Информационно-аналитическое издание

Главная / Наука и технологии / Замена релейного блока на МКС вывела американку Уитсон на третье место по длительности работ в открытом космосе

Американские астронавты Пегги Уитсон и Джек Фишер во вторник совершили внеплановый выход в открытый космос, заменив неисправный элемент оборудования на поверхности Международной космической станции (МКС). Как сообщило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), работы длились 2 часа 46 минут. Это был 201-й выход в открытый космос для обслуживания МКС, их суммарная продолжительность достигла 1250 часов 41 минуты.

Американский астронавт Пегги Уитсон

Фото: kvedomosti.com

"Мы снова в деле, хорошая работа", - передал центр управления полетом. "Очень хорошо. Мы счастливы", - лаконично ответила Уитсон, являющаяся командиром нынешнего экипажа орбитального комплекса.

Фишер довольно быстро справился со своим заданием, установив две беспроводные телекоммуникационные антенны на поверхности лабораторного модуля Destiny ("Дестини"). Американец не успел сделать это в ходе предыдущего выхода в открытый космос 12 мая, поскольку тогда при подготовке к операции в системе охлаждения его скафандра была обнаружена небольшая утечка воды и время работы астронавтов за бортом станции пришлось сократить.

Уитсон во вторник пришлось из-за объективных обстоятельств задержаться за бортом станции. Астронавт в штатном режиме демонтировала релейный блок (multiplexer-demultiplexer - MDM), отвечающий за функционирование панелей солнечных батарей, охлаждающего и иного оборудования, установленного на внешней стороне МКС. Этот блок вышел из строя 20 мая по неизвестной причине. Однако на этапе монтажа нового блока возникли трудности. В отверстиях для винтов была обнаружена металлическая стружка, которую пришлось удалять с помощью струйного бластера.

Инженеры НАСА в дистанционном режиме проверили работу релейного блока, убедившись, что он функционирует как следует. MDM достаточно компактен, весит 22 кг, его размер составляет 35х20х33 см. Выход и возвращение американцев в шлюзовую камеру на модуле Quest ("Квест") страховал француз Тома Песке из Европейского космического агентства. Кроме них, вахту на орбитальной станции несут российские космонавты Олег Новицкий и Федор Юрчихин.

Стоит отметить, что "космическая прогулка" началась более чем на 40 минут раньше запланированного срока. Это обстоятельство позволило 57-летней Уитсон подняться с пятого на третье место в истории по суммарному времени, проведенному в открытом космосе. Как уточнило НАСА, до вторника американка провела в безвоздушном пространстве 57 часов 35 минут и занимала по этому показателю пятое место среди всех астронавтов. Она отставала почти на час от Джона Грансфелда (58 часов 30 минут) и Джерри Росса (58 часов 32 минуты). Для Уитсон этот выход стал уже 10-м.

Лидером этого "соревнования" остается россиянин Анатолий Соловьев. На его счету 16 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 82 часа 21 минута. Вторую строку занимает американец Майкл Лопес-Алегрия. Он за 10 выходов провел в открытом космосе 67 часов 40 минут.

Экспедиция на МКС в 2017 году стала для Уитсон третьей в карьере. Ранее она была на орбите в июне - декабре 2002 года и с октября 2007 по апрель 2008 года. 24 апреля Уитсон установила новый рекорд пребывания астронавтов в космосе - более 534 дней 2 часов и 49 минут. В 2008 году она стала первой женщиной - командиром экипажа МКС, 9 апреля этого года она стала им во второй раз.

Ранее НАСА и Роскосмос договорились, что Пегги Уитсон вернется на Землю не в июне, как планировалось, а в сентябре. Как ранее сообщили ТАСС в российском Центре управления полетами, 2 июня после полугодовой экспедиции на Землю вернутся Новицкий и Песке. А очередная экспедиция отправится к МКС 28 июля. Таким образом почти на два месяца на МКС останутся работать лишь три человека - россиянин Юрчихин и американцы Уитсон и Фишер.