили рекордное количество аминокислот в метеорите из Антарктики

Специалисты НАСА обнаружили в одном из примитивных метеоритов, найденных в Антарктике, рекордно высокое количество аминокислот, чьи молекулы закручены в левую сторону. Это может объяснять то, почему все белки земных живых существ являются химическими "левшами", сообщила в пятницу пресс-служба Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (GSFC).

фото: © Carnegie Institution for Science/Conel M. O'D. Alexander/NASA

"Крайне необычно, что в этом метеорите, а также в некоторых других подобных находках, присутствует избыток левых аминокислот. Это говорит нам о том, что такие молекулы могли преобладать в Солнечной системе еще до того, как появилась жизнь на Земле. Теперь нам нужно понять, почему это так", - заявил Дэниел Главин, астробиолог из Центра космических полетов НАСА им. Годдарда в Гринбелте (США), чьи слова приводит пресс-служба GSFC.

По пока не известным причинам все живые существа на Земле являются своеобразными химическими "левшами". Дело в том, что белки человека и всех остальных представителей земной фауны и флоры состоят исключительно из тех аминокислот, чьи молекулы закручены влево. Обратная ситуация наблюдается для сахаров - их молекулы являются "правшами".

Когда ученые попытались повторить процесс синтеза аминокислот в неживой природе, они обнаружили, что подобные простейшие реакции приводят к появлению равного числа левых и правых аминокислот. Аналогичным образом фактически все изученные образцы астероидной и кометной материи, а также облака газа в межзвездном пространстве содержат в себе равное число и тех, и других молекул.

Подобные открытия и соображения, как отмечают Главин и его коллеги, породили одну из самых больших научных загадок, связанных с поисками ответов на вопрос о том, как жизнь научилась различать правые и левые аминокислоты и почему ей это понадобилось. Специалисты НАСА приблизились к ответу на этот вопрос, изучая метеориты, которые ученые каждый год собирают на территории Антарктики.

Внимание астробиологов НАСА привлек метеорит A-12236, обнаруженный несколько лет назад их японскими и бельгийскими коллегами на так называемом ледовом поле Нансена в восточных регионах Антарктики. Этот "небесный камень" относился к числу так называемых CM-хондритов, относительно редкому типу метеоритов, предположительно состоящих из почти чистой первичной материи Солнечной системы и часто содержащих в себе большие количества органики.

Космические "левши"

В отличие от многих других находок такого рода, данный метеорит не нес на себе следов частичного переплавления и прогрева до высоких температур. Подобные соображения заставили специалистов НАСА отделить небольшой фрагмент от A-12236 и детально изучить его химический состав.

Как оказалось, интерес ученых к этому "небесному камню" был полностью оправдан - он содержал в себе десятки аминокислот, в том числе серин, аланин, валин, глутаминовую и аспарагиновую кислоту. Концентрация этих веществ оказалась в несколько раз выше, чем в других CM-хондритах и метеоритах прочих типов.

В свою очередь, когда астробиологи замерили доли аминокислот, закрученных в разную сторону, они обнаружили, что левых молекул серина, валина и глутаминовой кислоты было в среднем в 2-5 раз больше, чем их правых двойников. Это, однако, было не характерно для некоторых других "кирпичиков жизни", таких как изовалин и норвалин, число левых и правых молекул которых было примерно равным.

В прошлом, по словам Главина, ученые уже находили намеки на небольшой избыток некоторых левых аминокислот, таких как изовалин, аланин и аспарагин, в метеоритах Мерчисон и Мюррей, найденных на территории Австралии и США. Многие специалисты посчитали эти находки аномалиями, потенциально связанными с загрязнением метеоритов следами земной органики, и не придали им серьезного значения.

Как считает астробиолог, открытие еще более значительного избытка в антарктическом метеорите A-12236 должно убедить скептиков в обратном. С другой стороны, теперь астробиологам и планетологам придется искать объяснение тому, как в первичной материи Солнечной системы появились неравные количества левых и правых аминокислот.

Первые ответы на эти вопросы, как надеются в НАСА, будут получены в ближайшие годы, когда зонд OSIRIS-REx доставит на Землю образцы материи астероида Бенну, предположительно не менявшей свой химический состав с момента рождения Солнечной системы.

21.08.2020 16:28