Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / В космосе обнаружили гигантскую «собачью кость» – астероид Главного пояса

В космосе обнаружили гигантскую «собачью кость» – астероид Главного пояса

Астероид Клеопатра, названный в честь египетской царицы, принадлежит к группе астероидов Главного пояса – области Солнечной системы, которая расположена между орбитами Юпитера и Марса. Небесное тело характеризуется высоким содержанием металла и вращается вокруг Солнца с периодичностью в 5 лет, не заходя во внутреннее пространство нашей планетной системы и не представляя угрозу столкновения с Землёй. Ширина астероида составляет 93 километра, длина – 270 километров, что приблизительно соответствует протяжённости Московской области с севера на юг или Северной Италии.

сравнение размеров астероида Клеопатра с северной Италией

фото: ESO

Своё неофициальное название астероид получил из-за необычной формы, которая напоминает собачью кость или гантель: две доли соединены широкой перемычкой. Впервые Клеопатру обнаружил австрийский астроном Иоганн Пализа в 1880 году. Уже тогда наблюдатели за ночным небом выделили это небесное тело среди остальных.

Недавно астрономам удалось получить новые детальные изображения астероида с помощью Очень большого телескопа (VLT), расположенного в Чили. «Собачья кость» вращается вокруг своей оси, поэтому учёные смогли рассмотреть её с разных сторон.

Ближайшая к Земле точка орбиты Клеопатры расположена в 200 миллионах километров. С такого расстояния астрономы и запечатлели астероид с помощью передовых инструментов VLT. Невооружённым глазом небесное тело заметить невозможно: его видимый размер для наблюдателя с Земли соответствует размеру мяча для гольфа с расстояния около 40 километров.

астероид Клеопатра заснятый во временя своего вращения

Исследования параллельно проводили две международные команды учёных. Результаты опубликованы в сентябрьском номере журнала Astronomy & Astrophysics.

Научный руководитель одной из групп астрофизик Франк Маркис подтверждает уникальность астероида. По словам Маркиса, изучение необычных небесных тел, таких как Клеопатра, продвигает науку вперёд и позволяет больше узнать о Солнечной системе.

Загадочные спутники астероида Клеопатра

Интересная форма – не единственная особенность Клеопатры. Ещё в 2008 году учёные обнаружили, что вокруг неё вращаются два спутника, которым присвоены имена Алексгелиос и Клеоселена.

По результатам исследований астрономы уточнили массу и размер астероида и выдвинули предположение о природе его спутников. Согласно общепризнанной точки зрения, Клеопатра образовалась в результате столкновения двух небесных тел, обломки которых слились в одно целое.

фото астероида Клеопатра в форме собачьей кости

Объединив снимки, сделанные под разными углами обзора, команда Маркиса получила точную трёхмерную модель объекта и обнаружила, что объём одной из долей «гантели» больше другой примерно на 16%.

Учёные также рассчитали плотность небесного тела, которая составила 3,4 грамма на сантиметр в кубе, что на 1,1 единицы меньше предыдущих оценок. Полученное значение вдвое меньше плотности железа, следовательно, астероид не такой массивный, как предполагали раньше.

Вторая группа исследователей под руководством Мирослава Брожа с помощью новых наблюдений и сложного моделирования пришла к выводу, что предыдущие орбитальные модели спутников астероида были неверными: они расположены в другом месте относительно основного небесного тела. Их взаимное расположение привело к новому пониманию гравитационного взаимодействия между ними, что повлияло и на оценку массы астероида. Учёные определили, что Клеопатра примерно на 35% менее массивна, чем предполагалось ранее.

Структура астероида Клеопатра

Для объекта, предположительно состоящего из металла, астероид обладает низкой плотностью. Этот парадокс учёные объяснили наличием пористой структуры, при которой небесное тело – не более чем «груда камней». В его составе рыхлая смесь металлов и камня, а пустое пространство занимает от 30% до 50% общего объёма. Это предположение хорошо согласуется с теорией его возникновения: каменные обломки, оставшиеся после мощного удара, «слиплись».

Исследователи определили, что Клеопатра вращается вокруг своей оси со скоростью, близкой к предельной. Достигнув её, астероид начнёт разваливаться на части. При таких условиях незначительные столкновения даже с мелкими обломками приведут к выбросу камней с поверхности астероида. Команда Маркиса предполагает, что именно таким образом и образовались его спутники и Клеопатра действительно породила своих «детей».

АлекСелиос и Клеоселен два спутника астероида Клеопатра

Учёные предполагают, что у астероида есть и другие спутники. Кроме того, более детальные изображения его поверхности обнаружат аномалии и неоднородности, которые могут выявить связь Алексгелиоса и Клеоселены с их родительским телом. Эти исследования станут возможными только с помощью мощных инструментов, таких как строящийся Чрезвычайно большой телескоп, который планируют ввести в эксплуатацию к 2027 году.

Клеопатра относится к астероидам М-класса, в составе которых преобладают металлы.

krater_na_marse.jpg

Направить астероид на Марс и создать в кратере озеро предложила группа энтузиастов

Это дифференцированные небесные тела, которые представляют собой обломки более крупных тел – зародышей планет, состоящих из железного ядра и каменистой оболочки. На ранних этапах формирования Солнечной системы они сначала нагревались и плавились, а затем разрушались в результате столкновений, что привело к возникновению железных (части ядер), каменных (части мантий) и смешанных астероидов.

Некоторые метеориты, которые сталкивались с Землёй, – части дифференцированных астероидов. Один из самых крупных железных метеоритов оставил на нашей планете гигантский кратер в штате Аризона, США.