Информационно-аналитическое издание

Ученые впервые обнаружили морских губок на дне моря подо льдами Антарктики

Британские геологи обнаружили на дне Антарктики, скрытом под толстым слоем льда, большое число колоний морских губок, чье существование в прошлом считалось невозможным в подобных условиях. Результаты их наблюдений и фотографии этих обитателей дна были опубликованы в статье в журнале Frontiers in Marine Science.

Ученые впервые обнаружили морских губок на дне моря подо льдами Антарктики

фото: ourmarinespecies.com

"Мы почти ничего не знаем о том, как этим организмам удается выживать. Для ответа на этот вопрос нам придется понять, как можно к ним подобраться, учитывая 900-метровый слой льда, покрывающий море, а также 260 километров, отделяющие их от открытой поверхности воды", - заявил научный сотрудник Британской антарктической службы Хью Гриффитс, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

По текущим представлениям океанологов и биологов, дно Антарктики в открытых участках моря заселено большим числом причудливых беспозвоночных организмов, фильтрующих планктон и приспособленных к жизни при сверхнизких температурах. Их численность быстро снижается по мере движения в сторону побережья Антарктиды и увеличения толщины ледников, покрывающих прибрежные регионы Антарктики.

По этой причине ученые считали, что многоклеточные живые существа отсутствуют под самыми старыми и мощными отложениями льда в Антарктике, куда не проникают свет и нутриенты, необходимые для размножения водорослей и микробов. Как отмечает Гриффитс, его коллеги-геологи случайно выяснили, что это на самом деле не так, забирая пробы льда на территории ледника Фильхнера в море Уэдделла.

Подледная жизнь

Пробурив на глубину в 900 метров, геологи столкнулись с отложениями твердых горных пород, а не ила и глины, как они ожидали, что побудило их опустить камеру в лунку и получить фотографии того, что там находится. На этих снимках они увидели множество глубоководных губок, принадлежавших к самым разным родам и семействам этих беспозвоночных существ.

Удивленные подобным открытием, геологи позвали на помощь биологов, в том числе и Гриффитса, и вместе с ними начали изучать фауну дна моря Уэделла в последующие несколько сезонов. Проделав еще несколько лунок в других районах ледника Фильхнера, исследователи обнаружили другие колонии губок, что стало свидетельством того, что эти обитатели дна появились там не случайно и существуют долгое время.

Пока, как отмечает ученый, не понятно, чем питаются эти губки, как им удается выживать без света и тепла, как давно они появились на территории дна моря Уэделла и что произойдет, если ледники отступят или продвинутся дальше на север. Вдобавок, пока геологи и океанологи не имеют представлений о том, как можно проводить наблюдения за подобными обитателями дна и как извлечь их образцы для дальнейшего изучения.

Как отметил Гриффитс, в ближайшее время он и его коллеги попытаются разработать подобные методы ведения наблюдений. Их создание, по его словам, позволит ученым не только детально изучить видовой состав и жизнедеятельность этих уникальных губок, но и впервые получить сведения о том, как могла выглядеть жизнь на древней Земле в те эпохи, когда ее поверхность была почти полностью покрыта льдом.

15.02.2021 14:55