Информационное издание

Ученые выявили в геноме возбудителя малярии сотни потенциальных "мишеней" для лекарств

Международный консорциум ученых скрупулезно изучил геном плазмодия, являющегося возбудителем малярии, и обнаружил сотни потенциально уязвимых мест, которые могли бы стать мишенью в борьбе с болезнью. Об этом сообщил Бернский университет, ученые которого участвовали в проекте наряду с коллегами из Женевы и Лозанны, а также из научных центров других стран.

uchenye_vyyavili_v_genome_vozbuditelya_malyarii_sotni_potencialnyh_mishenej_dlya_lekarstv.jpg

фото: pixnio.com

Плазмодии - род одноклеточных организмов. Пять видов паразитов из почти двухсот вызывают малярию, которая передается людям в результате укусов инфицированных самок комаров. Геном плазмодия насчитывает около 5 тысяч генов. Удаление хотя бы одного из них приводит к изменению характеристик паразита. Группа ученых под руководством Волкера Хойслера (г. Берн, Швейцария) и Оливера Биллкера (г. Умео, Швеция) изъяла более 1300 генов и провела наблюдение за геномом в течение всего жизненного цикла плазмодия.

малярийные комары

Ученые Буркина-Фасо решили победить малярию с помощью ГМО-комаров

Объектом опытов были плазмодии, вызывающие малярию у мышей. "Каждый из 1300 изъятых из генома генов был замещен индивидуальным генетическим кодом. Цель состояла в том, чтобы выяснить, какое воздействие это окажет на паразита", - поясняет Бернский университет. Использование индивидуальных кодов дало возможность изучать одновременно много плазмодиев. В результате ученые выявили "сотни мишеней, особенно в метаболизме паразита". Они выяснили, какие из ранее не исследовавшихся генов имеют "жизненно важное значение" для возбудителя малярии.

В проекте участвовали 22 специалиста, представляющих разные области науки - от молекулярной биологии и паразитологии до статистики и математического моделирования. О полученных результатах они рассказали в статье в журнале Cell.

Малярия - острое инфекционное заболевание. Первые симптомы - лихорадка, головная боль, рвота - появляются через 7-15 дней после укуса комара (род anopheles), инфицированного одним из видов паразитов-плазмодий, самые распространенные из которых - plasmodium vivax и plasmodium falciparum.

21.11.2019 10:38