Ученые РФ нашли причины разной скорости таяния льда в евразийской и американской Арктике

Группа ученых при участии сотрудников Московского физико- технического института (МФТИ) описала механизм, который приводит к тому, что в XXI веке льды в евразийской Арктике тают быстрее, чем в американской, в дальнейшем эти сведения можно использовать для прогнозирования хозяйственной деятельности в регионе. Об этом в среду сообщила пресс- служба университета.

фото: you-ng.it

"По итогам четырех экспедиций по Северному Ледовитому океану и анализа спутниковых данных группа российских климатологов при участии сотрудников МФТИ описала механизм сезонной памяти океана. Он объясняет, как циркуляция воздуха в регионе приводит к тому, что в XXI веке льды в евразийской Арктике тают быстрее, чем в американской", - говорится в сообщении.

В Арктике глобальное потепление проявляется ярче, чем в других местах. Сокращение ледяного покрова ведет к еще большему потеплению и, следовательно, дальнейшему таянию льдов. Этот замкнутый круг объясняется тем, что лед отражает солнечный свет, а вода, наоборот, поглощает и накапливает тепло. Потеря льда в разных районах Арктики идет разными темпами. Наблюдения показывают, что с 2000-х годов в евразийской Арктике ледяной покров сокращается даже зимой, а в американской - только летом.

таяние ледников в Антарктике

Глобальное потепление и таяние льдов в Антарктике, может повторить всемирный потоп

По словам исследователей, это объясняется сезонностью и особенностями циркуляции воздушных масс в Арктическом регионе. "Во второй половине сентября обычно меньше всего льда. В это время океан активно накапливает тепло от солнца. Но если с полюса или из Гренландии приходит холодный воздух, он забирает часть тепла. И наоборот: поступление теплого воздуха с материка усиливает нагрев океана", - цитирует пресс-служба соавтора исследования Михаила Варенцова.

Ученые назвали этот механизм сезонной памятью: зимний ледяной покров зависит от атмосферных условий предыдущим летом. Чтобы описать и объяснить климатические изменения в Арктике, специалисты собрали данные о температуре и составе воды на разной глубине, а также о температуре и влажности воздуха, ветре и других характеристиках погоды и климата в двух приполярных районах. Измерения проводились во время судоходных экспедиций в августе-сентябре 2003, 2005, 2013 и 2015 годов.

Последствия сокращения площади льда

Постепенный переход к сезонному освобождению Арктики от льда, как отмечается в сообщении, с одной стороны, упрощает хозяйственную деятельность. Чем тоньше ледяной покров и чем меньшую площадь он имеет, тем проще судоходство. В XX веке даже летом по Северному морскому пути суда ходили только в сопровождении ледоколов. Если ледоколы окажутся частично или полностью не нужны, то перевозить грузы станет значительно проще и дешевле.

"В то же время изменение климата нарушает баланс экосистемы. Например, белым медведям и тюленям лед нужен для отдыха и охоты. А планктон при нагреве верхнего слоя океана может начать бесконтрольно размножаться", - пояснили представители МИФИ.

Работа велась в рамках масштабного международного проекта NABOS, который изучает климат Арктики с 2002 года. В исследовании участвовали ученые из Московского физико- технического института, Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге, МГУ имени М.В. Ломоносова, Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, Гидрометцентра России, Института географии РАН.

Научный труд получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и высшего образования РФ.

24.04.2019 17:52

Комплекс дистанционной разведки «Глаз». От пехоты до «Арматы»
Индивидуальный разведывательный комплекс «Глаз» представляет собой мини-аппарат с камерой высокого разрешения, который запускается из ручной ракетницы.
Ученые оценили масштабы катастрофы извержения Йеллоустонского вулкана
Извержение Йеллоустонского вулкана вызовет цепную реакцию, которая обернется разрушением нашего мира.
У глубоководных существ обнаружено феноменальное зрение
Ученые обнаружили у глубоководных созданий невероятную способность различать цвета даже на глубине свыше километра.
Человек уничтожает биоразнообразие Земли
Миллион видов животных и растений находятся под угрозой исчезновения. Ученые бьют тревогу, теперь дело за государствами: в их силах принять меры.