Главная / Наука и технологии / Ученые выяснили, когда произошло массовое вымирание животных на Земле в девонский период

Ученые Лозаннского университета в сотрудничестве с коллегами из Женевы, Льежа (Бельгия) и Бремена (Германия) впервые с высокой точностью установили время массового вымирания флоры и фауны на Земле в девонский период палеозойской эры. Как сообщает университет на своем сайте, эта экологическая катастрофа, одна из самых крупных в истории нашей планеты, произошла 371860000 лет назад. Отмечается, что датирование было проведено на основе исследования минерала циркона с применением уран-свинцового метода.

massovoye_vymiraniye_zhivotnykh_na_zemle_v_devonskiy_period

фото: demiart.ru

Как информирует университет на своем сайте, полученный результат "можно считать исключительно точным в сравнении со всеми предыдущими оценками". Был изучен циркон, обнаруженный в вулканическом пепле в горных осадочных породах. По степени распада содержащегося в цирконе урана и накопления в результате этого процесса свинца специалисты установили время девонского вымирания. Свои выводы ученые опубликовали в восьмом томе онлайн-издания Scientific Reports за текущий год.

В девонский период (примерно 419,2 - 358,9 млн лет назад) животные впервые вышли на сушу и появились первые деревья. Вместе с тем в это время произошло массовое вымирание флоры и фауны. По некоторым оценкам, исчезло около 22% всех семейств морских животных, основную часть которых составляли беспозвоночные.

В отличие от вымирания динозавров около 66 млн лет назад, которое в научном мире связывают, в частности, с падением небесного тела, вызвавшим появление кратера Чиксулуб на полуострове Юкатан, и с вулканической активностью, у девонского вымирания нет однозначного объяснения. Именно поэтому очень важно было максимально точно датировать произошедший более 370 млн лет назад экологический катаклизм, поясняют ученые.

devonskiy_period_foto

По словам ведущего автора научной работы, геохимика Лозаннского университета доктора Лоуренса Персиваля "точная датировка девонского вымирания дает новую основу для лучшего понимания произошедших тогда событий, которые могли привести к экологической катастрофе".

"Интересный факт", по мнению ученых, состоит в том, что у науки на данный момент нет сведений о том, что в девонский период с Землей столкнулся астероид или произошло вулканическое извержение, изменившее климат на планете.

Подчеркивается, что хотя губительное воздействие астероида или вулканической активности на животный мир девонского периода "еще может быть установлено в будущем", вполне возможно, что "это не имеет отношения к вымиранию" и что "девонская катастрофа была вызвана другими процессами, глубоко отличающимися от тех, которые позже привели к другим массовым вымираниям и, в частности, вызвали конец эры динозавров".